Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рождение Биндусары и смерть Чандрагупты.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Чанакья служил Чандрагупте в качестве министра до конца жизни последнего. По приказу Чанакьи в еду Чандрагупты подмешивались всё большие и большие дозы ядов, чтобы в конечном счёте обезопасить его даже от сильнейшего яда. Однажды, когда царица Дурдхара, находившаяся на последней стадии беременности, обедала с царём, Чанакья натолкнулся на них. Видя, что яд почти немедленно убил царицу, он разрезал её утробу и извлёк ребёнка. Тот тоже был близок к смерти, поскольку капля яда уже приблизилась к голове мальчика, который, ввиду таких обстоятельств, был назван Биндусарой. В зрелом возрасте, когда умер, приняв смерть самадхи[76], его отец, Биндусара был возведён Чанакьей на трон.
Ашока и Сампрати. « По смерти Биндусары на трон взошёл его сын Ашока. Ашока послал своего сына и предполагаемого наследника Куналу в Удджайини для пулучения образования. Когда принцу было восемь лет, царь написал его учителям не пракрите, что Кунала должен начать обучение. Но одна из жён Ашоки, желавшая гарантировать трон ля своего сына, взяла это письмо, якобы для того, чтобы прочитать его, а сама втайне надписала точку над буквой «а», тем самым изменив «адхийю» в «андхийю» - совсем другое слово, значащее, что он должен быть ослеплён. Не перечитав письмо, царь запечатал и отправил его. Слуга в Удджайини был настолько шокирован содержанием письма, что не смог прочитать его принцу вслух. Тогда Кунала выхватил письмо и прочитал жестокий приказ своего отца. Учитывая, что ещё не один из принцев династии Маурьев не выказывал непослушания главе рода и поскольку он сам не был готов показать дурной пример, он мужественно выжег глаза раскалённым железом»[77].
«Годы спустя Кунала пришёл во дворец Ашоки, переодетый как певец и, когда он доставил царю большое удовольствие своей музыкой, тот пожелал вознаградить его. Тогда певец сказал, что он - принц Кунала, и что он требует своего наследства. Ашока в печали возразил, что, будучи слепым, он никогда не сможет занять престол. Тогда Кунала сказал, что он требует царство не для себя, а для своего сына. Царь воскликнул: «Когда сын был рождён тобой? » «Прямо сейчас» («сампрати»): таков был ответ. Соответственно, сыну Куналы было дано имя «Сампрати» и, хотя он и был младенцем, его объявили преемником Ашоки, после отречения которого от престола он взошёл на трон и стал могущественным монархом. Сампрати был преданным джайном»[78].
Далее Хемачандра описывает, как десять текстов Пурва были сохранены Стхулабхадрой. Главным героем в этом знаменитом эпизоде был Бхадрабаху и, поскольку он умер 170 лет спустя после нирваны Махавиры, т.е. через 15 лет после прихода к власти Чандрагупты, то очевидно, что события, описываемые ниже, имели место в период правления последнего.
Стхулабхадра получает от Бхадрабаху тексты Пурва. «Ужасная засуха свирепствовала в это время, вынуждая монахов уходить на морское побережье. В эти смутные времена они настолько пренебрегали своими религиозными занятиями, что святое учение было на грани забвения. Поэтому, когда голод закончился, сангха собралась в Паталипутре, чтобы собрать воедино те фрагменты канона, которые монахи смогли вспомнить; таким образом были составлены 11 Анг. А чтобы восстановить дриштиваду, сангха отправила монахов к Бхадрабаху в Непал, приказывая ему присоединиться к собору. Бхадрабаху, однако, отклонил этот приказ, сославшись на то, что он принял обет Махапрана, выполнение которого займёт 12 лет, но после того он в течение короткого времени обучит их дриштиваде. Получив такой ответ, сангха опять послала к Бхадрабаху двух монахов, чтобы спросить его, какое наказание он хочет получить за непослушание сангхе. Если он скажет, что отлучение, то они ответят, что таким и будет его наказание. Поскольку всё происходило, как было предсказано, Бхадрабаху запросил несколько умных монахов, которым он мог бы ежедневно давать по семь уроков. Соответственно, к нему были посланы 500 монахов во главе со Стхулабхадрой. Но все они, за исключением Стхулабхадры, вскоре отпали, устав от медлительности их прогресса, и Стхулабхадра остался один на весь период действия обета его учителя. К концу этого периода он изучил первые десять текстов класса Пурва.
Затем Стхулабхадра и Бхадрабаху вернулись в Паталипутру. Стхулабхадра имел семь сестёр. Когда эти сёстры оказывали почтение Бхадрабаху по его прибытии в Паталипутру, они спросили его, где остановился их брат, и были отправлены в один из храмов. Когда они приблизились, Стхулабхадра превратил себя в льва, чтобы вознаградить сестёр демонстрацией чуда. Естественно, испуганные девушки побежали назад, чтобы сказать учителю, что лев сожрал их брата. Бхадрабаху, однако, заверил их, что их брат жив, после чего они, вернувшись, нашли его в том храме».
«Когда сёстры оставили Стхулабхадру, он пошёл к Бхадрабаху на свой ежедневный урок. Но тот отказался учить его, поскольку он стал недостойным этого. Стхулабхадра ответил, что не припоминает ни одного греха с момента его посвящения, но когда ему напомнили о том, что он только что сделал, он пал к ногам учителя и попросил прощения. Бхадрабаху, однако, так и не приступил к дальнейшему обучению. Даже целая сангха лишь с большим трудом смогла преодолеть его сопротивление. В конце концов он согласился обучить Стхулабхадру остающимся Пурвам, но лишь на том условии, что он не передаст их кому-либо другому. После смерти Бхадрабаху, т.е. через 170 лет после нирваны Махавиры, Стхулабхадра стал главой общины».
Махагири и Сухасти. «Стхулабхадра имел двух учеников: Махагири и Сухасти. Поскольку они обучались у Якшарьи[79], к их именам в качестве приставки присоединялось слово «арья». Стхулабхадра обучил их десяти Пурвам, а оставшимся четырём ему было запрещено учить. После смерти учителя они унаследовали его пост».
«Спустя некоторое время Махагири передал своих учеников Сухасти и начал жить как джинакальпика, хотя джина-кальпа уже впала в неупотребительность».
Хемачандра ранее утверждал, что джина-кальпа была оставлена после Джамбу. Не означает ли принятие Махагири этого образа жизни раскол джайнской общины на дигамбаров и шветамбаров? Такое предположение, однако, не кажется приемлемым, поскольку имя Махагири отсутствует в каких-либо списках старейшин, составленных дигамбарами. Кроме того, утверждение Хемачандры о том, что Махагири передал своих учеников Сухасти, вероятно, не соответствует действительности, поскольку Нанди-сутра (шветамбарский текст) даёт такую последовательность учеников Махагири, которая полностью отличается от списка преемников Сухасти, приводимого в Кальпа-сутре.
Другими совами, когда Махагири начал жить как джинакальпика, он либо вообще не передавал учеников Сухасти, либо, если и сделал это, впоследствии набрал новую группу учеников. Ясно одно: наследники Махагири не оставили заметных следов в истории джайнизма. Их имена практически исчезли, за исключением тех, которые приводятся в Нанди-сутре. Как сказано ранее, единственное лицо, чьё имя встречается в легендах, составленных в более поздние времена, - это Мангу.
Распространение джайнизма. Благодаря миссионерским усилиям Ашоки буддизм распространился по всей Индии и даже вне её. В случае с джайнизмом подобную же роль сыграл внук Ашоки Сампрати. Хемачандра продолжает:
«Царь (Сампрати), почитавший Сухасти в качестве своего величайшего благодетеля, был обращён им в истинную веру, и с тех пор строго соблюдал все обязанности, предписываемые мирянам. В дальнейшем он показал своё усердие, приказав воздвигнуть джайнские храмы по всей Джамбудвипе».
«Пример и совет Сампрати побудил его вассалов принять его веру и оказывать ей содействие, чтобы монахи могли практиковать их религию не только в его царстве, но и в соседних странах».
«Чтобы расширить сферу их деятельности на нецивилизованные страны, Сампрати отправил туда посланников, переодетых в джайнских монахов. Они описывали людям, какие вещи монахи принимают в качестве подаяния, предписывая им давать это вместо обычных налогов, которые время от времени взимаются сборщиками налогов. Конечно, этими сборщиками налогов должны были стать джайнские монахи. Подготовив таким образом путь для них, царь побудил Высочайшего послать монахов в те страны, ибо они не нашли бы там никаких препятствий для жизни. Соответственно, в страны Андхра и Драмила были посланы миссионеры, которые нашли ситуацию именно такой, какой её описал царь. Таким образом, нецивилизованные народы попали под влияние джайнизма».
«Религиозный пыл царя (Сампрати) был таким, что он повелел купцам давать монахам бесплатно всё, что они пожелают, и компенсировать стоимость товаров из государственной казны. Можно представить, что купцы выполняли царский указ без колебаний».
Всё это произвело своё неизбежный разлагающий эффект на джайнских монахов и Махагири, аскетически настроенный патриарх, начал протестовать. Хемачандра продолжает:
«Хотя тот вид подаяния, которым снабжались монахи, ясно запрещается правилами общины, Сухасти, боясь оскорбить пыл царя, не осмеливался возражать. Потому Махагири, сурово осудив Сухасти, решил окончательно отделиться от него. Ибо, как он сказал, было такое старое пророчество, согласно которому, поведение джайнов после Стхулабхадры должно было ухудшиться. После чего, оказав почтение статуе Дживантасвами, он оставил Аванти и ушёл в святое место Гаджендрапада. Здесь, истощив себя до смерти, он достиг Сварги (небес). Когда Сампрати умер в конце своего правления, в течение которого он оставался покровителем джайнов, он переродился богом и, в конечном счёте, достигнет состояния сиддхи». Храм Махакалы в Удджайини. Был некий купеческий сын по имени Авантисукавамала. Как-то раз он услышал проповедь Сухасти и, вследствие этого, был привлечён к джайнизму. Он стал монахом, но, поскольку обладал слабой физической конституцией, то не смог выдержать сурового аскетизма и умер во время голодания. А на том месте, где он столь мужественно встретил смерть, его сын возвёл величественный храм. Ныне это всемирно известный храм Махакалы.
(Хотя Хемачандра и не говорит этого прямо, но подтекст ясен: первоначально этот храм был джайнским, но впоследствии шайвы превратили его в индуистский. В 1234 г. этот храм был разрушен. Нынешний храм был построен Рамачандрой на том же самом месте в 1745 г.)
«С течением времени Сухасти оставил этот мир, истощив себя до смерти, и ушёл на небеса».
Далее Хемачандра опускает четырёх патриархов, последовавших за Сухасти: Сустхита, Индра и Динна не упоминаются вообще, а Синхагири упоминается лишь в качестве учителя Ваджры.
Ваджра был сыном Дханагири, также ученика Синхагири. Дханагири оставил дом вскоре после того, как его жена забеременнела. Ребёнок, рождённый этой оставленной женщиной, доставлял много хлопот, и её родственники отдали его Синхагири, когда он пришёл в ту местность с проповеднической миссией. Поскольку ребёнок был очень тяжёлым, Синхагири назвал его Ваджрой. Затем он был обучен священным писаниям. Синхагири хотел, чтобы Ваджра стал сведущим в знании священных книг и поэтому послал его к Бхадрагупте в Удджайини. Бхадрагупта знал 10 текстов Пурва.
«Вскоре после прибытия Ваджра был самым сердечным образом принят Бхадрагуптой, который с готовностью передал ему знание десяти текстов Пурва. Когда цель Ваджры была достигнута, он вернулся в Дашапуру и присоединился к своему учителю. Последний позволил ему учить Пурвам, в честь чего боги пролили цветочный дождь. Синхагири, передав пост Ваджре, положил конец своей земной жизни с помощью самоистощения. Затем Ваджрасвами странствовал в обществе 500 монахов, всюду проповедуя учение, и куда бы он ни пришёл, все восхищались им и воздавали ему хвалу».
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы