Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


От Харибхадры Сури до Хемачандры Сури и далее.



 

Харибхадра Сури заложил основы интеллектуального движения среди шветамбаров, кульминацией которого стали работы Хемачандры Сури, жившего в 12 в. Считается, что до Харибхадры существовала лишь 1/8 часть доступной ныне шветамбарской литературы, а что касается остальной части, то он не только сам внёс вклад в её создание, но и вдохновил других своим примером. Говорят, что он написал 144 больших и малых работы, но в наше время известны только 88, из которых 26 однозначно принадлежат ему[183].

 

Харибхадра из Видьядхара-кулы, ученик Джинабхадры (или Джинабхатты) и Джинадатты, жил в 8 в., вероятно в 705 - 775 гг. Он родился в Читракуте (ныне Читторгарх) в семье брахмана и был обучен всем отраслям брахманского знания. Гордясь своей огромной эрудицией, он объявил, что станет учеником любого человека, который скажет ему такую фразу, значения которой он не сможет понять. Этот вызов был написан на дощечке, которую он носил на животе, хотя другая легенда говорит, что он обвязал своё тело золотыми поясами, чтобы оно не лопнуло от такой большой учёности. Как-то он услышал джайнскую монахиню Якшини[184], читавшую некий стих, значения которого он не понял, и тогда он попросил монахиню объяснить это. Та отправила его к учителю Джинабхадре, который обещал проинструктировать Харибхадру, если тот примет джайнское монашество. Так Харибхадра стал монахом и с тех пор называл себя духовным сыном (дхармапутра) монахини Якшини. Вскоре он стал настолько глубоко сведущим в джайнских священных писаниях, что получил титул «Сури» (почётный титул учёных джайнских монахов), а учитель назначил его своим преемником. По всей вероятности, вскоре он ушёл со своей родины, поскольку большая часть его монашеской жизни прошла в Раджастхане и Гуджарате. Помимо того, что он был хорошо сведущ в брахманизме, он также основательно знал и буддийские учения, которые втайне получил от своих учеников и племянников Хамсы и Парамахамсы для того, чтобы получить возможность полностью опровергнуть их.

 

Харибхара писал как на санскрите, так и на пракрите. Вероятно, он был первым комментатором Канона, использовавшим санскрит. Однако обращаясь к древним пракритским комментариям, он сохранял пракритские цитаты в оригинальной форме[185].

 

Харибхадра также написал длинную пракритскую поэму Самарайчча Каха. Это религиозная повесть, герои которой, пройдя через разнообразные приключения и рождения: от животных до человеческих, отрекаются, наконец, от мира и становятся джайнскими монахами.

 

Как уже было сказано, Харибхадра положил начало учёной традиции среди шветамбаров Гуджарата и прилегающих областей. Удьотана Сури завершил свою Кубалаямалу в 778 г. в Джавалипуре (Джалор в Раджастхане). Примерно столетие спустя, где-то между 862 и 872 гг., Шиланка написал свои комментарии на первые две Анги. Он перевёл все пракритские источники, которые использовал, на санскрит. В 869 г. он написал работу по джайнской мифологии, называемую Чаупаннамахапурисачариянам. Ясно, что Шиланка также жил в Гуджарате. В 9 в. Джаясинха написал в Нагапуре (Нагор в Раджастхане) свою Дхармопадешамалу.

 

Учёность джайнских монахов проложила им путь на двор чалукийских царей Гуджарата. Джайны процветали при дворе Чалукьев, и как джайны, так и Чалукьи, выигрывали от этого. Позднее величайший из Чалукьев - Джаясинха Сиддхараджа и величайший из шветамбарских учёных - Хемачандра были современниками и друзьями.

 

В начале 11 в. Гуджарат был разделён на несколько маленьких государств. Чалукийский царь Дурлабхараджа (1002 - 1022), пригласивший на свой двор джайнского учёного Джинешвару Сури, был правителем Анахилавады (вблизи нынешнего Патана) и Кача. Его сын Бхима наследовал ему. К тому времени джайны начали занимать важные правительственные посты. Министр Бхимы Вимала Шаха построил в 1032 г. на горе Абу знаменитый храм Адинатхи. Вполне очевидно, что Вимала Шаха должен был быть безмерно богатым человеком.

 

Джайнская религия оказалась привлекательной для торгового класса. Вполне вероятно, это было следствием того, что этот богатый класс не желал занимать более низкое положение в обществе, чем брахманы (достаточно часто неграмотные), находящиеся на вершине индуистской ортодоксальной иерархии. Многие подкасты торгового сообщества: осавали, поравали, шримали и шри-шримали были почти в полном составе обращены в джайнизм.

 

Внук Бхимы Джаясинха Сиддхараджа (правил в 1094 - 1143) был величайшим из царей Гуджарата. Он завоевал весь Гуджарат и стал его первым императором. В 1135 он завоевал Дхару и с триумфом вернулся в свою столицу в 1136. Среди горожан, вышедших приветствовать его возвращение домой, была и делегация учёных мужей, возглавлявшаяся Хемачандрой. Считается, что это была первая встреча Джаясинхи с Хемачандрой.

 

Хемачандра.

 

Хемачандра родился в 1089 г. в местечке Дхандхука, находящемся примерно в 100 км к юго-западу от Ахмедабада. Его отца звали Чхачига, а мать - Пахини Деви. Они принадлежали к касте вания. Мальчика назвали Чангадева. (Имя «Хемачандра» было дано ему позже, когда он получил титул «сури».) Отец Хемачандры, скорее всего, был по религии шиваитом, но мать следовала джайнизму. Мальчик оказался необыкновенно умным.

 

Однажды, когда Хемачандра был ещё ребёнком, джайнский ачарья Девачандра, совершая паломничество, зашёл в Дхандхуку. Увидев мальчика, он был поражён несоответствующей возрасту зрелостью его ума. Он подумал, что не мешало бы посвятить мальчика в монахи, поскольку повзрослев, он станет весьма ценным для джайнской общины. Поэтому, сопровождаемый местными джайнскими купцами, он пришёл в дом Чхачиги, но тот ушёл куда-то. Тогда ачарья попросил его мать отдать мальчика, чтобы тот смог получить джайнское монашеское образование. В ответ на просьбу ачарьи и купцов, мать дала соответствующее согласие[186].

 

После этого Девачандра забрал мальчика и ушёл в другой город. Между тем Чхачига, вернувшись домой, обнаружил, что его сын ушёл, и отправился на его поиски. Наконец, он нашёл его находящимся на попечении Удаяны, джайна по религии, который в то время был правителем Камбая. Удаяна опять попросил Чхачигу позволить Девачандре оставить мальчика при себе и предложил ему в качестве компенсации немалую сумму денег. В конце концов Чхачигу убедили оставить мальчика с Девачандрой, и он отказался принять деньги.

 

Чангадева был посвящен в монахи в 1097, получив при этом имя Сомачандра. Тогда же началось и его обучение, и к 231 году он стал настолько учёным, что получил титул «сури», а вместе с ним и новое имя - Хемачандра, поскольку монахи решили, что его лицо сияет, как золото (хема).

 

В своих работах Хемачандра почти не упоминает своего учителя. Единственный известный случай прямого упоминания Девачандры находится в десятой книге Тришаштишалакапуруша-чаритры. Из этого был сделан вывод, что, возможно, его отношения с учителем были не очень счастливыми. Фактически, даже вышеприведённая история его жизни принимается не всеми: существуют и другие версии его жизнеописания.

 

Единодушие существует лишь в одном пункте: а именно в том, что Хемачандра был одним из величайших учёных своей страны. Его называли «Каликала-сарваджня» - «всеведущий века Кали». По степени разнообразия произведений с ним может соперничать разве что Рафа Бходжа из Дхары, но многие из работ, подписанных именем Бходжи, могли в действительности принадлежать придворным пандитам.

 

Считается, что количество работ Хемачандры равняется трём крорам (30 миллионов). Другими словами, они действительно многочисленны. Некоторые из них могли исчезнуть, а из тех, которые сохранились, заслуживают упоминания следующие:

1. Эпос.

 

Хемачандра, подобно многим другим джайнским авторам, составил жизнеописания 63 «великих личностей» джайнской мифологии. Эта гигантская работа известна как Тришаштишалакапуруша-чаритра. Она стандартизировала шветамбарскую версию джайнской мифологии. Но более важно то, что Хемачандра написал дополнение к этой работе. Это дополнение, известное как Паришиштапарван, (8) содержит историю джайнской общины в течение примерно 14 поколений после Махавиры и, как указывалось ранее, является одним из всего лишь двух сочинений, описывающих историю джайнской общины после Махавиры.

 

2. Грамматика.

 

Считается, что знаменитая грамматика Хемачандры, известная как Сиддха-хема-шабда-нушасана, была написана по указанию Джаясинхи Сиддхараджи, который хотел сделать свою столицу так же хорошо известной в научных кругах, как Дхара, столица Бходжи. (Бходжа также написал грамматику: Сарасвати-кантхаварана ).

 

Грамматика Хемачандры разделена на восемь глав: первые семь посвящены грамматике санскрита, а последняя - пракрита. Эта восьмая глава представляет собой самую раннюю[187] работу западной школы пракритских грамматистов и как таковая, может считаться пионерской. Хемачандра касается почти всех разновидностей пракрита: махараштри, шаурасени, магадхи, ардхамагадхи, пайшачи, чулика пайшачи, а также апабхрамши[188].

 

В первых семи главах, посвящённых санскриту, Хемечандра демонстрирует основательное знакомство почти со всеми предыдущими грамматиками этого языка. Было обнаружено, что он равным образом использовал обе системы: Панини и Катантры[189], (11) поскольку его цель состояла в том, чтобы сделать грамматику настолько понятной читателю, насколько возможно[190]. Достаточно странно то, что эта грамматика Хемачандры никогда не стала популярной за пределами Гуджарата.

 

3. Кавья [191].

 

Хемачандра написал длинную поэтическую работу, называемую Кумарапала-чаритра: жизнеописание Кумарапалы, наследника Джаясинхи на гуджаратском престоле. Она также называется Дваяшравья-кавья, поскольку она не только написана на двух языках – санскрите и пракрите, но также служит двум целям: с одной стороны, описывает жизнь Кумарапалы, а с другой – иллюстрирует правила грамматики Хемачандры.

 

4. Словари.

 

Хемачандра составил четыре словаря: 1) Абхидханачинтамани: словарь, составленный в том же стиле, что и Амаракоша[192]; 2) Анекартхасамграха: словарь омонимов; 3) Нигханту: справочник по лекарственным растениям; 4) Дешинамамала: словарь местныой лексики, не подчиняющейся правилам санскритской и пракритской грамматики.

 

Помимо этого, Хемачандра написал ряд работ по поэзии (Кавьянушасана), просодии (Чандонушасана-ная) и т.д. Также он сочинил несколько религиозных гимнов.

 

Джаясинха, царь Гуджарата, не имел сына, поэтому прямого наследника его трона не нашлось. Он, однако, мечтал о сыне вплоть до самых последних дней и даже совершил паломничество в храм Соманатхи с этой целью. Хемачандра сопровождал его в этом паломничестве. Он и джайнские министры Джаясинхи желали, чтобы трон унаследовал Кумарапала, потомок сводного брата отца Джаясинхи, потому все те министры и богатые купцы втайне оказывали содействие Кумарапале, которого сам царь недолюбливал. Поэтому Кумарапала, унаследовав престол после смерти Джаясинхи в 1143 г., был глубоко благодарен джайнам.

 

В течение всей жизни Кумарапалы Хемачандра был его другом и советником. Все джайнские историки этого периода говорят, что по совету Хемачандры царь запретил убийство животных в своём государстве и сам стал джайном. Вполне очевидно, что он симпатизировал джайнизму, но по поводу его обращения в эту религию К.М. Мунши говорит, что Кумарапала никогда не оставлял веру предков и что все эпиграфические свидетельства описывают его как преданного (бхакта) Шивы[193].

 

Это, однако, не изменяет того факта, что в северной Индии было всего несколько царей, настолько дружественных к джайнизму, как Кумарапала.

 

Кумарапала умер в 1173 г., а Хемачандра шестью месяцами ранее.

 

Джайнизм, однако, сохранил своё влияние в Гуджарате и после этого. Джайнская община не только производила множество учёных людей, но и продолжала возводить величественные храмы по всей территории государства, располагая их в таких местах, до которых было нелегко добраться разрушителям идолов.

 

Как уже упоминалось, Вимала Шаха, министр чалукийского царя Бхимы, в 1032 г. построил на горе Абу знаменитый храм Ришабханатхи (Адинатхи). Ровно через 200 лет братья Ваступала и Теджапала построили там же храм Неминатхи. В 1278 г. был отреставрирован древний храм Неминатхи на горе Гирнар. Холм Сатрунджая в Палитане за несколько столетий был покрыт бесчисленными джайнскими храмами. Один из них – храм Адинатхи, был построен в 1618.

 

Шветамбары соседнего Раджастхана тоже были великими строителями. В 1439 г. в Ранакапуре (вблизи Садри в округе Пали) был возведён большой и прекрасный храм, занимающий территорию более 4000 квадратных метров. Он был построен по приказу Дхаранаки и посвящён Адинатхе. В Осии (округ Джодхпур) в течение многих столетий также продолжалось храмовое строительство. Считается, что Осия была местом возникновения шветамбарской касты Осавали.

 

Живопись.

 

С 11 по 16 в. среди джайнов Гуджарата процветала школа миниатюры, занимавшаяся в основном иллюстрированием рукописей. В ранние века эти рукописи были на пальмовых листах, позднее их сменила бумага. Самой популярной среди иллюстраторов книгой была Кальпа-сутра. (Впоследствии это искусство перешло к не-джайнам и самым любимым его предметом стали игры Кришны. Ближе к концу 16 в. были распространены также и светские сюжеты, главным образом любовные сцены.)

 

В ранний период фон этих миниатюр был кирпично-красным, но начиная с 15 в. начинается преобладание голубого и золотистого. Характеристики джайнских миниатюр следующие: лица изображаются в 3/4 профиля, остроконечные носы, глаза, выступающие за пределы лицевой линии и обильный орнамент. (Гуджаратские мастера стали предшественниками Раджпутской школы миниатюры.)

 

Хиравиджая Сури.

 

Среди джайнских учёных 17 в. наиболее выдающимся был Хиравиджая Сури, живший в Гуджарате. Абу-ль-Фазл в айне 30 своей работы Айн-и-Акбари приводит список 140 учёных своего времени, 21 из которых помещается им в первый класс, называемый «Те, кто понимает тайны обеих миров». Девять из них оказались не-мусульманами. Среди них фигурирует и Хиравиджая Сури, который, таким образом, был признан в качестве одного из самых учёных людей империи Моголов[194].

 

Император Акбар, услышав о нём от джайнов из Фатехпур-Сикри, выразил желание встретиться с ним. Он отправил правителю Гуджарата Сабахуддину Ахмад Хану приказ, согласно которому тот был обязан послать Хиравиджаю Сури в Фатехпур-Сикри, как только это станет возможным, и предоставить ему все необходимые средства: эскорт, слонов, лошадей и повозки.

 

Хиравиджая Сури родился в 1527 г. в Паланпуре, штат Гуджарат, в осавальской семье[195]. Его родители умерли, когда он был ещё ребёнком, потому он был воспитан сёстрами. В 1540 г. он стал учеником Виджаяданы Сури и получил имя Хирахарша. Для получения дальнейшего образования его направили в Девагири – известный в те времена центр санскритской учёности. Там он последовательно получил титулы пандита (в 1550), упадхьяи[196] (в 1552), и сури (1553). С тех пор он стал известен как Хиравиджая Сури. В 1556 г., когда умер его гуру, шветамбарская община Гуджарата избрала его своим бхаттаракой.

 

Джайны Ахмедабада встретили указ императора с огромной радостью. Многие другие джайнские монахи решили сопровождать Сури в столицу. Дисциплинарные правила джайнских монахов предписывают им принимать только ту пищу, которая была приготовлена домохозяевами для нужд своей семьи, но поскольку на всём их пути от Ахмедабада до Фатехпур-Сикри было невозможно найти достаточное для того, чтобы прокормить такую большую группу монахов число джайнских семейств, некоторые миряне отправились в путь вместе с этой группой. По утрам они снимались с места раньше, чем монахи и, пройдя небольшое расстояние, готовили под деревьями на обочине дороги достаточное для одного дня количество пищи, после чего ждали прибытия монахов.

 

Вполне естественно, что строгий джайнский аскет Хиравиджая не воспользовался слонами, предложенными правителем Гуджарата, а предпочёл пройти весь путь пешком.

 

Хиравиджая Сури прибыл в Фатехпур-Сикри на двенадцатый день тёмной половины месяца Джьяйштха[197] 1582 г. «Усталый путешественник был принят со всей императорской пышностью и находился на попечение Абу-ль-Фазла, пока монарх не нашёл времени побеседовать с ним. После долгого разговора на религиозные и философские темы, проведённого сначала с Абу-ль-Фазлом, а затем и с Акбаром, Сури нанёс визит в Агру. Поскольку приближался сезон дождей, он вернулся в Фатехпур-Сикри и убедил императора выпустить посаженных в клетки птиц, а также запретить убийство животных в определённые дни. В течение следующего года (1583) эти указы были расширены, а за непослушание им грозила высшая мера наказания. Акбар даже отказался от некогда любимой им охоты и наложил ограничения на рыбную ловлю. Сури, получив титул Джагад-гуру («учитель мира») и посетив Агру и Аллахабад, в 1584 г. вернулся в Гуджарат»[198].

 

Один из тех учёных монахов, которые сопровождали Хиравиджаю Сури, остался при дворе императора. Его звали Бхану Чандра. Необходимо отметить, что Бхану Чандра (как Бхан Чанд) и ещё один джайн – Виджаясена Сури (как Биджай Сен Сур) также были включены Абу-ль-Фазлом в его список самых учёных личностей того времени. Но он поместил их в пятый класс. «Лица, входящие в пятый класс, фанатичны, и не могут выйти за пределы узкой сферы открытых учений». Другими словами, Бхану Чандра и Виджясена были сведущи в шветамбарских текстах, но не обладали той широтой видения, какую имел Хиравиджая Сури.

 

В свою работу Айн-и-Акбари Абу-ль-Фазл включил довольно-таки длинную главу о джайнизме[199]. Скорее всего, он получил большую часть сведений от Бхану Чандры. Он пишет: «Автор не встретил никого, кто бы обладал личным знанием об обеих сектах, поэтому его рассказ о дигамбарах был написан, так сказать, в темноте, однако, имея некоторое знакомство с одним учёным из секты шветамбаров, также известных как Севра, он смог дать достаточно полную информацию»[200].

 

Интересно отметить, что вплоть до начала 17 в. нет никаких сведений об учёных-дигамбарах в северной Индии. Джайнские учёные работали при дворе в Дели и до периода Моголов. Например, Тхаккара Пхеру был «лаборантом»[201] при казне Алауддина Кхалджи (1316), а позднее, в период правления Кутбуддина Мубарака, стал главой монетного двора. Другой учёный – Махендра Сури, написал труд по астролябиям, называемый Янтра-раджа. В своём комментарии на эту книгу его ученик Малаенду Сури говорит: «Книга была написана Махендрой Сури, главным астрономом (астрологом) Фируза». (Шах Тугхлак, 1351 - 1388). Как Тхаккара Пхеру, так и Махендра Сури явно были шветамбарами.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь