Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные характеристики стиля обучения
Тот, кто хорошо умеет удивлять, выходит победителем. Джон Пол Джоус
Особенности стиля преподавания легко распознать. Трудность в другом — чему именно следует подражать и что именно для себя позаимствовать. Давно замечено, что если учитель пытается активизировать эмоциональную память своих учеников, рассказывает о методах запоминания, чтобы помочь им удержать в памяти изученный на уроке материал, детям это легко удается. Известен забавный случай: после проращивания и высадки в почву семян фасоли ученики наблюдали за развитием растений, их цветением, опылением и созреванием стручков. Одна ученица из прошлогоднего класса не могла дождаться окончания опыта в текущем году, чтобы вместе со всеми полакомиться отварной фасолью. Она ничего не забыла! Обратитесь к воспоминаниям своего детства и недавнего прошлого. Почему вы помните так много фактов и событий? Потому что яркие зрительные образы и звуки, ощущения и какие-то факты, рифмы, отрывки из текста, цифры связаны с чем-то ярким, необычным, эмоционально прожитым. Все, что прочувствованно ребенком, надолго запоминается ему. Учителю следует использовать и прием неожиданности эффекта. То, что предсказуемо, детям не интересно, зачастую даже утомительно. Все, что новое, приковывает внимание и возбуждает интерес. Это ведь так естественно, потому что любая неожиданность — это сюрприз. Понятие неожиданного в обучении выходит за рамки простого удивления и приближается к шоку. Но этот шок не пугает, а заставляет ученика сосредоточить свое внимание, сделать его не случайным, а преднамеренным. Учащимся часто требуется немного «шоковой терапии»: попробуйте сделать в классе что-нибудь неожиданное — вы увидите потрясающие результаты. Наглядность — одно из «золотых правил» теории обучения. Проведите над собой небольшой эксперимент: во время просмотра любой телепередачи (и тем более — художественного фильма) закройте на несколько минут глаза. Открыв их, подумайте, что вы упустили: цвета, выражение лиц, формы — целый мир визуальный стимулов. А теперь подумайте о своих учениках, проходящих процесс обучения с закрытыми глазами... Удручающая картина, не правда ли? Когда мы преподаем без наглядных пособий, эффект такой же. Только в классе это называется не удручающим, а скучным. Сегодня, когда дети имеют широкий доступ к кино, телевидению, системе Internet, обучение должно быть наглядным. Лучше один раз увидеть, чему тысячу раз услышать! Одна иллюстрация может заменить тысячу слов, поэтому берегите на уроке свои силы. Каждый урок должен быть уникальным. Синонимами слова «уникальный» служат слова «несравненный», «неповторимый», «особенный» и « единственный». Вы и ваши ученики не похожи друг на друга. А таковы ли ваши уроки? Являете ли вы любовь к своим ученикам, придумывая для них на занятиях нечто уникальное — только для них и ни для кого больше, — то, что запомнится им навсегда? Стиль обучения должен быть обращен ко всем чувствам человека, хотя это по плечу далеко не каждому педагогу. Некоторые из ваших переживаний, сильнее других внесших перемены в вашу жизнь, вероятно, пришли к вам, когда неожиданные обстоятельства буквально обрушивались на вас со всех сторон. Мы неизбежно будем постигать новое, когда случаются подобные обстоятельства, и обычно мы это делаем всеми органами чувств. Чем более упорядоченным и традиционным будет ваше преподавание, тем меньше чувств будет задействовано. Имея пять рук для работы, стали бы обходиться только двумя? Тогда почему в процессе обучения мы чаще всего обращается только к двум нашим ощущениям — к зрению и слуху? Ведь у учащихся их пять?! Умножьте: 5 чувств х число ваших учеников = море чувств. Сделайте соответствующие выводы. Стиль обучения должен быть увлекающим, захватывающим. Брюс Уилкинсон обращает внимание на слово «увлекать». Более других к нему можно подобрать слово «пленять», происходящее от термина «плен». Человеку, находящемуся в плену, трудно убежать. Самые счастливые в мире пленники — это пленники любви. Примените это понятие к учебному процессу. Когда класс чем-то увлечен, он уже не может отвлечься от темы урока. Вы воздвигаете вокруг детей невидимую стену, не позволяющую мыслям разбредаться. Вы плените их любознательность, и их внимание полностью приковано к вам. Мне пришлось несколько лет назад присутствовать в Ростовской СШ № 95 на уроке литературы в 11 классе. Тема была самая невыигрышная и в наши дни непопулярная — «Пьеса А. М. Горького «На дне». Однако педагог сразу же ошеломил учащихся вопросами: - Кто из писателей XX века создал образ бомжа? - Чем современна пьеса «На дне»? Урок прошел на высочайшем подъеме духовности, любознательности и активности учащихся. Отсюда вывод: создайте необычную, увлекающую обстановку — и класс будет вашим. И еще одна характеристика стиля обучения: создайте все условия для воплощения и перевоплощения учащихся. На только что упомянутом уровне литературы одинадцатиклассники не только охотно читали текст пьесы по ролям, но и рассуждали, сравнивали жизнь «дна» с современностью. Облекайте содержание учебных занятий в плоть и кровь своих учеников. Трудно, если вообще возможно, пренебречь истиной, изученной вами и получившей воплощение в вашей жизни. Что вы собираетесь преподавать? Алгебру, историю, иностранный язык, труд, химию? Вне зависимости от вашей специализации вы можете воплощать то, чему учите. Все, что вы хотите добиться от ваших учеников своим преподаванием, вы сами должны делать и отражать в своей жизни. Вы не сможете оказать более сильного воздействия каким-либо другим путем, кроме как своим личным примером.
Внутренние убеждения Не пытайтесь донести до других то, к чему у вас не лежит душа, Джейм Гейбор
Эффектный стиль преподавания не приходит сям. Он проистекает из сердца, покоящегося на особом фундаменте. Из каких же элементов состоит этот фундамент? На нашей планете немного учителей, которые преподают, поскольку это «их работа». Это, с вашего позволения сказать, учителя - паденщики. Но есть и другие учителя, которым свыше дано — только преподавать. Это учителя, которых можно назвать одержимыми. Это Учителя с большой буквы. А что чувствуете вы как будущий учитель? Вы пришли в вуз, чтобы как-то заполнить время? Или оттянуть срок службы в армии? Или повращаться в интеллигентной среде? Найти приличную супружескую пару среди однокурсников? А может быть, вы не представляете себе жизни без общения с аудиторией? Или любите общение с детьми? Вам, конечно, виднее. Но если вы в педагогическом вузе — случайный человек, как транзитный пассажир на вокзале, — уезжайте скорее. Один из путей хорошей подготовки к занятиям — заняться тем, что в высшей степени побуждает вас к действиям, тяга к педагогической деятельности. Найдите для себя то, что лучшим образом мотивирует ваши поступки, и практикуйте это перед каждым занятием. Мы учим математике, истории, грамматике и естественным наукам, но главный объект и субъект нашей деятельности — наши ученики. Любите своих учащихся. Вникайте в их жизнь, дела, интересы, чтобы расположить к ним свое сердце. Научитесь проникать в их сердца и умы, чтобы видеть, что ими движет. Служа им, вы сумеете познать мотивы их поведения. Ведь любовь — это тот камень, который острит ваше оружие. Любовь начинается с ваших глаз и проходит через ваши слова и действия. Помните: вначале — признаки вашей заботы, и только потом — признаки интереса к вам. «Настоящие профессионалы шлифуют основы своего ремесла каждый день», — утверждал Винсент Лембарди. Если вы отличаетесь системностью своей работы, трудолюбием, любознательностью, вы не можете быть неинтересным человеком. Помните, что ваши ученики нуждаются в ваших знаниях, вашем жизненном опыте, в ваших советах. Но передавайте свой жизненный опыт в корректной форме, не навязывая его детям: всякое насилие над личностью ребенка вызывает только отторжение. Убедительны ли вы в своем преподавании, как в споре или дискуссии? В педагогической деятельности важно быть принципиальным, то есть в своей жизни практиковать то, чему учите детей, и уметь признавать свои ошибки. Доктор Брюс Уилкинсон считает, что на нескольких примерах вы можете убедиться в неразрывной связи ваших дел и слов. - Составьте учебный план на месяц вперед и освежайте в памяти то, чему вы планируете учить. Убедитесь в том, что истины, которым вы учите, работают в вашей жизни. - Если вам предстоит преподавать материал, с которым вы не знакомы или который плохо отражен в вашей жизни, скажите об этом прямо своим ученикам. Они все поймут и будут уважать вас за вашу честность. - Попросите своего коллегу контролировать вас, чтобы вы не забывали об ответственности. «Препятствия в педагогической деятельности появляются тогда, когда мы перестаем смотреть на свою цель», — писал Публий Сир. Кто решается учить других, никогда не должен прекращать учиться сам. Поведение преподавателя Чтобы быть понятным людям, надо прежде всего обращаться к их глазам. Наполеон Бонапарт
Попросите своих друзей или преподавателей, контролирующих вашу педагогическую практику, зафиксировать ваше поведение во время учебных занятий, используя четыре шкалы (рис. 8— 11). Кроме того, пусть зафиксируют ваш голос, интонации (на магнитофонную пленку), поведение глаз. Чтобы выявить наличие тенденций к совершенствованию, такие наблюдения желательно проводить 3—4 раза в год. Сравните эти рисунки в таблице и выявите для себя «проблемные места». Овладение новыми навыками гораздо интереснее, когда успехи фиксируются неоднократно и мониторинг осуществляется в течение длительного времени. Постарайтесь лучше использовать свой голос, ведь голос — не просто речь. Почему, когда мы сердимся, то повышаем голос или переходим на угрожающий шепот, когда дело касается чего-то важного; мы чуть не визжим, когда находимся в раздраженном состоянии, — но при этом не придаем голосу никакой окраски, когда находимся в классе? Сделайте из своего голоса средство для борьбы с сонливостью. Глаза... От игривых глаз глаз не отвести! Почему же многие преподаватели смотрят не на учеников, а куда-то вдаль, на заднюю стену или потолок, или опускают их в конспект? Не от своей ли неуверенности в правильности преподавания мы избегаем взгляда наших учеников? Нашей целью должно стать установление открытости и доверия между учителем и детьми. Именно отсюда начинается дружба. Встречайтесь глазами со своими учащимися и приветствуйте такие же попытки с их стороны. Душевное тепло, которое вы им дарите, будет притягивать к вам и удерживать на вас их взгляды. Лицо — это ваше послание, видное всему миру. Мило Фрэнк был прав, когда говорил: «Если вы говорите о чем-то слишком с улыбкой, я даю девять из десяти, что ваши слушатели будет улыбаться с вами». Пользуйтесь своим лицом, чтобы активизировать весь диапазон эмоций, способствующих вашему преподаванию. Если вы говорите о грустном, пусть ваше лицо говорит о том же.
Рис. 8. Шкалы оценки голоса по Б. Уилкиксону ПРИМЕЧАНИЕ: Вариации, или изменения, характеристик голоса в пределах шкалы являются идеальным способом использования возможностей голоса.
Для методиста: после нескольких минут прослушивания пометьте уровень на каждой из трех шкал, указывая тем самым на громкость голоса лектора, тональность и скорость речи, которые наблюдаются большую часть времени. Ниже и выше «нормального» уровня проведите пунктирную линию, отмечая таким образом моменты, когда лектор отклоняется от нормы и до какой степени.
Рис. 9. Шкала «зрительного контакта» по Б. Уилкиксону ПРИМЕЧАНИЕ. Избегайте «неэффективной» зоны, обращаясь во время лекции ко всей аудитории Для методиста: проследите за взглядом лектора, сидя среди аудитории. Галочками отметьте на шкале лица, на которых «останавливается» лектор (обязательно указите, находится ли взгляд лектора на «неэффективном» уровне). Если лектор использует очень полезный прием удерживания «глазного» крн-такта с каким-то одним представителем аудитории в течение продолжительного времени (15-20 секунд), обведите кружком данное лицо, отмечая таким образом, продолжительный контакт.
Рис. 10. Шкала жестов по Б. Уилкинсону
ПРИМЕЧАНИЕ. Жесты должны затрагивать все три пространственных измерения: высоту, ширину и «глубину».
Для методиста: отметьте галочкой или пунктирной линией каждый случай, когда лектор делает «существенный» жест, фиксируя направление и степень вытягивания его рук. После окончания урока обведите кружками скопления отметок для выявления общих наклонностей и неиспользованных уровней. Если кружками будет отмечено пространство ближе к телу, это означает, что Лектору нужно тренироваться «шире» использовать руки.
Рис. 11. Шкала движений по Б. Уилкинсону ПРИМЕЧАНИЕ. Для достижения максимальной эффективности движения должны быть своевременными и соответствовать настроению лектора.
Для методиста: шкала движений прослеживает уровень мобильности лектора и его настроение. Напишите слова «нормальный», «возбужденный», «серьезный», «с юмором», «производит впечатление рассказа», а также другие показатели настроения и действий лектора на шкале в том месте, где был лектор, когда он передавал данную информацию и свое настроение. Используйте галочки около данных слов, указывая на многократное использование однотипных движений и настроения: за кафедрой — для чтения лекции, вблизи аудитории — для использования юмора, быстрые движения — для передачи интересной информации и т. д.
Если вы желаете зажечь энтузиазм у своих учащихся, пусть ваше лицо засияет тем пламенем, от которого воспламенятся они. Вы пытались когда-нибудь успокоить неугомонного ученика, поднимая вверх брови и устремляя на него взгляд, полный удивления? Какой же учитель этого не знает?! Теперь же, когда вы ухватили главную мысль, возьмите все то, что вы делаете ежедневно, в педагогическом общении, и заставьте это служить вам наиболее эффективно. Когда в комнате никого нет, сядьте перед зеркалом, изобразите разное выражение лица и выберите те, что оптимально подходят к различным ситуациям в классе. И знайте: лицо — это грозное оружие, если вы им хорошо владеете. Жестикуляция: подайте руку вашим ученикам. Подобно тому, как дирижер симфонического оркестра, не говоря ни слова, управляет огромным коллективом, преподаватель может вести свой класс жестом или движением тела. Умеете ли вы использовать свои руки, когда обращаетесь к кому-либо? Или вы ощущаете себя в роли коменданта, когда пытаетесь жестикулировать? Примите несколько практических советов, следуя которым вы сможете избавиться от этого ощущения и начнете применять адекватные жесты постоянно. Для начала нарисуйте на листе бумаги фигуру стоящего человека, т. е. себя. Попросите своего друга поприсутствовать на одном из ваших занятий и отметить на рисунке, сколько раз и какие жесты вы использовали. Решите для себя, что нуждается в улучшении. Теперь встаньте перед зеркалом, разведя руки в стороны, затем поднимите их над головой и опустите вниз. Обхватите себя руками; поднимите одну руку вверх, помашите ею, как бы желая привлечь внимание учащихся. Иногда такие простые упражнения помогают ликвидировать преграду внутренней закрепощенности, что так необходимо для начала. Практикуйте жесты, к которым в настоящее время вы не прибегаете, и они постепенно войдут в привычку. Поза: когда ваше тело начинает говорить. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваше тело. Подумайте о том, какую позу вы принимаете обычно на уроке. Вспомните, пробовали ли вы сознательно изменять ее для достижения какой-либо особой цели, чтобы изменить атмосферу или тональность вашего урока? Общеизвестны следующие трактовки различных поз учителя. - Если вы стоите выпрямившись за столом, то это свидетельствует о вашем твердом намерении — вы хотите привлечь внимание класса. Вы настроены серьезно. - Если вы стоите облокотившись о стенку или стол, тем самым говорите: «Давайте на минутку расслабимся». - Если вы присаживаетесь (особенно за ученический стол), это указывает на ваше желание пообщаться с учащимися на их уровне. - Если вы ходите по классу, это говорит о вашем волнении и возбуждении. - Если вы молча смотрите в окно, то это говорит: «Мне нужно взвесить ваши действия» (особенно, если класс неуправляемый). Выдающийся педагог нашего времени Брюс Уилкинсон пришел к следующему умозаключению: «Средство, при помощи которого я научился раскрывать людям свое сердце, — это мое физическое тело. Я должен заставить свои телодвижения способствовать общению со слушателями». Подумайте о своей позе как о еще одном инструменте в вашем преподавании с применением эффективного стиля и начинайте его применять! «Ваша одежда и внешний вид скажут за вас прежде, чем вы успеете произнести первое слово», — сказал как-то Мило Фрэнк. Да и русская поговорка утверждает: «По одежке встречают...» Одеваться подобающим образом — не означает подражать своим учащимся. Это лишь значит верно подбирать себе одежду. Не носите вещи, вышедшие из моды, на которые дети сразу обращают внимание. В то же время одежда не должна быть и экстравагантной. Будьте современны и не выходите за рамки хорошего вкуса, помните, что хороший вкус — это классика, выдержавшая испытание временем. И... никаких декольте, вырезов-сердечек, мини-юбок, ярких цветов ткани. Прическа тоже должна быть аккуратной и ухоженной. Когда художник завершает работу над картиной, наступает время подумать о раме, в которую она будет вставлена, ибо рама придает картине завершенность и определенность. Художник тщательно подбирает раму, так как она станет средством представления публике его работы. Когда учитель подбирает себе одежду для занятий — будь то на один день или на полгода, — он должен подумать о своем внешнем виде. Убедитесь в том, что ваш гардероб, строгая и опрятная внешность способны создать наилучшую раму для вашей картины — устного общения. Подобающий внешний вид позволит устранить множество возможных помех. И помните: одежда не делает человека лучше, но она может улучшить его работу. Движение свидетельствует, что в человеке есть жизнь. Все ваши движения в классе во время занятия могут помочь в работе. Неважно, как вы двигаетесь, быстро ли, медленно, далеко или близко, — важно, что вы двигаетесь вообще. Даже если вам приходится учить в естественных условиях сидя на стуле, периодически сдвигайтесь на край стула. Движение в любой форме представляет собой перемену, а любая перемена привлекает внимание учащихся. Незнание того, какое движение можно ожидать в следующий момент, формирует у учащихся состояние ожидания. Подумайте о том месте, где вы обычно преподаете. Окиньте взглядом учебный класс. Есть ли там место для вашего движения? Обычно в классных комнатах достаточно свободного места. Планируйте свои отельные движения и траекторию перемещения. И помните золотое правило: если ваше преподавание насыщено движением меньше, чем симфония той же продолжительности, то вы — в беде. 5.5 Еще несколько общих советов... Даже для пудинга требуется идея. Уинстон Черчиль
Эти общие советы в лаконичной форме можно сформулировать следующим образом: - Будьте энергичны: чем мощнее усилитель, тем дальше распространяется волна. - Разнообразьте формы уроков и помните, что если ваши ученики начинают отвечать на вопросы раньше, чем вы успеваете их задать, то пришло время вносить перемены. - Будьте открытыми для учеников. Открытость заразительна — становитесь ее переносчиком. - Используйте на уроках юмор. Класс, умеющий дружно смеяться, дружно учится. - Не бойтесь быть эмоциональными и непосредственными. Как утверждает Роберт Фрост, «если писатель не плачет, читатель тоже не заплачет». - Всячески проявляйте и поощряйте творческий подход к делу. Творчество — это не то, что мы делаем, а то, как делаем. - Жизненная активность во многом зависит от внутренних мотивов человека. Для воспитания мотивированных учащихся требуется мотивированный учитель. - Будьте правдивыми. Находите правду в жизни. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы