Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тему работы, которая бы позволяла ребенку раскрыться самому.



С.А. Морозова, учитель английского языка, Алданская гимназия. Отклики на дискуссии участников дистанционных курсов. Андрей Викторович, поразил ваш комментарий на слова Н.А. Кашменского: «Опять вы ему " навешиваете" свои представления о том, что и как ему надо». В своей деятельности мы часто это делаем, не задумываясь над этой проблемой. Часто повторяем ученику: «Это тебе нужно, это пригодится! », не учитывая его мнение.

Далее: «Вправе ли учитель увлекать ребенка своим предметом в ущерб его общему развитию? » И ответ: «Вправе. Причем только так и может быть». Реплика заставляет задуматься над многими проблемами.

А.В. Хуторской. Помогать нужно прежде всего «продвинутым».

С.А. Морозова. А вот тут я с вами не согласна. На мой взгляд, это не годится для общеобразовательной школы с обычным контингентом. У меня, например, в компьютерном специализированном классе 20 из 26 учеников — отличные стабильные детишки с нормальными средними способностями, но с достаточно высокой мотивацией к обучению, 1 — продвинутый, 3 — слабых болеющих ребенка и2—умненьких лентяя. (Правда, лентяи к компьютерам крайне неравнодушны и тут стараются вовсю.) Я считаю, что помогать надо прежде всего этому хорошему большинству, хотя, безусловно, одного своего продвинутого я стараюсь тоже не оставлять без внимания и дополнительного развития.

А.В. Хуторской. Нужно вести целенаправленное наблюдение — обучение — сопровождение хотя бы одного ученика; складывающиеся при этом у учителя педагогические технологии неизбежно будут переноситься на других детей.

С.А. Морозова. Спасибо за ценную мысль. Вроде все так просто и ясно, а сама не додумалась...

Глава 7

«СВОЯ КОЛЕЯ»,

ИЛИ КАК СОПРОВОЖДАТЬ

«ИНАКОВОСТЬ» УЧЕНИКОВ

«Делай, как я-я-я» — поёт Владимир Высоцкий, и далее: «Выбирайся своей коле-ё-ё-ёй». Отдадим должное сократовской логике величайшего поэта-современника. «Делай, как я» для него означает «Не делай, как я», т. е. «Делай по-своему». В этой песне Высоцкий, по сути, формулирует дидактический принцип личност-но-ориентированного обучения. Учитель демонстрирует свою «инаковость» как пример для того, чтобы свой путь нашел каждый ученик. «Колея» Высоцкого — это образ индивидуальной образовательной траектории, воплощение самобытной «инаковости» каждого на общей дороге жизни.

«Своя колея» — поэтическое пособие по личностно-ориенти-рованному образованию.

*.

«Вы должны верить, что вы уникальны...»

Если бы потребовалось назвать лучшее видеопособие по лично-стно-ориентированному обучению, я бы, не задумываясь, назвал фильм «Общество мертвых поэтов» с Робином Уильямсом в главной роли. Этот художественный фильм мы всегда смотрели наряду с документальными видеозаписями экспериментальных уроков Школы свободного развития в Черноголовке, когда проводили орг-деятельностные семинары для учителей (с 1992 по 1995 г.). Учителя приезжали к нам со всей страны... Кто фильм не видел, советую специально найти и посмотреть его. Это посильнее «Большой перемены» будет...

Краткое (педагогическое) содержание фильма таково. «Вы должны верить, что вы уникальны... И пусть стадо блеет: " Это ме-е-рзость..." » — таково кредо учителя, волею судьбы попавшего в лучшую американскую частную школу, которая готовила детей отнюдь не для уникальности, а для поступления в университеты. Мистер Киттинг (Р. Уильяме) — учитель-новатор, как бы сказали

«Вы должны верить, что вы уникальны...»

у нас. Он учит иметь другую точку зрения. Причем всегда и во всем. Например, во время урока залезает на демонстрационный стол, смотрит оттуда с другой точки зрения и приглашает сделать это каждого ученика класса. Их собственные стихи для него стоят больше, чем академичные рассуждения о поэзии из учебника. Именно поэтому одно из первых заданий классу — прочитать, а затем вырвать из литературной хрестоматии вводную статью именитого доктора философии, предлагающего оценивать поэзию с помощью математического графика.

И его ученики действительно раскрываются. Один, самый робкий, в буквальном смысле «раскрученный» у доски своим учителем, прямо на глазах у ошеломленного класса начинает сочинять философские стихи. Другой получает и блестяще исполняет главную роль в школьном спектакле. Третий преодолевает жизненные препятствия на пути к своей любви, которая была уже «занята» другим, более «крутым» парнем... И все вместе они создают, точнее воссоздают, по напутствию своего учителя, свободолюбивое «Общество мертвых поэтов», в которое когда-то входил он сам, учась когда-то в этой же самой школе.

Финал фильма закономерен, хотя и неоднозначен. Это трагедия, вызванная нежеланием деспота-отца, который распланировал всю жизнь подростка-сына, считаться с его личными целями (тот нарушил запрет играть в школьном театре, за что отец забрал его из школы). Это поиски виновного, которого администрация школы находит в лице самобытного учителя: кого-то ведь наказать надо! Это «выдача» учениками своего учителя в качестве виновника трагедии. Все бы было очень печально. Если бы не последняя сцена ухода учителя через класс, урок в котором вместо него уже ведет директор школы. Учитель проходит через класс к двери, но останавливается на оклик ученика. И тут ученики один за другим начинают демонстративно вставать на свои парты, не обращая внимания на возмущение директора, Даже под угрозой исключения из школы почти все ученики остаются на своих партах-пьедесталах, демонстрируя свое умение иметь иную точку зрения. Поэтому фильм — оптимистический. Поэтому — образовательный и педагогический. Поскольку он раскрывает не только суть личностного подхода, но и проблемы его реализации.

Н.П. Соколова, зам.директора, школа 24, г.Нерюнгри. На уроке предложила ученикам по парам составить таблицы по основным типам упражнений. Двое учеников составили таблицу упражнений совсем иную, нежели

114 Глава 7. «Своя колея», или Как сопровождать «инаковость»

я предполагала. Хотя полной неожиданностью это и не явилось, но такая; «простота» меня удивила. А как отреагировать? Удивилась, обрадовалась, но «простоту» необходимо проверить, проконтролировать в ходе выполнения упражнений из каждого «столбика».

А.В. Хуторской. Наиважнейший вопрос: «А как отреагировать? » Мало вызвать творчество, нужно его сопроводить. В противном случае ребенок в своем проявлении останется покинутым, его движение (с таким трудом полученное) прекратится. В результате может быть не столько радость от открытия, сколько разочарование от невозможности продолжения. Нуж-> ны специальные варианты действий учителя по сопровождению детской творческой самореализации.

Ситуативное обучение

Личностно-ориентированный тип обучения определяет учите- ", лю сопровождаюшую позицию по отношению к ученической дея- < тельности, помощь ученику в постановке и достижении его об-" разовательных целей. Сопровождающее обучение предполагает возможность выбора детьми собственного пути решения образовательных задач и продвижения по этому пути в соответствии со 7 своими особенностями.

Сопровождающий характер обучения делает необходимым раз- работку элементов ситуативной педагогики, основанной на интуитивизме, эвристике и персонализме со стороны как учителя, так и учеников. Проблема создания ситуативной педагогики в настоя-щее время лишь обозначается. Ситуационный метод личностно'\ ориентирован и эвристичен по своей сути, поскольку создается или? рождается на уроке всякий раз по-новому, в зависимости от осо- | бенностей учеников, творческой эрудиции учителя и возникаю- ' щей образовательной ситуации.

Другим технологическим элементом ситуативной педагогики является импровизация. Поводом для импровизированных действий учителя может служить как затруднение ученика, так и, наоборот, его активная образовательная деятельность. В зависимости от; ситуации учитель реагирует по-разному. Когда идет познание неизвестных ученику образовательных объектов неизвестными ему способами, учитель осуществляет сопровождающую деятельность, I предлагая ученику использовать те или иные методы познания. Степень сопровождения уменьшается и меняется ее характер, ее- }: ли ученик уже достаточно вооружен способами познавательной

Репетитор, тьютор, ментор, гувернер 115

деятельности, но затрудняется применить их к конкретной ситуации. Учитель помогает в этом случае ученику овладевать не способами познания, а способами самоопределения — анализом возникшей ситуации, рефлексией выполненных действий, формулированием или переопределением целей, отбором оптимальных средств для их достижения и др.

Учитель в сопровождающей позиции к ученику сам является творцом. Так, продуктом его педагогической импровизации являются:

• технологические элементы учебной деятельности, которые он предлагает или меняет в зависимости от ситуации;

• содержательные элементы обучения: культурно-исторические аналоги, информационные данные, собственные суждения;

• когнитивные способы обучения: формулируемые вопросы, противоречия, обобщения;

• действия, вызывающие или стимулирующие креативную деятельность учеников: похвала, восхищение, восторг, побуждение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь