Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 8 ВСЕ, ЧТО ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ УЧЕНИКАМ, СНАЧАЛА СПРОСИ У Н



Т и л ьт и л ь. Во что это ты играешь? Что это за большие голуб;

крылья?..

Ребенок. Это?.. Это для изобретения, которое я сделаю на Земле.

Тильтиль. Какое изобретение?.. Ты разве что-нибудь изобрел?..

Ребенок. А разве ты не знаешь?.. На Земле я должен буду изоб. ти Машину Счастья...

Тильтиль. Она съедобная?.. Она гремит?..

Ребенок. Да нет, ее совсем не слышно...

Тильтиль. Жаль...

Р ё б е н о к. Я тружусь над ней каждый день... Она почти готова... Хоче

посмотреть?..

Тильтиль. Конечно... 1де она у тебя?..

Ребенок. Вон там, между колоннами, ее видно отсюда...

Второй Лазоревый Ребенок (подходиткТильтилюиначина тянуть его за рукав). А на мое изобретение хочешь посмотреть?..

Тильтиль. С удовольствием. А что это такое?..

Второй Ребенок. Тридцать три способа продления жизни... В

там, в голубых склянках.

Третий Ребенок(выступаегвлеред).АянесунаЗемлюсвет, покае ей неведомый!.. (Весь сияет небывалым светом.) Правда, интересно?..

Четвертый Ребенок (тянет Тильтиля за руку). Поди посмот; мою машину — она летает по воздуху, как птица, только без крыльев!..

Пятый Ребенок. Нет, нет, сперва мою — она отыскивает сокров ща, спрятанные на Луне!..

Морис Метерлинк. «Синяя птиц

«Спящие» открытия детей

В каждом ребенке «спят» его изобретения и открытия. Учите лю, говоря словами Сократа, нужнотолько дать детям возможное проснуться, проявить свой творческий потенциал. Как это сделат

«Спящие» открытия детей

Ну уж, конечно, не при помощи лекций и наставлений! Вопрос, задание, опыт, исследование — вот то, что побуждает х самовыражению.

Есть универсальный рецепт формирования личностной позиции учителя, который привык «преподавать», т. е. передавать детям свои знания. Этот рецепт выражен всего одной фразой: Все, что хочешь ученикам сказать, сначала спроси у них! В результате может оказаться, что:

• они это уже знают и могут рассказать даже лучше, чем учитель;

• еще не знают, но заинтересовались вопросом, а если есть интерес, дальше учителю только остается его поддерживать;

• еще не знают, но не заинтересовались вопросом, тогда, спрашивается, зачем все это объяснять; или еще время не пришло, или вопрос надо задать по-другому;

• на вопрос учителя возникли ответы учеников, которых учитель от них ждал; что ж, лишний повод всем взаимно порадоваться;

• на вопрос учителя возникли гипотезы учеников, которых учитель совсем не ожидал; тогда это образовательная ситуация для всех, из нее придется вместе и выбираться, зато все будет происходить по-настоящему, как в реальном познании;

• вопрос может породить ответ, затем другой вопрос и т. д. — получаем эвристическую беседу;

• вопрос учителя может натолкнуть на задавание вопросов самих учеников, и тут уж держись, учитель;

• вопросы дети начнут задавать не только учителю, но и друг другу; тогда потребуется срочно учить их не только отвечать, но и задавать вопросы, выяснять, какие бывают типы вопросов, и т. д.;

• и самый высший уровень: вопросы ученики начинают задавать сами себе, значит, вплотную подошли к древнему завету «Познай себя», а это уже сильно...

В личностно-ориентированном обучении вопросы обычно не имеют «правильных» ответов. Каждый ученик вкладывает в ответ свое «я», свой образ мыслей, развивая свое уникальное видение мира.

Например, на уроке мироведения в 5 классе выяснилось, что детям очень интересно знать — какого цвета время? Оказалось, что для пятиклассников время может быть прозрачным, черно-белым, красно-черным, многоцветным. А одна девочка заявила, что цвет времени полностью зависит от ее настроения: когда оно радостное, время течет ярко-оранжевое; грусть же окрашивает время в серые тона. Обосновывая свои ответы, ученики, по сути, раскрывают и развивают свой внутренний мир,

132 Глава 8. Все, что хочешь сказать ученикам, сначала спроси у них!.■

начинают лучше понимать не только время и себя, но и других людей, их время.

Поразмышляв о цветах, ребята предлагают выяснить форму времени^ Мнения самые разные. Одни утверждают, что время — это бесконечная, прямая линия, пронизывающая вечность. Другие рисуют треугольник, св~ зывающий прошлое, настоящее и будущее. Третьи чертят окружность, I вращающую нас на круги своя. > >

А изобразить время на рисунке можно? Десять минут — и целый веер детских образов времени в природе, человеке, культуре. Их можно разглядывать часами, столько там сокрыто личного и одновременно вечного...

Задания без известных ответов

Опыт показывает, что именно от содержания сформулирован ного вопроса или задания зависит уровень самореализации учащихся. Если задание звучит сухо или непонятно, «не задевает» детей/ отчуждено от их личного опыта или от реальной проблематики ис * ходной науки, то шансов на качественный результат мало.

И наоборот, если задание предлагается детям в соответстви с их потребностями, с их предыдущей мотивированной деятельностью, если в задании нет «заигрывания» перед детским интере-< сом, а содержится действительно «живая» проблема или задача, если ее решение неочевидно даже для учителя, такое задание способно повести за собой весь ход урока, постепенно выстраивая, его по внутренней логике обозначенной проблемы.

Задания, у которых нет и не может быть заранее известных решений или ответов, мы называем открытыми.

Открытые задания не имеют однозначных результатов выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традицион-; ных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален; и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно упй данный или полученный ответ. ?

Период времени, отводимый на выполнение открытых заданий, ■ от 1 мин до нескольких занятий. Применение таких заданий*; с одной стороны, направлено на творческое освоение базового*;

Задания без известных ответов

содержания учебных курсов, сдругой—обеспечивает развитие когнитивных, креативных, оргдеятельностных и иных качеств учащихся.

Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания. Различие в личностных качествах учеников выражается в образовательных продуктах, создаваемых ими, и, следовательно, в результате обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории детей, изучающих одни и те же учебные темы.

Требования к разрабатываемым открытым заданиям:

задания должны относиться к конкретному базовому вопросу, теме или объекту изучения, обозначенному в учебной программе, например: «Правила сложения с переходом через десяток»;

• задания не должны иметь заранее известного для учителя решения, например: «Объясните графическую форму изображения цифр 1 и О»;

• формулировка задания должна быть интересна или необычна как для учеников, так и для автора — учителя, например: «Почему А — первая буква алфавита? »

Разработать или подобрать открытые задания нелегко, для этого нужно уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата, а не только его конкретное содержание. Составляя открытое задание, учитель может знать 2—3 варианта его возможного решения, но окончательное количество и качество решений не должно ограничиваться.

При разработке открытых заданий учителю бывает сложно отвлечься от собственных представлений о получаемых учениками результатах. Лучшее задание — то, решение которого неизвестно учителю заранее, но интересно и посильно для выполнения учеником. Предчувствие оригинальных ответов учеников — важный субъективный критерий качества открытого задания.

Приведем разработанные нами ориентировочные основы для конструирования открытых заданий. Задания сгруппированы по доминирующим видам деятельности учащихся: когнитивному, креативному, оргдеятельностному.

Задания когнитивного типа

Научная проблема. Решение реальной проблемы, которая существует в соответствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, например: предложите свою версию происхождения алфавита; докажите математическую закономерность или теорему; предложите версию происхождения Земли (человека, государства, алфавита, отдельных слов, конкретных культурных традиций).

Глава 8. Все, что хочешь сказать ученикам, сначала спроси у них!

Исследование объекта. В задании приводятся указания по исследованию объекта: слова, текста, числа, уравнения, задачи, явле* ния, правила, музыки, обряда и т. п. Например: «Исследуйте словф " город", установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи». «Разработайте и проведите исследование по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды»; '

Структура. Отыскание принципов построения различна структур (видов и стилей текста, математических множеств, тех; нических приспособлений, биологических популяций, государств)^ Например: «Выведите закономерности собственной речи».

Опыт. Проведение опыта, эксперимента (естественно-научн го, словесного, математического, психологического и др.).

«Восстановление» истории. Выяснение причин сложившейся си туации, например: «Объясните причины применения десятерично" системы счисления при измерении расстояний, а двенадцати ричной — при измерении времени». «Объясните графическую фог му букв (цифр, нот), их взаимосвязь и последовательность».

Доказательство. Поиск способов подтверждения версий знаний. Например: «Докажите или опровергните существов богов (духов, домовых)»; «Найдите общие элементы в орнаме (традициях, языках) разных культур»; «Отыщите общие пршп. пы строения различных государств».

Общее в разном. Вычленение общего и отличного в разных сие темах, например, в разных типах языков: иностранных языках, ) ках мимики, жеста, цвета, музыки, чисел, форм.

Перевод. Перевод с языка одного предмета на другой: нарисс вать музыку, «оживить» число, определить цвета дней недели, рисовать картину природы.

Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными сп: собами исследования одного и того же объекта — естественн: научными, гуманитарными, социологическими. Например: ясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометриче ских фигурах)».

Задания креативного типа

Сделай по-своему. Предложить ученику по-своему выполнить то что ему или учителю уже известно: а) придумать обозначение числа звука, буквы; б) дать определение изучаемому понятию, объе* явлению; в) сформулировать грамматическое правило, матем" тическую закономерность, способ изготовления поделки и т. д.

«Проживание» истории. «Проживание» исторических собь и явлений в одной из образовательных областей: рождения ре

Задания без известных ответов

письменности (изготовление берестяных грамот), грамматических правил; создания десятеричной системы счисления, появления революций и других исторических событий, изобретения колеса, пороха; развития растения, животного, человека, других организмов.

Образ. Придумать и изобразить образ—рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств.

Эмпатия. Мысленно «проживите» объект и этапы его развития (растения, государства, русского языка и т. п.), опишите свои чувства.

Жанры текста. Создать словесный продукт в различных формах и жанрах: интервью, реклама, деловые диалога и т. п. Сочинить задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.

Изобретение. Изобретение букв, цифр, других знаков, символов. Технические приспособления, приборы и устройства. Социальные, экологические, научные проекты. Например: «Сформулируйте закон отталкивания в природе».

Составление. Составить словарь, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, свое задание для других учеников, сборник своих задач, программу концерта.

Изготовление. Изтсггоътъ поделку, модель, макет, газету, журнал, математическую фигуру, «геометрический» сад, вышивку, фотографию, видеофильм.

Учебное пособие. Разработать свои учебные пособия (прописи, компьютерные программы, алгоритмы решения задач, памятки). Провести урок в роли учителя.

Задания оргдеятельностного типа

Цели. Разработать цели своих занятий по каждому изучаемому курсу (разделу) на день, четверть, год.

Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу.

Выступление. Составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников.

Рефлексия. Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) в определенный промежуток времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.

Оценка. Написать рецензию на текст, фильм, работу другого Ученика; подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период.

Глава 8. Все, что хочешь сказать ученикам, сначала спроси у

Перечисленные основы для конструирования открытых зада могут преломляться в каждом учебном предмете по-своему, раясь на данные подходы, творческий учитель сможет перевес содержание изучаемого предмета в форму открытых заданий.

Приведем примеры открытых заданий по информатике, разра ботанных участником дистанционных курсов.

СВ. Масюкевич, учитель информатики, гимназия № 9, г. Череповец'

Придумайте и изобразите символ информации.

Найдите общее между точкой и информацией.

Нарисуйте информационный взрыв.

Нарисуйте плакат «Защита информации».

Изобразите в цвете способы получения информации на основе орг~ нов чувств.

Представьте себя компьютером, вживитесь в этот образ и напиши от его имени рассказ-впечатление от первой встречи с вами — пользе телем.

Подумайте, что стало бы с миром, если информацию можно было б создать, но нельзя передать.

Опишите взаимодействие пространства, времени и информации.

Существует ли информационное поле? Что произойдет при его иска жении?

Составьте иерархию важности свойств информации для ученика сред ней школы.

Смоделируйте прибор для передачи информации о решении задач своему товарищу по классу.

Исследуйте способы добывания информации применительно к себе

Составьте модель информационных взаимодействий в своей семье.

Исследуйте применение информационных технологий в школе во вре менной линии (-50 лет, настоящий момент, +50 лет) — в течение века.

Исследуйте информационные взаимодействия в живой природе н примере кошки (собаки, попугая, цветка и т. д.).

Придумайте метод подсчета количества информации в сообщении единицы измерения информации.

Придумайте название более мелкой, чем бит, единицы измерения и: формации. Может ли существовать такая единица? Почему?

Придумайте словарь терминов (словосочетаний), в которых испол зуется прилагательное информационный (-иная, -иное, -иные). Дайте с определения этим терминам.

Задания без известных ответов

В следующем фрагменте представлены комментарии к заданиям, разработанным другим участником курсов. Данный фрагмент иллюстрирует, что не так-то просто выдержать все требования к отрытым заданиям. В то же время важно понять механизм такого поиска..

Т. В. Серебрянская, учитель физики и астрономии, гимназия № 1, г. Новосибирск.

1. «Полеты во сне и наяву» (физика, 9 класс). Создайте мини-проект летательного аппарата с запланированными ошибками, но с большим желанием лететь. Эти ошибки не должны быть явными, их должны отыскать оппоненты-реалисты.

А. В. Хуторской. Вы просили покритиковать. Так вот, предложенное вами задание: а) не совсем эвристическое, поскольку ошибки вами заданы и известно «правильное» их исправление, т. е., например, не предполагается, что дети сделают собственные исправления, отличающиеся от ваших; 2) задание не очень гуманно.

2. «Закон Архимеда» (7 класс): Игра «Кто больше составит версий закона Архимеда? »

А. В. Хуторской. Что это значит? И зачем делать версии, если детям уже известен закон. Другое дело, если вы предложите сформулировать закон, закономерность или правило, объясняющее явление выталкивания тела водой.

3. «Планеты» (астрономия, 11 класс). Город на... (Марсе, Венере и т. д.). Сделать акцент на каком-либо интересе, не забывая о научных законах.

А.В. Хуторской. Если детализировать это задание, то может получиться «продукт», хотя все это немного отдает «развлекаловкой».

4. Придумайте новые названия для известных видов энергии.

5. Дайте определение загрязненному воздуху в городе.

6. Сформулируйте по-своему закон сохранения энергии. А.В. Хуторской. 4 — зачем? 5 — зачем? 6 — зачем?

7. Творческая работа у меня присутствует всегда, особенно много дети творят в гуманитарном классе («Поэма о газовых законах», «Ода Солнцу» и т. д.). Я имею в виду литературное творчество.

А.В. Хуторской. Вот именно, литературное! Этим «грешат» многие физики, подменяя свой предмет лирикой и думая, что они занимаются творчеством. Лучше подумать о том, как организовать творчество детей по отношению к свойствам газов или Солнцу!

138 Глава 8. Все, что хочешь сказать ученикам, сначала спроси у них!:

Как составить эвристическое задание

Ниже перечислены этапы разработки открытого эвристическоцг задания. Составленные по данной методике задания могут с успе-| хом использоваться учителем на уроках, во время конкурсов и эв-4 ристических олимпиад.

Последовательность реализации перечисленных ниже этапов* может быть и иной, но само их наличие создает условия для конст-| руирования качественного эвристического задания.

1. Из образовательных стандартов по учебному курсу отбира-. ются такие образовательные объекты, которые становятся основой эвристического задания. Это могут быть фундаментальные поня--тия (точка, число, таблица, молекула, знак, время), частнопред-метные понятия (модальные глаголы* тетраэдр, историческое событие, революция, силы тяжести или легкости), конкретные реальные объекты (береза, карандаш, гвоздь, словарь, полиэтиле! новый пакет, зеркало), правила или закономерности (сложение? дробей, законы притяжения и отталкивания, принцип единства противоположностей) и др. Образовательные объекты, выбирае-| мыедля составляемого задания, отыскиваются в программах, учебниках, задачниках или других пособиях. Важно, чтобы это были действительно базовые объекты курса, а не просто дополнительные или развлекательные элементы.

2. Выделяются основные виды деятельности учащихся в учебном курсе, по которому проводится урок, конкурс или олимпиада, ' Например, в английском языке такими видами деятельности являются чтение, письмо, говорение, аудирование. Каждый из видов' деятельности включает в себя отдельные действия-элементы, которые могут стать основой задания. Выбираются те из них, кото-' рые имеют наибольшее отношение к обозначенным образователь-' ным объектам.

- 3. Фиксируется форма возможного образовательного продукта, | который будет создан учениками при выполнении эвристического задания. Например, от учеников требуется выдвинуть гипотезу, * предложить свой способ, найти закономерность, составить таблицу, предложить алгоритм, разработать программу, определить понятие, 1 разработать игру, нарисовать образ. Разумеется, что ученик будет > создавать свой продукт по отношению к одному из образователь-, ных объектов, которые определены в п. 1, и с использованием од-" ного из тех видов деятельности, которые обозначены в п. 2.

Как составить эвристическое задание

4. Определяются эвристические методы, с помощью которых предполагается выполнение учеником задания. Иногда эти методы прописываются в задании явным образом, например: «Для решения этой задачи примените метод гиперболизации», но могут быть и в неявном виде. Эвристическое задание может предложить ученикам найти наибольшее количество тех или иных методов решения задания, например: «Предложите как можно больше способов сложения однозначных чисел с переходом через десяток» или «Придумайте несколько способов определения скорости полета воробья».

5. Эвристическое задание записывается в общем структурном виде. В формулировке явно указываются объект задания (явление тяготения, инфляция и др.), предполагаемые виды деятельности ученика (исследование брошенного листа бумаги или роста курса доллара), ожидаемый продукт (закономерность падения листа бумаги или курса доллара) и его форма (предложите формулу взаимозависимости введенных вами величин или экономических факторов).

6. Текст задания формулируется и шлифуется с учетом его занимательности, увлекательности, зажигательности, доступности для учащихся. Способов формулирования эвристического задания может быть сколь угодно много, например: найди причину происхождения, разреши противоречие, «почему так, а не иначе», исключение вместо правила, «если бы», пусть невозможное станет возможным, какова закономерность, составь модель, исследуй реальность и т. п. «Сухую» формулировку содержательного задания можно предварительно «оживить» сказочным, фантастическим или бытовым сюжетом («На Землю прилетел инопланетянин»; «Колобок встретился с пиццей» и т. д.). Важно, чтобы занимательность или кажущаяся простота задания предполагала возможность проявления способностей учеником с любым уровнем подготовки.

7. Определяется название задания или олимпиадной номинации. Здесь два пути: а) название номинации определяется первоначально и само задание потом подстраивается под него; б) сначала составляется задание, затем для него отыскивается наиболее подходящее название номинации. В названии номинации может быть отражен как объект, так и вид деятельности. При составлении заданий полезен прием, когда одна номинация получает несколько форм выражения задания для разных возрастных категорий детей с учетом их специфики.

Формы выражения заданий могут отличаться: а) разными видами деятельности (например, младшим ученикам предлагается

Глава 8. Все, что хочешь сказать ученикам, сначала спроси у

составить загадку про выбранный объект, более старшим — разработать кроссворд или дидактическую игру, выпускникам — про ти исследование по данной теме); б) разным уровнем или объем создаваемого учениками продукта (младшие рисуют образ чи «3», старшие — его символ, выпускники проводят комплексное е исследование — арифметическое, геометрическое, лингвистич ское).

При разработке задания продумываются критерии оценки его вы полнения, т. е. определяется, какие параметры созданного учени \ ком продукта будут оцениваться. Например, если задание предпс латает отыскание закономерности, то критериями оценки мог быть количество выявленных учеником взаимосвязанных эдеме* тов, оригинальность обнаруженных связей между ними, отраж ние этих связей в формуле или описании. Кроме того, всегда е универсальные критерии оценки творческой работы: мировоз' зренческая глубина, самобытность, многовариантность подходов соответствие условию задания, оригинальность формы предста ления результата и т. п.

Одним из важных качеств учителя творческой ориентации: ляется умение переводить традиционные «закрытые» задания в крытые. Если учитель освоит такую процедуру, то его ученики бу, находиться в состоянии творчества всегда — на уроках, во вре контрольных работ или зачетов, при выполнении домашней раб ты, на протяжении всей своей образовательной деятельности.

СИ. Гринь, учитель английского языка, зам. директора гимназии № 1 г. Новосибирск.

1. Задание для учеников 10—11 классов. Изучающие языки ведут слс вари, пользуются справочной литературой. Опишите идеальный в ваше понимании справочник по английскому языку. Когда и как вы им будет пользоваться?

А.В. Хуторской. Идея данного задания замечательная, относящая. к методологии конструирования (детьми! ) содержания материала. (^ ко это только идея, но не само задание, которое нуждается в более да тальной проработке.

2. Задание для учеников 7 класса (правило перевода из прямой | в косвенную). Превратите правило в инструкцию. Опишите и пронумеру каждый шаг.

А.В. Хуторской. Допускаете ли вы, что дети придумают инструкцию, которая вам неизвестна? Если да, то это открытое и эвристическое задание.

Какой метод выбрать?

3. Задание для учеников 7—8 классов: Просмотрите таблицу неправильных глаголов в конце учебника английского языка для 7—8 классов. Наведите в ней свой порядок, который поможет вам запомнить эти глаголы.

А. В. Хуторской. Опять важная методологическая составляющая, но задание не доведено до конкретики. Нужно подробно выяснить, что означает свой порядок.

4. Задание для учеников 10—11 классов (типы вопросов и порядок слов в вопросах): Составьте свое пособие для любознательных «Все о вопросах в английском языке».

А.В. Хуторской. Это тема для целой творческой работы. Есть, кстати, отдельная технология организации, выполнения и защиты творческих работ учеников по предметам, которая апробирована многими нашими школами и дает очень хорошие результаты.

Какой метод выбрать?

В традиционной практике обучения учитель большую часть урока объясняет, иллюстрирует, спрашивает, дает задания по образцу и очень мало времени отводит на активную познавательную деятельность учащихся. Проблемные, исследовательские и практические методы используются недостаточно. Отсюда слабое развитие самостоятельного мышления учеников, предпочтение ими стереотипных решений, неумение выбирать эффективные приемы работы с познавательными объектами и учебником.

Как методы обучения могут помочь в решении данных проблем? Первый и самый главный принцип, который можно предложить творческому учителю, таков: «Все, что хочешь сказать ученикам, сначала спроси у них! » В самом деле, если задавать ученикам вопросы, это будет способствовать их активности, а иногда и значительно сэкономит время учителя, особенно в тех случаях, когда детям уже известно то, о чем он хотел им рассказать. Но не всегда вопросный метод полезен. Например, увлекшись вопросами и ответами, ученики не смогут охватить проблему комплексно и системно, как это может быть сделано на лекции.

Выбор методов обучения определяется множеством факторов: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения и временем, предпочтениями учителя, особенностями используемой им дидактической системы.

142 Глава 8. Все, что хочешь сказать ученикам, сначала спроси у них!.

В личностноториентированном обучении основным фактором выбора методов обучения служит задача организации продуктивной деятельности учеников.

Всякий раз, подбирая формы, методы обучения, следует спро^ •• сить: что именно, какой образовательный продукт будет создан учениками на занятии? Этот продукт должен относиться к изучаемой-теме, быть посилен и интересен ученикам, соотнесен с их индиви-*' дуальными возможностями и интересами.

На выбор методов влияет знание учителем индивидуальных возможностей школьников. Например, если у ученика развито вооб-< ' ражение и образное мышление, то при решении задач он нуждается в опоре на наглядность, на занятиях физикой нужно поощрять рисование, план лекции ему можно предложить составить в виде образов-символов.

На выбор методов и средств обучения влияют особенности учебного курса и конкретного материала. Предметы гуманитарного • цикла содержат достаточное разнообразие проблем, которые не нужно специально конструировать. Предметы с четкими логическими связями и постулатами (математика, языки) имеют меньше возможностей для постановки проблем, вместе с тем позволяют применять логические методы обучения. В предметах естественного цикла в постановке проблем могут помочь практические и лабораторные работы.

Выбор методов зависит и от характера связей элементов учебного материала. Если новое знание связано с прежними опосредованно" и может быть выведено через цепочку рассуждений, лучше применить проблемные и исследовательские методы. В случае необходимости < обеспечить условия (среду) для решения учениками образовательных' проблем учитель может просто сообщить нужную информацию, не | затрачивая лишнего времени на ее «добывание» учениками. \

То есть репродуктивные методы становятся пригодными тогда, \ когда нет значимых образовательных целей и объектов, а есть по- \ требность в передаче ученикам необходимой для их основной ра- ] боты информации или технологий деятельности. |

Важен также фактор времени. Организация проблемного или | эвристического обучения требует больше времени, но обеспечивает очень важные образовательные процессы, обучает детей продук- ' тивной деятельности.

Какой метод выбрать?

Выбирая методы, не следует исходить из того, что поскольку поисковые методы эффективны для развития мышления, то все уроки необходимо делать только проблемными. Каждый урок не может быть проблемным, но каждый урок должен обеспечивать личностное образовательное приращение учащихся.

Формирование мышления — важная, но не единственная задача обучения, поэтому необходимы методы, развивающие эмоциональную, нравственную, духовную сферы.

Вполне уместен субъективизм учителя в отборе методов и форм обучения. Известно, что, применяя излюбленные системы обучения, многие педагоги добиваются высоких результатов. Неполнота какой-то одной методики компенсируется в этом случае общим мастерством и увлеченностью учителя.

<

'. ' -Г

Глава 9 УЧИТЬ ПО ПРОФИЛЮ!

О.В. Евстифеева, завуч школы «Эврика», г. Олекминск. Чем должен оп- \ ределяться набор профилей? Гуманитарный, технический, естественно*] научный — это крупные блоки или направления, а что внутри них? Кто/( и как определяет содержание профиля? Требования к нему? Кто и каким! образом должен определять границы профиля (или предмета, определен- ' ного курса внутри профиля)? Насколько «глубоким» должно быть обуче* ч ние? Каковы при этом будут формы контроля, система оценок? Какой мо- > г жет быть доля дистанционного обучения?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1817; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.091 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь