Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Генезис и исторические пути решения курдского вопроса на Ближнем и Среднем Востоке



Курды – один из немногих народов Западной Азии, да и всего земного шара, сохранившие в общих чертах свой этнический облик с древности до наших дней. Историческая жизнь курдов составляет в общей сложности 2500 тысячи лет, и все это время они были вынуждены добиваться права жить на своих исконных землях, боролись за автономию и независимость. Курдский этнос насчитывает около 40 миллионов человек, что делает их четвертой нацией на Ближнем Востоке после арабов, турок и персов. Курды проживают на границах четырех ведущих государств Ближнего и Среднего Востока: Ирана, Ирака, Сирии и Турции, что делает их крайне важными акторами в регионе, предопределяет их геополитическую и геостратегическую значимость для всего Большого Ближнего Востока.

Курдистан (буквально «страна курдов») образует территорию на Юго-западе азиатского материка, в отдельных частях которого курды составляют абсолютное или относительное большинство. Название «Курдистан» как географическая единица возник XI-XII веках, во времена правления сельджукского султана Санджара (1118-1157) и вначале относилось к территории между нынешним иранским Азербайджаном и Луристаном. Понятие «Курдистан» не имеет политического смысла, так как курдам не удалось на протяжении истории создать какое-либо национальное образование. По мысли автора монографии «История Курдистана» М. Лазарева, «бесконечные войны, опустошительные нашествия, кровавые усмирения курдских восстаний поставили непреодолимые препятствия для политической консолидации курдского этноса, становлению централизованного курдского государства, независимого и единого Курдистана»[52]. Отсутствие национального государства было вызвано медленным процессом этногенеза, особенностями ландшафта, отсталым уровнем развития экономики, постоянными войнами и вмешательствами в жизнь курдов извне. Именно поэтому даже сегодня термин «Курдистан» имеет этногеографический смысл, а не государственно-политический.

В качестве обозначения народа термин «курд» появляется в эпоху Сельджукидов (XI-XII века), а как самоназвание - лишь в XVII-XVIII веках. Прародина курдов – северные районы иранской области Фарс. После образования арабского халифата курдские племена проникли в северную Месопотамию и приняли ислам, а в эпоху господства тюрков-сельджуков (XI-XII века) утвердились в некоторых районах южной Армении[53]. Появление курдов в пределах западной и южной Армении является следствием турецко-персидских войн за обладание территорией Армении. Окончательное этническое формирование курдов произошло в XVI-XVIII веках, а национальная их консолидация еще не завершена. Термин «курд» как обозначение этнической общности – продукт XIX века.

Принято считать, что понятие и термин «курдский вопрос» возникли сравнительно недавно, в новейшее время после распада Османской империи. При этом под «курдским вопросом» понимают национально-освободительное движение курдов. Но курдский вопрос гораздо шире и старше. Как категория, требующая решения, он возник еще в Средние века, когда первые курдские эмираты, появившись на ближневосточной арене, заявили о своем праве на существование. Именно тогда курдский вопрос стал постоянным детерминантом внутриполитической и внешнеполитической жизни стран, в пределах которых проживали курды. При этом курдский фактор всегда носил характер нестабильный, заряженный на конфликтность.

В современное время под курдским вопросом понимают следующую совокупность факторов:

1. Комплекс курдских проблем в странах (Турция, Сирия, Ирак и Иран), которые имеют в своем составе части этногеографического Курдистана;

2. Вызовы, порожденные нерешенностью курдской проблемы в каждой из перечисленных стран;

3. Возможность использования этих проблем в качестве средств давления в межгосударственных и международных отношениях в регионе как местными игроками, так и мировыми державами;

4. Состояние курдского национально-освободительного движения, которое может использоваться как рычаг политического давления, и которое есть фактор межрегиональных и международных отношений.

Генезис курдского вопроса проходил в два больших исторических этапа. Первый – межгосударственный, так как в этот период Курдистан был разделен между Османской империей и Персией на две неравные части. Первая (западная турецкая) доходила до Загросских гор и охватывала современный Северный, Южный и Юго-Западный Курдистан. Разделение необособленного курдистанского ареала фактически началось в 1514 году, когда Турецкий султан Селим I Явуз разгромил при Чалдыране войска персидского шаха Исмаила Сефевида. Границу они хоть и не определили даже в общих чертах, стало ясно, что война – единственный способ завоевать курдские земли. С этого момента территория Курдистана стала полигоном противостояния и соперничества Османской империи и Персии.

Официальное размежевание Курдистана на Восточную (персидскую) и Западную (турецкую) части произошло в 1555 году в соответствии с Амасийским договором, когда султан Сулейман впервые продиктовал шаху Тахмаспу условия проведения границы. Документально они были зафиксированы в 1639 году[54].

Второй этап разделения Курдистана, а значит и развития курдского вопроса, начавшийся в первую мировою войну, может быть назван международным. Раздел Курдистана осуществлялся непосредственно союзными державами Антанты, в итоге включившими отторгнутые от тогдашнего Западного Курдистана (Турция) территории современного Южного Курдистана (Ирак) и Юго-Западного Курдистана (Сирия) соответственно в состав подмандатных Ирака и Сирии. Формально началом нового раздела Курдистана стало подписанное 9-16 мая 1916 года в Лондоне соглашения Сайкс-Пико. Часть Курдистана отдавалась в проектируемую Армению под протекторатом России, часть современного Южного Курдистана переходила Англии, а Западный Курдистан – Франции[55]. 10 августа 1920 года был подписан Севрский договор, который предоставлял курдам право на автономию в составе Турции под контролем Совета Лиги наций. Севрским договором предусматривалось поэтапное создание курдского государства на территории части современного Северного Курдистана (Турция). Однако проект создания государства остался на бумаге[56].

Завершением раздробления курдского ареала стал подписанный 24 июля 1923 года Лозаннский договор, пересмотревший право курдов на самоопределение. Важнейшим вопросом стала принадлежность Мосульского вилайета. На него претендовали Турция и Ирак в лице Английской империи. 16 декабря 1925 года Мосульский вилайет попал в состав Южного Курдистана, то есть Ирака[57]. Фактически определением принадлежности Мосула завершился раздел курдских земель, что поставило Курдистан в принципиально новое положение в регионе. Теперь он принадлежал четырем государствам, приобрел статус международной проблемы, выходящей за рамки только внутригосударственных отношений.

Генезис курдского вопроса всегда проходил в условиях вооруженной борьбы как со стороны центральных правительств государств, в пределах которых проживали курды, так и со стороны самого курдского народа. Так, период с VII-XV века отличался постоянными выступлениями курдов против властей сначала арабских халифов, затем династии Буидов, Сельджуков, Кара-Коюнлу. К примеру, восстание курдов Мосула в конце 30-х годов IX века охватило значительные территории между Мосулом, Азербайджаном и Арменией. Оно было жестоко подавлено, но навсегда вошло в память курдов как пример борьбы братьев за великую курдскую идею.

После падения династии Кара-Коюнлу в XV веке, территория Курдистана стала ареной нового мощного противостояния. Между османским султаном, создавшим мощную империю в XV веке, и Сефевидами, утвердившимися в Иране в начале XVI века шла постоянная война за господство в регионе, причем вооруженное противостояние проходило на территории Курдистана. Фактически борьба шла до начала Первой мировой войны. Главным же результатом турецко-иранских баталий стал раздел земель курдов: большая часть к Западу от горной цепи Загрос вошла в состав Турции, меньшая к Востоку от Загроса осталась за Ираном. Точкой отчета раздела стала знаменитая Чалдыранская битва между Турцией и Ираном в августе 1514 года. В ходе этой битвы обе империи постарались заручиться поддержкой курдов. Но в целом позиция Сефевидского Ирана и Порты была крайне жесткой по отношению к курдам. Иран шел по пути традиционной политики устранения курдских местных правителей на ставленников центральной власти. Так же поступала и Порта. При этом порядок поддерживался карательными акциями и репрессиями[58].

Раздел Курдистана между Турцией и Ираном обрекал его на роль буфера. С одной стороны, буферная зона всегда была потенциально конфликтной, неблагоприятной. С другой, – позволяла курдам менять политические ориентиры в собственных целях.

Находясь в политической сфере влияния Турции и Ирана, а именно в статусе вассалов центральной власти, курды в силу географического положения и гористой местности оставались фактически самостоятельными. Управлялись они местной племенной знатью, занимались сельским хозяйством и скотоводством, жили по собственным законам и в соответствие с традициями предков. Таким образом, в недрах курдского общества развивалась социально-политическая структура, зарождалась курдская государственность, сохранялось единое пространство вплоть до бурных событий XX века, когда ареал курдов был поделен уже на четыре части. 

Период XVIII-XIX веков стал переломным для всего Ближнего Востока и для курдского вопроса, в частности. Под влиянием войн и революций Европа вплотную приблизилась к Азии, появился так называемый «восточный вопрос», суть которого заключалась в постоянном ослаблении Турции и стремлении великих держав того времени этой слабостью воспользоваться в целях территориальных приращений. Наличие эфемерной границы между иранским и турецким Курдистаном, слабость центральных правительств данных империй толкали курдов к активным действиям. 40-50-е годы XIX века были ознаменованы кровопролитным противостоянием курдов и Турции. Турки жестоко подавили курдское движение, курдский феодальный сепаратизм был сломлен, в курдских областях была посажена центральная администрация и введены войска.

В 1879 году вспыхнуло очередное восстание. Во главе его встал шейх Обейдулла. Окончательный план восстания был разработан на первом в истории Курдистана съезде вождей в 1880 году. В съезде принимали участие и иранские курды. Съезд продемонстрировал стремление курдов к объединению, однако, показал разрозненность попыток и недостаток организационного потенциала. Восстание было в очередной раз подавлено. Причем Россия и Англия враждебно отнеслись к восстанию, так как были против дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке[59].

Начало XX века отметилось распадом Османской империи и ослаблением Ирана. В мире полным ходом шла борьба за передел мира, что приводило к тому, что великие державы порой активно поддерживали сепаратистские тенденции в Иране и Турции. В 1910-1914 годах в Южном, Северном и Западном Курдистане шли постоянные волнения. Они еще больше ослабили контроль Турции над этими территориями. Во время Первой мировой войны на территории курдов проходили активные военные действия, что привело к хаосу и разрухе.

Как уже было сказано выше, судьба курдов после распада Османской империи была определена договорами Сайкс-Пико, Севрским, Сан-Ремо и Лозаннским. В первых трех договорах, особенно в Севрском, курдам обещались права на автономию, они признавались самостоятельным этносом и субъектами в международной политике, более того им предоставлялось право через год обратиться к Совету Лиги наций с прошением о самостоятельности от Турции. В Лозаннском договоре с Турцией о курдах не было и слова. Он фактически аннулировал условия Севрского договора, отбросив курдов в стремлении в независимости на несколько шагов назад.

В целом политика Турции, Ирака, Ирана и Сирии по отношению к курдам на протяжении XX века отличалась непризнанием их права на автономию и даже на существование в качестве отдельного этноса. Центральные правительства стремились вписать курдов в общественно-политическую внутреннюю жизнь государства, но неизменно встречали отпор со стороны курдов, которые значительно выросли в плане политической и общественной организации. Прежде всего у курдов крепилось национальное самосознание. Так, в разных частях Курдистана появились партии и движения, игравшие заметную роль в деле курдского самоопределения. Среди них стоит назвать «Курдскую лигу», «Демократическую партию Иранского Курдистана» в Иране, «Демократическая партия Курдистана», «Патриотический союз Курдистана» в Ираке, «Демократическая партия Турецкого Курдистана» в Турции, «Курдская демократическая партия» в Сирии[60].

Активные события в середине века развивались в иракской части Курдистана. Череда военных переворотов и смена режимов приводила к тому, что новая власть обещала курдам решить их вопрос, но обещания не выполняла. Знаменательным событием в жизни курдов Ирака стала декларация Аль-Бакра – президента Ирака, опубликованная 11 марта 1970 года. В декларации говорилось о равноправии курдов и арабов, курдский язык признавался официальным наряду с арабским, было даровано право курдам на создание политической организации, обещалось социально-экономическое развитие региона. Правда, при выполнении условия декларации были значительно урезаны. Но разговор об автономии курдов в Ираке крайне обеспокоил Турцию, Иран и Сирию. Правительства крайне негативно восприняли возможность принятия декларации. В итоге в Ираке был принят закон от 11 марта 1974 года, значительно урезавший условия предыдущей декларации. Однако, в сравнении с общим политическим трендом по отношению к курдам в других частях, Ирак казался явно демократическим государством. Так, в Турции активно поддерживалась политика «нет курдов, все турки», организовывались карательные походы на курдские районы. Положение в Иранском Курдистане было неспокойным. Исламская революция в Иране 1979 года привела к тому, что курдам было отказано в самоопределении. Принцип национальности потерял смысл в государстве, где во главе государства встал духовный исламский лидер, призывавший к объединению мусульман под флагом одного государства [61] .

События в других частях Курдистана заставили сирийское руководство предпринять ряд мер, направленных на предотвращение курдского движения. После прихода к власти алавитов во главе с Хафезом Асадом в курдскую сирийскую политику были внесены коррективы: в стране по-прежнему не признавалось наличие курдской проблемы, правда, положение курдов по-прежнему оставалось сложным.Стоит отметить, что с момента принятия закона в Ираке от 11 марта 1974 года, который был закреплен в Конституции страны о праве курдов на автономию, задачи курдского движения стали разниться. Если для иракских курдов было важным сохранить и расширить политические завоевания, то для курдов иных частей необходимо было добиться официального признания курдов как самостоятельного этноса.

Окончание холодной войны, распад Советского Союза и социалистического блока в 1980-1990-е годы прямо и косвенно отразились на курдском национальном движении. Используя войну с Ираном как предлог,  Багдад значительно минимизировал все уступки, которые ранее были предоставлены курдам. Багдад снова подчинил Автономный район. Был проведен ряд мер по переселению курдов из пограничных районов, активно выдворялись курды, которые подозревались в антиправительственных выступлениях. В Иране, как во времена правления аятоллы Хомейни, так и после его смерти в 1989 году курдское политическое движение подавлялось; оно функционировало только в подполье и за границей.

Со второй половины 1980-х в Турции с новой силой вспыхнуло повстанческое движение, направляемое Рабочей партией Курдистана (РПК). Постоянно осуществлялись нападения на полицейских, жандармские участки, военные базы. Идеологическая и повстанческая деятельность РПК перешла турецкие границы, влияние организации распространилось и на сирийских курдов. Анкара развернула карательные акции против курдов, которые часто распространялись и на территорию Северного Ирака, так как именно туда отступали курдские партизаны, углубляясь на 20–30 км. События в Турецком Курдистане, как и антикурдская политика стран Ближнего Востока, имели общекурдский характер.

Операция «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракской оккупации, проведенная коалиционными войсками во главе с США в начале 1991 года, стала началом нового периода в национально-освободительной борьбе иракских курдов, хотя курдский вопрос играл в этой войне второстепенную роль. В феврале 1991 г. в Иракском Курдистане началось массовое курдское восстание, участники которого надеялись на поддержку США и их союзников. Однако США не были заинтересованы в хаотизации ситуации вокруг Ирака и позволили официальному Багдаду подавить курдские волнения. Таким образом, интересами курдов вновь поступились в угоду геополитическим замыслам стран Запада.

Вскоре отношения США с Ираком значительно ухудшились, что дало курдам осязаемый шанс требовать соблюдения своих интересов, опираясь на сильного партнера. В апреле-мае 1992 г. были организованы выборы в первый курдский парламент (национальную ассамблею). Подавляющее большинство голосов (90%) получили две ведущие курдские партии – ДПК и ПСК (Патриотический союз Курдистана, организован в 1975 году для борьбы с центральными властями Ирака). Главы этих партий – Масуд Барзани и Джаляль Талабани - стали двумя неофициальными лидерами Иракского Курдистана. Началось формирование курдского правительства и намечена структура государственного управления[62].

Соединенные Штаты оказывали «Свободному Курдистану» военно-политическую и отчасти экономическую помощь, однако, новое образование не имело признанного международного юридического статуса. Это была настоящая автономия, что было несомненным успехом в борьбе за национальное определение для курдов[63]. Однако низкая политическая культура, межклановые противоречия, разобщенность племен и отсутствие общих целей привели к противостоянию уже внутри образовавшегося властного альянса. В 1994 году развернулся полномасштабный конфликт между ДПК и ПСК, вылившийся в длительную войну. Конфликт был разрешен в 2002 году при активном посредничестве США.

Таким образом, основная борьба курдов за государственность к началу XXI века окончательно была перенесена на территорию Ирака. Однако значительную роль в попытке добиться многовековой цели играют и курды Турции, где военные действия носят особо ожесточенный характер как со стороны центрального правительства Турции, так и со стороны курдской верхушки.

2003 год стал переломным для всего Большого Ближнего Востока, в особенности для курдов. Вторжение американских сил и их союзников, свергнувшее режим Саддама Хусейна, привело к тому, что некогда сильное государство, крупный региональный игрок фактически распалось на 3 части: курдскую, шиитскую и суннитскую. При этом курды попали в двоякое положение: с одной стороны, они получили реальную власть, президентом иракского государства стал Джаляль Талабани, которого поддержали почти все курдские группировки Ирака, в том числе и давний соперник – Масуд Барзани, который был назначен на место главы Курдистана. С другой стороны, курды оказались в зависимости от действий США в регионе. При этом акценты в курдском конфликте сместились в сторону «Realpolitic»: в апреле 2003 года после падения Багдада, силы Талабани заняли нефтяную столицу Ирака Киркук, заявив свои права на самый перспективный район Ирака. Национальный состав Киркука крайне разнороден: курды, арабы, туркмены. Все они стремятся получить доступ к нефтяным скважинам[64]. Борьба за ресурсы привлекла не только внутренние силы (сунниты, шииты, курды), но и международных игроков, так как проблема Киркука по сути является важнейшим стимулом на пути создания государства курдов. Летом 2014 года в связи с мощным наступлением сил так называемого «Исламского Государства» на Багдад курды воспользовались шансом и заняли Киркук и близлежащие территории. 26 июня Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани посетил Киркук, назвал его присоединение «огромным достижением, ради которого мы боролись и проливали кровь долгие годы»[65].

Курды в Иране проживают в провинциях Илам, Курдистан, Западный Азербайджан и Керманшах, составляют около 8% населения страны[66]. Перечисленные провинции являются самыми экономически отсталыми в пределах Ирана. Близко к нулю участие курдов в политической жизни страны. При этом иранские курды по сравнению со своими турецкими и иракскими собратьями крайне разобщены и представлены несколькими противостоящими партиями – Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК), Партия свободной жизни Курдистана (Пижак), Комала. После выборов нового президента Ирана Хасана Роухани в июне 2013 года отношения курдов и официальных властей были сдвинуты с мертвой точки. 25 июля 2015 года через два года после своего избрания на пост президента страны Х. Роухани посетил Иранский Курдистан и пообещал курдам ввести обучение на курдском языке в университетах, развитие экономики региона и создание новых инфраструктурных проектов, которые бы дали курдам новые рабочие места и улучшили социально-экономические положение[67]. Несмотря на то, что многие курды отнеслись скептически к заявлениям президента, визит Роухани продемонстрировал общую положительную тенденцию в курдско-иранских отношениях, обозначил стремление официальных властей держать курдский вопрос под контролем, особенно на фоне происходящих в регионе событий.

В целом, история Курдистана дает возможность сделать вывод о том, что курдский вопрос всегда был разменной картой великих и региональных держав в преследовании своих интересов на Ближнем и Среднем Востоке. Сегодня только курды Ирака находятся в относительной безопасности, пользуются реальными автономными правами, имеют шансы участвовать в политической жизни страны. Однако Арабская весна внесла значительные коррективы в политический ландшафт региона. Гражданская война в Сирии привела к тому, что сирийские курды фактически организовали автономию и активно защищают свои земли как от правительстванных войск, так и от многочисленных террористов, главную угрозу среди которых сегодня представляют боевики так называемого «Исламского государства». Смогут ли сирийские курды защитить свои земли и добиться автономии и даже отделения, зависит от действий курдского сирийского руководства и общей геополитической ситуации в регионе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь