Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Причины возникновения курдского вопроса в Сирии
Как уже было сказано в первой главе, курдский вопрос в целом возник в средние века, а оформился окончательно во времена существования Османской и Персидской империй, которые в 16 веке поделили Курдистан на Восточную (персидскую) и Западную (турецкую) части. Непосредственно курдский вопрос в Сирии связан с исторической судьбой этого государства и относится к Первой мировой войне, когда Османская империя прекратила свое существование, и союзные державы произвели передел ее азиатских территорий. Южная часть Курдистана (Мосульский вилайет) была включена в подмандатный английский Ирак, а юго-западная часть (полоса вдоль турецко-сирийской границы) – в подмандатную французскую Сирию. Таким образом, в Сирии на северо-востоке и отчасти на северо-западе страны (Камышлы, Джазира, Эйн аль-Араб (Кобани), Деррика, Хемко, общины в Дамаске, Алеппо, Хаме) оказались курдские поселения, составившее около 10% всего населения республики. Особое значение курдская проблема приобретает уже после обретения Сирией независимости в 1946 году. Курдский вопрос в Сирии с своем развитии прошел два больших этапа: первый (с 1946 по 2011 годы) – время зависимости курдского этноса от политики центральных властей и притеснений, в результате которых оформился комплекс проблем, связанных с экономическими, правовыми, политическими, социальными и культурными условиями существования курдов в Сирийской Арабской Республике; второй (с 2011 по настоящее время) – этап приобретения курдами фактической независимости от центральных властей, усиление экономического, военного и политического веса курдов на региональной арене[168]. В подмандатный период в Сирии, как и в остальном арабском мире культивировалась идея арабского национализма, которая противоречила политическим стремлениям курдов. С другой стороны, французское колониальное управление проводило политику по децентрализации, привлекало этнические и религиозные меньшинства к административному управлению на местах. Более того французская администрация рассматривала возможность создания курдского автономного анклава на границах с Турцией[169], что сформировало представления курдов об их будущем месте в сирийском государстве, способствовало появлению политической и национальной идеи независимости. В 1936 году Франция сформировала центральное сирийское националистическое правительство, делая определенные политические уступки суннитскому большинству, в то же время продолжая поддерживать административные автономии территорий, населенных этническими меньшинствами, в том числе и курдским. В результате в 1937 году в стране вспыхнули народные столкновения, связанные с недовольством централизацией политической власти в руках городской суннитской элиты. Франция была вынуждена пойти на уступки меньшинствам, в том числе и курдскому, и увеличила автономные права курдов, что вылилось в формирование нескольких курдских общественных организаций. Подобная политика привела к усилению напряженности между суннитской арабской частью населения Сирии и курдами. Отныне курды начали рассматриваться как сепаратисты, представляющие угрозу территориальной целостности государства[170]. В 1946 году Сирия стала независимым государством с явно выраженным колониальным прошлым: элита стремилась сохранить прежние связи с метрополией, индустриализация затрагивала лишь городские части страны и отдельные слои населения, что способствовало усилению экономической нестабильности, инфляции и безработице. Все это привело к увеличению популярности коммунистических и националистических идей, усилению влияния Коммунистической партии Сирии и партии БААС среди широких слоев населения, в том числе и среди крестьян. Идеи демократии и капитализма ассоциировались с колониальной администрацией и бедностью[171]. Политическая элита страны, учитывая поликонфессиональный состав населения, сделала упор на усиливающийся национализм сирийцев и стала формировать особую секулярную арабскую идентичность у населения, включающую суннитов, друзов, алавитов и христиан в один национальный блок. В 1950 году была принята Конституция, в которой провозглашалось, что Сирия есть арабская республика, а ее народ – часть арабской нации[172]. Курдам как неарабской этнической группе в новой конституции и идеологии места не нашлось. Они были вытеснены за рамки общественной, экономической и политической жизни. В следующей Конституции 1973 года примат арабизма был сохранен. Особые притеснения курды испытали во времена существования Объединенной Арабской Республики в составе Сирии и Египта с 1958 по 1961 годы. Союз был основан на идеологии арабского социалистического возрождения, имел четкую националистическую направленность, был отражением стремления ряда арабских государств, особенно Египта и его харизматичного лидера Гамаля Абдель Насера объединить однажды рассеянную арабскую нацию под одним правительством. Примат арабизма ОАР априори вычеркивал иные этнические группы из общественно-политического пространства Сирии. В результате курды подвергались гонениям, курдские офицеры насильно увольнялись из армии. Арестовывались сотни курдских политических деятелей из образованной в 1957 году Демократической партии Сирийского Курдистана, курдский народ становился заложником антикурдской пропаганды (обвинения в связях с сионизмом и империализмом; в сепаратистских устремлениях). Все это формировало негативный образ курда в глазах сирийцев, который был еще более демонизирован после восстания иракских курдов под предводительством Мустафы Барзани в 1961 году. Опасения, что курды Сирии могут организовать подобные выступления и поддаться зарубежному, прежде всего, израильскому влиянию, формировали представления о курдской этнической группе как первой внутренней угрозе территориальной целостности государства[173]. 1962 год стал для курдов Сирии началом целенаправленной государственной политики по искоренению курдского элемента из общественно-политического и этнического пространства страны. 23 августа 1962 года сирийское правительство издало декрет № 93 о проведении особой переписи в Джазире, то есть в районе проживания курдов[174]. Перепись была обусловлена обеспокоенностью сирийского правительства по поводу количества курдов, перешедших границу с Турцией и Ираком после окончания второй мировой войны, а также уверенностью в том, что эти люди получили официальные документы незаконным путем. Теория «нелегальной миграции» была также обусловлена высоким уровнем прироста населения в курдских ареалах с 1954 по 1961 годы. Официальная статистика показывает, что население за этот период выросло на 27% с 240 тысяч человек до 305 тысяч[175]. Таким образом перепись должна была выявить тех, кто действительно был гражданином Сирии и имел на это право, и тех, кто получил этот статус нелегально. Между тем доказательств того, что сирийские курды были пришлыми, переселившимся из Турции и Ирака в Джазиру в поисках лучших условий жизни, не было. Во-первых, плодородные земли верхней Джазиры могли привлечь не только курдов, но и христиан из Турции, а также арабов из других сирийских провинций. Таким образом население могло увеличиться и за счет этих людей. При этом, за некоторыми исключениями, курды были единственной группой населения в 1962 году, которую массово лишили гражданства. Во-вторых, сирийское правительство с 1962 года никогда не предпринимало серьезных попыток репатриировать курдов обратно в Турцию или Ирак. В-третьих, странным представляется обвинение курдов в использовании нелегальных способов регистрации: получается, что тысячи человек получили регистрацию незаконным путем, что говорит о наличии в государственной миграционной системе лазеек и заинтересованных лиц, получающих благодаря этому незаконную прибыль. Таким образом все эти факты являются доказательством искусственности предлога для проведения переписи. Перепись была организована без предварительных оповещений о ее проведении в течение одного дня, в ходе нее курдам для получения гражданства необходимо было предоставить один из документов, подтверждающих проживание человека в Сирии до 1945 года: удостоверение личности, налоговую квитанцию на землю или же так называемую «семейную карту». В результате многие курды не попали в переписные листы просто потому, что не оказались дома. После переписи курдское население было разделено на три категории: граждане Сирии; «аджнабий» или «иностранец», то есть человек, у которого гражданство Сирии изымалось; «мактум» или «незарегистрированные», те, кто не попал в переписные листы, даже при наличии у них до этого гражданства. Таким образом, от 120 до 150 тысяч человек были лишены сирийского гражданства[176]. При этом в одной семье могли быть как граждане Сирии, так и те, у кого гражданство изымалось. Лица без гражданства были лишены права владеть недвижимостью, работать в государственных учреждениях, получать социальную помощь, они даже не могли зарегистрировать машину на свое имя. Незарегистрированные же лица вообще лишались всех документов и были совершенно бесправны, не имели возможности обучаться в университетах. При этом дети, рожденные в семьях «иностранцев» или «незарегистрированных» лиц также приобретали эти статусы. Исключением становились дети, чей отец – гражданин Сирии, а мать – незарегистрированная[177]. Важно отметить тот факт, что сирийские власти при дальнейшем определении гражданства курдского ребенка нарушали 3 статью, параграф 3 сирийского закона о гражданстве, в котором говориться, что гражданство Сирии получает ребенок, родившийся на территории Сирии у родителей без гражданства или родителей, имеющих иностранное гражданство[178]. Таким образом, к 2008 году количество «незарегистрированных» лиц и «иностранцев» среди сирийских курдов составило более 300 тысяч человек[179]. В 1963 году к власти в Сирии пришла партия БААС которая окончательно провозгласила идеологию социалистического секулярного арабизма. Баасизм в Сирии стал вариантом пан-арабского национализма, для которого идея «единой арабской нации» стала центральной, что автоматически вычеркивало курдов из общественно-политического пространства Сирии. Таким образом все политические, социальные и национальные группы, которые не разделяли арабского национализма, становились нелегальными. Политика партии БААС по отношению к курдам может быть условно разделена на 3 периода: с 1963 по 1970 годы – время так называемой «идеологической чистоты арабской идеи», для которого характерно активное подавление курдского вопроса, вынесение его за скобки официальной политической, общественной жизни страны; с 1970 по 2000 годы – более прагматичный период, связанный с использованием политики «кнута и пряника»; с 2000 по 2011 годы – попытки отказа от наиболее вопиющих решений по курдскому вопросу, принятых в прошлые периоды, своеобразное умиротворение курдов. В октябре 1963 года на 6 Национальном съезде Партии делегаты отказались признавать существование в Сирии этнических меньшинств и определили Сирию как «родину арабов». Позже лидеры БААС назвали курдов «иностранной группой»[180]. Наступление баасистских властей на курдское меньшинство было продолжено в ноябре 1963 года и получило идеологическое плановое обоснование: глава отдела политической безопасности района Джазира Мухаммед Талиб Хилал выпустил доклад под названием «Исследование национального, социального и политического аспектов провинции Джазира». В работе курды назывались народом без истории, культуры, цивилизации и языка, а курдское движение – «зловредной опухолью на теле арабской нации»[181]. Для решения курдского вопроса предлагался план из 12 пунктов, направленный на выжимание курдского этноса с сирийской территории или же его насильственную ассимиляцию. Предполагалось планомерно депортировать курдов во внутренние районы страны, фрагментировать территории компактного проживания курдов; препятствовать процессу получения образования в курдских районах, а также сокращать рабочие места для курдов или не принимать их на службу; выдворять курдов, находящихся в розыске, в Турцию; организовать действенную антикурдскую пропаганду и натравливание одних курдских общин на другие; заменить курдских духовных лидеров арабскими; стимулировать переселение арабов на курдские территории; выстроить арабский кордонный пояс вдоль границы с Турцией[182]. Таким образом, план предполагал создание невыносимых условий для курдского этноса, что должно было подтолкнуть его либо к эмиграции, либо к полному отказу от своей идентичности и растворение в арабской нации[183]. Несмотря на то, что сирийские власти настаивали на независимости доклада и его частном характере, большинство предложенных мер стало претворяться в жизнь. С 1973 по 1976 годы стал создаваться арабский кордонный пояс вдоль границы с Турцией и Ираком, чтобы предотвратить любые контакты сирийских курдов со своими собратьями: было принято решение конфисковать земли курдов по 350-километровой длине вдоль полосы сирийско-турецкой границы и населить ее арабскими семьями, пострадавшими от наводнения при строительстве плотины на реке Евфрат. Таким образом было создано около 40 арабских поселений, которые получали государственные дотации, были электрифицированы, имели доступ к водопроводу, чего не было в курдских селениях. Около 300 курдских деревень было либо полностью ликвидировано, либо оставлено без какой бы то ни было инфраструктуры. Большинство наиболее плодородных земель курдов оказалось в руках государства. Частнособственнические хозяйства заняли не более 18% земель[184]. При этом любые недовольства курдов жестоко подавлялись, власти целенаправленно переправляли инвестиционные потоки из курдских земель во вновь созданные арабские колонии[185]. Политика по выстраиванию арабского кордона проводилась и потому, что курдские земли были богаты в отношении плодородности земель и наличия нефтяных месторождений; государство не могло позволить курдам владеть этими природными ресурсами. В соответствие с докладом, сирийский режим активно перекрывал любые возможности трудоустройства для курдов. Для организации сельскохозяйственного предприятия необходимо было пройти через сложную бюрократическую систему с участием нескольких министерств: обороны, внутренних дел и сельского хозяйства. Курд, получивший разрешение заниматься производством сельхозпродукции и доказавший свою полную лояльность режиму, мог продавать созданную продукцию исключительно государству. Такая же плачевная ситуация наблюдалась и в промышленном производстве. В регионе не строились заводы, не сооружались промышленные предприятия, Сирийский Курдистан был своеобразной внутренней колонией, которая поставляла сырье на сирийский рынок. Безработица в районе достигала 60%, курды никогда не назначались на руководящие должности в местном административно-управленческом аппарате[186]. С целью искоренения исторической памяти и выдавливания курдского языка из повседневного общения сирийские власти организовали кампанию по переименованию курдских городов, поселков, улиц. Только в 1978 году было переименовано около 136 деревень и поселков. Город Африн был переименован в Аль-Уруба, Кобани – в Эйн-аль-Араб, Дерек – в Аль-Маликия. В самом Дамаске курдский квартал получил название Рэкнуэддин[187]. Было также запрещено давать детям курдские имена, говорить в официальных учреждениях, школах и университетах на курдском языке, хотя армяне и ассирийцы имели частные школы, просветительские собрания, где преподавание велось на родном языке. Власти принципиально не строили школы, училища и высшие учебные заведения в ареале проживания курдов. Для получения образования молодые курды были вынуждены покидать дом и ехать в Алеппо, Дамаск или Дар-аз-Зор. Курдские дети, обучающиеся в государственных школах, подвергались активной арабизации и баасизации. Дети могли наказываться за общение друг с другом на курдском языке. В 1980 году был выпущен декрет, запрещавший использовать курдский язык на работе, в ходе празднеств и церемоний. Официальный запрет на курдские издания, который был введен еще во времена правления сирийского президента Адиба Аш-Шишакли (1951-1954), в период партии БААС и Хафеза Асада сохранился. В итоге курдские авторы и издатели были вынуждены печататься в Ливане. В мае 2000 года незадолго до смерти Хафеза Асада вышла резолюция 768, постановившая закрыть все магазины, продающие кассеты, диски и видео на курдском языке[188]. Помимо создания сложных условий для жизни и работы в курдских районах государство не выпускало курдов в другие страны, так как курды просто не имели официальных бумаг. С 1980-х годов преследования курдов в больших городах усилилось, искусственно подогревалась ненависть арабского населения к своим курдским соседям. Многие курдские семьи, используя лазейки в сирийском законодательстве и взятки местным властям и представителям администрации, уехали из Сирии. В результате в Ливане, а позже во Франции, Германии и Англии сформировались крупные курдские диаспоры, которые стараются не разрывать отношений с родиной, сохраняют курдское самосознание и культуру, формируют общественно-политические и просветительские организации[189]. Оставшиеся курды пытались сопротивляться, организовывали выступления и акции протеста, продолжала действовать Демократическая партия Сирийского Курдистана (ДПСК). Это вызывало соответствующую реакцию властей. Летом 1973 года силы правопорядка арестовали 12 курдов, включая лидера ДПСК Дахама Миро после того, как члены партии направили в адрес президента Сирии Хафеза Асада меморандум, содержащий недовольство условиями жизни курдов, лишенных гражданства. Миро и его соратники были подвергнуты пыткам во время содержания в тюрьме. В 1976 году организация Международная амнистия начала кампанию, в ходе которой сирийские власти призывались к прекращению заключения арестованных. Миро был выпущен на свободу только через 8 лет[190]. Крупные столкновения с полицией произошли в Дамаске в марте 1986 года во время празднования важнейшего курдского праздника Навруза. Сотни курдов вышли в центр курдского квартала города, чтобы принять участие в празднествах. Силы правопорядка перекрыли движение колоннам, что вызвало массовое недовольство празднующих, которые направились к президентскому дворцу. Толпа была рассеяна силами правопорядка, в результате был убит молодой курд. По возвращении его тела в родной город Камышлы там произошли волнения, в ходе которых было убито 3 курда. В ту же ночь было убито еще три курда в Африне. В марте 1990 года курды, лишенные гражданства, устроили протест и попытались передать список требований правительству. Демонстрация была рассеяна полицией[191]. В результате целенаправленной политики государства по созданию невыносимых условий жизни для курдов и их вытеснение с родных земель в начальный период правления партии БААС и на протяжении всего президентства Хафеза Асада, Сирийский Курдистан стал одной из самых неразвитых и отсталых областей страны, а курды – бесправной частью населения без перспектив и возможностей. Между тем подход Хафеза Асада по отношению к курдам был достаточно гибким и продуманным, позволял избегать крупномасштабных конфликтов внутри Сирии. Часть курдской религиозной и правящей элиты инкорпорировалась в баасистскую партийную систему. Курд по национальности Ахмед Кефтару (1915-2004) стал одним из выдающихся представителей религиозного правящего слоя Сирии, заняв пост верховного муфтия государства. Под его руководством была создана сеть религиозных образовательных и благотворительных центров. Пользуясь своими хорошими отношениями с Хафезом Асадом, Кефтару основал комплекс Абу Нур, создав на его основе ряд специализированных центров по изучению шариата. Он был популярен как среди курдов, так и среди арабов-суннитов, предлагал простую и модернизированную трактовку ислама, выступал за отделение религии от государства[192]. Ахмед Куфтару был не единственным представителем курдов, который имел тесные связи с властью. Шейх Мухаммад Саид Рамадан Аль-Бути, также курд по национальности, который никогда не отказывался от своей идентичности и позволял себе использовать курдский язык в общественной деятельности, также активно взаимодействовал с сирийским режимом, стал официальным посредником между курдами и арабами Сирии, призывал к развитию курдско-арабского братства, выступал за создание религиозного государства, в котором ислам объединит разные нации[193]. Активное вовлечение курдской религиозной элиты в общественно-политическую жизнь страны было частью хорошо продуманной стратегии Хафеза Асада по отношению к курдскому меньшинству. Так как в Сирии культивировался арабизм, ислам мог стать единственным объединяющим моментом, с помощью которого можно было бы осуществлять контроль над курдским меньшинством, которое в большинстве своем исповедовало ислам суннитского толка. Стратегическая «политика пряника» по отношению к курдам не ограничивалась религиозной сферой. Партия БААС давала возможность вступать в свои ряды не только арабам, но и другим национальностям, населяющим Сирию, однако, при строгом соблюдении отказа от своей идентичности. Курды также привлекались к службе в армии, причем часто попадали с элитные подразделения, такие как Специальный корпус и Оборонительные бригады, которые использовались для поддержания внутреннего порядка и напрямую подчинялись президенту Сирии и возглавлялись братом Хафеза Асада Рифатом Асадом. В 1980 году курды-военные, наряду с алавитами и другими национальными и религиозными меньшинствами, были отправлены в Алеппо для подавления волнений, в 1982 году курды также принимали участие в зачистке Хамы от «Братьев-мусульман»[194]. Как уже было сказано выше, курдские районы были крайне отсталыми: не развивалась промышленность, людей не брали на работу, фактически невозможно было организовать своё дело. Чтобы избежать широкомасштабного недовольства власти Сирии закрывали глаза на существование в курдских анклавах контрабанды и теневой приграничной торговли с Ираком и Турцией. Нелегальная приграничная экономическая деятельность курдов появилась еще во времена французского мандатного управления. Через границу поставлялись рогатый скот, сигареты, оружие, наркотики, археологические древности и другие товары. Центрами контрабанды являлись города Камышлы, Джараблус, Дерик. Незаконная торговля формировала особый зажиточный слой курдов, которые действовали с негласного разрешения сирийских властей и формировали патронажную сеть (давали рабочие места, помогали средствами) среди тех, кто более всего страдал от политики центрального правительства[195]. Таким образом, времена правления Хафеза Асада были отмечены для курдов осуществлением политики «кнута и пряника». С одной стороны, сирийский режим целенаправленно выдавливал курдский этнос из общественно-политического пространства государства, запрещал курдам проявлять свою идентичность, использовал курдские регионы как внутреннюю колонию, лишил многие тысячи курдов элементарных человеческих прав и свобод, с другой, - с целью предотвращения полномасштабного курдского восстания стремился контролировать курдское меньшинство посредством выстраивания доверительных отношений с некоторыми высокопоставленными курдами, которые являлись опорой режима в курдских анклавах. Во времена правления Башара Асада ситуация в курдском сирийском вопросе значительно не изменилась. Как уже было сказано в предыдущей главе, молодой Президент подавал большие надежды на демократизацию Сирии и развитие общества. Так называемая «Дамасская весна» не обошла стороной и курдов. Курдские интеллектуалы основали в Камышлы организацию «Бедир-Хан Форум» и наладили взаимодействие с сирийской оппозицией. Между тем к февралю 2001 года БААС начала кампании по обвинению сирийских политических и общественных оппозиционных деятелей в ослаблении Сирии и подрыве ее единства. «Дамасская весна» была свернута, что привело к арестам и запретам политических и общественных организаций, созданных на волне послаблений. Курдские сирийские партии – ЕКИТИ, АЗАДИ, Партия демократического союза (PYD), Движение за курдское будущее – пытались обращать внимание правительства на бедственное положение курдов, призывали власти признать курдов вторым этносом Сирии, даровать им свободу в сфере культуры и языка, устраивали мирные демонстрации у правительственных зданий, однако, ничего добиться так и не удалось[196]. Основным оставался вопрос положения курдов без гражданства. В связи с надвигающейся войной в Ираке и усиливающимся давлением на Сирию со стороны западных стран, прежде всего США, проблема натурализации курдов без гражданства поднималась сирийским правительством и парламентом в конце 2002 года. В ходе своего визита в провинцию Аль-Хасаке в августе 2002 году молодой президент пообещал курдам решить вопрос предоставления гражданства. Между тем ситуация в курдском вопросе оставалась потенциально опасной и вылилась в итоге в печально известные события в Камышлы в марте 2004 года, которые совпали по времени с подписанием 8 марта 2004 года переходной Конституции Ирака, в которой регион проживания курдов признавался автономным, что могло подогреть ожидания сирийских курдов по поводу политических уступок со стороны режима[197]. Поводом широкомасштабных недовольств курдов стали столкновения футбольных фанатов арабской и курдской команд 12 марта 2004 года в Камышлы на стадионе, которые перекинулись на Африн, Айн аль-Араб, Алеппо и Дамаск. Драки болельщиков практически сразу приобрели политический характер: курды подняли национальный флаг, что вызвало оскорбительные комментарии арабов. Участники обеих сторон начали скандировать политические лозунги: арабы выражали поддержку иракскому Президенту Саддаму Хусейну, который в марте 1988 года приказал своим войскам использовать химическое оружие против курдского населения города Халабджа, что привело к гибели, по разным данным, 5 тысяч человек и около 20 тысяч было отравлено или ранено[198]; курды же выступили в пользу американского Президента Джорджа Буша, который в марте 2003 года начал войну в Ираке, что дало возможность иракским курдским лидерам Масуду Барзани и Джалялю Талабани сформировать автономное курдское правительство в Ираке со столицей в Эрбиле. Столкновения фанатов были подавлены с помощью оружия, были убиты 9 курдов. Ранее подобные беспорядки ликвидировались с применением водометов. 13 марта тысячи курдов вышли на улицы Камышлы и присоединились к похоронной процессии погибших накануне. Похороны обернулись массовыми беспорядками, курды громили правительственные здания города, произошли столкновения с полицией. 13-14 марта по городам Сирии, населенным курдами, также прокатились недовольства и демонстрации, приведшие к разрушениям и боям с силами правопорядка. Важно отметить тот факт, что солидарность с сирийскими курдами выразили их собратья из Дьярбакыра (Турция), Эрбиля и Сулеймании (Ирак), которые вышли на митинги. Таким образом, события в Камышлы, которые были жестоко подавлены сирийским режимом и унесли по меньшей мере жизни 32 человек, более 2 тысяч были арестованы[199], стали первым выступлением, которое объединило сирийских курдов, пожелавших выразить недовольство многолетними притеснениями со стороны режима[200]. Башар Асад отправил делегацию во главе со своим братом Махером и министром обороны Мустафой Тласом в Джазиру для встречи с лидерами курдских партий и выяснения обстоятельств, однако после визита не последовало официального расследования событий, никто из представителей сил правопорядка наказаны не были за жертвы столкновений. И даже арабская команда продолжила участие в матчах, тогда как курдская была вынуждена пропустить несколько игр. В июне 2005 года более года спустя в Камышлы снова вспыхнули волнения, которые некоторые курдские политические деятели назвали «Вторым Камышлы». Поводом восстаний стало исчезновение и убийство известного курдского шейха Мохаммеда Машука аль-Казнави в мае 2005 года. Шейх Казнави был активной политической фигурой, обладал обширными связями за границей, в частности в Германии, Швеции, Бельгии, где имел сторонников в вопросе решения курдской проблемы в Сирии, также он продвигал связи курдов и «Братьев-мусульман»[201]. Обстоятельства пропажи и смерти шейха, а также его активная политическая деятельность навели курдскую общественность на мысль о том, что он был убит сирийскими спецслужбами, что вызвало массовые недовольства в Камышлы в начале июня. Между тем волнения не перекинулись на другие сирийские города, населенные курдами, как это было в марте 2004 года. С лета 2005 года в Сирии больше не проходило массовых курдских демонстраций, несмотря на то, что курдское меньшинство продолжало жить в бедственном положении, а власти предпринимали только поверхностные действия, не затрагивающие суть проблемы. В апреле 2005 года в курдских городах Рас-аль-Айн, Тель Тамир и Амуде были проведены опросы курдского населения по поводу гражданства и базовых прав: людям задавали вопросы о положении семьи и детей, об экономических и социальных возможностях. Результаты были представлены на июньском съезде партии БААС, которые прокомментировал премьер-министр Сирии Мухаммад Наджи аль-Утри в интервью[202], однако конкретного решения предложено не было. Вопрос курдов поднимался и в инаугурационной речи Башара Асада в 2007 году. Однако курдский вопрос был назван им «технической недоработкой самой переписи»[203], что фактически означало нежелание правительства решать эту проблему в полном объеме[204]. Таким образом, к началу сирийской гражданской войны в марте 2011 года курдское меньшинство было бесправным и притесняемым этносом, лишенным элементарных человеческих и гражданских прав. Более того, отношения между арабами и курдами оставались напряженными и в любой момент могли вылиться в межэтническое противостояние. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы