Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВ. ЕФИМОВА. Быть. Опыт экзистирующего человека 453



Таким образом, третьим компонентом правдоискательства является наличие идеала, который необходимо приблизить. В христианской традиции сложились два таких образа. Либо это хилиастический и трансцендентно-спиритуалистический образы, тесно связанные с представлениями о 1000-летнем царстве Божьем на земле или о небесном граде; либо этот идеал имеет земные основания, но также рассматривается через призму отношений Бога и людей.

В народном осмыслении святые рассматривались как под­вижники Правды. Святым надлежало судить «правду» и «крив­ду», что требовало от них разрыва с превратным миром насилия, эксплуатации, всяческой «неправды». Отсюда отшельничество, «пустынножительство»13. Там, где царит Правда, труд вознаграж­дается, население свободно, миролюбиво, лишено пороков и т.п. С культом святых связан культ «блаженных и юродивых», исследо­ватели не берутся судить лицедействовали ли они14. Говоря о том, что юродивые являлись самыми последними в списках святых, различают в них две стороны – «аскетическое самоуничижение» (пассивная сторона) и «ругание миру» (активная сторона), то есть обличение пороков мира. Пассивная сторона связана с умерщвле­нием плоти, при этом особенностью юродивого является нагота. Юродивые как раз и несли эту «нагольную правду».

Следует обратить внимание на то, что юродивые могли как до, так и после подвига юродства обретать монашеский чин. Это указывает на сопоставимость монашеского подвига и юродства. Юродство и самозванство как формы правдоискательства рас­полагаются на границе между святостью и старчеством, с одной стороны, и светскими формами правдоискательства, с другой.

Особо стоит рассмотреть в правдоискательстве образ само­званцев, коих на Руси было немало. Г.Л.Тульчинский обозначает первые симптомы самозванства: самозванец хочет, чтобы его лю­били, чтобы его хотели любить, тогда как сам он любит абстрак­цию, а не конкретных людей, любит отвечать за других помимо их воли, но от их имени, использует других «во имя» и т. д. Для нашей проблемы интересно что автор различает самозванство и святость. «Святой стыдится любой чести в свой адрес… Святой не знает чести, он сокрыт для нее, сокровенен, бежит ее»15. Можно по-разному относиться к этому, но, на наш взгляд, главное в том, что типы самозванца и святого противоположены, если отсут­ствует мистически полученное предназначение. Рассмотрение самозванства в качестве разновидности правдоискательства воз­можно только тогда, когда самозванец, получивший откровение сверху, приобретает новую самость и полностью включается в нее. В этом случае реальность выдуманного мира и образа превраща-


154


Человек и познание


ется в реальность явную, личность вживается в образ настолько, что не разделяет самость и образ-личину, но тогда пропадает и момент самозванчества. Человек себя ощущает реальной лич­ностью, чей облик он принимает, но тогда он принимает на себя и всю скорбь мира сего и разделяет жестокую судьбу, даже если приходится идти на смерть, и идет до конца, становясь порой мучеником (Лжедмитрий I, княжна Тараканова). Если в первом случае мы имеем дело с явно выраженной формой неподлинного бытия, то второй – явное проявление правдоискательства и на­личие идеала Правды.

Поиск Правды соотносим с формами экзистирования, но если святые, юродивые – опоры человека на подлинные моменты и си­туации, содержащиеся в неподлинном бытии, то нигилизм – бунт, утопии – мечта-проект и т.п.

Так, историческим преемником нигилизма XIX века в веке ХХ становится такая форма духовной оппозиции, как диссидентство. Появление такой формы «интеллектуального, духовного и нрав­ственного сопротивления»16 связано с тем, что люди, выросшие в советском обществе, пришли в противоречие с идеологией и пси­хологией отцов. Происходило сопротивление унификации мысли и ее омертвение в советском обществе, а единственный выход из подобного положения дел виделся как обретение независимости мысли, отказ от пассивного принятия действительности и переход к самостоятельному осмыслению ее.

«Неучастие во лжи» – такова была позиция А. Солженицына, изложенная им в обращении к интеллигенции, молодежи, ко всем соотечественникам в феврале 1974 г.

Таким образом, для традиционной русской культуры и в ХХ веке наличествует правдоискательство, которое можно определять как попытку экзистирующего человека указать на бытие неподлинное, понимание конструктивности утопии позволяет рассматривать феномен правдоискательства как вариант культурной утопии. Феномен правдоискательства, представленный носителями зна­ния о правде, вырабатывает стратегии реакций на существующую реальность, которые провозглашают либо смирение, либо компро­миссы, либо уход от реальности. Уход этот может осуществляться как поиск такого пространства, где существующая реальность не имеет силы (старообрядцы, которые уходили в леса и недоступные для царской власти местности). Либо крайний вариант – смерть как избавление от проблем существующей реальности и обретение божественного царства (коллективное самосожжение).

Поскольку феномен правдоискательства проявляется через субъект в его конкретных действиях и идеях, то наблюдается именно процесс многократного усиления одних неудачных, не-


СВ. ЕФИМОВА. Быть. Опыт экзистирующего человека           /I1! 1!

завершенных либо ошибочных исполнений на фоне других. Сталкиваясь с несправедливостью мира реального, того в котором находится субъект, он находит способы, которые позволяют ему сохранить свои основные ценностные ориентиры: через систему терпения, подвижничества, существовать в этом мире или уйти из него (физически либо через изоляцию). Выбор специфических способов субъектом будет зависеть от признания им либо Бога, либо Абсолюта, ответственного за Высшую справедливость.

Но в современном российском обществе Бог теряет свое глу­бинное назначение как инициатор и носитель Божественной Правды, указывающей на Правду мира, соотносимую с Высшими предназначениями человека. Человечество остановилось в эпохе пророков. Место Бога занимают технологии, обещающие обе­спечить «иметь», но при этом всегда декларирующие в будущем «быть»: инсайт, технологии продаж, визуализация желаний и пр. Но мир подлинного бытия все же ускользает. В хорошо поставлен­ной технологии «иметь», из цепи которой трудно, да и не всегда хочется выходить, ведь всегда можно переложить ответственность на технологов. «Иметь» есть результат иллюзорной свободы, в ко­торой достигнутое вновь обостряет поиск подлинного бытия. «Я мысленно перебираю варианты и понимаю, что объективно нет такого места и таких людей, с которыми я бы хотел сейчас уви­деться. Потому что сценарий всех возможных встреч с моими зна­комыми в любых точках земного шара известен мне с точностью до ста процентов. Более того, все эти сценарии так или иначе уже воплощались в жизнь (некоторые не по одному разу), и никакой новизны они мне не принесут. Никакого душевного успокоения я не получу. Все места и все люди, коих я могу вообразить, мне неинтересны, как и я им, впрочем»17.

Крик экзистирующего человека – глас вопиющего в пустыне, стремление к свободе, в конечном результате дает лишь «иметь», в то время как «быть» достигается процессом поиска Правды, ко­торый и есть подлинное бытие – трансцендирование.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда // Классики за­рубежной психологии. - М.: ACT, 2000. - 448 с.

2. Пивоваров Д.В. Иррациональное, сверхъестественное и предмет фило­софского атеизма // Отношение человека к иррациональному. - Свердловск, 1989. - С. 17.

3. Ефимова СВ., Денисов С.Ф. Антропологические основания библей­ских исторических эпох - М.: Наука, 2007. - 190 с.

4. Разумов ВИ. Философия инновационного развития университета // Университеты России и их вклад в образовательное и научное развитие регионов страны: сб.науч.тр. - Омск: ОмГУ, 2010. - С. 15


156


Человек и познание


5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Тошнота: Избр. про­изведения. - М., 1994. - С. 437.

6. Там же. - С. 438.

7. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий чело­век. Философия. Политика. Искусство - М., 1990. - С. 24.

8. Камю А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек. Фило­софия. Политика. Искусство - М., 1990. - С. 128.

9. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии // Философские науки. 1998. № 3 - 4.

 

10. Минаев С. flyхless: Повесть о ненастоящем человеке - М.: АСТ; Тран-зиткнига, 2006. – С. 118 - 119.

11. Знаков В.В. Психология понимания правды. - СПб., 1999.

12. Зубец В.М. Два типа ценностных изменений // Философские науки. 2000. № 4; Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии // Философ­ские науки. - 1998. - № 3 - 4; Хазиев В.С. Философское понимание истины // Философские науки.- 1991.- № 9; Хевеши М.А. Нигилизм, его роль и влия­ние в ХХ веке // Философские науки. - 1998. - № 1. и др.

13. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и нацио­нальности. - М.: Мысль, 1990. - С. 74.

14. Клибанов А.И. Юродство как феномен русской средневековой куль­туры // Диспут.- 1992. - № 1.

 

15. Тульчинский Г.Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. - СПб.: РХГИ, 1996. - С. 47 - 48.

16. Зубкова Е.Ю. От 60-х к 70-м: власть, общество, человек // История Отечества: люди, идеи, решения. - М., 1991. - С. 350.

17. Минаев С. Духless: Повесть о ненастоящем человеке - М.: АСТ; Тран-
зиткнига, 2006. – С. 343.

Аннотация

Современное общество - это общество технологий не только в произ­водстве, экономике, но и в сфере человеческих отношений. Однако совре­менные дескриптивные технологии, которые на первый взгляд, должны бы разрешить проблемные состояния и включить человека в подлинное бытие, по сути, ввергают его в состояние обладания не только вещным миром, но миром чувств, мысли и т.п., что в большей степени, чем раньше, в условиях нехватки времени, усугубляет духовные состояния человека. В статье показаны возможные поиски подлинного мира.

Ключевые слова: витальность, танатальность, экзистенция, экзисти-рующий человек, Правда, правдоискательство, трансцендирование.

Summary

The modern society is a society of technology, not only in manufacturing and economy, but also in human relations. However, modern descriptive techniques that at frst glance should allow the problematic status and enable people to authentic being, in fact plunge them into the state of possession not only of things, but feelings, thoughts, etc., which to a greater extent than before, in shortage of time, aggravate the spiritual condition of people. The article shows the possible ways to fnd the genuine world.

Keywords: vitality, tonality, existence, existing person, truth, truth searching, transcendence.


Специальный выпуск

Наши авторы

Безбородова Татьяна Михайловна – заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, кандидат экономических наук.

Бессонов Борис Николаевич – заведующий кафедрой философии Институ­та гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, доктор философских наук, профессор.

Большаков Николай Николаевич – помощник Депутата Государственной Думы РФ О.Н. Смолина, кандидат философских наук, доцент.

дзлиев Мурат Исламович – заместитель директора Центра исследования глобальных процессов и устойчивого развития Российского государственного торгово-экономического университета, доктор философских наук, профес­сор.

Ефимова Светлана Владимировна – заведующая кафедрой Гуманитарных, естественнонаучных и правовых дисциплин Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, кан­дидат философских наук, доцент.

Жбанков Александр Борисович – докторант кафедры Философии Россий­ского государственного торгово-экономического университета, кандидат философских наук.

лизунов Владимир Васильевич – директор Омского научно-обра зо ва тель­ного комплекса, кандидат физико-математических наук, доцент Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета.

Метелев Игорь Сергеевич – заведующий кафедрой Коммерции и логисти­ки Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, кандидат экономических наук, докторант кафедры Философии РГТЭУ.

Метелев Сергей Ефимович – директор Омского института (филиала) Рос­сийского государственного торгово-экономического университета, доктор экономических наук, профессор.

Поздняков Николай Константинович – руководитель научно-образова тель­ного центра Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, доктор философских наук, профес­сор.

Смолин Олег Николаевич – заместитель председателя Комитета по об­разованию Государственной Думы ФС РФ, председатель Всероссийского движения «Образование для всех», первый вице-президент Паралимпийского комитета РФ, президент Общества «Знание» России, президент Ассоциации издателей и пользователей учебной литературы «Российский учебник», док­тор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО.

Титов Вадим Александрович – заведующий кафедрой Философии, профес­сор Российского государственного торгово-экономического университета, доктор философских наук.

Урсул Аркадий дмитриевич – директор Центра исследований глобальных процессов и устойчивого развития Российского государственного торгово-экономического университета, академик Академии наук Молдавии, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь