Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Духовно -нравственное воспитание учащихся во внеурочное время. Чекаева Татьяна Михайловна МБОУ Мирновская СШ



 Омар Хайям писал: «В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится».

Я согласна с его высказыванием, действительно, только духовное богатство никогда не обесценится.

Духовное воспитание - это воспитание души, а это огромный труд, большая работа над собой.

Уроки литературы – яркий пример воспитания духовности.

 На уроках литературы, читая произведения, я всегда задаю вопрос: «Чем произведение понравилось? Какой отлик оставило в душе? Над чем ты задумался, читая книгу? Чему научился? Что осталось непонятным для тебя?»

 Учащимся сначала сложно отвечать на вопросы, но из урока в урок работа для них становится интересной, и они с удовольствием делятся своими эмоциями. И в следующий раз, когда они читают книгу, уже готовы к тем вопросам, которые мы разбираем в ходе урока.

 С целью воспитания духовности с 5 класса заводим с ребятами читательские дневники, в которых учащиеся, записывая краткое содержание прочитанной книги, отвечают на вопрос: «Что затронуло душу при чтении?»

 Список подбираю, исходя из возраста, тематики.

 Ребята, читая книгу, выписывают понравившиеся цитаты, рисуют в читательском дневнике, воспитывают свою душу, так как эта работа занимает много времени, а самое главное, эта работа приносит результат. Читательский дневник проверяется раз в месяц.

Опыт показывает, что многое зависит от учителя, от того, как он читает, сопереживает героям, а дети, слушая чтение учителя, тоже начинают вдумываться в прочитанное.

Например, в 5 классе рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления» читаю всегда сама на уроке целиком, чтобы создать эмоциональную атмосферу, а затем ребята пишут отзыв.

 Список для читательского дневника постоянно меняется, вывешивается на стенде в классе; зависит от потребности учащихся, от их уровня развития, иногда идёт от самих детей.

Например, список дополнительного чтения для учащихся 5 класса рассказы Яковлева, Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке», В.П.Катаев «Сын полка»,Уальд О. «Мальчик-звезда»,Толстой А.Н. «Золотой ключик, или приключения Буратино.», « Детство Никиты»,Шварц Е.Л. «Золушка»,»Сказки народов мира». («Белоснежка и семь гномов», «Бременские музыканты». Др.)

6 класс К.В. Булычёв «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы», «Миллионы приключений», «Новые подвиги Геракла»

7 класс Рэй Брэдбери “Каникулы” А.П. Платонов “Юшка”, М.М. Зощенко “Беда”, Л.Н. Андреев “Кусака», Ф.А. Абрамов “О чём плачут лошади”, Е.И. Носов “Кукла”, Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»,В.Беляев « Человек- амфибия», «Голова профессора Доуэля», В. Бианки Рассказы ,.М. Твен «Принц и Нищий»,  Е. И. Носов «Живое пламя», Ю. В. Бондарев «Простите нас».

 8 класс Киз Дэниэл. Цветы для Элджернона И.Грекова. «Хозяева жизни» Б. Васильев «Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали»

9 класс А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», И.Богомолов «В августе 44-го», В.Быков «Сотников», Л.Андреев «Ангелочек», В.Закруткин «Матерь человеческая».

10 класс Солженицын А.И. «Молодняк», «Абрикосовое варенье», Шукшин В.М. Рассказы, Распутин В. «Живи и помни», Васильев Б. «В списках не значился»,

11 класс А. Грин. «Алые паруса», Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц».

Платонов А.П. «Взыскание погибших». Астафьев В.П «Последний поклон», «Печальный детектив»

 Большое внимание в своей работе уделяю работе с притчами, это маленький жанр литературы, способный вызвать большой эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Например при работе с притчей « Обижаться на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам кто-то швыряет» задаю вопросы: «Что такое обида? Трудно ли простить обиду? Чему учит притча?»

Текст притчи обязательно должен быть у каждого ребёнка, предлагаю прочитать её несколько раз. При первом чтении спрашиваю: о чём эта притча. Учащиеся записывают в тетрадь тему причти, а потом размышляем вместе над тем, чему учит притча, какие качества в человеке она воспитывает? В конце урока вместе с ребятами составляем синквейн

Обида (тема синквейна).

Разъедающая, мучающая (два причастия, раскрывающие тему синквейна) оскорбляет, обижает, ссорит (три глагола, характеризующие деятельность темы).

Обижаться на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.
 Прощение

Притча

Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма:
– Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор!
В ответ на это Хайям лишь улыбнулся.

Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде щеголь в шелковых шароварах спросил Хайяма:
– Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно?
Омар Хайям опять улыбнулся. И сказал:
– Идем со мной.

Щеголь проследовал за ним в запыленный чулан. Хайям зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его щеголю и сказал:

– Примерь, это тебе под стать.

Щеголь поймал халат, осмотрел его и возмутился:

– Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно.

– Вот видишь, – сказал Хайям, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.

Обижаться на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.

На уроках работаем с такими притчами «Как мы строим свою жизнь», «Как научится видеть во всем хорошее», «Простить себя», «Три сита», «Инструменты душевной гармонии», «Ценность внутри нас».

Небольшие по объёму тексты заставляют задуматься над многими проблемами, заглянуть в свою душу и, конечно же, служат хорошим помощником в духовно – нравственном воспитании.

 С учащимися принимаем участие в международной акции «Читаем детям о войне».

Каждый год выбираю произведение, которое читаю в классе, а затем в ходе чтения ребята составляют вопросы, по которым работаем на следующих уроках. Затем предлагаю список, который нужно прочитать. Многие учащиеся с удовольствием выполняют эту работу, в рамках этой акции смотрят фильмы о войне, рисуют иллюстрации к прочитанной книге, учат наизусть стихи о войне.

По итогам акции учащиеся, принявшие активное участие, награждаются грамотами, а в конце года получают диплом «Лучший читатель».

Поощрение за проделанную работу воспитывает у учащихся желание трудиться, развиваться, вызывает интерес к себе как творческому человеку. Я считаю этот этап обязательным в развитии духовности.

Большую роль в духовно – нравственном воспитании выполняют такая форма, как экскурсия.

С учащимися побывали в Болгарах, Йошкар-Оле, Петербурге, Казани, Свияжске, съездили по памятным местам Ульяновска, посетили музей в Ундорах.

Такие путешествия обогащают душу, развивают толерантное отношение к другим народностям, воспитывают интерес к культуре.

Духовно-нравственное воспитание детей – важнейшая задача родителей и учителей, эффективный способ привить современному ребенку нравственные ценности в противовес зачастую негативному влиянию телевидения, СМИ и Интернета.

 

 

113. Духовно-нравственное воспитание одаренных детей в уентре «Каскад» г.Волжска республики Марий Эл. Ванюкова Лариса Вячеславовна МУДО «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАСКАД» Г. ВОЛЖСКА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Всё великое просто и может быть выражено словами: свобода,

справедливость, честь, долг, милосердие, надежда.
                                                          У. Черчилль

Под одарённостью ребёнка в педагогической литературе понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Духовно-нравственному воспитанию одарённых детей в Центре дополнительного образования «Каскад» г. Волжска Республики Марий Эл отводится особое внимание. Оно осуществляется комплексно: это и формирование морально-нравственных социально-значимых качеств в семье, и при получении образования. Проявления одарённости происходят в определённой возрастной последовательности. В раннем детском возрасте обычно проявляется способность к театру, музыке, рисованию, то есть одарённость в искусстве возникает раньше, чем в научной области. При реализации образовательного процесса, нетрудно проследить проявления одарённости в точных и гуманитарных науках. Существует общеинтеллектуальная одарённость, которая выражается в необычно высоком уровне умственного развития и в качественном своеобразии умственной деятельности.

Изучение специфики одарённости детей возможно только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения учебной деятельности. Одарённые дети, проявляющие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, большинству одарённых детей присущи особые черты, которые отличают их от большинства сверстников. Это и высокая любознательность, и исследовательская активность, повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Огромное значение при формировании духовно-нравственных ценностей одарённых детей имеет творческая деятельность, дающая возможность ребёнку экспериментировать, иметь собственное мнение и право на ошибку.

Понятие нравственного идеала в современном нам обществе переживает кризис. Это не может не отразиться на воспитании одарённых детей, как более остро чувствующих, быстрее осознающих ложность ценностей, лицемерие взрослых, планка нравственности, патриотизма, гуманизма которых не соответствует его духовно-нравственным требованиям. В то же время ребёнок нуждается в положительных образах значимых для него лиц, в которых воплощаются соответствующие собственные морально-нравственные ценности. Не принимая на веру духовные ценности взрослых, одарённый ребёнок постоянно анализирует те несоответствия, которые менее заметны обычным людям. Если быть более точным, это и преобладание рассудочности над воспитанием, и принятие зла наравне с добром, своеобразная имморальная толерантность взрослых, и адаптивность к социуму в ущерб собственной индивидуальности, отсутствие духа коллективизма, разрыв между поведением и чувствами, что ведёт к лицемерию. Одарённый ребёнок более чётко определяет ложность декларируемого равенства ребёнка и взрослого, авторитетность последнего необходимо для духовно-нравственного воспитания подростка.

Главной проблемой духовно-нравственного воспитания одарённых детей является отсутствие у её проводников: педагогов дополнительного образования, родителей реальных целей её осуществления. «Конкурентно-способный на рынке труда гражданин свободной страны» – слишком абстрактный и далёкий от морали и нравственности идеал, да и идеал ли?

Педагог дополнительного образования, работающий с одарёнными детьми в Центре «Каскад», понимает специфику этой работы. Она состоит в определении приоритетов содержания воспитания на каждом возрастном этапе развития ребёнка, определении принципов духовно-нравственного воспитания и его специфику в различных социальных сферах, критериев определения сформированности духовно-нравственных качеств. Очень важно заложить основы формирования нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, в готовности действовать с позиции милосердия, как на уровне принятия решения, так и на уровне его осуществления, мотивация ребёнка к социально-ценностному поведению, выражаемому в сочувствии, защите, взаимопонимании.

В чём же заключается эта непростая и очень ответственная деятельность педагога дополнительного образования Центра «Каскад»? В первую очередь он руководствуется принципом «не навреди», так как ошибки в педагогике наносят вред личности не меньший, чем экономические или политические катаклизмы. Если формирование духовно-нравственных ценностей происходит в процессе образовательной деятельности, необходимо приобщение детей к духовно-нравственным ценностям путём ежедневного примера педагога, неприятие им компромиссов в нравственной сфере, честность и в отношении себя и своих учащихся, отвержение двойных стандартов, принципиальность и категоричность при оценке безнравственных и аморальных проступков, признание собственных ошибок.

Ребёнок, а особенно одарённый ребёнок, выступает как развивающийся субъект нравственности. В соответствии со своими ценностями он строит отношения с миром и другими людьми, его духовно-нравственное развитие определяется миром взрослых, сверстниками и им самим. Для обеспечения полноценного духовно-нравственного развития необходимо создание адекватной образовательной среды, в которой закладывается абсолютная иерархия целей и ценностей жизни человека, способствующей реализации творческого и интеллектуального потенциала одарённого ребёнка, позволяя при этом избежать односторонности развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления. Эта среда должна содержать развивающие образовательные программы, методы поддержки детства по гармонизации отношений ребёнка с миром, с другими людьми и с самим собой, оптимизации его духовного потенциала, созданию детского игрового пространства для нравственного становления личности ребёнка, формирования чувства общности, способности к сопереживанию, состраданию, радости успехам другого человека.

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и предполагает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённые дети обладают многими возможностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии реализовать, поэтому главная задача педагога Центра «Каскад» на этом пути состоит в том, чтобы разглядеть в ребёнке признаки одарённости, помочь развить свой талант, оградить от негативных последствий неадекватной оценки собственной личности. К.Г. Юнг писал, что «Таланту лучше заблаговременно приучить себя к тому, что великие способности ведут к исключительности со всеми ее опасностями, в частности, к повышенному самосознанию. От этого могут уберечь лишь смирение и послушание, да и то не всегда».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь