Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СУЖДЕНИЯ ЗДРАВОГО РАССУДКА



АКЫДА АС-САНУСИЙЯ

С комментариями

Орта Джами Бахчисарай

СУЖДЕНИЯ ЗДРАВОГО РАССУДКА

Автор[1], да будет доволен им Аллах и сделает его знания полезными для нас, говорит:

Вся хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину, Посланнику Аллаха. Знай, что рациональное суждение (хукм 'акли) делится на три вида:

1. То, что обязательно должно существовать, или абсолютно необходимое (аль-ваджиб);

То, чего точно не может быть, или абсолютно невозможное (аль-мустахиль);

То, что может быть, или допустимое (аль-джаиз).

1) Аль-ваджиб — это то, небытие чего наш разум не приемлет. Иными словами, предположить отсутствие этого будет абсурдом. Таково существование Аллаха.

2) Аль-мустахиль — это то, существование чего наш разум не приемлет ни при каких обстоятельствах. Это то, допустить существование чего было бы абсурдно и противоречило бы логике. И то, что абсолютно невозможно, – это не то, чего не может быть в повседневной жизни, например, рек, текущих в гору, превращения воды Атлантического океана в апельсиновый сок или оживления мертвых.

3) Аль-джаиз — это то, существование и небытие чего равнозначны для нашего разума. В эту категорию попадает все созданное.

Необходимое знание для мукалляфа

По Шариату каждый мукалляф обязан познать абсолютно необходимое, абсолютно невозможное и допустимое в отношении Всевышнего Аллаха. Также необходимо знать это в отношении Его посланников, мир им всем и благословение.

Мукалляф — разумный, достигший шариатского совершеннолетия[2] человек, до которого дошли положения религии Ислам.

Что касается разумности и совершеннолетия, то Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поднято перо над тремя: над спящим, пока он не проснется, над ребенком, пока он не повзрослеет, и над сумасшедшим, пока к нему не вернется рассудок»[3]. Поднятие пера – это образное выражение, обозначающее, что грехи этих троих не записываются и за них им не придется отвечать впоследствии.

А что касается доведения положений религии Ислам, то Всевышний Аллах говорит в Коране[4] (смысл): «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха», т.е. Аллах посылал пророков, чтобы после них, люди не говорили перед Аллахом, что они ничего не знали.

Также Всевышний Аллах говорит[5](смысл): «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника».

Для выполнения этого условия достаточно просто услышать положения вероубеждения. Ученые четырех мазхабов единогласны в этом (иджма’)[6], поскольку, как передают аль- Хаким и другие, «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не сражался с людьми, если до того не призвал их к Исламу».

Мукалляф будет отвечать перед Аллахом за все свои слова, поступки и убеждения. Он должен выполнять все обязательства, возложенные на него Аллахом, и избегать того, что Аллах запретил ему. Ему угрожает наказание Аллаха в вечной жизни, если он не будет этого делать. Ему обещана награда в вечной жизни за совершение обязательного и отказ от запретного.

Если мукалляф не является мусульманином, он обязан немедленно стать мусульманином, произнеся: «Я свидетельствую, что нет ничего, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Пророк и Посланник». Произнесение этого должно сопровождаться намерением в сердце стать мусульманином и отказаться от всего, что противоречит исламскому вероубеждению. Он должен произнести это голосом настолько громким, чтобы услышать самого себя в обычной обстановке[7].

Всевышний Аллах говорит в Коране[8] (смысл): «А что касается тех, которые не уверовали в Аллаха и Его Посланника, то Мы ведь уготовили для неверующих пылающий Огонь Ада».

Таким образом, мы понимаем, что неверующий – это тот, кто не верит в Аллаха и Его Посланника, и что вера в них является обязательной.

Также в Коране говорится[9] (смысл): «Поистине те, которые не уверовали и не приняли Ислам из людей Писания и многобожников, будут вечно пребывать в Огне Ада и не выйдут из него. Они являются наихудшими из творений».

Отсюда мы узнаем, что неверующие являются наихудшими из творений из-за тяжести их преступления. Мы также знаем, что их пребывание в Аду будет вечным. Они хуже, чем животные, созданные Аллахом, поскольку животные не наделены разумом и на них не лежит ответственность.

Мукалляф отвечает исключительно за себя и свои поступки. Однако нужно помнить, что обязательно предотвращать неповиновение других. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот из вас, кто увидит что-либо из того, что Аллах запретил, пусть изменит это рукой. Если не сможет – то словом. Если не может даже этого – пусть осудит это в сердце, и это наименьшая степень веры»[10].

Это означает, что, если мы можем остановить грешника, мы должны сделать это, только если это не сделает кто-то другой прежде нас. Если мы думаем, что применение силы приведет к большим или худшим грехам, мы не применяем ее, поскольку это противоречит нашей цели. Заметьте, что простое опасение попасть в неловкую ситуацию не является оправданием для бездействия.

Далее: если мы не можем применить силу, мы должны сказать что-то, чтобы остановить грешника. Наконец, если мы не можем ничего ни сделать, ни сказать, чтобы остановить его, мы должны возненавидеть это в своем сердце и, если возможно, покинуть место, где это происходит. Это самое малое, что мы можем сделать, чтобы самим не впасть в грех. И поэтому это самый малый из признаков веры[11].

Прежде чем приступить к объяснению качеств (сыфатов) Всевышнего Аллаха, должно быть ясно, что Всевышний Аллах существует и у Него есть качества. Они предвечны и не изменяются. Качества Аллаха – это не Сам Аллах, но и не что-то отдельное от Него, поскольку Аллах Един.

Безначальность (Аль-Кыдам).

Всевышний Аллах говорит в Коране[12]: «Он – Аль-Авваль». Это означает, что Он существовал до всего остального и что Ему не предшествовало небытие. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах существовал – и не было ничего другого»[13]. Таким образом, существование Аллаха не подобно существованию сотворенного, потому что существование Аллах безначально, обязательно и независимо.

3. Бесконечность (Аль-Бака).

Всевышний Аллах сказал в Коране[14]: это можно перевести как «Вечен только Аллах» – в абсолютном смысле. Невозможно представить завершение Его существования.

Слух (Ас-Сам').

Несуществование;

Конечность;

4. Подобие «возникшему», то есть всем вещам, имеющим начало, или черты таких вещей, например:

- быть телом или чем-то имеющим объем, быть чем-то, что занимает пространство, место или имеет некое направление,

- быть качеством, которое требует тело или объем, находиться в неком направлении по отношению к телу или иметь направление,

- быть ограниченным временем или местом,

- быть описанным чем-то «возникшим», или малостью, или крупностью,

- или заботиться о пользе или предотвращать вред в Своих действиях и предписаниях, ведь Аллах не имеет нужд, чтобы их удовлетворять, и на Него ничто не влияет, поскольку Он не имеет начала.

Общий подход к пониманию абсолютного неподобия творениям может быть кратко сформулирован так: «Аллах не описан количественно (то есть размером, весом, объемом), качественно (то есть цветом, вкусом, запахом) или относительно (то есть прерывистостью, семьей, формой, составленностью, временем, местом, положением или направлением)».

Смертью,

Глухотой,

Слепотой,

13. отсутствием речи, или чтобы Его Речь состояла из букв, звуков, была бы на каком-то языке или была бы прерывистой.

Атрибут Существование

Доказательством того, что Аллах существует, служит тот факт, что у этого мира есть начало. Все, что имеет начало, должно было возникнуть, и оно не могло ни сотворить себя само до собственного существования, ни обрести бытие без того, чтобы кто-то наделил его бытием. Следовательно, должен быть создатель.

С точки зрения разума, бытие и небытие этого мира равнозначно возможны, так как и то, и другое допустимо (а не необходимо). Существование этого мира, таким образом, ясно указывает на то, что совершенно точно должно быть нечто (не находящееся внутри него), что обладает могуществом, позволившим ему (миру) предпочесть бытие небытию. Иначе пришлось бы сказать, что одной возможности было отдано предпочтение над другой без причины, а это абсурд. Следовательно, этот мир непременно должен иметь Создателя, поскольку он обрел бытие после небытия и не сотворил себя сам.

В центре нашего доказательства существования Аллаха лежит доказательство того, что мир имеет начало. Сначала уточним определение: мир – это все существующее, кроме Аллаха. Мир очевидно состоит из многих частей, каждая из которых имеет начало. Чтобы осознать это, учтите, что мир постоянно изменяется, его части движутся, растут, умирают и так далее. Мы утверждаем, что все, что меняется, должно иметь начало. Ученые доказали это различными способами.

Во-первых, давайте рассмотрим утверждение: «Требуется 10 шагов, чтобы дойти до этой стены». Это означает, что до этой стены дойти не невозможно. Что же касается утверждения: «Требуется бесконечное количество шагов, чтобы дойти до этой стены», – то оно означает, что дойти до этой стены невозможно, так как бесконечное количество шагов никогда не кончится. Аналогично этому, говорить, что у мира нет начала, – это все равно, что сказать, что до настоящего момента (который уже настал) должно было произойти бесконечное количество событий. Но это утверждение заключает в себе противоречие, и оттого невозможно[29] . Так, поскольку мир описан непостоянными характеристиками (акциденциями, 'арад), такими, как движение, покой и другие, мы понимаем, что он сам имеет начало, так как то, что описано «возникшим», то есть имеющим начало, само некогда возникло. Доказательство того, что непостоянные характеристики имеют начало, заключается в том, что мы наблюдаем их переход из бытия в небытие и наоборот. Следовательно, их бытие лишь допустимо, а не необходимо, и они нуждаются в причине для своего существования.

Из того факта, что мир имеет начало, который мы доказали выше, следует, что он должен иметь Создателя, и Его имя по- арабски – Аллах. Если кто-то спросит: «Кто создал Аллаха?» – мы ответим, что Всевышний Аллах не имеет Создателя и не нуждается в нем, поскольку Он не имеет начала. Если затем спросят: «Как же вы можете утверждать, что Аллах не имеет начала, если заявляете, что у мира нет начала?» Ответом будет то, что мы доказали, что мир имеет начало, основываясь на том факте, что он изменяется. Однако мы не верим, что Аллах изменяется. Мы верим, что Он Един, не изменяется и не имеет начала.

Атрибут Безначальность

Доказательство того, что у Аллаха нет начала, заключается в том, если бы у Аллаха было начало, то Он был бы сотворенным, следовательно, нуждался бы в создателе. Из этого вытекало бы утверждение либо о круге творения, то есть что у создателя есть создатель, которого он создал, либо о бесконечной цепи создателей. И то, и другое является абсурдом.

Бесконечная цепь создателей – это предположение о том, что у Создателя есть создатель, у которого есть создатель, у которого тоже, в свою очередь, есть создатель – и так далее. Бесконечная цепь якобы создателей должна, по логике, завершиться до создания мира, а мы уже доказали, что это невозможно.

Это предположение также приводит к утверждению, что существует больше, чем один бог, а такое невозможно, поскольку каждый из них нуждался бы в согласии других для исполнения своей воли, а это слабость, а слабый не достоин поклонения. Более того, слабый не смог бы создать такой потрясающий мир, как наш.

Атрибут Бесконечность

Что касается доказательства, что существование Аллаха бесконечно, то, если бы оно не было бесконечным, оно имело бы конец. Третьего не дано. В этом случае существование Аллаха было бы всего лишь допустимым, а не обязательным. А все, чье существование допустимо, обязательно должно иметь начало. Однако мы уже доказали, что у Аллаха нет начала. Иными словами, все, что может прекратить существовать, может измениться, а все, что изменяется, должно иметь начало, но мы уже доказали выше, что невозможно, чтобы Аллах имел начало.

Атрибут Неподобие творениям

Что касается неподобия Аллаха «возникшему», то если бы Он был подобен «возникшему» в чем-то, Он тоже был бы «возникшим», а это невозможно, поскольку Аллах не имеет ни начала, ни конца, как было доказано выше. Все «возникшее» обязательно должно иметь начало. И, так как у Аллаха нет начала, Он ни в чем не подобен созданному.

Атрибут Самодостаточность

Что касается Самодостаточности Аллаха, а это означает, что Всевышний Аллах не нуждается ни в чем, чтобы существовать, не нуждается ни в том, чтобы быть в чем-то, ни в том, кто бы конкретизировал Его характеристики. Это не подобно качествам творений, которые нуждаются, чтобы быть в чем-то, например, белый цвет, боль или движение – все эти качества нуждаются в предмете, в котором могли бы проявиться. Всевышний Аллах не является качеством. Все это подразумевается под «Самодостаточностью».

Доказательством Самодостаточности Аллаха служит то, что если бы Он нуждался в том, чтобы быть в чем-то, Он был бы качеством. Ведь качества для своего существования нуждаются в предметах, которые ими описываются.

А качество, такое, как могущество или знание, не может быть описано смысловыми атрибутами или атрибутами, относящимися к смыслам, такими, как быть могущественным или знающим, а наш Господь должен быть описан ими, следовательно, Он не является качеством. Ведь смысловые атрибуты, например, такие, как знание, могущество или воля, не могут быть описаны смысловыми атрибутами. К примеру, нельзя сказать, что у могущества есть воля или знание или что могущество является знающим. Следовательно, невозможно, чтобы Всевышний Аллах был качеством, поскольку Он должен быть описан Могуществом, Волей и Знанием.

Смысловые атрибуты не могут быть описаны смысловыми атрибутами, потому что если скажешь, что знание является атрибутом другого знания, то этим ты скажешь, что последнее может быть качеством еще одного знания и так далее. Другими словами, это обязательно приведет к утверждению, что возможна конечная «дурная бесконечность», а, поскольку конечная «дурная бесконечность» невозможна, мы понимаем, что смысловые атрибуты не могут быть описаны смысловыми атрибутами. Если бы Аллах нуждался в том, кто уточнил его характеристики, то Он имел бы начало. Дело в том, что уточнение обязательно должно произойти в какой-то момент времени и не может быть безначальным. А раньше мы доказали невозможность того, чтобы Он имел начало.

Доказательство Самодостаточности Аллаха – в том, что любое качество творения должно иметь начало, однако Всевышний Аллах не имеет начало, следовательно, Он не может быть качеством творения. Мы верим в то, что Всевышний Аллах существует, и у Него есть атрибуты, и Его Сущность не есть Его атрибуты и не есть нечто другое, нежели Его атрибуты, и что Его атрибуты не есть часть Него. Из утверждения Самодостаточности Аллаха также следует, что Он не нуждается в том, кто уточнил бы Его характеристики (то есть придал бы Ему качества), поскольку это бы означало, что Аллах изменяется при уточнении, а это абсурд.

Атрибут Единственность

Что касается доказательства Единственности Аллаха, то, если бы Он не был Один, ни одно творение в мире не могло бы существовать, потому что Он был бы слабым. Из утверждения, что существует больше одного «создателя», вытекает, что они нуждаются друг в друге. Если один из них пожелает существования чего-то, а другой пожелает несуществования этого, то чья воля осуществится? Если осуществится воля одного, это будет означать, что другой не является настоящим создателем. Единственный способ того, чтобы воля их обоих осуществилась, – это им прийти к согласию, из чего следует, что они оба нуждаются в согласии друг друга. Следовательно, ни один из них не является настоящим создателем, который, как мы доказали выше, ни в ком и ни в чем не нуждается.

О СМЫСЛАХ ШАХАДЫ

Также для Всевышнего Аллаха необходима Единственность, поскольку, если бы существовал второй бог, то ничто не нуждалось бы в Нем, ведь они оба были бы слабыми. Этого не может быть, так как все нуждается в Нем.

Если бы что-то созданное имело влияние, то либо по природе, либо вследствие вложенной силы, как утверждают многие невежды. И это также абсурд, поскольку в этом случае наш Господь для сотворения каких-то действий нуждался бы в посреднике. А это абсурд, с позиции здравого рассудка, поскольку ты узнал выше, что Он не нуждается ни в чем из созданного.

Из всего вышесказанного становится ясно, что слова: «Ля иляха илляЛлах», – включают в себя все три категории того, что мукалляф должен знать об Аллахе. Это то, что обязательно, невозможно и допустимо в отношении Него.

И невозможно для них совершение запретного, поскольку они посланы обучать людей своими словами, поступками и молчаливыми одобрениями, и невозможно, чтобы во всем этом было противоречие повелениям Господа, Который выбрал их из всех творений для посланничества и доверил им тайну Откровения.

Также из этих слов следует допустимость для них человеческих качеств, поскольку это не противоречит их посланнической миссии и высокой степени перед Аллахом. Скорее, это увеличивает ее, так как они преодолевают трудности, как подобает совершенному поклоняющемуся.

И тебе стало ясно, что всё, что необходимо знать каждому мукалляфу из положений веры в Аллаха и Его посланников, заключено в шахаде, несмотря на то, что в ней мало слов. Возможно, из-за ее краткости и всеохватности Шариат сделал ее выражением Ислама, который в сердце. И ничья вера без нее (шахады) не принимается. И каждый разумный человек должен стараться произносить её как можно чаще, с осознанием всех положений веры, которые она включает, пока она не войдет в его плоть и кровь, и, поистине, ему откроются, если Аллах пожелает, тайны и чудеса, заключенные в ней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И только от Аллаха – успех. Нет Господа, кроме Него, и нет достойного поклонения, кроме Него. И мы просим Его сделать так, чтобы мы и те, кого мы любим, произнесли шахаду и поняли ее смысл в момент смерти. Да возвысит Аллах степень нашего господина Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), настолько частое, насколько поминают его поминающие его и насколько забывают о нём забывающие его. И да будет Всевышний доволен его сподвижниками и теми, кто последовал за ними в благом до Судного дня. Мир всем посланникам и пророкам, хвала Аллаху, Господу миров, нет силы и могущества ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха.

АКЫДА АС-САНУСИЙЯ

С комментариями

Орта Джами Бахчисарай

СУЖДЕНИЯ ЗДРАВОГО РАССУДКА

Автор[1], да будет доволен им Аллах и сделает его знания полезными для нас, говорит:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь