Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Затем существует семь других качеств, которыми необходимо описывать Всевышнего Аллаха. Они называются сыфат аль-ма'ани, то есть смысловые качества.



7) Могущество (Аль-Кудра).

Всевышний Аллах говорит в Коране[20] (смысл): «Аллах над всякой вещью Мощен».

8) Воля (Аль-Ирада), и оба этих атрибута распространяются на любую возможную вещь, неважно, существует эта вещь или не существует.

Всевышний Аллах говорит в Коране[21] (смысл): «Поистине, ваш Господь делает, что пожелает». Атрибут «Могущество» – это предвечный атрибут, посредством которого Всевышний Аллах создает то, существование чего допустимо, или уничтожает это в соответствии со Своей Волей. Его Воля – это предвечный атрибут, посредством которого Он придает вещам допустимые качества. На все созданное распространяются Его Воля и Могущество. Он создал все действия творений, такие, как неверие, вера, подчинение, неподчинение, болезнь и здоровье.

Здравый рассудок признает, что Могущество Бога распространяется на все допустимые вещи, даже на те, которые еще не существуют. Оно не распространяется на невозможное, то есть на то, чего не может быть. Само слово «невозможное» здесь относится к допущениям существования чего-либо, что противоречит логике. Например, человек утверждает, что Аллах описан атрибутами абсолютного совершенства, и при этом заявляет, что Он имеет ограничения. Понятие «абсолютное совершенство» не совместимо с наличием ограничений, следовательно, невозможно, чтобы Всевышний Аллах был чем- либо ограничен. Заметьте, что допущения невозможного относятся к вещам, которые не могут существовать, таким образом, они, на самом деле, не являются вещами. Это лишь словесный абсурд и логические противоречия.

Пример такого логического противоречия очевиден из доказательства, почему утверждение, что Аллах имеет сына, является неверием. Основное значение слова «сын» – это нечто производное, то есть то, что произошло от чего-то иного. Другими словами, утверждение, что Аллах имеет сына, есть в сущности утверждение, что Аллах множится или делится. Однако это противоречит убеждению, что Аллах Един. Невозможно, чтобы что-то было одновременно единым и множественным. Следовательно, невозможно, чтобы Всевышний Аллах имел сына.

Данное утверждение действительно является неверием, даже в качестве образного выражения. Это потому что слово «сын» противоречит понятию господства: будет абсурдом утверждать, что кто-то «управляет» своим «сыном». Некто не может быть кому-то одновременно сыном и личной собственностью. Иными словами, утверждать, что Аллах имеет сына, значит отрицать то, что Он обладает абсолютным господством над всем созданным[22], и таким образом придавать недостаток Его господству. Идея иметь сына не совместима с верой в Единого Создателя и в Его абсолютное господство над созданным. Поэтому мусульмане обязаны верить, что иметь сына невозможно в отношении Аллаха, но это никак не связано с неспособностью, потому что это нелогично и бессмысленно. Если кто-то спросит, может ли Аллах иметь сына, это равносильно тому, чтобы он спросил, может ли число три быть числом четыре. Правильным ответом на это будет: «Невозможно, чтобы Аллах имел сына».

Из вышесказанного следует, что приписывать Аллаху сына является неверием. Ведь это предполагает несовершенство Божественности Аллаха, то есть несовершенство в том, что Он Создатель и Хозяин всего.

Тем не менее, будет неверием утверждать, что Аллах «не способен» иметь сына, поскольку это неуважение к Его Могуществу. Правильно будет сказать: «Невозможно, чтобы Аллах имел сына», – или: «Является абсурдом придавать Аллаху сына». Иметь сына не присуще Создателю, следовательно, это не имеет никакого отношения к атрибуту Аллаха Могущество. Могущество творить – это могущество давать вещам начало, и оно не распространяется на невозможное.

Неужели не очевидно, что тот, кто имеет сына, не является Творцом по причинам, изложенным выше? Поэтому, если мы говорим, что Аллах является Творцом, мы понимаем, что у Него нет сына. Утверждать, что кто-то является Творцом и одновременно с этим имеет сына, – это все равно, что утверждать, что круг может быть квадратным.

Обратите также внимание на то, что все существующие вещи в прошлом, настоящем или будущем относятся к категории допустимого и, следовательно, на них распространяются Воля и Могущество Аллаха. Всевышний Аллах сказал в Коране[23] (смысл): «Но не пожелаете вы ничего, пока на это не будет Воли Аллаха». Это очевидно, ведь Аллах знает обо всем, и нет никого, могущественнее Него. Поэтому все, что происходит, происходит в соответствии с Его Знанием и Могуществом.

К вопросу о том, что все существует по Воле Аллаха, будет уместно привести спор, который произошел между му’тазилитом аль-Кади Абдуль-Джаббаром и великим имамом Ахлю-с-Сунна валь-Джама'а Абу Музаффаром аль-Исфарайини. Когда они встретились, Абдуль-Джаббар сказал: «Велик Аллах, Который чист от всего дурного». Это образное выражение; он имел в виду, что Аллах не творит зло. Это мысль, выводящая из Ислама, поскольку мусульманин обязан верить, что Аллах — единственный творец, как Он сказал в Коране, Он сотворил все, и никто ничего не желает, если того не желает Он.

Имам аль-Исфарайини заметил его уловку и ответил: «Велик Аллах, без Воли Которого ничто не происходит». Му’тазилит продолжил спор: «Нашему Господу нравится, когда Ему не подчиняются?» Аль-Исфарайини быстро ответил: «Можно ли Ему не подчиниться без Его на то Воли?» Тогда Абдуль-Джаббар предпринял еще одну попытку победить противника: «Если Бог лишил меня наставления, а затем постановил, что меня надо уничтожить за это, это справедливо?» Аль-Исфарайини спокойно ответил: «Если бы Он лишил тебя того, что тебе принадлежит, то это было бы несправедливо; но если оно не было твоим по праву, то Аллах делает со Своими творениями, что пожелает». Абдуль- Джаббар умолк и не продолжал спор. Аллах — истинный владыка всех творений.

9) Знание (Аль-'Ильм) распространяется на все обязательное, невозможное и допустимое. Поистине, ничто не скрыто от Знания Аллаха, включая: что должно быть, что было, что есть, что будет, что может быть и чего не может быть никогда. Ни кварк, ни атом не придут в движение без Знания Аллаха, Его Воли и Могущества. Всевышний Аллах говорит в Коране[24] (смысл): «Поистине, Аллах знает о каждой вещи».

10) Жизнь (Аль-Хайят), которая не связана ни с чем и которая не может иметь ни начала, ни конца, которая не похожа на жизнь творений и для которой не нужны ни тело, ни дух.

Всевышний Аллах сказал в Коране[25] (смысл): «И полагайся на Того, Кто описан вечной Жизнью и Который не умрет».

Слух (Ас-Сам').


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь