Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Видящий (Аль-Басыр), или Тот, Кто описан Зрением;
20) Говорящий (Аль-Мутакаллим), или Тот, Кто описан Речью, которая не состоит из букв и звуков и не связана с языком. КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ НЕВОЗМОЖНО ОПИСЫВАТЬ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА, А ТАКЖЕ ТЕ, КОТОРЫМИ ДОПУСТИМО ЕГО ОПИСЫВАТЬ К атрибутам, которыми невозможно описывать Аллаха, относятся 20 атрибутов (которые являются Акыда ас-Санусийя darulfikr.ru 29 противоположностями 20 атрибутам, упомянутым выше), а именно: Несуществование; Возникновение, то есть наличие начала; Конечность; 4. Подобие «возникшему», то есть всем вещам, имеющим начало, или черты таких вещей, например: - быть телом или чем-то имеющим объем, быть чем-то, что занимает пространство, место или имеет некое направление, - быть качеством, которое требует тело или объем, находиться в неком направлении по отношению к телу или иметь направление, - быть ограниченным временем или местом, - быть описанным чем-то «возникшим», или малостью, или крупностью, - или заботиться о пользе или предотвращать вред в Своих действиях и предписаниях, ведь Аллах не имеет нужд, чтобы их удовлетворять, и на Него ничто не влияет, поскольку Он не имеет начала. Общий подход к пониманию абсолютного неподобия творениям может быть кратко сформулирован так: «Аллах не описан количественно (то есть размером, весом, объемом), качественно (то есть цветом, вкусом, запахом) или относительно (то есть прерывистостью, семьей, формой, составленностью, временем, местом, положением или направлением)». Также невозможно, чтобы Аллах не был самодостаточен, то есть: - был бы атрибутом чего-то - или нуждался бы в ком-то, кто бы уточнил Его атрибуты. Также невозможно, чтобы Аллах был не Един, то есть: - был бы составлен (из частей), - или был бы кто-то похожий на Него в Сущности или атрибутах, - или кто-то, кроме Него, обладал бы независимым влиянием на нечто «возникшее» или на Него Самого. Только Аллах в действительности имеет влияние на вещи. Хороший пример этому – чудо, произошедшее с Ибрахимом (мир ему), который находился в большом костре, но огонь не наносил ему вреда. Почему? Потому что огонь, на самом деле, не имеет силы сжигать или нагревать. Огонь сжигает или нагревает только тогда, когда Аллах желает этого. У огня нет неотъемлемой способности сжигать. Аллах – Творец всех причин. На самом деле, нет никаких физических законов природы, поскольку все происходит лишь по Его Воле и благодаря Его Могуществу. Также невозможно, чтобы Аллах был не способен наделить бытием нечто, что может существовать, Или что Он наделил бытием то, возникновения чего Он не желает, по небрежности, невниманию, болезни или некой природной причине. Также невозможно, чтобы Аллах был описан невежеством или недостатком знания любого рода. Далее невозможно, чтобы Аллах был описан Смертью, Глухотой, Слепотой, 13. отсутствием речи, или чтобы Его Речь состояла из букв, звуков, была бы на каком-то языке или была бы прерывистой. Противоположности атрибутов, относящихся к смыслам, очевидны из вышеизложенного. Что же касается допустимого, то это совершение чего-то возможного или не совершение этого. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА К АТРИБУТАМ АЛЛАХА Атрибут Существование Доказательством того, что Аллах существует, служит тот факт, что у этого мира есть начало. Все, что имеет начало, должно было возникнуть, и оно не могло ни сотворить себя само до собственного существования, ни обрести бытие без того, чтобы кто-то наделил его бытием. Следовательно, должен быть создатель. С точки зрения разума, бытие и небытие этого мира равнозначно возможны, так как и то, и другое допустимо (а не необходимо). Существование этого мира, таким образом, ясно указывает на то, что совершенно точно должно быть нечто (не находящееся внутри него), что обладает могуществом, позволившим ему (миру) предпочесть бытие небытию. Иначе пришлось бы сказать, что одной возможности было отдано предпочтение над другой без причины, а это абсурд. Следовательно, этот мир непременно должен иметь Создателя, поскольку он обрел бытие после небытия и не сотворил себя сам. В центре нашего доказательства существования Аллаха лежит доказательство того, что мир имеет начало. Сначала уточним определение: мир – это все существующее, кроме Аллаха. Мир очевидно состоит из многих частей, каждая из которых имеет начало. Чтобы осознать это, учтите, что мир постоянно изменяется, его части движутся, растут, умирают и так далее. Мы утверждаем, что все, что меняется, должно иметь начало. Ученые доказали это различными способами. Во-первых, давайте рассмотрим утверждение: «Требуется 10 шагов, чтобы дойти до этой стены». Это означает, что до этой стены дойти не невозможно. Что же касается утверждения: «Требуется бесконечное количество шагов, чтобы дойти до этой стены», – то оно означает, что дойти до этой стены невозможно, так как бесконечное количество шагов никогда не кончится. Аналогично этому, говорить, что у мира нет начала, – это все равно, что сказать, что до настоящего момента (который уже настал) должно было произойти бесконечное количество событий. Но это утверждение заключает в себе противоречие, и оттого невозможно[29] . Так, поскольку мир описан непостоянными характеристиками (акциденциями, 'арад), такими, как движение, покой и другие, мы понимаем, что он сам имеет начало, так как то, что описано «возникшим», то есть имеющим начало, само некогда возникло. Доказательство того, что непостоянные характеристики имеют начало, заключается в том, что мы наблюдаем их переход из бытия в небытие и наоборот. Следовательно, их бытие лишь допустимо, а не необходимо, и они нуждаются в причине для своего существования. Из того факта, что мир имеет начало, который мы доказали выше, следует, что он должен иметь Создателя, и Его имя по- арабски – Аллах. Если кто-то спросит: «Кто создал Аллаха?» – мы ответим, что Всевышний Аллах не имеет Создателя и не нуждается в нем, поскольку Он не имеет начала. Если затем спросят: «Как же вы можете утверждать, что Аллах не имеет начала, если заявляете, что у мира нет начала?» Ответом будет то, что мы доказали, что мир имеет начало, основываясь на том факте, что он изменяется. Однако мы не верим, что Аллах изменяется. Мы верим, что Он Един, не изменяется и не имеет начала. Атрибут Безначальность Доказательство того, что у Аллаха нет начала, заключается в том, если бы у Аллаха было начало, то Он был бы сотворенным, следовательно, нуждался бы в создателе. Из этого вытекало бы утверждение либо о круге творения, то есть что у создателя есть создатель, которого он создал, либо о бесконечной цепи создателей. И то, и другое является абсурдом. Бесконечная цепь создателей – это предположение о том, что у Создателя есть создатель, у которого есть создатель, у которого тоже, в свою очередь, есть создатель – и так далее. Бесконечная цепь якобы создателей должна, по логике, завершиться до создания мира, а мы уже доказали, что это невозможно. Это предположение также приводит к утверждению, что существует больше, чем один бог, а такое невозможно, поскольку каждый из них нуждался бы в согласии других для исполнения своей воли, а это слабость, а слабый не достоин поклонения. Более того, слабый не смог бы создать такой потрясающий мир, как наш. Атрибут Бесконечность Что касается доказательства, что существование Аллаха бесконечно, то, если бы оно не было бесконечным, оно имело бы конец. Третьего не дано. В этом случае существование Аллаха было бы всего лишь допустимым, а не обязательным. А все, чье существование допустимо, обязательно должно иметь начало. Однако мы уже доказали, что у Аллаха нет начала. Иными словами, все, что может прекратить существовать, может измениться, а все, что изменяется, должно иметь начало, но мы уже доказали выше, что невозможно, чтобы Аллах имел начало. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы