Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией



Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
(Из третьего номера XXVII тома за август 1929 года)

 

Шри Адвайта Ачарья Прабху — это Сам Маха-Вишну, Который считается первопричиной всего материального творения. Поэтому Он во всем равен Всевышнему. Вечный духовный облик Вишну дает начало всему, тогда как Он Сам не имеет начала. Нет никого, кто определил бы Его отцовство, однако в развитии ватсалья-расы (одной из главных в любовных отношениях с Богом) и согласно трансцендентным переживаниям преданных ватсалья-расы, Он (оставаясь при этом Отцом всего сущего) появляется как Сын Своего преданного. Так Шри Адвайта Ачарья Прабху предстал перед взором смертных существ в семье Кувера Мишры в деревне Набаграм, близ Силхета, избрав для этого самый благоприятный момент времени.

История гласит, что однажды Гухьякешвар Кувер поклонялся Шиве. Махадев был удовлетворен его преданностью и спросил, какое благословение он желает обрести. Кувер был так искренне предан Шиве, что пожелал, чтобы тот пришел как его сын. Этот Гухьякешвар Кувер и есть Кувер Мишра, и он считается отцом Адвайты Прабху, Который является проявлением Сада-Шивы. Поскольку Он обладает той же природой, что и Всевышний, Он — Адвайта, и поскольку Он посвятил Себя практике преданности, Он — Ачарья.

Ачарья Прабху вел в этом мире отрешенную жизнь, как и надлежит домохозяину, тем самым показывая всем людям на собственном примере различие между поверхностным и подлинным отречением. О принял Парамахамсу Мадхавендру Пури Своим духовным учителем и так учил людей необходимости принятия духовным наставником истинного вайшнава.

Шри Адвайта Ачарья Прабху — божественный учитель духовности. У Него также есть два других имени: Мангал и Камалакша. После смерти Своих родителей Он отправился в Шри Вриндаван и погрузился в поклонение Шри Кришне. Затем Он вернулся в Шантипур, осознав, что Господь скоро явится в Навадвипе. Жители Шантипура с великой радостью принимали Его в своих домах. Влиятельные люди этой местности даровали Ему в жены Шри Ситу Деви, дочь Нришингхи Бхадхури, наделенную всеми редкостными добродетелями, и так Адвайта остался жить там. Йога-майя, проявившаяся как Сита Деви, стала супругой Адвайты Ачарьи.

В то время не столь много людей практиковали преданность Шри Вишну. Люди были более склонны к мирским наслаждениям и бесполезному обучению. Адвайта Ачарья видел это и был очень опечален. В Надии было несколько преданных (таких как Шривас Пандит), которые поклонялись Господу и проводили время в совершении киртана Кришны. Неподалеку от места, где жил Шривас, у Адвайты Ачарьи был дом, в котором Он обучал учеников. Он сострадал к людям, которые отвернулись от Господа Кришны, и горевал о их печальной судьбе. Он начал молиться о том, чтобы появилось духовное учение для этого века разногласий, и в ответ на это Шриман Махапрабху милостиво явился в этом мире. Шри Адвайта, ожидая Его появления, поклонялся Господу водой Ганги и листочками Туласи, а также призывал Его громким скорбным воплем, который проникал через оболочки вселенной.

В этот благоприятный момент Господь Гауранга (Сам Абсолютный Господь, во всем тождественный Шри Кришне) появился в Шри Майяпуре, в Навадвипе, в доме Шри Джаганнатхи Мишры как сын Шачи Деви. Шри Адвайта в то время был в Шантипуре. Также вместе с Ним находился Тхакур Харидас, ачарья воспевания Святого Имени Шри Хари. Оба они провели всю эту ночь, наполненную светом полной луны месяца пхалгуна, в танце и пении киртана.

Ачарья Прабху, решительно преодолевая все препятствия, что стояли у Него на пути, практиковал и проповедовал беспримесную преданность Шри Кришне и тем самым воздавал подлинное, бессмертное и не приносящее зла служение всем и каждому. Искореняя педантичную материалистичную веру, Он начал повсюду утверждать славу Абсолютной Истины, не прекращая при этом проповедовать и практиковать Сам. Он с огромным почтением предложил блюдо, содержащее подношение Своему покойному отцу, Тхакуру Харидасу, который был рожден в семье яванов. Адвайта Ачарья считал его намного выше миллионов псевдо-брахманов и своим поступком явил всем его преданность служению Истине (садачар).

Шри Адвайту Прабху порой сопровождал Шри Вишварупа, старший брат Шри Гаурасундара, который был полностью отрешен от этого мира. Адвайта учил принципам беспримесной преданности на основе «Шримад Бхагавад-гиты», «Шримад-Бхагаватам» и других священных писаний, признаваемых всеми искренними последователями Абсолютной Истины, тем самым помогая падшим душам вновь занять свое подлинное положение.

После того, как Его старший брат принял отречение от мира, Шри Гаурасундар продолжил пленять людей Своими детскими трансцендентными развлечениями. Однажды Он избавил Шри Шачи Деви от греха оскорбления вайшнава, сделав так, что Его матушка попросила прощения у стоп Шри Адвайты, в то время когда тот пребывал в экстатическом медитативном трансе.

Вскоре призыв воспевать Шри Хари-киртан получил отклик в близлежащих провинциях. Подобно тому, как все реки впадают в море, независимо от того, в каком направлении они текут, так и Шри Нитьянанда, Шри Адвайта и другие преданные пришли из различных уголков страны, чтобы обрести прибежище у стоп Шри Гауранги. Осознав, что Его желания исполнились, Ачарья Прабху стал безгранично счастлив. Он встретился со Шри Гаурангой в благоприятный момент. Ачарья Прабху придумывал множество планов, пытаясь побудить Шри Гаурасундара открыть Себя всем. Однажды он покинул Навадвипу и уединился в Шантипуре. Шри Гаурахари, проявляя энергию Бога, послал Рамая, брата Шриваса, в Шантипур к Шри Адвайте Прабху. Адвайта Ачарья прибыл со Своей супругой в сопровождении Рамая, но при этом передал сообщение, что не склонен пока ни с кем общаться, и укрылся в доме Нанданы Ачарьи. Он окончательно решил для Себя: «Лишь когда Мой Господь призовет Меня к Себе и поместит Свои стопы на Мою голову, Я осознаю, что Он Мой Возлюбленный». В тот же миг Его желания исполнились. Всеведущий Господь пригласил Его в Свой дом и поместил Свои стопы Ему на голову. В это время Адвайта взмолился о благословении: «Пусть те, кто обезумел от гордости из-за своего знания, богатства, возвышенного происхождения, горят в огне тройственных страданий, а те, кто незначителен, покорен, лишен гордости (независимо от того, женщина ли это, шудра или просто безграмотный человек), занятые в воспевании славы своего возлюбленного Господа, никогда не ищущие мирской славы и почета, будут вознаграждены даром преданности Господу, и пусть смиренные люди танцуют в великой радости во время воспевания Святого Имени Шри Хари». Господь благословил Его в ответ на эту просьбу перед всеми присутствующими. Вся вселенная наполнилась радостными возгласами, которые пронизывали все пространство. Так Ачарья Прабху принимал участие в бесчисленных лилах Шри Гаурасундара и Шри Нитьянанды, будучи одним из Их проявлений.

Как-то Ачарья Прабху начал проповедовать философию йога-васиштхи, утверждая превосходство мукти над бхакти и скрывая при этом Свое подлинное отношение к этой теме. Узнав об этом, Шриман Махапрабху разгневался и стал колотить Его. Все эти лилы усиливали поток божественной радости в те дни. Но это длилось недолго. Шри Гаурасундар отрекся от мира и стал санньяси. Его первое принятие подаяния произошло в доме Шри Адвайты. Он остановился в Его доме на некоторое время, чтобы принять служение Шри Шачи Деви, а затем отправился в Нилачалу. Шри Ачарья Прабху хотел последовать за Ним, но Шри Гаурахари отговорил Его и занял в проповеди Абсолютной Истины в Гауде (Бенгалии). Господин Ситы во всем следовал Его повелениям. Преданные Гаурахари каждый год приходили в Шри Кшетру (Пури) на фестиваль Колесниц и оставались там на четыре месяца ради общения со Всевышним. Это приносило всем, кто страдал от боли разлуки, большое утешение.

Так все они каждый год проводили несколько месяцев в Нилачале во время фестиваля Колесниц. Однажды Ачарья Прабху пригласил Шримана Махапрабху в Свой дом в Нилачале и подумал: «Если Господь придет сегодня один, то Я смогу послужить Ему согласно велению сердца и без каких-либо беспокойств». Господь, исполняющий желания Своих преданных, явился один в полдень. Сразу же после Его прихода начался проливной дождь с градом и штормовым ветром. Поэтому больше никто не мог прийти туда. Так Ачарья Прабху вместе со Своей супругой с великой радостью смог оказать безграничное и разнообразное служение Шриману Махапрабху. Он сказал: «Вся Моя энергия рождается из преданности Тебе. Даруй Мне благословение, что никогда Меня не оставишь».

В Шри Кшетре Всевышний однажды спросил Шриваса, Своего ближайшего преданного: «Как ты думаешь, каково положение Адвайты как вайшнава?» Шривас ответил: «Он как Шука и Прахлада». Услышав эти слова, Господь сильно разгневался и дал пощечину Шривасу, сказав: «Что ты такое говоришь, Шривас? Как ты осмелился сравнить Адвайту с Шукой и Прахладой? Своими словами ты оскорбил Моего Наду. Ты сильно расстроил Меня этим». Сказав это, Он схватил подставку под светильник и собрался ударить Шриваса. Адвайта Прабху тоже был там, Он тут же схватил Шримана Махапрабху за руку и стал умолять Его простить Шриваса. Гнев Махапрабху прошел. Он сел и начал прославлять величие Шри Адвайты, сказав: «Шука и другие — мальчики в сравнении с Ним. Все они родились гораздо позже. Я явился в этот мир ради Него. Известно ли кому Его подлинное величие?» Шривас попросил прощения у стоп Шримана Махапрабху и сказал: «О Господь, если Ты не расскажешь о славе Шри Адвайты, то кто сможет узнать об этом? Сегодня я обрел благо благодаря Твоим наставлениям».

Однажды после Ратха-ятры (фестиваля Колесниц) Шри Адвайта поклонялся Шриману Махапрабху цветами и листочками Туласи. Махапрабху также стал поклоняться Адвайте Прабху цветами и Туласи, лежащими на подносе, повторяя при этом мантру («Кем бы Ты ни был, Ты — это Он»).

У Шри Адвайты Ачарьи было шесть сыновей. Их имена были Шри Ачьютананда, Шри Кришна, Шри Гопал, Бала Рам, Сварупа и Джагадиш. Среди них лишь первый, Ачьютананда, был истинным преданным Шримана Махапрабху.

Шри Гаурасундар пришел в этот мир по зову Шри Адвайты Прабху. Когда Его миссия завершилась, Он отправился в Свою Дхаму (трансцендентную обитель). Высочайшие из Его спутников тоже ушли. Шри Адвайта Прабху также покинул этот мир в это время.

………………………………………….

Переводчик: Вриндавана Чандра д.
Редактор: Традиш д.

 

«Шри Адвайта Ачарья»

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 

Aдвaйта Aчaрья был великим ученым и самым старшим из последователей Шри Чайтаньи Махапрабху. Он появился на свет в Наваграме, в Шри Хатте, в восточной части Бенгалии, и жил в Шантипуре. С онтологической точки зрения Адвайта Ачарья является аватарой Маха-Вишну, который, посредством Своей энергии заблуждения, творит материальный космос. Адвайта Ачарья — это преданный, который горячо молил Шри Чайтанью Махапрабху низойти как юга-аватару и позаботиться о благе всех существ. Он стал поклоняться Господу водой Ганги и листиками туласи и призывал Его милость, моля: «О Господь, пожалуйста, приди и освободи этих людей — настало время освободить их, распространив сладостное Имя Кришны. Приди, мой Господь, — они самые нуждающиеся!» Так, Своей молитвой за падшие души, Адвайта Ачарья привлек Шри Чайтанью Махапрабху. Конечно, тогда воплощению Бога для нашей эпохи, юга-аватаре, уже пришло время низойти, тем не менее Адвайта Ачарья исполнил роль призвавшего Шри Чайтанью Махапрабху.

И когда Всевышний должен был вот-вот низойти, Адвайта в Своем сердце ощутил: «Господь внял Моим молитвам — не сегодня-завтра Он придет!» В конце концов Адвайта понял, что Шри Чайтанья Махапрабху — Сам Всевышний — явился в доме Шри Джаганнатхи Мишры и Шачи-деви как их новорожденный сын Нимай Вишвамбхара. Поэтому, когда Господь явился, Адвайта Ачарья пошел почтить ребенка и Его родителей.

Когда маленький Нимай немного подрос, Шри Адвайта Прабху пришел поклониться Его стопам. Шачи-деви, мать Нимая, содрогнулась: «Что Ты делаешь?! Ты же старый пандит, ведический ученый. Если Ты будешь так почитать моего мальчика, это исковеркает Его будущее! Что Ты делаешь?!» Говорили, что когда бы Адвайта Ачарья ни преклонял головы перед Божеством, если оно было ненастоящим, если в нем не было подлинного присутствия Господа, статуя раскалывалась на куски. Тут же, когда Адвайта преклонил голову к стопам мальчика, Нимай возложил на нее Свою ногу. Каждый был поражен и изумлен: «Что за духовной силой обладает этот мальчик?! Адвайта, такой великий преданный-ученый и старейшина, поклонился этому ребенку, а Он поставил ногу Адвайте на голову, но остался совершенно невредим! Кто же этот ребенок?»

Когда Нимай Пандит подрос, Он оказывал Адвайте Ачарье огромное почтение. Но Адвайте это было невмоготу. «Я знаю — Ты не обычный человек, — сказал Он. — Ты сверхъестественное, духовное существо высочайшего уровня. Тем не менее, в мирском смысле Ты младше Меня, и поэтому оказываешь Мне почтение, но Мне это невыносимо. Для Меня это слишком». Но что мог Адвайта поделать? При каждой встрече Нимай оказывал Ему положенное почтение, поэтому Адвайта составил план, как это прекратить, мысленно сказав Себе: «Посмотрим, насколько Ты смышлен».

Он ушел из Навадвипы в Шантипур и начал вести пропаганду против школы преданности. До Нимая дошла новость, что Адвайта Ачарья, так долго бывший преданным, теперь выступает против школы бхакти. Адвайта учил, что гьяна, знание, выше преданности. «Преданность помещает Господа очень далеко, — доказывал Он, — а знание стремится сделать Его предельно близким. На пути гьяны человек думает: "О Господь, я хочу непосредственно познать Тебя". А школа преданности называет Его Адхокшаджей — трансцендентным. Он недосягаем для наших чувств. Поэтому школа преданности утверждает: "Лишь по Его свободной воле мы можем обрести с Ним связь". Так она отодвигает Его далеко-далеко. Но согласно школе знания, высший авторитет находится внутри вас, в вашем сердце. Ясно, что школа преданности ниже».

Так стал учить Адвайта Ачарья. И когда слух об этом достиг Нимая Пандита, Он, вместе с Нитьянандой, отправился наказать Адвайту. Они прыгнули в Гангу и вплавь добрались до Шантипура, где встретили Адвайту Ачарью. «Ачарья, что ты делаешь?! — обрушился на Него Нимай. — Зачем ты Меня призвал? С водой Ганги и листьями туласи Ты молил Меня явиться, а теперь насмехаешься надо Мной? Ты выступаешь против преданности, против Меня? Что с Тобой случилось?» И Нимай Пандит принялся хлестать Адвайту по щекам. Тогда престарелая жена Адвайты Ачарьи закричала: «Что Ты делаешь?! Не убивай бедного старика!»

Нитьянaнда Прабху улыбался, а Харидас Тхакур стоял поодаль ошеломленный и пытался понять, что происходит. Тогда Адвайта Ачарья Прабху ощутил огромное удовлетворение. Он сказал: «Ныне Я преподал Тебе урок — Ты пришел Меня наказать. Ты побежден — Я одержал над Тобой победу!» Адвайта Прабху стал танцевать. «Сегодня Я победил Тебя, Мой Господь! Тебе пришлось наказать Меня. Куда делось то почтение, которое Ты Мне все время оказывал?» Так Адвайта Ачарья радовался, а потом предложил Махапрабху роскошное угощение из шака, любимого лакомства Последнего.

Господь оказал Адвайте Прабху такую милость, что, хотя Тот был старым ученым и ачарьей, Он надавал Ему пощечин. Невозможно грубо обойтись с кем-то, кого мы уважаем, — это возможно лишь в отношениях с близкими друзьями. Грубость и непочтительность возможны только там, где есть величайшая близость. Чистые преданные хотят наказания. «Накажи нас!» — молят они, но получить наказание от Всевышнего не так-то просто.

Много лет спустя, когда Шри Чайтанья Махапрабху вот-вот должен был явить Свои заключительные игры божественного экстаза, Адвайта Ачарья Прабху написал несколько таинственных поэтических строк и, через Джагадананду Пандита, отправил их Господу:

баулакe кaхиха, — лoкa ха-ила баула
баулакe кaхиха, — хате на викайа чаула

баулакe кaхиха, — кайe нахикa аула
баулакe кaхиха, — иха кaхийачхe баула

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 19.20,21)

«Скажи нашему Прабху, Кто ведет Себя как безумец, что весь мир обезумел, и рис, некогда такой дорогой, ныне обесценен. И люди, от любви к Богу став полубезумными, презирают этот мир и все, чем когда-то дорожили. Скажи Ему: «Так говорит другой безумец».

Прочитав это таинственное стихотворение, Шри Чайтанья Махапрабху посерьезнел. Рядом был Свaрупа Дамoдар. «Что тут такое?» — спросил он. «Не знаю, что бы это значило, — ответил Махапрабху, — но Адвайта Ачарья — великий почитатель Божества, а для определенного рода почитателей Божества привычно думать: "Мы призовем Божество, и какое-то время будем стараться удерживать Его здесь для поклонения. Затем, когда мы завершим поклонение, мы скажем Ему прощай!" Вероятно, Адвайта думает: "Пришло время Божеству уходить". Не знаю, что Он на самом деле имеет в виду, но возможно, что именно это». Тогда Сварупа Дамодар взял стихотворение, прочитал его и погрузился в глубокое размышление: «Адвайта Прабху говорит, что цели, ради которых явился Шри Чайтанья Махапрабху, достигнуты, и теперь Ему больше нет нужды, в качестве воплощения для нашей эпохи, проповедовать Святое Имя Кришны. Дело аватары сделано, так что теперь Ему незачем здесь оставаться».

После этого Шри Чайтанья Махапрабху оставался на Земле еще двенадцать лет, но эти годы прошли не так, как предыдущие. Его расположение духа полностью изменилось. С того дня Он ощущал острейшую боль разлуки с Кришной в умонастроении Радхарани. В Нем возобладало божественное безумие, и Он почти прекратил общаться с основной массой людей. Ближайшими спутниками Его тогда были Рамананда Рай и Сварупа Дамодар. Он порвал все связи с обществом; внутри Него пылал огонь — огонь разлуки. Он погрузился в чувства, которые испытывала Радхарани после того, как Кришна покинул Вриндаван. В таком состоянии божественного безумия Он провел двенадцать лет, живя в закрытом помещении во дворе дома Каши Мишры.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь