Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Внутренняя картина мира (ВКМ)



Мало кто из нас, уважаемый читатель, знает о том, что у каждого имеется своя внутренняя картина мира, свой взгляд на мир. При этом он ни коим образом не может совпасть с представлением другого человека. В чем-то у единомышленников может быть общность видения, но в чем-то обязательно будут и различия. Для чего и как возникает этот индивидуальный взгляд на мир? Процесс его создания не одноразовый. С самого раннего детства, когда играешь в различные игры или, слушая сказки, фантазируешь, или приобретаешь опыт каким-либо иным способом, тем самым невольно создаешь свою внутреннюю картину мира. На протяжении всей жизни в последующем в нее вносятся все время некоторые уточнения и изменения, отражающие наши достоинства и недостатки.

Но любопытно, что все свои действия человек осуществляет через согласование со своим взглядом на мир. То есть взгляд на мир обретает функцию контролера и управленца в деятельности человека. Своего рода сита или щита человека. Принятие каждого нового знания осуществляется через согласование со сформировавшимся своим взглядом на мир: если согласуется, то принимается неукоснительно, если же вступает в противоречие – отвергается или подвергается серьезному сомнению и оставляется «до выяснения истинности». Даже слушая собеседника, мы сплошь и рядом слышим лишь то, что в его речи согласуется с нашим взглядом на мир. Выходит, что внутренняя картина мира становится как бы внутренней визитной карточкой личности. Через согласование своих взглядов на мир по умолчанию осуществляется взаимопонимание между людьми.

Через призму своей внутренней картины мира мы и воспринимаем всё происходящее вокруг нас. Без обобщений правильнее было бы сказать, что через призму моей внутренней картины мира я воспринимаю всё происходящее вокруг меня. ВКМ предполагает свою систему знаний, свой критерий истинности, своё видение «глобуса», свою семью, свой род и т.п. Иными словами, мое мировоззрение со всеми моими правдами, истинами и доводами. Это мой мир. Моя реальность. Насколько она отличается от реальности другого человека – это риторический вопрос. Кто её может измерить? И надо ли это делать? Как понимать в таком случае объективную реальность? И есть ли она? На это, несомненно, в сложившейся традиционной системе жизненного уклада в нашей стране может с большой уверенностью ответить ясно и четко лишь человек, наделенный большой властью. Мною же данные вопросы воспринимаются как вопросы для словоблудства.  

Родителям и учителям следует знать и помнить о месте ВКМ для каждого ребенка. Она спасает и защищает его. Каким образом? У человека, например, с развитой физической силой она содержит варианты использования силы при решении жизненных вопросов, а у человека с развитым интеллектом – соответственно эти достоинства. Подобно столяру, каменщику или слесарю при планировании строительства забора каждый его видит, соответственно, деревянным, кирпичным или в металле. Каждый человек создает свою внутреннюю картину мира, основанную на его сильных и слабых сторонах. Родителям не следует слишком беспокоиться за то, что их дети не унаследовали их особенности. В таких случаях не следует ребенку навязывать свою модель поведения в тех или иных случаях. Они будут вести себя сообразно со своей ВКМ, реализующей их особенности. Упорствование в передаче своей модели поведения может не только не дать нужный результат, но и оказать медвежью услугу. Для обучения и воспитания назрела острейшая необходимость коренного пересмотра сложившейся педагогики и дидактики. Новый подход будет ориентирован на реализацию скрытых способностей человека. Гармонизации его внутреннего мира с миром внешним. Возможно, это и будет служить первым шагом на пути к постижению 90-93 процентов дремлющих в каждом из нас скрытых способностей.

Да, непросто смириться с тем, что во внутренней картине мира каждого из нас своя картина объективности. Конкретный дом стоит независимо от моего видения. И это факт, не подлежащий сомнению. Но вместе с тем я твердо могу утверждать: моего видения этого дома ни у кого нет. Все могут воспринимать данное здание как дом, но место ему во внутренней картине мира каждого будет отведено свое, точнее, у каждого человека будет индивидуальное «мое» видение одного и того же дома. Так у каждого из нас создается своя внутренняя реальность.

При чтении этой книги, например, каждый из вас, уважаемый читатель, обнаруживает свои интересные мысли в данной книге. Даже один и тот же человек при разном настроении обнаруживает при чтении различную глубину познания, обращает свое особое внимание на разные вопросы. Поэтому нежелательно «пропускать страницы через взгляд» при отсутствии должного настроя. Можно упустить свое богатство или возможность пополнить свою внутреннюю картину мира. А это, как выясняется, бесценный дар.

Конечно, надо различать внутреннюю реальность каждого из нас и реальность внешнюю, окружающую нас, воспринимаемую нами или даже неведомую нам. Мы одновременно живем в этих двух мирах. И по отношению к каждому из них у нас свое мнение. Каждый из них занимает свое место в жизни конкретного человека. Наше знание о каждом из них может быть свое.  Их порой трудно отделить друг от друга. О внутреннем мире мы могли и не задумываться. А он, оказывается, есть. Со всеми своими представлениями, переживаниями, заботами, чувствами. И внешний мир, кажется, существует без меня, но во мне - он мой в каждой своей части, совершенно отличный от внутренней картины мира в данной его части любого другого человека. Вот так по-своему скрытно от других  каждый из нас, оказывается, устроен. У каждого из нас внешняя и внутренняя реальности со своим индексом «Я». Моя реальность. ВКМ с моим именным индексом.

Если бы мне захотелось изменить себя, мне пришлось бы начать с вмешательства в мою внутреннюю картину мира. Для этого понадобится вторжение в ход моих мыслей. Так, постепенно мы и начнем свое преобразование. Начнем менять свое будущее. Фантастика, находящаяся рядом с нами. Мы ее творцы. «Я её творец!» 

Приведу пример своей работы по детализации моей ВКМ в одной её части.

Модель единения с Богом

Занимаясь вопросами самопознания и самосовершенствования – поиском резервов мозга человека, не первый раз я натыкаюсь на идею необходимости «осознания своего единства с Богом». Меня прежде постоянно удерживало от приятия этой идеи чувство проявления нескромности, заключающейся в невольном осуществлении недопустимой рядоположности соединяемых составляющих - себя и Бога. Известный психиатр Эдгар Кейс подобные сомнения характеризует как парадокс, разрешаемый следующим объяснением: «Именно с этой целью Он и пришел на землю – чтобы мы, одушевленные существа, смогли осознать себя как самих себя и в то же время как единое целое с Ним… Искатель не просто растворяется в бессознательном единстве, но сохраняет обостренное чувство осознания самого себя». В этих словах, мне видится, в большей мере присутствует стремление показать не полную растворимость индивида и возможность сохранения своей самости при единении. Кейс как бы выступает защитником интересов индивидуума в его стремлении не утратить свою автономность. Во мне же постоянно присутствовала, при мысли о единении, обеспокоенность за сохранение чистоты Самости Бога, но никак не своей. Тревога за возможность своими случайными, быть может, неудачными манипуляциями осквернить Святое. Обеспечение Его пространственной или иной формы отделённости в создаваемом единстве - пребывания «на горной вершине». Нужно было некое динамическое представление моей картины мира в данном вопросе.

В чем же заключается суть процесса единения? Без осмысления ответа на данный вопрос трудно представлять и сам результат. Если рассматривать его как механическое смешение, то в качестве подходящей рабочей модели могло бы служить единение капли воды с морской водой, образующее единое море. Единение частей в целое. Но данная модель не согласуется с моим стремлением представить стартовую неоднородность. Не хотелось бы примитивно ограничиваться эклектическим представлением осознания рассматриваемого единства. Не стремление учесть изначальную неуместность смешения, а желание предопределить замысел Создателя привело к другой, быть может, более естественной модели осуществления единения: на примере участия пищи в формировании меня как носителя единого целого. Здесь к тому же присутствует и определенная динамика.

До поглощения пищи человеком она автономна и представляет собой некую потенциальную субстанцию. При принятии человеком данной пищи внутрь она становится его телообразующим материалом, а в дальнейшем - после прохождения определенного таинства – вкрапляется в тело и даже одухотворяется, то есть сливается с жизнью тела. Данная модель позволяет преодолеть возникшее психологическое затруднение, пользуясь аналогией, где пища, являясь даже отдаленно не схожей с телом, становится таковым и, более того, её потребление оказывается жизненно необходимым условием существования человека. То есть пища является не только материалом для тела, но и служит источником обеспечения жизни. Принятие на вооружение данной модели позволило мне, ко всему прочему, иначе относиться и к процедуре приема пищи. Глядеть на пищу как на свою будущую составляющую и при приеме ориентировать её стать достойной частью обновленного меня, еще точнее, нового совместного образования. Обновленного - как результата единения. Не исключено, что именно по этой причине - для правильной ориентации процедуры приема пищи организмом - многие народы перед приемом пищи осуществляют чтение молитв. При определенном опыте практикования такой процедуры можно извлечь много полезного для своего самосовершенствования.

Думается, в целом преодоление психологического барьера, не позволяющего принять единение себя и Бога, является стратегически перспективным фактом. Если этому способствует какая-либо модель, то надо ею пользоваться. Результат непременно скажется на эмоциональном и физическом состоянии человека, как через ритуал приема пищи, так и через формирование внутренней картины мира. Главное, непременно повлияет на склад характера человека и всей нации, сумевшей преодолеть такой барьер. Оно позволит раскрепоститься нации и возвыситься духовно, раскрыв более широкие перспективы в своём дальнейшем свободном развитии. Осмысление же модели связи пищи и человека послужит также охранению человечества от приема в пищу недоброкачественного или даже вредного продукта (напр., алкоголя). Привлечет внимание к необходимости подбора пищи в соответствии с особенностями индивидуума для гармонизации его формирования. Позволит теснее увязать выбор пищи в функциональную зависимость от решения тех или иных задач конкретного человека. Послужит делу оздоровления человечества.

Кроме всего прочего, данная модель позволяет выдвинуть довольно смелую, если не сказать кощунственную, гипотезу, основанную на распространении роли пищи в судьбе человека на рассматриваемый случай, расширяя границы единения. Не исключено, что жизнедеятельность самого человека в каком-то смысле является «питательной средой» Создателя! Быть может, в понимании этого момента и есть суть единения для человека на определенном этапе его развития. То есть жизнь каждого человека, по изначальному Его замыслу, необходима Создателю. Иначе невольно висит дамокловым мечом безответный для каждого из нас вопрос: зачем же надо было Ему создавать человека? Осознание такого смысла единения может служить ответом на главный, волнующий каждого из нас вопрос: для чего же я здесь? В любом случае надо признать, что мы живем в этом мире ради осуществления божественной цели. Ответ оказывается прост. Своей жизнью мы служим Создателю!

В этом выводе отражается лишь односторонний шаг к единению – шаг, связанный с его осмыслением Искателем. Истинное единение, следует полагать, будет много содержательнее. Ведь не трудно понять, что Создатель не нуждается в чем-либо (тем более, в чьей-то жертве - служении). Осознание своего единства с Богом, скорее, нужно Искателю. Для чего?

Вспоминаются различные детские игры: будь-то прятки или загадывание и разгадывание загадок. В них всегда присутствует скрытый замысел одной стороны и прочтение (обнаружение) его другой стороной. Высшее удовольствие от процесса игры получают обе стороны при выполнении условия равенства сил участников. Какой смысл сильному игроку иметь дело со слабым партнером? Удовольствие от игры ослабевает или совсем утрачивается. То же самое присутствует и при играх взрослых, например, в шахматы. Высшая радость победителя в игре заключается не просто в победе, а в победе над сильным противником. Под понятием «сильный» мы в подобных случаях, как правило, понимаем – равный себе по силе.

На этапе развития человечества, характеризуемом принципом линейности или причинно-следственной связи, наш первоначальный вывод, возможно, и хорош. Но если учесть, что «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божью сотворил его…» [5, Первая книга Моисеева Бытие 1:27], то становится ясно, насколько мы сегодня ещё находимся вдали от замысла Создателя. Ведь Он нам многое дал, а мы не можем распорядиться этим данным. А по сему, подходя к сути единения с другой стороны, напрашивается вывод о необходимости кардинальной трансформации человека, способствующей приближению к предполагаемому Образу. Нужно расти, и расти в указанном направлении. Лишь единение в каком-то смысле изначально равных существ будет соответствовать замыслу Творца. Поэтому нашим святым долгом является движение к указанной цели. Для того чтобы стать соратником с Создателем в своей жизненной игре, надо добиться согласования своих целей с Его целью. То есть стремиться к самосовершенствованию и раскрытию заложенных в себе возможностей в полном объеме. Надо принципиально отказаться от понимания единения как механического факта слияния двух разнородностей. Процесс овладения данными природой своими скрытыми способностями и будет означать факт единения. Радость от раскрытия себя как результата естественного «единения» (обнаружения в себе божественного) ожидается обоюдная и всеобщая.

«Поэтому сначала следуйте лишь законам вашей Матери-Земли, о которых я говорил вам. И когда её ангелы очистят и обновят тела ваши и укрепят глаза ваши, вы сможете выносить свет нашего Отца Небесного…. И потому имейте и веру, и надежду, и любовь. Истинно говорю вам, не захотите вы иной награды!» [Благая весть мира Иисуса Христа. Арамейские рукописи 111 века].

В другом послании говорится: «Мы ниспослали тебе книгу, содержащую истину, которая подтверждает предшествовавшее писание …. Если бы Бог захотел, Он всех бы вас сделал единоверцами; но Он хотел испытать вас в том, что вам дано. Опережайте одни других в добрых делах; вы все возвратитесь к Богу …» [31, 5:48].

Трудно что-либо добавить. Внутренняя картина мира обретает от такого понимания определенную завершенность; она становится динамичной. Я начинаю даже испытывать от этого определенный импульс жизни для своего движения в сторону самосовершенствования. Так мне видится в данном случае суть взаимосвязи и единства всего и вся! ВКМ моя в данном вопросе обретает некую ясность и определенность, снимая неопределенности и внутренние мои сомнения. Она в таком случае сама начинает выступать источником внутренней энергии для свершения человеком действий по выявлению своих скрытых способностей.

Так выявляется еще одна важная роль ВКМ в жизни человека. По мере постижения своих скрытых способностей и, тем самым, обогащая ВКМ, невольно обретаешь и энергетический ресурс познания и самосовершенствования. Жизнь становится богаче и многограннее.

При такой важности для человека его ВКМ невольно возникает вопрос: можно ли осознанно управлять его формированием? Кроме системы образования и воспитания, обретения опыта, оказывается, возможна и целенаправленная корректировка ВКМ.

 

Внутренний диалог

Одним из оперативных способов пополнения и формирования ВКМ является внутренний диалог или, точнее, внутренний монолог человека. Он, в большинстве своем, происходит спонтанно и неосознанно. Не каждый из нас, уважаемый читатель, чувствует и воспринимает процесс ведения своего внутреннего диалога. Кто-то может даже усомниться в наличии его у себя. И сам он, внутренний диалог, происходит по-разному. В одних случаях как разговор с самим собой. В других случаях как восстановление в памяти прошедших событий и их сопереживание. Может – как эмоциональный всплеск (реакция) на произошедшее событие или как размышления над действиями, последовавшими после происшествия. Возможно, как оппонирование тому или иному мысленному собеседнику и т.п. Одним словом, сложное смешение мыслей и чувств, переживаемых мысленно каждым из нас, представляет собой внутренний диалог.

Оказывается, внутренний монолог не столь уж неуправляемый процесс, происходящий в человеке. Посредством осознанного участия в процессе внутреннего монолога можно влиять на свое будущее. И это порой может определять ход последующих событий. Для наглядности проиллюстрирую такую возможность на конкретном случае, произошедшем со мной.   

Как-то, возвращаясь пешком к месту стоянки машины по заснеженному льду с тяжелой зимней рыбалки, уставший, весь вспотевший, я явно накапливал отрицательные эмоции в адрес своего приятеля (он же водитель машины, на которой мы приехали). Я возмущался мысленно тем, что он, ушедший двумя часами раньше, ни за что не догадается подогнать машину к тропинке, выходящей к проезжей части дороги. Будет ждать моего прихода сидя в машине на том месте, где мы из соображений безопасности ее оставили. Это существенно в стороне от места слияния тропинки с проезжей частью. Мысленно представлял, что, будь я на его месте, обязательно бы постарался облегчить его участь и подъехал бы к нужному месту. Мой внутренний диалог явно носил характер неудовлетворенности особенностями моего приятеля. Он всецело основывался на моей ВКМ в части моего представления в данном вопросе своей участливости и об определенной безмятежности приятеля. При этом уж никак я не задумывался над возможным согласованием данного вопроса с ВКМ моего приятеля.

Я поймал себя на мысли о том, что, возмущаясь отсутствием должной чуткости и инициативы у моего приятеля, я тем самым взращиваю свое негативное отношение к нему. Такое, как правило, не проходит бесследно и обязательно скажется на наших взаимоотношениях. Мне даже представилось, как я буду подходить к машине с явно плохим настроением и, естественно, отношения наши будут натянутые. Я буду наполнен энергией «взрыва негодования», которая может вырваться самым непредсказуемым образом. Здесь я призадумался: «Почему я пытаюсь в мыслях исправить или осудить приятеля? Ведь это бессмысленное занятие. Себя я подзавожу, а приятель об этом и духом не чует. Надо ли мне это? Найди лучше себе активную роль в происходящем». Решил заняться режиссурой предстоящей картины - ввести некий элемент конструктивности, зависящий от меня, в складывающуюся ситуацию. Привожу свой дальнейший внутренний монолог.

Вот ты считаешь, что он будет ожидать меня сидя в машине на прежнем месте. А что будешь делать, если он всё же подъедет к месту выхода тропинки к трассе? Тебе ведь придется извиняться за свои нехорошие мысли. Как это будет происходить? Не расскажешь же ему о своем внутреннем диалоге. Последует серьезное разочарование в своих представлениях о приятеле. Очень будет жаль. Давай лучше вновь вернемся к прогнозированию и обрисуем прогнозную ситуацию точнее и ответственнее. Если прогноз окажется верным, то ты смелее можешь доверять себе, своей ВКМ, по крайней мере, в части знаний о моем приятеле, если же нет – пеняй на себя, корректируй свою ошибочную ВКМ в данной части.

Мне показалось это достаточно занятным. Решил составить прогноз предстоящей ситуации более подробно. Сначала решил представить ВКМ моего приятеля, которой он руководствуется, хотя бы в части его рассуждений логического плана.

Он не знает, когда я буду возвращаться. Следовательно, ему не разумно выводить машину на проезжую часть дороги, где будет создавать помехи другим движущимся транспортным средствам. Кроме того, это внесет и для него ненужную напряженность. Находиться в машине на проезжей части дороги. Разумнее до поры до времени оставаться на своем месте. Здесь можно беззаботно отдохнуть. Так примерно должен рассуждать он. К тому же надо учесть, что он ведь тоже пришел  уставший.

Результат таких рассуждений привел меня к следующей динамичной модели поведения моего приятеля. Я подхожу к трассе, машины не будет в намечаемом месте. По проезжей части дороги пойду в сторону машины. Дойду до поворота, с которого я и машина будем видны друг для друга. Мой приятель, увидев меня, направится на машине навстречу мне.

Теперь мне стало крайне интересно, насколько составленный прогноз окажется реалистичным. С нетерпением стал двигаться к трассе. Уж очень хотелось поскорее увидеть, будет стоять там машина или нет. К несчастью, а, возможно, наоборот,  из-за снегоуборочных работ сугроб вдоль трассы был столь высок, что не удавалось увидеть наличие или отсутствие машины, пока не приблизился вплотную к трассе. Машины не оказалось в намеченном месте. Как-то потеплело внутри. Возникло чувство маленькой радости за свой прогноз, за свою уточненную ВКМ в данной её части. По трассе направился к месту стоянки машины. С нескрываемым любопытством стал приближаться к повороту. Очень боялся, что если приятель уснул, а у него такая слабость имеется, то чистота эксперимента будет нарушена. Вот и поворот. Вижу стоящую машину. Она тронулась и медленно двинулась мне навстречу. Я счастлив. Что-то непостижимо важное для меня свершилось (не исключаю: я бессознательно почувствовал, что «моя ВКМ в этой части выдержала испытание»). Усталости как не бывало. С радостью загружаюсь в машину, пью из термоса чай, и мы начали захватывающий обмен свежими «рыбацкими байками» сегодняшнего дня. Моя ВКМ в данном случае оказалась соответствующей реальности.

Не трудно представить, как бы разворачивались события, не вмешайся я в свободно текущий внутренний диалог при возвращении с рыбалки. Здесь мне удалось предупредить нежелательный для нас обоих ход событий. То есть в некотором смысле осуществить управление будущим через создание помехи в спонтанный внутренний монолог и замены его на конструктивный вариант.

Самоосознание автора.

1. Сам по себе приведенный случай кажется незначительным. Оно так и есть. Это лишь конкретный эпизод. Но в нем просматривается достаточно важный смысл. А именно, - есть возможность участия человека в осознанном управлении своим и не только своим будущим. Представим на минуту, что процесс происходит с высокопоставленным государственным деятелем или даже руководителем государства, от принятия решений которого зависят, быть может, судьбы мира. В таком случае уже управление внутренним диалогом может статься далеко не пустяковым занятием.

2. Опыт показывает, что возникновение внутреннего диалога становится наиболее активным при обостренных эмоциональных состояниях человека. Особенно в случаях, когда возможность эффективного деятельного участия в происходящих процессах у человека ограничена. В данном примере таким состоянием являлась повышенная усталость, понимание своей определенной обреченности и нарастание потребности облегчить положение. То есть нахождение в некотором виртуальном мире.

3. ВКМ не является застывшей картиной. Она представляет собой развернутый процесс со всеми нюансами предстоящего события. В деятельном участии участников событий, их характеристике по деятельности. Предстоящий фрагмент жизни человека отражается в его картине мира.

4. Не исключаю, что состояния радости и счастья являются эмоциональными вознаграждениями, на бессознательном уровне отражающими степень адекватности своего взгляда на мир реальности; при установлении неадекватности, скорее всего, почувствовал бы различные формы огорчения. Таким образом, возникает следующая гипотеза. В подсознании человека идет процесс отслеживания взаимосвязи ВКМ и внешней жизни. Доказательное обнаружение соответствия своей ВКМ реальному процессу выражается в форме возникновения положительных эмоций, несоответствие объективного субъективному – отрицательных.

 Интересный, однако, стимулятор истинности заложен в человека! Ведь положительные эмоции оказываются для человека приятными и доставляющими удовольствие, а отрицательные – нет. Значит, ВКМ проявляется в эмоциональном состоянии, чтобы человек изначально был ориентирован на согласованность внутреннего видения внешнему проявлению. Сияние света на лице (просветленность) – признак гармонии внутреннего и внешнего в человеке. Не здесь ли сокрыт ключ долголетия?

Человек наделен эмоциональным критерием истинности. Если он находится на пути прямом, то радостен! Отход же от истины огорчает нас. Через радость мы постигаем истину! Такова еще одна функция ВКМ человека. Это ли не резерв для прогресса человека?!

В истинности моей – счастье моё! Оказывается, не без моего выбора!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь