Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВНЫЙ КОРЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТОЛСТОКОЖЕСТЬ
Увы, в наших детях легко рассмотреть наши собственные пороки. Чудо воспитания творят не только и не столько гениальные самородки. Обстоятельства! А роль воспитателя в том и состоит, чтобы организовать соответствующие возрасту обстоятельства. Если воспитатель не разделил благородных детских чувств, не проникся уважением к высокому порыву, ребёнок ощетинится, замкнется, в его душе зародится враждебное отношение к учителю. Из-за неуважения детских чувств, в подавляющем большинстве чистых, возвышенных, как раз, и начинается отчужденность, замкнутость ребёнка, та строптивость, которая нередко удивляет равнодушных воспитателей. Когда вы видите, что ребёнок делает как бы назло взрослому, поступает вопреки его требованиям, знайте, что в нём оскорблены чувства. Педагогическое бескультурье в воспитании чувств — это одно из самых больших зол, которые часто приводят к печальному концу. Педагогическое невежество часто проявляется в том, что воспитатель приписывает ребёнку желание делать зло, выставляя его перед коллективом как злоумышленника, принуждая думать коллектив так, как ошибочно думает он, воспитатель. Если вы видите настороженный, озлоблённый взгляд ребёнка, знайте: очевидно, вместо добрых человеческих рук к чувствительному детскому сердцу прикоснулись грубые бесчувственные руки, маленькое сердечко вначале трепетало, ныло от боли, а потом огрубело, и чтобы пробудить его, потребуется в тысячу раз больше доброты и человечности, чем в те мгновения, минуты и часы, когда ребёнок ещё не знал зла. Главный корень преступности — эмоциональная и эстетическая толстокожесть, бессердечное, равнодушное отношение ко всему живому и прекрасному. В человеческой душе заложен самой природой огромный диапазон добрых человеческих чувств. Настроить самую тонкую струну в человеческой душе — человечность — это значит прежде всего, научить маленького человека творить радость для другого человека и испытывать в связи с этим высшую человеческую радость. Воспитание, в сущности, в том и заключается, чтобы подавлять в себе животные инстинкты и развивать всё человеческое. Источник тонкости чувств — в тонкости мыслей, в богатстве интеллекта. Чувство облагораживает мысль, но подлинно человеческое чувство не может существовать без мысли, из мысли оно рождается, мысль его питает, мыслью оно живет. Благодаря богатству мысли оно, человеческое чувство, становится самостоятельной силой духовного мира человека, оно способно побудить человека на благородные поступки. Неспособность быть воспитанным проявляется в той семье, где ребёнок растет как сорняк — никто ни к чему его не призывают, ничего в жизни для него нет привлекательного, ни к чему он не стремится. На этой «дикой» основе его поведение становится стихийным и своевольным, проявляется моральная распущенность и опустошенность. Непонимание детской беззащитности, неумение ощущать её сердцем — одна из причин жалкого положения воспитателя, который, в конце концов, теряет власть над ребёнком. Если в семье нет должного воспитания, то функция школы будет сводиться к перевоспитанию. Главная профессиональная ориентация — это воспитание будущих родителей-воспитателей уже за школьной партой. Если вы хотите, чтобы ребёнок прислушался к вашему совету, внял ему, переживайте сами судьбу ребенка, тревожьтесь о его будущем. Ваша тревога, забота растопят самый холодный лед, окружающий сердце «недоступного» ребенка. Детский эгоизм начинается с маленьких уступок родителей ребёнку, зарождается там, где ребёнок получает удовлетворение за счет ущемления интересов старших и прежде всего родителей. Вначале у ребенка появляется равнодушие, потом развивается наглость. Педагогический эффект любого воспитательного воздействия тем выше, чем менее ребёнок чувствует в нем замысел педагога. Чем «сильнее» и заметнее педагогическое воздействие на «трудного» ребёнка, тем незаметнее и скрытнее будет его аморальное воздействие на нас и на общество. Из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Самая желанная и дорогая для ребёнка помощь — это сочувствие, сострадание, сердечное участие. Осуществляя родительскую власть, надо быть очень внимательным и чутким к внутреннему миру ребёнка. Каждый родитель должен знать и чувствовать, где кончается предел его прямой власти и начинается тот интимный мир детей, который для них особенно интересен именно тем, что в него не вмешиваются взрослые. Чем меньше будет явного вмешательства взрослых в этот круг интимных интересов ребёнка, тем меньше у детей будет тайн, тем откровеннее они будут со взрослыми. Замкнутость, отчуждённость детей пораждается, как правило, нетактичным вмешательством взрослых в мир детской жизни. Родительская власть — не только право, но и искусство. Воспитание, построенное на запретах, делает ребенка, в сущности, одиноким, обесчеловечивает его отношение с окружающим миром. Маленькие дети по-настоящему проникаются верой в вас лишь тогда, когда вы что-нибудь делаете вместе с ним.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы