Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛЕНЬ ДУШИ РОЖДАЕТ ЛЕНЬ МЫСЛИ



В желании воспитателей облегчить жизнь детей и подростков, убе­речь их от трудностей, кроется большая опасность.

Атмосфера беззаботности бездумного поглощения благ, создан­ных старшими, порождает бездельников и дармоедов.

Лень души — вот что происходит, если радости детства даются в готовом виде. Происходит самое страшное — человек разучивается хотеть.

Лень души рождает лень мысли.

Капризные дети вырастают там, где с малых лет детские силы не расходуют на труд во имя блага и счастья людей, коллектива.

Секрет воспитания состоит в том, чтобы беречь стремление ре­бён­ка к тому, чтобы вы были его другом.

Мудрая власть педагога состоит в том, чтобы его воля стала же­ланием ребёнка.

Утеря воли ведет к разложению личности.

Невежество – есть матерь своеволия.

Важно, чтобы у ребенка был близкий, сердечный друг, которому он бескорыстно отдавал бы богатства своей души. Если ребенок не пережил радости от того, что он своей заботой даёт радость другому человеку, если его сердце не прониклось болью за горе старшего друга, он вырастет бездушным, расчетливым эгоистом.

 

Чтобы говорить о духовном воспитании, надо объяснить, что такое духовность, а это очень сложно. Многие связывают это понятие с верой в Бога, с церковью. Но любовь к Богу, я думаю, не исчерпывает, не определяет полностью понятие духовности. Подумаем, какие качества человека делают его духовно развитым. Думаю – самые лучшие человеческие качества. Как верующие, так и атеисты могут быть и духовно бедными и духовно богатыми.  Майя Гогулан в своей книге "Попрощайтесь с болезнями" удачно раскрыла понятие духовности: духовность включает в себя такие понятия как добро, истина, красота, альтруизм, стремление к самосовершенствованию и к совершенству общества. Она считает также, что только духовность спасет мир и человечество. Можно вспомнить и Достоевскоого: " красота спасет мир".   Трудно представить  духовно развитого человека аморальным. Аморальный человек не будет думать ни о своей, ни тем более, о чужой душе (и о чужой боли).  Вот еще одно трудное для определения понятие: душа. Думаю, мало кто (а может, и никто) может четко сказать, что такое душа. И я не рискну определять это понятие. Ньютон тоже не знал, что из себя представляет сила всемирного тяготения, но это не мешало ему пользоваться законом всемирного тяготения для определения координат небесных тел.

А что мы можем сказать о душе? Душа бывает красивая, добрая. Человек с такой душой не способен на подлые поступки, он сочувствует чужому горю и старается помочь нуждающимся бескорыстно. Человек с подлой душой - это эгоист, корыстолюбец, от которого добра не жди. Можно ли такого человека считать духовно воспитанным? Наверное, нет.

Творчество, связанное с искусством или наукой делает человека духовно богаче.

 

Через красивое – к человечному

Среди средств воспитания, воспитание красотой стоит, быть мо­жет, на первом месте. Детей надо учить красоту чувствовать, по­ни­мать, ценить и творить. Красота — средство воспитания чуткой совести. Чтобы не потерять стандарт вкуса, надо воспитывать хоро­ший вкус через красоту.

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души;  она должна быть включена в число предметов воспитания

молодежи.

Сказка — колыбель мысли.

Пословицы должны быть правилами нравственности и практи­чес­кой жизни.

Именно обращение к красоте, облагораживание души, пережива­ние красоты и снимает «толстокожесть», утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, стано­вится воспитываемым. Через красивое к человечному.

Красота воспитывает нравственную чистоту, человечность, лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен нравственными побуждениями, прежде всего, проникнут уважением к человеку. Чем глубже эта человечность труда, создающего красоту для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится для него отступление от норм нравственности.

Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого. Зло и подлинная красота несовместимы.

Если ребёнок придумал сказку, то он научился мыслить.

Музыка выпрямляет душу человека.

Рассматривание картин — это познание мира чувств.

Образное видение мира и стремление передать чувство красоты словом — это душа и сердце детского мышления.

Смятение, горе, отчаяние, обида — эти чувства словно закрыва­ют путь красоте, к человеческому сердцу. Прежде чем обратиться к красоте как к лекарству, нужно настроить чуткие струны человечес­кого сердца так, чтобы музыка красоты пробуждала в нём отклик.

Искусство — это пространство и время, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу.

Творчество — могучий стимул духовной жизни.

Чтобы ребёнок стал умным, сообразительным, надо в раннем дет­стве дать ему счастье художественного видения мира.

Убогость слова — убогость мысли, которая ведёт к моральной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической толстокожести.

Чувства - живительная почва для высоконравственных поступ­ков.

Можно вспомнить академика Дмитрия Лихачева: человек должен

быть интеллигентом. Смысл этого слова он раскрывает в своих письмах: в 12-м письме.

 

О ЮМОРЕ

Способность видеть в нарушении дисциплины смешное и прис­тыдить смешным, — в этом проявляется умение проникнуть умом и сердцем в духовный мир ребенка.

Умеет смеяться по-человечески тот, кто по-настоящему любит людей.

Юмор должен быть мягким.

Смех — оборотная сторона мышления.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь