Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рассказы о прохождении святыми мытарств



Проходят мытарства и души святых, угодивших Богу своею благочестивою жизнью. Но они покрываются бла­годатию Божиею и проходят воздушные мытарства с не­обыкновенною быстротою и великою славою. Их возносит на небо Святой Дух, Который во время их земного стран­ствования непрестанно внушал им желание разлучиться от тела и быть со Христом (Фил. 1, 23).

О Марке Фраческом говорится, что он прошел подне­бесную, как молния, в течение одного часа («Четьи-Ми­неи», 5 апреля, также см. стр. 88).

Самое подробное повествование о прохождении мы­тарств можно читать в житии преп. Василия Нового («Че­тьи-Минеи», 26 марта, также стр. 160).

Когда скончался преподобный Макарий Великий, демо­ны выстроились рядами на своих мытарствах, чтобы со­зерцать шествие духоносной души. Она начала возносить­ся. Темные духи, далеко стоя от нее, кричали с мытарств своих: «О, Макарий! Какой славы ты сподобился!». Сми­ренномудрый муж отвечал им: «Нет! Еще боюсь, потому что не знаю, сделал ли я что доброе!». С других, высших, мытарств опять кричали воздушные власти: «Точно, ты избежал нас, Макарий!» — «Нет, — отвечал он, — я еще нуждаюсь в бегстве». Когда же он вступил в небесные врата, они, рыдая от злобы и зависти, кричали: «Точно, избежал ты нас, Макарий!». Он отвечал им: «Ограждае­мый силою моего Христа, я избежал ваших козней» («Скитский Патерик»).

В житии св. Антония Великого находим следующее повествование. Однажды перед вкушением пищи около девятого часа, встав помолиться, св. Антоний ощущает в себе, что он восхищен умом, а что всего удивительнее, видит сам себя, будто бы он вне себя, и кто-то как бы возводит его по воздуху, в воздухе же стоят какие-то угрюмые и страшные лица, которые хотят преградить ему путь к восхождению. Путеводители Антониевы со­противлялись им, требовали отчета, не подлежит ли Ан­тоний какой-либо ответственности перед ними, но так как обвинители не могли ни в чем уличить его, то сво­боден и невозбранен сделался ему путь. И вдруг видит он, что как бы возвращается и входит сам в себя, и сно­ва делается прежним Антонием. Св. Антоний удивился, увидев, со сколь многими врагами предстоит нам брань, и с какими трудами должно человеку проходить по воз­духу. И тогда пришло ему на память, что в сем именно смысле сказал Апостол: по князю власти воздушныя (Еф. 2, 2), ибо враг имеет в воздухе власть вступать в борьбу с проходящими по нему (то есть по воздуху), по­кушается преграждать им путь. Почему наипаче и сове­товал Апостол: Приимите вся оружия Божия, да воз­можете противитися в день лют (Еф. 6, 13), чтобы посрамился враг, ничтоже имея глаголати о нас укор­но (Тит. 2, 8). (Из Жития св. Антония Великого).

Преподобный Зосима, соловецкий подвижник, прошел мытарства в десять дней: явившись после смерти своей в десятый день ученику своему Даниилу, он сказал, что прошел все мытарства и вошел в лик преподобных («Че­тьи-Минеи», 12 апреля).

О посмертном состоянии наших душ открыто нам в слове Божием и учении Церкви столько, сколько нужно для нас; а неоткрытое — потому не открыто, что не нужно; что излишне для нас в настоящей жизни, а также потому, что осталось бы непонятным, невместимым. Святой апостол Павел, при земной еще жизни удосто­ившийся проникнуть в тайны будущей, когда восхищен был в рай, сказал, что слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 4).

Православная Церковь учит, что душа человека по разлучении с телом приводится к Богу на суд, который, в отличие от. всеобщего, последнего суда, называется частным, потому что совершается не торжественно пред лицом всего мира и имеет целью не вечность, как суд последний, а только время до всеобщего воскресе­ния. А что этот суд действительно будет происходить, мы уверяемся из Священного Писания. Апостол Павел сказал: Человекам положено однажды умереть, а по­том суд (Евр. 9, 27). Из притчи Спасителя о богатом и Лазаре также ясно открывается, что по смерти тотчас следует известное решение участи, смотря по делам умершего, следовательно, происходит суд. Несомнен­ная действительность такого суда вытекает еще как из понятия о земной жизни, поприще испытания, так и из понятия о Боге, Творце, Судии и Мздовоздаятеле на­шем; потому и говорит сын Сирахов, приводя верова­ние Церкви ветхозаветной: Яко удобно есть пред Бо­гом, в день смерти воздати человеку по делом его (Сир. 11,26).

Для истязания душ, проходящих воздушное про­странство, установлены темными властями отдельные судилища и стражи в замечательном порядке. По слоям поднебесной, от самого неба стоят сторожевые полки падших духов. Каждое отделение заведует особым ви­дом греха и истязует в нем душу, когда душа достигает этого отделения. Воздушные бесовские стражи и суди­лища называются в Отеческих писаниях мытарствами.

Это учение о мытарствах, изложенное св. Кириллом Александрийским, существовало в Церкви и прежде св. Кирилла и после — во все последующие века.

 Отсюда очевидно, что мытарства — это не что иное, как частный суд, который совершает над человечески­ми душами невидимо Сам Господь Иисус посредством Ангелов, допуская к тому и клеветников братии наших (Откр. 12, 10), злых духов, — суд, на котором припоми­наются душе и безпристрастно оцениваются пред нею все ее дела, и после которого определяется ей извест­ная участь.

О состоянии праведных душ до всеобщего суда так говорит Священное Писание: во-первых, они вслед за исходом награждаются за подвиги жизни земной бла­женством; так, праведный Лазарь тотчас по смерти от­несен был на лоно Авраама, и на кресте покаявшемуся разбойнику сказал Господь: Днесь со Мною будеши в раи (Лк. 16, 19-22; 23, 43). Во-вторых, они будут на­слаждаться покоем и свободою от скорбей и страданий, находиться в общении с праведниками и Ангелами, и служить Богу хвалебным славословием и молитвенным ходатайством о живущих на земле. Но это состояние еще не есть состояние окончательное. Полная слава и блаженство каждого, по его заслугам, последует только после всеобщего суда, когда приидет Господь в назна­ченный день и объявит суд решительный, которого при­говоры никогда не переменятся.

О состоянии душ грешных открыто, что они удалены от лица Божия, заключены в темницу падших духов, или в ад — место темное и мучительное, сознают и чувствуют потерю блаженства, чувствуют упреки сове­сти и напрасно стараются сами улучшить свое бед­ственное положение (Лк. 16, 24-31).

Но неодинаково будет состояние их, а соответствен­но нравственному состоянию каждой отдельной души. И опять, это состояние их не есть решенное навсегда и окончательное, а переходное — для одних в ожесточе­ние и вечную нераскаянность во зле, а для других — в упование на помилование от Бога и жизнь вечную.

Молитва, по учению Писания, может оказывать вли­яние и на мир отшедших от нас душ, простирает свою силу и на область ада. Мы привели выше слова Апо­стольские о грехе смертном; и Спаситель сказал, что есть грех, который не прощается ни в сем веке, ни в бу­дущем (Мф. 12, 32). Следовательно, как есть грех смер­тный, о котором безполезно и молиться, который не про­стится ни в настоящей, ни в будущей жизни, так есть грехи не смертные, о которых молитва может быть впол­не благоплодна.

В назидание друзьям

Написал я эти строки в назидание вам, друзья. В них таится смысл глубокий, уверяю в том вас я. Вам приятно жить с здоровьем, делить радости семьи, Обладать свободой полной и богатствами земли. Эти дары драгоценны, но есть лучше много раз У Творца всея вселенной дары радости для нас. Если станете стремиться вы к Нему, и всей душой, Ваша жизнь преобразится, мир откроется иной. Эта сутолока земная омерзеет тогда вам, Сердца ваши запылают тут любовью к небесам. Никакое тогда горе вам вреда не принесет, И корабль житейским морем ваш безбедно поплывет.

И.Ф. Чудин.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь