Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Важность поминовения усопших



Святая Православная Церковь, как благопопечитель­ная мать, заботится о своих чадах, при жизни испрашива­ет им у Бога здоровья, во всем благопоспешества и остав­ления грехов, и по смерти возносит о них частые моления к Богу, например, на полунощнице, утрени, вечерни и по­вечерии она просит о прощении грехов и упокоении их со святыми.

Но особенно на Божественной Литургии святая Цер­ковь вопиет к Богу за умерших1, твердо веруя, что Чест­ною Кровию Божественного Искупителя нашего Господа Иисуса Христа отмываются грехи всех поминавшихся за Литургией. Это поминовение преимущественно важно в течение первых сорока дней по кончине, потому что в со­роковой день изрекается определение Божие о душе, ре­шающее участь ее до Страшного суда. Потому-то и сове­туется служить и заказывать о скончавшихся «сорокоус­ты». Польза, важность и сила этого поминовения засвиде­тельствована многими примерами не только в житиях святых, но и в устных и письменных сообщениях от нача­ла христианства и до настоящего времени.

Однажды великий подвижник св. Макарий Египет­ский, идя в пустыне, увидел человеческий череп на доро­ге. «Когда я, — говорит он, — дотронулся до черепа паль­мового палкою, то он что-то сказал мне. Я спросил его:

— Кто ты? — Череп отозвался:

— Я был начальником языческих жрецов.

— Каково вам, язычникам, на том свете? — спросил Макарий.

— Мы в огне, — отвечал череп, — пламя охватыва­ет нас с ног до головы, и мы не видим друг друга; но ко­гда ты молишься о нас, тогда мы начинаем видеть не­сколько один другого, и это доставляет нам отраду» («Христианское Чтение», ч. 2, 1821).

* * *

Святой Григорий Двоеслов рассказывает такой слу­чай. Один брат, бывший в его монастыре, за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смер­ти церковного погребения и молитвы в продолжение тридцати дней, а потом из сострадания к его душе трид­цать дней приносима была за него Безкровная Жертва с молитвою. В последний из этих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: «Доселе я жестоко страдал, теперь же мне хоро­шо, и я нахожусь во свете, ибо сегодня вступил в обще­ние». Таким образом, через спасительную Безкровную Жертву усопший брат избежал наказания («Собеседова­ния Григория Двоеслова», кн. 4, гл. 55).

* * *

Во время жизни преподобного Венедикта, — расска­зывает св. Григорий Двоеслов, — были две постницы, которые, славясь святостию жизни, имели несчастную страсть говорить много, и много ложного и вредного. Святой старец умолял их удерживать свой язык и за не­послушание угрожал им даже отлучением от Церкви. Но страсть ко лжи так укоренилась, что и угроза не остано­вила их. Спустя несколько дней они умерли.

Погребены они были в церкви. Когда диакон во время Литургии возглашал: «Оглашении, изыдите», — они, как отлученные, выходили вон из церкви, что видели некоторые благочестивые из христиан. Когда сообщили об этом преподобному Венедикту, то святой муж послал в церковь, где они были погребены, просфору, приказав вынуть из нее часть за упокой душ их и поминать их. После этого уже никто не видел, чтобы они выходи­ли из церкви, и верные поняли, что молитвы умилости­вили Бога, и они получили от Него прощение («Собе­седования Григория Двоеслова», кн. 2, гл. 23).

* * *

В «Прологе» повествуется, что у блаженного Луки был родной брат, который и по вступлении в монаше­ский чин мало заботился о душе своей. В состоянии та­кой безпечности постигла его смерть. Блаженный Лу­ка, скорбя, что брат его не приготовился, как должно, к смерти, молил Бога открыть его участь

Однажды видит старец душу брата во власти злых духов и тотчас после видения посылает осмотреть келью его. Посланные нашли там деньги и вещи, из че­го старец уразумел, что душа его брата страдает, меж­ду прочим, за нарушение обета нестяжания. Все най­денное старец раздал нищим за упокой души его.

После, во время молитвы, старцу открылось в виде­нии судилище: Ангелы света спорят с духами злобы о душе усопшего брата. Старец слышит вопль злых ду­хов: «Душа наша, она творила дела наши!». Но Ангелы говорят им, что она избавляется от их власти милосты­нею, розданною за нее. На это духи злобы возразили: «Разве усопший раздал милостыню? Не этот ли ста­рец?» — и указали на блаженного Луку. Подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Поруганные духи, услышав ответ старца, рассеялись, и старец, успокоенный видением, перестал скорбеть об участи брата («Пролог», 12 августа).

* * *

В житии преподобной игумений Афанасии мы нахо­дим следующее повествование. Игумения Афанасия пе­ред смертью своей завещала сестрам своего монастыря кормить нищих в намять ее до сорока дней. Между тем, сестры приглашали нищих лишь десять дней, а затем, по нерадению, не исполнили завещания своей бывшей на­чальницы. И что же? Игумения Афанасия явилась сест­рам, говоря: «Да будет всем известно, что творимые до сорока дней за душу усопшего милостыни и питание ал­чущих умилостивляют Бога. Если грешны души усоп­ших, то через это они получают от Господа отпущение грехов; а если праведны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям» («Четьи-Минеи», 12 апреля).

* * *

Много есть примеров, из которых видно, что усопшие ожидают молитв за себя, являясь во сне или в бодр­ственном состоянии, просят о них, показывая это в раз­личных знамениях или образах.

Так св. Григорий Двоеслов рассказывает, что некий пресвитер имел обычай мыться в теплицах. Однажды придя в баню, он застал там какого-то незнакомого ему мужа, который стал ему помогать раздеться. Незнакомец снял с пресвитера сапоги, и взял его одежду на хране­ние. Когда пресвитер вышел из бани, то он подал ему по­лотно отереть пот, помог ему одеться, и все это делал с великим почтением.

Так повторялось несколько раз, то есть пресвитер этот приходил в баню, встречал незнакомого человека, который, молча, делал ему услужение. Желая выразить благодарность за усердие, пресвитер однажды, идя в ба­ню, взял с собою две просфоры, чтобы дать их незнаком­цу; и вот, по обыкновению, он встретил его. Затем, когда выходил из бани, просил принять просфоры в знак любви к нему.

Незнакомец с плачем сказал ему: «Для чего даешь их мне, отче? Это святой хлеб, я не могу вкушать его. Ты видишь пред собой бывшего некогда владельца этого ме­ста, но за грехи мои я осужден на служение здесь после смерти. Если же хочешь наградить меня, принеси этот хлеб за грехи мои в жертву Всемогущему Богу. И когда придешь сюда мыться и не найдешь меня, знай, что мо­литва твоя услышана Богом». Сказав это, незнакомец мгновенно стал невидим.

Тогда пресвитер понял, что незнакомый человек, до­селе являвшийся в баню для услуги ему, был дух. Пре­свитер провел по нем целую неделю в слезах и молитвах о прощении его грехов, принося каждый день безкров­ную жертву. Через неделю он пришел снова в баню, и уже более не нашел здесь незнакомца, и после никогда не встречал его («Собеседования Григория Двоеслова», кн. 4, гл. 55).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь