Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обличение из загробного мира



По греховной немощи людей втайне творятся ими не столько добрые дела, сколько злые, преступные, ибо вся­кий делающий злое, не идет к свету, чтобы не обличи-лись дела его. Но все, сделанное втайне, хотя бы и самой глубокой, сокровенной, непременно должно открыться, если не в сей временной жизни, то в будущей, вечной. О чем уверяет нас слово Самого Господа Иисуса Христа: несть бо тайно, еже не явится (Мк. 4, 22).

 Предлагаемый рассказ об истинном происшествии, по­полняет собою множество примеров, свидетельствующих о том, что слова Божий не прейдут (Мф. 24, 35).

В городе Баку, в составе морских команд, находился рядовой Петр Федорович Лебедев, поступивший на служ­бу из мещан города Красного Яра, Астраханской губер­нии. Он был женат, жену его звали Олимпиада Петровна. Детей у них было много, но все они умирали в младенче­стве; в живых был один только пятилетний сын Павел, когда в 1858 году у них родился еще сын, названный Гав­риилом. Новорожденный был так слаб, что родители его опасались, как бы он не умер некрещеным и потому ре­шили немедленно его крестить. Вскоре нашлись и воспри­емники: писарь флотского экипажа П. И. Иванов и жена рядового их сослуживца, по фамилии тоже Иванова, На­стасья Петровна. Приготовив, что было нужно, восприем­ники, а с ними и бабка с младенцем, семидесятилетняя старуха, отправились крестить его.

Опасения родителей младенца действительно оправда­лись: вскоре после того, как кум с кумой и бабкой возвра­тились, стали замечать, что младенец делается все слабее и слабее и, спустя не более двух часов, скончался.

Крестины сменились приготовлениями к похоронам. Жалко было родителям умершего своего сына, но они имели утешение в том, что Бог дал вовремя совершить над ним святое Таинство Крещения, «привести в христи­анскую веру». Так как родная мать, не оправившись от родов, лежала в постели, то приготовлением к похоронам занялась крестная мать: шила, что нужно было, одевала и убирала своего умершего крестника. Бывшие при этом знакомые Лебедевых заметили, что крестная мать усоп­шего была все время в веселом расположении и часто улыбалась «некстати». При другой обстановке веселое на­строение кумы, конечно, не могло бы обратить на себя внимания; но в данное время оно вовсе не соответствова­ло печальному событию и явно выражать его действитель­но было «некстати» и неприлично. Неуместную веселость кумы приписывали тогда ничему иному, как влиянию лишней рюмки, выпитой при поздравлениях «с новорож­денным сыном». Но из последующего видно будет, что причина тому была другая.

Младенца похоронили, помянули, и затем обыденная жизнь вошла в свою обычную колею.

Прошло восемь лет... В 1866 г. жена Лебедева — Олимпиада Петровна сильно заболела лихорадкой и была отправлена для лечения в местный военный лазарет. Од­нажды вечером заметили, что больной сделалось хуже и что она умирает. Послали за мужем, а он за Ириной Пе­тровной Б-вой, женою их сослуживца, с которою больная была в более дружеских отношениях, нежели с другими, и часто называла ее сестрой.

Пришли. Видя, что Олимпиада Петровна лежит непо­движно с закрытыми глазами, думали, не скончалась ли она; но доктор сказал им, что она жива, так как есть при­знаки жизни. Долго они находились при больной, но она не приходила в сознание; в таком состоянии и остави­ли ее.

На другой день вечером Ирина Петровна опять при шла в лазарет навестить больную, которая была в пре­жнем положении, без сознания. Муж ее был уже там. Че­рез некоторое время больная вдруг вздрогнула и, не от­крывая глаз, сказала:

— Скорее, скорее, одевайте меня, кладите...

— Куда тебя класть?

— В гроб.

— Что ты, Господь с тобой! Разве живых людей кладут в гроб?

— Я живая?

— Конечно живая.

Больная закрыла лицо руками и как будто с сожалени­ем произнесла:

— Ах, лучше бы умереть! Зачем я не умерла, оста­лась...

Муж больной и Ирина Петровна подняли ее и посади­ли на кровать, прислонив к стене. Немного погодя она, обратившись к мужу, сказала:

— Петя, прошу тебя, ради Бога, оставь ругаться. Если бы ты знал, что там за это будет... Оставь, прошу тебя.

Просьбу эту больная повторила несколько раз.

Нужно сказать, что муж -больной, действительно, имел греховную привычку почти постоянно ругаться и сквер­нословить.

— Зачем ты желала умереть? — спросила больную Ирина Петровна.

— Ах, Петровна! Я, грешная, удостоилась видеть, как святые Ангелы взяли и понесли душу какой-то убогой женщины, умершей в городе (Лазарет и казармы находились в полутора верстах от города ). Видя это, и я желала тогда же умереть, чтобы и моя душа сподобилась такой же че­сти... А вот сегодня были здесь похороны какого-то офи­цера; с почестями хоронили его; но как душу-то его про­вожали? Я тоже видела, как она была окружена, — но не Ангелами, а страшными бесами; их было очень много, и все кричали: «Это наша...». А какой нестерпимый был смрад... Господи, избави от такой смерти!..

Сначала слова больной приняли было за бред болез­ненного воображения, но потом на них обратили внима­ние, потому что в тот день действительно были похороны умершего флотского офицера, лейтенанта К. Но не могли понять, как больная их видела, когда она весь день, да и предшествующую ночь находилась в безсознательном со­стоянии? Между тем больная продолжала:

— Еще я видела всех наших умерших детей. Они, уви­дев меня, кинулись ко мне со словами: «Мама, мама!» —одни с боков, другие — на плечи ко мне,и все с радостью окружили меня...

— А Паню видела? — спросил муж. Сын Павел умер семи лет от роду, через два года после Га­вриила, в 1860 году.

— И Паню видела: он бросился мне прямо на грудь... Детей там очень много — целые полки и все рядами: од­ни ниже, другие — выше, а там за ними еще выше... Смотрю, — все наши дети собрались вокруг меня: только одного Гани (Гавриила) нет. Я спросила: где же Ганя? Тут какой-то муж сказал мне: «Вот он», — и приподнял край одеяла, которое держал на руках. Я взглянула туда и уви­дала Ганю, но без движения и черного, как головешка. Я спросила, отчего он такой черный?

— От того, что некрещен, — отвечал муж.

— Мы крестили его, — сказала я.

—Нет, он умер некрещеным, — повторил муж.

Этот рассказ больной, возбудивший было особенное внимание мужа ее и Ирины Петровны, наконец, опять на­вел их на сомнение: не в бреду ли больная? Она говорит, что Ганя не был крещен, тогда как они очень хорошо по­мнили, что он был крещен-в самый день рождения, в ко­торый потом и скончался.

Больная, как бы замечая их сомнение в своих словах, сказала: «Да, бедный Ганя не был крещен; мне так было сказано там,.. — и прибавила, — еще мне там сказано было несколько слов, но я не могу передать их ни вам и никому, — не велено».

Чтобы убедиться в истине рассказанного женою отно­сительно Гани, Лебедев, по совету Ирины Петровны, тот­час же отправился к куму, жившему в казарме, вблизи лазарета, — испытать, что он скажет. Немного времени прошло, как Петр Федорович возвратился от кумы и взволнованным голосом сказал:

— Ирина Петровна! Ведь Ганя и в самом деле не был крещен.

Затем из рассказа его выяснилось следующее: Придя к куму, Лебедев подробно рассказал ему видение жены и потом спросил, правда ли, что Ганя не был кре­щен? Очевидно было, что такое неожиданное и необычай­ное обличение поразило кума, смутило его, и он тут же сказал, что Ганя, действительно, не был крещен. «В этом грех наш», — добавил он, и тут же объяснил причину противозаконного проступка. Он, т.е. П. И. Иванов, имел незаконную связь с женою своего сослуживца, с тою именно, которая вместе с ним приглашена была Лебеде­вым в восприемники при крещении его сына Гавриила. Отказаться от приглашения без видимой к тому причины они не решились из ложного опасения, чтобы через отказ не догадались о противозаконной между ними связи и, со­знавая свой грех, который не допускал им быть восприем­никами при совершении святого Таинства Крещения, они условились между собою, да и бабку к тому же подгово­рили, чтобы младенца не крестить, а только сделать вид, что он крещен, но не в церкви, а на квартире у бабки. Так они и сделали. Собрались и ушли как бы в церковь крес­тить младенца, а пробыли несколько времени у бабки и потом возвратились. Последовавшая в тот же день смерть младенца, как видно, доставила облегчение совести его мнимым восприемникам, оправдав их надежды «развязала их грех», и потому крестная мать не могла даже скрыть своего душевного настроения, когда она приготовляла к погребению младенца. Отпевал его священник, дававший новорожденному молитву и нарекший ему имя, которого крестный отец постарался предупредить, что младенец «не дожил до крещения в церкви и что крестила его баб­ка». Похоронив крестника, мнимые восприемники его со­всем успокоились при мысли, что поступок их оконча­тельно скрыт, погребен вместе с младенцем, и никто о нем не узнал и не узнает.

Но вот — через восемь лет, когда стали забывать о со­деянном грехе, лишившем невинного младенца благодат­ных даров св. крещения — неожиданно является обличе­ние в том грехе и обличение необыкновенное — из за­гробного мира! Совесть не допустила Иванова утаить со­вершенный им тяжкий грех — и он в нем сознался (П. И. Иванов, которого я лично знал, уже не подлежит суду земному: он скончался года три или четыре тому назад. Другой участницы —кумы Н. П. Ивановой не было в Баку в то время, когда случилось это открытие: через два года после смерти младенца Гавриила, муж её вышел в отстав­ку, и она с ним тогда же уехала на родину ближайшие участницы его: Н. П. Иванова — жива или нет и где находит­ся — неизвестно; а бабка тоже окончила земное бытие и предста­ла на суд Царя Небесного. — Авт... ) -

Болезнь Лебедевой не только не уменьшилась, но бо­лее усилилась, осложнилась: по всему телу открылись ра­ны, причинявшие ей ужасную боль. Часто она говорила посещавшей ее подруге Ирине Петровне Б-вой, чтобы она нисколько не опасалась ее болезни, которая для других не заразительна, а ей дана за ее грехи: нужно терпеть. И она терпела, переносила ужасные страдания с необыкно­венною твердостйю вплоть до самой кончины, последовав­шей через полтора месяца после описанного выше виде­ния ее. Через полгода После ее смерти муж ее вышел в отставку и уехал.

По рассказам Ирины Петровны, Лебедева обладала ис­тинно христианскими качествами души: кроткая, тихая, незлобивая, она ни с кем никогда не ссорилась, не брани­лась, да и мужа своего постоянно удерживала от брани и укоряла в сквернословии; посты строго соблюдала и посе­щала все церковные Богослужения; разве только иногда болезнь или особенное какое семейное дело могли ее удержать от посещения храма Божия.

Да сподобит ее Господь Бог небесных благ, уготован­ных любящим Его! (П. Русков, 1893)

Сила молитвы

«В нашем приходе особым уважением издавна пользу­ется один крестьянин пожилых лет, человек грамотный, трезвый, честный и умный, занимающий с пользою одну из общественных должностей. Но не всегда он был таким. Жена его, скромная, простая женщина, однажды, разгово­рившись о своем житье-бытье, между прочим упомянула, что смолоду она видела много горя и слез пролила не мало, потому что муж ее вел очень безнравственную и не­трезвую жизнь. Собеседница ее так удивлена была ее сло­вами, что сначала подумала, что рассказчица, вероятно, была так несчастлива в первом браке что речь идет не о настоящем ее муже, этом уважаемом человеке.

— Нет, родимая, — отвечала она, — я девушкой, си­ротой, выдана была за него, вдовца, и с той поры живу с ним.

— Да что же это такое было с ним? И отчего он мог не только исправиться, но и заслужить всеобщее уваже­ние? — спросила ее собеседница.

— Ах, это Матушка Царица Небесная заступилась. А как это все было-то, сейчас тебе расскажу, родимая ты моя!

Было это дело осенью, холода большие наступили, и трое моих деток лежали в оспе почти при смерти. Это ли не великая скорбь для материнского сердца? Но скорбь эта не одна была у меня в то время: муженек мой имел в соседней деревне синильное заведение и там большей ча­стью проживал, там же, в местном трактире, часто и про­пивал свой заработок. И вот, как сейчас помню, наступил праздник в честь Казанской иконы- Божией Матери; рано поутру приходит к нам в дом соседка наша и рассказыва­ет, что муж мой опять запил напропалую, пропил с себя даже всю одежду и остался в одной рубашке. Не в пер­вый раз уже случалось мне слышать и видеть его безоб­разное пьянство, но в этот-то раз, при смертной болезни моих детушек, уж очень это поразило меня, я упала на лавку и зарыдала с отчаянием в сердце. Соседка испуга­лась даже за меня; принялась было меня уговаривать, но, видя, что не в силах успокоить меня, вспомнила, что нын­че праздник-то большой и уговорила меня идти с нею в Церковь помолиться Богу: «Авось тебе полегчает, отлег-нет хоть маленько от сердца-то, — говорила она, — а за ребятами свекровь покуда походит». Не зная, куда мне Деться от своего лютого горя, я встала, рыдая, и пошла в Церковь. В церкви, когда мы пришли туда, пели очень умилительно: «Заступница усердная!..» Слезы полились у меня рекою, я упала на колени и плакала, и молилась, а сердце мое точно разрывалось на части от горя. Никого не видела я вокруг себя, слышу только шепот сзади:

— Что это она так плачет-то? Или у нее отец с мате­рью умерли?

— Нет, — говорят другие, — у нее давно нет ни отца, ни матери, житье у нее очень плохое, муж-то ее...

Я еще горше заплакала, еще горячее молилась: «Ма­тушка! Заступница Ты моя! Как же мне жить-то?!.. Не уй­ду от Тебя, заступись! Вступись за меня, сироту горь­кую!..». И вступилась же Царица Небесная! Услышала мою слезную, горькую молитву. Ах! И сейчас не забуду: пришла это я домой-то, гляжу и глазам не верю: муж-то мой дома и не пьяный. У меня вдруг как-то сорвалось: «Что же это, Господи!.. Аль вытрезвляешься?» — «Да», — ответил тихонько, а сам смотрит так боязливо. И рассказал он, родимая ты моя, что как встал он утром, так и отправился прямехонько в трактир опохмеляться: подошел к самой двери, взялся уже за скобу, только вдруг точно кто крикнул на него: «Воротись! Ступай до­мой!». Он, не оглядываясь, бросился бежать, в испуге, не раздумывая, кто бы мог так отогнать его, и так пришел домой* не понимая, что с ним делается. Когда же я, с го­ря и радости вместе, плача, стала рассказывать, как была я в церкви и как молила Царицу Небесную, Заступницу, то и поняли мы с ним со страхом и великою радостию, что это Она, Матушка, Заступница наша, попечалилась о нас пред Богом и воротила мужа от погибели-то этой. И с этого дня, родимая ты моя, хотя бы он каплю какую взял в рот по сие время, а уж этому больше двадцати пя­ти лет теперь будет. Так вот, ведаешь, мы каждый год 22 октября, в Казанскую-то, и служим молебен с этих пор, как обещались. И Казанскую икону Божией Матери мы в ту же пору задумали написать в память нашей радо­сти и благодарности Заступнице. Сам муж-то и в Москву тогда за ней ездил. А еще как ждали-то мы его с иконою, вот удивительное тоже дело было! Сижу я всю ночь, и огонь у меня горел, все жду его, только вдруг девчурка моя глядит на меня и спрашивает:

— Матушка, приехал тятя-то?

— Нет, — говорю, — не приезжал еще.

— Да как же не приезжал, я его сейчас вот тут виде­ла в белой-пребелой рубашке! А икона-то новая и на ла­вочке стояла, где же она?

Мне жутко даже стало, я принялась уверять девочку свою, что ей это приснилось.

— Нет, матушка, я не спала, я все глядела и на тебя и на батюшку, и на икону.

Вскоре и в самом деле приехал муж мой с иконою. И возрадовались же мы все, что привел Господь нам полу­чить такую радость в своем доме.

— Так-то, родимая, — закончила свою повесть рас­сказчица, — и по гроб буду помнить, какую милость ве­ликую сотворила нам Заступница наша, Царица Небес­ная» («Калужские епархиальные ведомости»).

Вразумление Божие

(РАССКАЗ СВЯЩЕННИКА ИОАННА СМИРНОВА)

На третьей неделе Великого поста, в 1868 году, прихо­жанин мой из села Воскресенского, крестьянин С. И. по­шел в свой скирд за соломою. Ветер в ту пору был не­обыкновенно сильный. Взяв соломы, сколько нужно, он пошел в обратный путь, но так как ветер мешал ему ид­ти, то он, по своей гнусной привычке, начал ругаться. Не­разумный, он не размыслил, Кто повелевает быть ветру и Кто управляет им. Он не подумал, что Бог изводит ветер из- хранилищ Своих (Иер. 10, 13), гонит море ветром (Исх. 14, 21), и что Он же запрещает ветру (Мф. 8, 26). Не думая и не размышляя об этом, Савва, так звали мое­го прихожанина, шел и ругался — и за это дерзкое и бе­зумное оскорбление Самого Господа был строго наказан: не дойдя еще до своего дома, он внезапно сделался нем...

 Тут уразумел несчастный, что эта внезапная немота — кара Божия за сквернословие, — и с сокрушенным серд­цем и слезами обратился к Господу Богу с искренним рас­каянием в своих грехах (при исповеди я довольствовался движением головы его и руки), дал Богу обет вперед так не грешить, и премилосердый Господь через двадцать один день отверз его уста и он начал опять говорить.

Великий Бог правосуден, но и многомилостив! Он не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему («Странник», 1868).

Обмиравшая

(РАССКАЗ СВЯЩЕННИКА)

Как много иногда таится дивной, небесной любви в сердце крестьянина! Но кто подумает предполагать здесь урок для христианского назидания?

Я расскажу об одной труженице Пелагии, жившей лет шестьдесят тому назад в деревне Шипиловке, Костром­ского уезда. Эта крестьянка жила в одном доме, с двумя невестками, мужья которых большую часть года были в отлучке для заработков. Домик у них был маленький и небогатый: кроме одной тесной избы, в которой они поме­щались, на дворе был еще хлев для домашнего скота. Пе­лагия сначала жила с детьми в одной комнате; но потом, для тайных ночных подвигов молитвы и богомыслия, ста­ла уходить в сени, где и проводила целые ночи, и ложи­лась спать только пред рассветом. Наконец, чтобы скрыть свои подвиги от людских взоров, она решила навсегда ос­таться в той душной избе, и только изредка ночевала с нею одна любимая ее невестка. Она не хотела, чтобы кто-нибудь, кроме этой невестки, видел ее молитву. И между тем, как последняя сидела в той избе и занималась рукоделием, Пелагия уходила в сени и молилась. Пища ее была самая грубая; она даже придумала для себя особен­ную пищу: густо разбалтывала ржаную муку, и это сырое тесто употребляла вместо хлеба, да и то очень мало, дру­гую же пищу принимала редко. Днем она, по обыкновению, пряла лен, и заработанные деньги разделяла на две части, одну часть отдавала в церковь, а другую — бедным, притом так, что подходила ночью к дому бед­ного и тихо клала свое подаяние на окно, немного от­крыв его, или бросала деньгами в нищего.

В одну ночь труженица, по своему обыкновению, мо­лилась в сенях, а сноха спала в избе. Перед утром сно­ха пробудилась и увидела, что свекровь ее стоит на ко­ленях в молитвенном положении. Постояв несколько минут в страхе и смущении, она сказала ей: «Матушка, а матушка!» — но ответа не было: матушка уже была холодна. Тут пришла и другая сноха для домашней ра­боты. Видя, что свекрову их умерла, они одели усоп­шую и положили ее на стол; а на третий день положи­ли в гроб и собирались уже везти ее в церковь, как вдруг лицо ее ожило, она открыла глаза, откинула руку и перекрестилась. Семейство испугалось и бросилось в печной угол. Спустя несколько времени, ожившая ска­зала тихим голосом: «Дети!.. Не бойтесь, я жива», — а потом поднялась, села и при помощи семейства встала из гроба. «Успокойтесь, дети, — снова сказала она. — Вы испугались, почитая меня мертвою? Нет, мне назна­чено еще немного пожить. Бог, по благости Своей, же­лает спасения всякому и, таинственными судьбами ру­ководя нас к блаженству, так всё устрояет, чтобы и са­мая смерть и возвращение к жизни служили многим на пользу!».

Что было с нею, когда считали ее умершею, об этом она почти ничего не говорила: только со слезами уве­щевала своих детей жить благочестиво и удаляться от всякого греха, утверждая, что великое блаженство ожидает праведных на небе и страшные мучения — не­честивых в аду! После того она продолжала еще труже­ническую жизнь свою шесть недель, умиленно устрем­ляя мысленный взор свой в страну небесного отечества и, наконец, переселилась в небесные кровы (Новго­родск. Влад., «Райские цветы с русской земли», 1891).

 

Дай Бог всякому так умереть!

(РАССКАЗ СВЯЩЕННИКА ГРИГОРИЯ ВОРОНЦОВА)

«Христианский кончины живота нашего, безболезнен­ны, непостыдны, мирны и доброго ответа на Страшном су­дищи Христове у Господа просим». Важны и другие про­шения в этой ектений, но, кажется, упомянутое проше­ние особенно должно занимать наши мысли во время мо­литвы в храме Божием. Ни один из нас, какими бы креп­кими силами ни обладал, как бы ни хвалился добрым здо­ровьем, — не может с полной уверенностью сказать: я проживу столько-то лет; мне умирать еще рано. Смерть приходит чаще всего без ведома нашего, — врасплох. И блажен тот, который усердно просит Господа послать се­бе непостыдную и мирную кончину. К общему утешению наших православных соотечественников, есть и в настоя­щем веке такие счастливцы, которым Господь Бог посыла­ет не одно только утешение умереть непостыдно — по-христиански, но и удостаивает такой милости, что по­сылает на землю Ангела смерти — сказать человеку: го­товься, Я пришел взять душу твою.

Вот живой пример такой истинно христианской кон­чины.

Верстах в двадцати от моей родины, в небольшом селе­нии Царевского уезда, жил один почтенный старичок — заштатный диакон. Будучи наделен от природы здравым толком и крепким здоровьем, он, как служитель алтаря, исполнял свою диаконскую обязанность с горячим усер­дием и благоговением, остальное же время все свои силы и заботы отдавал работе в саду. Невдалеке от родной ха­ты, на живописном склоне горы, окаймленной внизу ма­ленькою речкою и прекрасными пойменными лугами, сто­ял тот сад, в котором давно-давно, с ранней весны и до глубокой осени, старик трудился. Быть в саду, дышать свежим воздухом, окапывать плодовые деревья, подрезать на них старые сухие сучья, лечить разного рода снадобь­ями захиревшие растения, рассаживать новые деревья, теплее укутывать их на зиму и благодарить Бога по со­брании плодов — составляло для него все на свете.

Не знаю, за его ли добросовестную службу церковную, за честный ли труд в своем саду или, быть может, за ка­кие-нибудь особенные добрые дела, которые видел один Бог, — конец его жизни ознаменован вот каким редким случае.

В декабре 1860 года, за два дня перед рождественским сочельником, отец диакон отправился со своим работни­ком неподалеку, в город К., для разного рода покупок к празднику. Закончив все дела, он уже возвращался домой и находился, как сам после рассказывал своим семейным, в шести верстах от своего селения; вдруг, видит какого-то юношу среднего роста, с прямым открытым лицом, осе­ненным роскошными белокурыми волосами, одетого в ка­кую-то странную белую одежду. Видит, что незнакомец сидит на санях рядом с ним и пристально смотрит ему в лицо. Старик побледнел от страха, но, собравшись немно­го с силами, спросил своего соседа:

— Кто ты такой, добрый человек?

— Торопись скорее домой, ты нынче умрешь, — был ему ответ.

Слова эти, само собою, показались старику странными, и потому после некоторого молчания он спросил:

— Что ты за человек, что предрекаешь мне смерть? Я чувствую себя совершенно здоровым и не понимаю, как могу я так скоро умереть?

— Скажи своему работнику, чтобы он скорее погонял лошадь. Я — Ангел смерти, послан Богом взять душу твою.

Тут только открылись умные очи у старца, и он узнал в незнакомце Ангела смерти. Как оглянулся кругом на Божий мир, как вспомнил свою родную семью и любимый сад, — зарыдал старик, как малый ребенок, и решился просить Ангела, чтоб он, по крайней мере, дал время до­ехать благополучно до дому и успеть приготовиться к смерти. На все его просьбы и слезы был один ответ:

-  Торопись, торопись скорее!

— С кем это ты там калякаешь, отец диакон? — спро­сил работник, обернувшись к своему хозяину.

— Разве ты не видишь, с кем? — начал было старик и обратился в ту сторону, где сидел Ангел, но его уже ни на санях, ни около не было!

Приехав домой, и еще не успев переступить через род­ной порог, — старик потребовал у своих домашних теп­лой воды и чистого белья; одного сына послал за священ­ником, другого — за свечами и ладаном. Домашние нача­ли спрашивать, для чего все эти приготовления; старик в коротких словах рассказал им все случившееся с ним на дороге и старался, по возможности, успокоить семейство. Вскоре не замедлил прийти священник с причетником.

— Что это ты, Илья Поликарпович, вздумал? Недале­ко и праздник Божий, хоть бы еще немножко!

— Нужно исполнить святую волю Божию, отец Тро­фим; нет уж, больше не жилец я на белом свете! Живите вы, а моим костям пора на место!

Нужно было взглянуть в то время на лицо почтенного старца, с каким невозмутимым спокойствием смотрел он на все приготовления к отшествию от здешнего мира. На все вздохи и горькие слезы домашних и ближних знако­мых он с решительною твердостию отвечал:

— А вы плакать-то бросьте, лучше благодарите Бога за Его великую милость ко мне, грешному.

После исповеди и принятия Св. Тайн, старик начал за­метно слабеть.

— Ну, теперь положите меня в постель, а вы, батюш­ка, потрудитесь скорее пособоровать меня маслом!

Положили старика в постель, и елеосвящение нача­лось. «Господи, прими душу мою с миром!» — произнес лежащий. Все обратились к нему и к удивлению замети­ли, что он левою рукою потирал лицо, а правою будто бы что-то прогонял от себя. Так он не переставал делать до чтения третьего Евангелия — именно до того места, где один из учеников фарисейских, изъявляя готовность следовать за Спасителем, сказал Ему: Господи, повели ми прежде ити, и погребсти отца моего. Иисус же рече ему: гряди по Мне, и остави мертвых погребсти своя мертвецы (Мф. 8, 21-22). При последнем слове старца уже более не было в здешнем мире («Странник», 1875).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь