Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предсмертные видения грешных



Иногда души, еще находясь в теле, терпят некоторое мучение от демонов, что, впрочем, бывает с одними для их собственного вразумления, а с другими для вразумле­ния слышащих.

«Был отрок, — пишет св. Григорий Двоеслов, — по имени Феодор. Отрок очень неспокойный, который посту­пил в мой монастырь не столько по желанию, сколько по нужде. Неудивительно, что для него было тяжело, когда кто-нибудь говорил ему о спасении; он не мог не только делать, но даже слышать доброго. Обманывая, предаваясь гневу, ругаясь, он показывал, что никогда не изучит свя­той жизни. Во время заразы, которая недавно погубила великую часть нашего города, он, будучи поражен в бед­ро, приближался к смерти. Когда он был уже при после­днем издыхании, собрались братия, чтобы помолиться об исходе души его. Уже тело его в конечных частях своих омертвело, в одной только груди еще оставалась жизнен­ная теплота. Но братия тем прилежнее начала о нем мо­литься, что видели его быстро приближающимся к смер­ти. Вдруг он начал взывать к предстоящим братиям, и своими великими воплями даже прерывал их молитвы: «Отступите, — кричал он, — отступите! Я отдан змию на пожрание, и по причине вашего присутствия он пожрать меня не может. Вот он проглотил голову мою своею пас­тью, оставьте, чтобы он более меня не мучил; пусть дела­ет, что хочет. Если я отдан ему на пожрание, то для чего ради вас это замедляется?». Тогда братия обратилась к нему со следующими словами: «Что это ты говоришь, брат? Сотвори на себе знамение святого креста». — «Хо­чу перекреститься, — отвечал он, — но не могу: чешуя этого змея гнетет меня». Когда услышали это братия, то, повергшись на землю, начали еще сильнее и со слезами молиться об избавлении его. И вот опять больной начал вопить: «Благодарение Богу! — воскликнул он. — Змий, начавший меня пожирать, бежал; он не мог устоять, про­гоняемый вашими молитвами. Теперь помолитесь о гре­хах моих, ибо я готов обратиться, и решил оставить мир­ское житие».

И этот человек, почти, как уже сказано, умерший, воз­вратился к жизни и всем сердцем обратился к Богу. Из­менившись в душе, он долго еще страдал от ран и, нако­нец, душа его отрешилась от плоти.

Был некто Хризорий, — продолжает св. отец, — муж очень известный в этом мире, но столько же порочный, как и богатый, надменный гордостию, преданный наслаж­дениям плоти своей, в приобретении богатств разжига­емый огнем корыстолюбия. Но так как такому злу Гос­подь благоволил положить конец, то попустил этому че­ловеку впасть в телесную болезнь. Когда он приближался к смерти, то в тот самый час, в который душа его уже го­това была выйти из тела, вдруг он видит открытыми гла­зами страшные лица, зрит мрачных духов, пред ним сто­ящих и силящихся увлечь его в адские затворы. Он начи­нает трепетать, бледнеть, обливается потом, громкими воплями испрашивая отсрочки; сильным и страшным го­лосом начинает звать своего сына, по имени Максим (ко­торого я после видел уже монахом): «Максим, — взывал он, — иди скорее! Я никогда не делал тебе зла; поддержи меня твоею молитвою!». Пришел смущенный Максим, со­бралось и семейство, плача и стеная. Но тех, присутствие которых так страшно тревожило его, т.е. злых духов, они сами не могли видеть. Присутствие же их они заметили по его смущению, бледности, трепету. Страшась мрачно­го их образа, он оборачивался на своей постели то на ту, то на другую сторону; лежал на левом боку, но, не имея возможности переносить их вида, оборачивался к стене, но и там они представлялись ему. Когда же после силь­ных напряжений он отчаялся в возможности освободить­ся от них, то начал взывать громко: «Отсрочьте хотя до утра! Отсрочьте хотя до утра!». И с этими восклицаниями отрешился от уз телесных.

Ясно, что он это видел не ради себя, но ради нас, дабы его видение принесло пользу нам, обращения которых еще милостиво ждет долготерпение Божие» (Из творе­ния св. Григория Двоеслова «Собеседования о жизни ита­лийских отцов и о безсмертии души», кн. 4, гл. 38).

Поучительное видение

(РАССКАЗ ИЕРОМОНАХА ДИОНИСИЯ)

Когда я был на Новом Афоне (на Кавказе), мне при­шлось исповедывать одного мещанина, А. П. Писаревско-го. В беседе со мною после исповеди, он рассказал мне замечательный случай, бывший с ним, и уполномочил ме­ня объявить о нем во всеобщее сведение к пользе едино­верных собратий. «Однажды, — говорил он, — ехал я на паре лошадей, в повозке, с кладью пудов пятидесяти, и заснул. Лошади, спускаясь под гору рысью, опрокинули повозку, которая всей тяжестью придавила меня. К счас­тью, случилось это в селении. Четверо человек с трудом высвободили меня из-под тяжести и, так как я был без со­знания, то стали обливать меня холодною водой, чтобы привести в чувство.

Когда я был без чувств, я увидел двух страшных эфи­опов, приблизившихся ко мне и говоривших: «Эта душа наша, потому что она умерла без покаяния». К великому утешению своему я увидел в другой стороне двух Ангелов в белом одеянии, которые сказали эфиопам: «Какое вы имеет право говорить, что душа ваша?» — и начали спо­рить с ними. Эфиопы представляли Ангелам все грехи, мною содеянные от юности и до настоящего дня, даже за­бытые мною грехи вспомянули и особенно сильно осуж­дали меня за сквернословие. Все, что говорили они, была сущая правда. Ангелы в защиту меня представляли мои добрые дела, но эфиопы переспорили. Я ощущал страх и ужас, все думал: вот сейчас ввергнут меня в бездну ада Тогда сказал Ангел: «Вот какое доброе дело сделал этот человек — однажды ночью он привез хлеба, крупы и му­ки одному бедному семейству и подал все это в окно тай­но, говоря в себе: «Приимите, Господа ради», — а сам по­спешно скрылся. Это семейство до сих пор молит Бога о нем. Милостыня бедным и молитва их спасли и оправда­ли меня. Эфиопы только сказали на это: «Если он оста­нется жить, еще более согрешит». — «Не ваше дело, — отвечали Ангелы, — касаться этого. Если согрешит, то и покается», — и отогнали эфиопов. Более этого ничего я не видал и не слыхал: я пришел в сознание».

Видение это, глубоко запечатлевшееся в душе Писа­ревского, всякий раз, как он впадает в какой-либо грех, возбуждает в нем сердечное раскаяние и он старается за­гладить его исповедью, молитвой и милостыней.

Ожившие покойницы

Иногда как бы для опытного удостоверения грешника в том, что ожидает его по смерти, Господь Бог переносит на время душу его в другой мир посредством обмороков и, поднимая завесу, скрывающую от нас состояние душ умерших братии наших, показывает грешнику, какие страшные истязания и муки ожидают его за гробом.

Исихий Хоревит («Пролог», 3 октября), живя среди пу­стынников, долго и упорно скрывал под одеждою иноче­скою сластолюбивое сердце. Ни увещания братии, ни пример их строгой жизни не действовали на лицемера: от первых он ограждался личиною добродетели, тщательно утаивая свои слабости; к последнему одебелевшее сердце было совершенно равнодушно. Благодать Божия проник­ла однако же и сквозь эту кору лицемерия: после часово­го обморока во время болезни Исихий провел двенадцать лет в затворе в самых строгих подвигах покаяния («Уро­ки и примеры христианской веры», свящ. Григорий Дья­ченко).

Подобных примеров много рассказывается в нашем на­роде. Вот два таких примера, заимствованных нами из ру­кописей, сохраняющихся в русском Пантелеимоновом мо­настыре на Афоне.

I

В городе Рославле Смоленской губернии жила бедная дворянка Окнова, которая имела тут собственный дом. После долгой болезни она умерла; ее, по обыкновению, обмыли и положили в гроб, а на третий день собравшие­ся священники готовились уже выносить тело ее из дома в церковь, как, к общему изумлению, она поднялась из гроба и села: все пришли в ужас, и когда удостоверились, что она жива, извлекли ее из гроба и положили опять в постель. Болезнь ее после оживления не прошла. Ожив­шая жила еще несколько лет.

Я, будучи в Рославле в 1836 году, слышал от всех об этом необыкновенном событии, ходил к ней в дом и на­шел ее при первом знакомстве уже разбитую параличом; она рассказывала мне следующее:

«Когда я умирала, то видела себя вознесенною вверх по воздуху и была представлена на какое-то страшное су­дилище, должно полагать, мытарство, где стояла пред ка­кими-то мужами весьма грозного вида, пред которыми бы­ла развернута большая книга; судили они меня очень дол­го: в это время находилась я в несказанном ужасе, так что, когда теперь я об этом вспоминаю, прихожу в трепет; тут представляли многие дела мои, от юности сделанные, даже те, о которых я совершенно забыла и в грех не ста­вила. По милости Божией, однако, казалось мне, я проще­на была во многом и уже надеялась быть оправданною, как один грозный муж строго начал требовать от меня от­вета, почему я слабо воспитала сына своего, так что он впал в разврат и гибнет от своего поведения. Я со слеза­ми и трепетом оправдывалась, представляя ослушания сына и что он развратился, будучи уже в совершенноле­тии. Долго очень длился суд за сына, тогда не внимали ни просьбам, ни воплям моим; наконец, грозный оный муж, обратясь к другому, сказал: отпустите ее, чтобы она при­несла покаяние и оплакала, как следует, грехи. Тогда один из Ангелов взял, толкнул меня и Я почувствовала, как будто опускаюсь вниз, и, ожив, увидела себя лежа­щею во гробе; около меня зажженные свечи горят и свя­щенники в облачении поют.

Не столько строго я за прочие грехи судилась, — гово­рила она, — как за сына, и это истязание невыразимо было».

Рассказывала Окнова, что сын ее совершенно развра­тился, не живет с нею, и нет возможности и надежды ис­править его.

II

Одна благочестивая женщина, проводя всегда дни свои в молитве и посте, имела большую веру к Пресвятой Вла­дычице нашей Богородице и всегда умоляла Ее о покрови­тельстве. Эта женщина всегда терзалась совестью о ка­ком-то содеянном ею в молодости грехе, который по лож­ной стыдливости не хотела открыть духовнику своему, но, объявляя о нем, туманно выражалась такими словами: «Раскаиваюсь и в тех грехах, которые или не объявила, или не запомнила». Наедине же, в тайной молитве своей, ежедневно каялась в оном грехе Богоматери, всегда умо­ляла Владычицу, чтобы Она на суде Христовом ходатай­ствовала за нее о прощении греха. Таким образом, дожив До глубокой старости, умирает она; когда на третий день готовились предать тело ее земле, вдруг воскресла умер­шая и говорит испугавшейся и изумленной дочери своей: «Подойди ко мне поближе, не бойся; позови духовника моего».

Когда пришел священник, то она при всем собрании народа сказала: «Не ужасайтесь меня. Милосердием Бо­жиим и ходатайством Пречистой Его Матери возвращена душа моя для покаяния. Едва разлучилась душа моя с те­лом, как в ту же минуту темные духи окружили ее и го­товились совлечь ее в ад, говоря, что она достойна этого за то, что по ложной стыдливости не открывала тайного греха своего, в юности ею сделанного. В столь лютую ми­нуту предстала скорая Помощница Пресвятая Владычица наша и как утренняя звезда или как молния мгновенно разогнала тьму злых духов и, приказав мне исповедать грех мой пред духовным отцем, повелела душе моей воз­вратиться в тело. Итак, теперь как пред тобою, отец свя­той, так и пред всеми исповедую грех мой: хотя я в про­должение жизни и была благочестива, но грех, который лежал на совести моей, и который я от малодушия стыди­лась исповедывать духовным отцам, низвел бы меня во ад, если бы не заступилась за меня Матерь Божия». Ска­зав это, она исповедала грех свой, и потом, приклонив го­лову свою на плечо дочери, перенеслась в вечную и бла­женную жизнь.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь