Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наставление свт. Тихона Задонского о христианской жизни



Не должен ты, христианин, в праздности жить, но должен в трудах благословенных упражняться. Ибо праздность — виновница всякого зла, и кто в праздности живет, тот непрестанно грешит. Из сего правила исклю­чаются только немощные и престарелые люди, которые трудиться не могут.

Всякого греха, как смертоносного яда, берегись, ибо всякий грех прогневляет и оскорбляет великого Бога: он грешника отлучает от Бога и препятствует достижению вечного спасения. Итак, берегись греха, чтобы не под­верг тебя вечной смерти.

Что совесть возбраняет тебе делать, того не делай, ибо что возбраняет совесть непогрешительная, то воз­браняет и Закон Божий. Совесть добрая согласна с За­коном Божиим. Закон Божий говорит: не убий, не укра­ди, и пр., то же слышишь и в совести твоей: и она то же тебе говорит. Берегись же делать то, что совесть запре­щает, чтобы, уязвив совесть, не уязвить тебе и не погу­бить души своей.

Имя Божие произнося, поминай со всяким почтением, страхом и благоговением, и то там и тогда, где и когда это нужно: ибо имя Божие свято и страшно, и поминаю­щий Его с непочтением тяжко грешит. Итак, отдавай по­чтение имени Божию, как Самому Богу. Имя царя зем­ного, ты с почтением поминаешь, как и следует; тем бо­лее имя Бога, Царя Небесного, пред Которым благоговеют сами Ангелы и души святых, с высоким почтением поминать должно.

Правильно поминается или произносится имя Божие в молитве, в славословии, в благодарении, в хвалебных песнях духовных, в беседах и разговорах, христианам приличных, т.е. когда разговор бывает о святом Божием слове, о Законе и Евангелии, о пришествии Христовом в мир, о Его страданиях и смерти, нас ради подъятой, о смерти, о вечной муке и вечной жизни и пр.: в других же разговорах без крайней нужды не поминай, и если нужно будет помянуть, то со всяким опасением и долж­ным почтением поминай.

Во лжи и шутках крайне берегись поминать имя Бо­жие, чтоб тотчас же не постигло тебя наказание Его, ибо Бог есть огнь поядаяй.

Вошли в обычай божбы, крайне непристойные хри­стианам, например: «Ей Богу... на то Бог... свидетель Бог... видит Бог... на то Христос...» и т.п., и поминаются людьми часто и почти при любом разговоре. Такие бож­бы не иное что, как сатанинский вымысел, на безчестие имени Божия и погибель человеческую изобретенный: ты берегись так и подобно тому божиться.

Когда нужно будет тебе утвердить истину, помни за­поведь Христову: буди же слово ваше: ей, ей: ни, ни (Мф. 5, 37). Прочее все от неприязненного духа.

Везде и во всяких вещах с любовию поминай Господа Бога твоего и святую любовь Его к нам. Все, что ни ви­дишь на небеси, и на земли, и в доме твоем, побуждает тебя к воспоминанию Господа Бога твоего и любви Его святой. Любовь Божия объемлет нас; всякое создание Божие свидетельствует любовь Его к нам. Итак, видя со­здание Божие и пользуясь им, говори сам себе: это есть дело рук Господа Бога моего и ради меня оно сотворено. Сии светила небесные: солнце, луна и звезды суть созда­ние Господа Бога моего, — всей вселенной и мне они светят. Сия земля, на которой я живу, которая мне и скотам моим плоды произращает, и все, что ни есть на ней, есть создание Господа моего. Сия вода, которая ме­ня и скотов моих напояет, есть дар Господа моего. Сей скот, который мне служит, есть создание Господа моего, и мне на службу от Него он дан. Сей дом, в котором я живу, Божие добро есть, и мне он дан от Него для жи­лища и покоя моего. Сия пища, которую я вкушаю, есть дар Божий, данный мне для укрепления и утешения не­мощной плоти моей. Сию одежду, которою одеваюсь, Господь Бог мой подал мне для прикрытия нагого тела моего. Сей образ, образ Христов, есть образ Спасителя моего, Который ради меня пришел в мир сей, полный бед и скорбей, — спасти меня погибшего, и своими страда­ниями и смертию избавил меня от греха, диавола, смер­ти, ада. Поклоняемся .неизреченному человеколюбию Его. Сей образ, образ Богородицы, есть образ Пресвя-тыя оныя Девы, Которая Господа Бога моего Иисуса Христа плотию без семене родила. Благословена в же­нах. Бога плотию рождшая Матерь, и благословен плод чрева Ее. Сей образ Предтечи есть образ того великого-пророка, который от Бога послан пред лицем Спасителя моего Иисуса Христа, и Его — уже пришедшего в мир — возвестил людям, и указывал на Него, говоря: се Агнец Божий, вземляй грехи мира, — и сподобился крестить Его в струях иорданских. Сей образ Апостола есть образ ученика Спасителя моего, который сам Его видел, и обращался с Ним, и чудодействующего видел, и поучающего слышал, и страждущего за спасение мира и воскресшего из мертвых и возносящегося на небо видел. Сей образ Мученика есть образ того подвижника, кото­рый страдал до крове за честь Спасителя моего Иисуса Христа, и за имя Его святое живота своего не пощадил и благочестивую нашу веру, яко истинную, из­лиянием крови своея утвердил. Сие слово, Священное Писание, которое я слышу, есть слово Божие, есть сло­во уст Его; и ныне чрез него Бог мой мне глаголет: Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра (Пс. 118, 72). Господи! Даждь мне уши слышати слово 

Твое святое. Сей дом священный, церковь, в которой я стою, есть храм Божий, в которой обще от верных, бра­тии моей, приносится Богу моему молитва и славосло­вие. Сии гласы, славословие и молитва общая, суть те гласы, которыми пение, благодарение, хвала и славосло­вие воссылаются святому имени Бога моего. Сей свя­щенный муж — епископ или иерей есть ближайший служитель Бога моего, который о мне, грешном, и о всем мире приносит Ему молитвы. Сей муж, проповедник слова Божия, есть посланник Бога моего, который мне и прочим людям, братии моей, возвещает путь спасения. Сей брат мой, всяк человек, есть любезное создание Бо­га моего, как и я, — создание, по образу Божию и по по­добию сотворенное и падшее, кровию Сына Божия, Спа­сителя моего, как и я, искупленное, и к вечной жизни словом Божиим призванное. Надобно мне его любить, как любезное создание Бога моего, — любить как себя самого люблю, и не делать ему ничего, чего себе не хо­чу, — делать же то, чего себе хочу. Словом, всякий слу­чай и всякая вещь может и должна возбуждать тебя к воспоминанию Господа Бога твоего и показывать тебе любовь Его к Тебе, так что и самое наказание Его про­исходит от любви Его к нам, как сказано: егоже бо лю­бит Господь, наказует (Евр. 12, 6). Итак, поминай вез­де и во всяком случае имя Господа Бога твоего. Берегись забывать Благодетеля, довольствуясь благодеянием Его: забвение Благодетеля — явный знак неблагодарности.

Какое бы дело ты ни начинал, рассуждай, — соглас­но ли оно с совестию и Законом Божиим и истинно ли оно полезно для тебя; если с Законом Божиим соглас­но — начинай и делай, если противно — оставь, чтобы не впасть тебе в сеть врага, который всегда ищет уло­вить человека в свою сеть. Не все тебе полезно, что ка­жется полезным, а только то, что согласно с здравым ра­зумом и словом Божиим.

При начале всякого дела призывай имя Господа Бога твоего и начинай с молитвою, да поспешит тебе Господь помочь начать и совершить свое дело. А отсюда уже вид­но и то, что христианин ничего не должен предприни­мать такого, что с Законом Божием не согласно.

Когда хочешь есть и пить, призывай имя Господа и проси от Него благословения ястию и питию твоему, го­воря: «Господи, благослови». И при этом ты помышляй, что хочешь вкушать и наслаждаться благами Господа Бога твоего. Кто хищением и неправдою приобрел себе состояние, тот находится под клятвой и лишен благосло­вения; поэтому и имя Божие призывать ему не годится. Так и тем, которые хотят упиваться, имя Божие призы­вать не должно: ибо пьянство запрещено от Бога.

Что люди делают, тому безрассудно не подражай. Ибо от такого безрассудного подражания люди портятся и развращаются, и час от часу умножается зло и оскудева­ет благочестие, но внимай лишь тому, чему учит слово Божие.

О Таинстве Пресвятой Троицы, святейшей Евхари­стии и о прочих Таинствах, а также и о том, что не от­крыто в слове Божием, и что открыто, да понять не мо­жешь, любопытства не испытывай, чтобы не впасть в сеть диавольскую и не погибнуть; ибо что требует одной веры и превышает разум наш, то испытывать очень опас­но. Итак, берегись испытывать то, что выше тебя. Веруй во всем так, как Святая Церковь верует. Это есть самый безопасный путь.

Истинные христиане живут в мире сем так, как пут­ники, странники и пришельцы, и всегда верою и душев­ными очами взирают лишь на Небесное Отечество и оного достигнуть стремятся: будь же и ты в мире сем странником и пришельцем и непрестанно-взирай на Оте­чество Вечное и его получить старайся.

Тем христианам, которые в мире сем желают и ищут обогатиться, достигнуть почестей и прославиться, не подражай. Таковые забыли, что за них умер и пострадал Христос, Сын Божий, и Своими страданиями и смертию открыл вход в живот вечный. Видно, что они того только желают и ищут, что видят, а чего не видят, того не желают и не ищут. Они на всяк день, как Адам в раю, простирают руки к запрещенному древу и от него на бе­ду себе вкушают и сердцем своим от Бога отступают. Ты таковым христианам не подражай, но верою и сердцем стремись к вечным благам: ибо христианское имение и наследие, честь и слава, богатство и все сокровище, — не в мире сем, но в будущем веке и в небесном отече­стве.

Все умершие оставили мир и все, что в нем; оставишь и ты, хотя бы и весь мир был в твоей власти. Одно толь­ко благочестие идет с нами в страну вечности; будь же благочестив до конца и одно благочестие считай истин­ным сокровищем.

Чаще поминай смерть, суд Христов, вечную муку и вечную жизнь, и тогда непременно мир сей со всею его прелестию не будет привязывать тебя; ты не захочешь в мире сем богатиться, славиться и веселиться, а о том од­ном будешь стараться, чтобы Богу угодить, блаженно скончаться, на суде Христовом не посрамиться, вечной муки освободиться и в Царствие Божие внити.

Если имеешь нужду из дома выйти и к людям пойти, то будь внимателен к себе и со всею осторожностью бе­реги сердце свое. Везде представляй себе Господа Бога своего, и страх Его святой, как свеча, да предшествует тебе. Куда ни выйдешь, и где ни будешь, везде с тобою Бог, и всякое дело твое Он видит, и знает, и всякое сло­во твое слышит. Итак, везде береги себя.

Крайне берегись оскорблять кого бы то ни было сло­вом или делом, ибо это есть тяжкий грех. Когда оскорб­ляется человек, то оскорбляется и Бог, Который любит человека. Но если как-нибудь оскорбишь ближнего сво­его, то тотчас примирись с ним и со смирением попроси прощения у него, чтобы, не подпасть тебе праведному су­ду Божию.

Со всяким человеком обходись не лестно, но просто, так, как сам с собою. Каким являешься ему по наружности, таким будь и по внутреннему расположению, и что говоришь ему, то должно быть и на сердце у тебя, ибо лесть и коварство — дела пагубных людей, и в сердцах их диавол живет, который научает их лести и коварству на прельщение наше.

Если увидишь и услышишь, что ближний твой согре- • шил, берегись оклеветать и осудить его. Ты о нем ска­жешь одному, тот другому, этот третьему, третий чет­вертому, и, таким образом, все будут знать и соблазнять­ся, и согрешившего будут осуждать, что тяжко есть; а ты будешь всему тому причиной, ибо рассказал братнее согрешение. Клеветники подобны прокаженным, кото­рые своим запахом и другим вредят, или подобны зара­женным моровою язвою, которые с места на место пере­носят заразу и других погубляют. Берегись же ближне­го твоего оклеветать, да не тяжко согрешишь и другим ко греху повод подашь. Точно так же берегись и осуж­дать его, ибо своему Господеви стоит он или падает, ибо и сам ты грешник. Праведнику судить и осуждать никого не должно, тем более — грешнику грешника. Су­дить людей — дело одного Христа, Которому суд пере­дан от Отца Небесного, и будет судить Он живых и мер­твых, суду Которого предстанешь и ты. Берегись же при­сваивать себе право суда, не принадлежащее тебе, да не явишься с этим тяжким грехом на Страшный суд Хри­стов и не осудишься за оный на вечную казнь. Обрати лучше очи твои и ум твой на себя самого и рассматри­вай себя: обличай себя, обвиняй себя пред Богом за гре­хи твои, чего требует дело покаяния, — обличай и обви­няй себя пред Богом и проси от Него милости, как мы­тарь, — да от Него оправдишься.



СОДЕРЖАНИЕ

Свидетельство умерших о безсмертии души и о загробной жизни

Замечательное сновидение (Рассказ послушницы Феклы)

Один час мучения в аду.

Час адских мук на земле

Кончина христианского отрока

Церковная молитва и милостыня

Что такое смерть?

О необходимости приготовления к смерти

Внезапная смерть

Примеры из жизни людей, умерших внезапной смертью

Примеры встречи смерти святыми и благочестивыми людьми

Рассказы о явлении умерших

Из области таинственного (Посмертное заступничество св. великомученика Георгия)

Знаменательные явления

Молитва за усопших приятна им

Явление из загробного мира

Наказание Божие за сквернословие

Предсмертные видения грешных

Поучительное видение

Ожившие покойницы

Обличение из загробного мира

Сила молитвы

Вразумление Божие

Обмиравшая

Дай Бог всякому так умереть!

Необдуманное клятвенное слово матери

Явление покойной матери

Поучительное сновидение (Из келейных записок инока)

Обращение старообрядки Обращенный атеист Дивный случай

Загробная стезя

(Мытарства блаженной Феодоры)

Учение о мытарствах

Рассказы о прохождении святыми мытарств

В назидание друзьям Важность поминовения усопших

Просьба умерших о поминовении их и благодарность за молитвы живых

Явление умерших родным и друзьям с известием о своей смерти

Сила церковного поминовения

Участие умерших в судьбе живых и особенно родных и друзей

Сообщения умерших о состоянии их за гробом

Господь приемлет и грешников кающихся

Что есть адские мучения?

Видение обителей Царствия Небесного

Влияние умерших на жизнь близких им людей

Из мира таинственного

Дивная кончина христианского отрока

Замечательный сон одной крестьянки

Видимые следы, оставляемые

являющимися душами, и открытие ими своей загробной участи

Местонахождение рая по учению Священного Писания и святых отцов Церкви

Нравственный вывод из приведенных рассказов Общие выводы из рассказов о явлениях умерших

Предсмертное видение и мирная кончина православного христианина

Гость загробного мира Замечательное видение Цель жизни

Наставление свт. Тихона Задонского о христианской жизни
         К читателю

Православное учение о бытии Бога и о безсмертии души.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь