Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 11. Воздействие голосовых сигналов , сопровождающих речь 453
ных с ними неприятных ожиданий могут также воспринимать ся отрицательно. Неслучайные точные оценки возраста, пола и статуса по од ним только свойствам голоса достаточно подробно описаны в научной литературе. Более того, мы способны при некоторых обстоятельствах определить характеристики говорящего толь ко по голосу Хотя в исследованиях, посвященных распознаванию эмоций по свойствам голоса, используются различные методы, оцениваются различные эмоции и участвуют слушатели с раз личными особенностями восприятия, и говорящие, различа ющиеся по способностям изображать эмоции, результаты этих исследований свидетельствуют о том, что можно достаточно точно идентифицировать эмоции и чувства по одним лишь голосовым невербальным стимулам. Мы обязательно должны помнить о том, что отдельный индивидуум может выражать с помощью голоса одни и те же эмоции по-разному в разное время, в различных ситуациях, реагируя на различ ные стимулы. Результаты некоторых исследований показывают, что бед ный речевой стиль говорящего не ухудшает понимание слу шателями его сообщения и что, варьируя громкость и высоту тона и скорость речи, оратор увеличивает вероятность того, что публика лучше его поймет. Человек, говорящий монотон ным, ровным голосом (особенно это относится к очень высо кому голосу), имеет меньше шансов быть хорошо понятым аудиторией. Предварительные результаты исследований подтверждают, что голос может играть важную роль в убеждении. Плавная, быстрая, громкая и непрерывная речь, вероятно, связана с на мерением убедить и воспринимается как убедительная. Мы зна ем, что то, насколько говорящий располагает к доверию, очень важно для убеждения в некоторых ситуациях. Известно, что некоторые выводы о достоверности (точности, динамичности, привлекательности, компетенции) делаются на основе только невербальных свойств голоса. Голосовые сигналы также помогают нам осуществлять об мен репликами в процессе беседы. Сигналы просьбы о переда че реплики, удержания слова, уступки, отказа от реплики помогают нам ясно демонстрировать свои намерения. 454 Часть IV. Коммуникационное поведение Мы также обсуждали важную роль задержек и пауз в спон танной речи. Эти паузы, обычная продолжительность которых составляет 1-2 секунды, во многом зависят от других участников взаимодействия, от обсуждаемой темы и особенностей со циальной ситуации. Паузы могут ясно означать, что собесед ник использует временное молчание для того, чтобы осмыслить услышанное и принять решение, а могут сигнализировать о раз рушении речевого процесса. Все эти факты в совокупности свидетельствуют о том, что сами по себе свойства голоса могут содержать значительную информацию о говорящем, и наша общая реакция на другого человека по крайней мере в некоторой степени включает реак цию на его голос. Восприятие вербальных стимулов сочетается с восприятием невербальных стимулов, что позволяет сформи ровать концепты, ложащиеся в основу коммуникации. Возмож но, в процессе будущих исследований удастся получить новую информацию о том, как восприятие собственного голоса влия ет на образ «я» и, следовательно, на наше коммуникативное поведение. Однако прежде всего необходимо уделять больше внимания исследованию голоса в естественных условиях, особенно при взаимодействии со знакомыми людьми. Некоторые предварительные результаты неизбежно будут модифицирова ны, когда мы будем анализировать спонтанную речь на разных стадиях взаимоотношений. Вопросы для обсуждения 1. Подумайте о стереотипах, которые вы используете при оценке голосов (высоких или низких, быстро или медленно произносящих слова, с акцентами или без и т. д.). Осно вываясь на возможно большем количестве реальных при меров, обсудите, соответствуют ли ваши стереотипы дей ствительности. 2. Проанализируйте феномен сарказма в терминах свойств голоса и других связанных с ними сигналов. Разыграйте ситуацию, в которой вы произносите различные критичес кие замечания в саркастической манере, и определите, ка кие свойства голоса вы используете. 3. Рассмотрите различные способы, позволяющие сделать голос «бессодержательным». Почему в этой главе пока зано, что выражение «бессодержательный голос» ошибоч но? |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы