Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная ДЖ-практика в культурно-историческом контексте поступка



Ранее мы определили, что социальная ДЖ-практика предусматривает достижение высшего предназначения путем опосредованного участия идеологии и психологии в общественной жизни личности через различ-ные социальные институты. Рассмотрим данный вопрос в культурно-историческом контексте через призму христианской идеи богочеловека как достижение высшего предназначения в развитии личности.

Взаимоотношение человека как личности и материального мира представлено в культурно-исторической теории Л.С.Выготского, что объясняет возникновение и развитие психического в человеке. Но это не позволяет говорить о применении этого подхода в решении искомой проблемы, предусматривающей взаимоотношение человека с духовным миром. Если в первом случае момент контакта человека с материальным миром отражается в психике благодаря категории деятельности как базо-вой в развитии отечественной научной психологии, то во втором случае такой контакт может быть определен на основе категории поступка, ко-торую на философско-психологическом уровне в разное время и в раз-ные культурно-исторические периоды ХХ века формулировали М.М. Бахтин (Бахтин, 1986), К. Войтыла (Войтыла, 2003), В.А. Роменец (Роменец, 1983; Роменець, 1989; 1990; 1993; 1995; 1998; 2001). Приходя к общему мнению относительно сущности поступка как основного приз-нака духовного бытия в человеке, М.М. Бахтин акцентировал на бе-зальтернативности духовных устремлений личности к высшему «друго-му» по принципу «вне-алиби-бытия», К.Войтыла отмечал нравственную самоцен-ность личности и стремление к духовному в себе, В.А.Роменец попытался обобщить поступок как психологическую категорию, предло-жив его структуру и механизм функционирования. С учетом предыду-щих, в нашем анализе мы опираемся на подход В.А. Роменца, наиболее полно раскрывающий сущность достижения высшего предназначения, когда базовым механизмом является поступковый. Первый поступок в идее богочеловека совершил сам И.Христос.

Следует обратить внимание на механизм взаимоотношения челове-ка с материальным и духовным мирами на основе соответственно Дея-тельности и поступка. В случае деятельности он выглядел как «цель-мотив-действие-результат». В случае поступка как «ситуация-мотива-ция-поступковое действие – последействие». По Л.С. Выготскому, в Дея-тельности происходит как бы «вычерпывание» материального мира и его субъективное отражение в психическом согласно целевой установки личности, где реальный мир субъективизируется и приобретает индиви-дуально-личностный характер, принадлежащий неповторимому индии-виду. Высшим уровнем такой субъективизации являются научные зна-ния. При этом возможна и обратная ситуация, когда человек воздейст-вует на материальный мир с целью его изменения в своих целях и ин-тересах.

В случае поступка происходит иной по своей сущности процесс. Его задает некий Другой с помощью поступкового механизма. Происхо-дит как бы «вычерпывание» Другим определенных психических содер-жаний человеческого мира в духовный. Но далеко не все психические содержания и не всегда достойны этого. Здесь также возможен обратный процесс в виде озарений, откровений, инсайтов. В этом состоит сущ-ность осуществления «дела жизни» и достижения высшего предназна-чения.

Сам человек пока не может влиять на духовный мир в достаточной

степени, но, по возможности, субъективизирует его по мере достижения уровня Идеальной/Богоподобной личности. Тогда он будет способным выполнять свою основную миссию - осуществлять взаимосвязь матери-ального и духовного, где основным инструментом является душа, меха-низмом ее функционирования - поступковый, сферой бытия - ДЖ-фор-мат.

Понимание социальной ДЖ-практики будем рассматривать на ос-нове «великой логики поступка» в историко-психологическом контексте поступкового механизма по В.А.Роменцу, представленного как: ситуа-ция-мотивация-действие-последействие (Роменець, Маноха, 1998). Си-туация соответствует мифологическому этапу древнего мира и античнос-ти. Мотивация соответствует этапу эпохи Возрождения. Поступковое действие и последействие соответствуют этапу конца ХІХ-начала ХХI веков, отражающих психические содержания, накопленные в период советсткой и постсоветской эпохи, а также развития современного об-щества. Подробно остановимся на последних двух этапах как представ-ляющих особый интерес, поскольку именно они определяют актуальные психологические и социокультурные содержания современной личности и общества, являющиеся основным предметом ДЖ-практики. Этапы действия и последействия определяют сущность и содержание социаль-ной ДЖ-практики в современный период развития общества и обозна-чаются соответственно как идеологическая (практика поступкового действия как одухотворение) и психологическая (практика поступ-кового последействия как смыслообразование).

Социальная идеологическая ДЖ-практика соответствует пост упко-

вому действию, включающему подготовку (детерминируемую ситуаци-ей), осуществление (детерминированное поводом) и завершение. Ее ос-новное содержание связано с накоплением поступковых деяний как мо-ральных и высоконравственных, так и аморальных и безнравственных. Моральные и высоконравственные определяются отвлеченным героиз-мом, подвигом, самопожертвованием во имя великой идеи. Они накоп-лены в процессе освободительных войн, социалистического строитель-ства новой страны, трудовых побед в различных областях. Аморальные и безнравственные определяются накопленными переживаниями, напол-ненными страданиями, где выделяются различные идеологически обус-ловленные репрессии. Среди них наиболее масштабными и психологи-чески тяжелыми стали голодоморы, поскольку связаны с растянутой репрессией, часто заканчивающейся или смертью, или искажением соз-нания на глубинном уровне формирования основного инстинкта (инс-тинкта голода) существования человека как биологической субстанции.

Для этого была необходима великая отстраненная идея, толкающая на не

всегда понимаемые деяния вопреки инстинкту самосохранения, активи-зируя пассионарную энергию.

Социальная психологическая ДЖ-практика соответствует по содер-жанию поступковому последействию, включающему: интериоризацию, катарсис (субституцию), преображение. Интериоризация обусловлена постижением смысла «содеянного» как личностных деформаций в ре-зультате аморальных безнравственных поступковых деяний, связанных прежде всего с репрессиями и особенно голодоморами. Как механизм сопротивления и выживания вынужденно были сформированы соот-ветствующие защитные психологические комплексы, которые приняли базальный характер и оформились для украинцев как ««неполноцен-ностно-жлобистский» (НЖ-комплекс), для россиян как «имперско-бун-тарский» (ИБ-комплекс). На этапе катарсиса эти комплексы переформа-тируются (замещаются) в общее для украинцев и россиян морально-этическое социокультурное образование, которое можно обозначить как «соборность» - целостность личности как «деложизненной», способной к достижению высшего предназначения. На этапе преображения оконча-тельно формируется  Идеальная/Богоподобная Личность как основная сущность христианской идеи.

Можно утверждать, что де-факто начинается новый период разви-тия общества. В такой общественной ситуации современная психоло-гическая практика ориентирована на жизненные общечеловеческие цен-ности. Одной из центральных проблем рассматриваются взаимоотно-шения социальной идеологической ДЖ-практики, как атрибута тотали-тарного общества, и социальной психологической ДЖ-практики, как атрибута нового общества, назовем его «общество высшего предназна-чения». В тоталитарном обществе функции ДЖ-практики были подчи-нены идеологии, когда человеку извне навязывались определенные «идеологеммы» власти. На идеологии, как на становом хребте, держа-лась советская социально-политическая система. Сейчас идеология отошла в прошлое и кардинально изменились способы социального взаимодействия, они переориентировались с внешнего локуса контроля на внутренний. Если в советском обществе человека формировали пос-редством соответствующей идеологической практики на основании целевой установки, то сейчас посредством психологической практики человек самоопределяется и самореализуется на основании смысловой установки. К решению данной проблемы приблизился Ф.Е. Василюк в контексте «понимающей психотерапии» (Василюк, 2007) и психологии переживания как деятельности, обосновав методологический смысл расщепления психологической науки и практики (Василюк, 1984; 1996; 1998). Практическая психология – это опосредованное участие психо-логии в социальной жизни через медицину, образование, спорт и прочие социокультурные сферы. Психологическая практика – непосредствен-ное участие психологии в решении жизненно значимых задач. Обе одинаково важны для ее полноценного развития (Василюк, 2007).

Реальные задачи, которые сейчас возникли перед обществом, тре-буют от социальной ДЖ-практики решительных шагов, чтобы обеспе-чить научное понимание и практическую реализацию перехода общества на новые нравственные критерии и ценности. Она призвана концентри-ровать и овеществлять в себе основную сущность человеческой жизни, - воспитание души и производство духовного продукта в ДЖ-формате, обусловленном высшим предназначением. Исходя из этого, социальную психологическую ДЖ-практику мы рассматриваем как общесоциальное явление, приобретающее в нашем обществе все большую значимость. По своей глубинной сущности в динамике общественного развития она должна стать достойной альтернативой социальной идеологической ДЖ-практике. Главное, чтоб в таком переходе не был потерян основной гло-бальный предмет, который мы определяем как «дело жизни» и психо-логический механизм поступка, являющийся общим для обоих практик. Объектом остается душа человека. Меняются лишь методы и технология работы с этим предметом.

Чтобы такой переход произошел конструктивно, путем органичес-кого вытеснения и эволюции без особенных конфликтов и революций, новая социальная психологическая ДЖ-практика должна быть более со-вершенной и эффективной. Основным ориентиром и критерием такого перехода должно стать доминирование правды жизни и истины бытия в психологической работе. Можно считать, что смысл современной жизни заключается в поиске правды ради определения истины относительно реалий бытия и законов мирового развития. Как отмечает российский психолог В.В.Знаков, правда является категорией психологии понима-ния, выражающей наполненность смыслом, категорией духовной сферы в историческом и культурном фундаменте общественной жизни народа и находится в отношениях как с «внешней сферой», состоящей во взаимо-действии граждан с бездушной государственной властью, так и с «внут-ренней сферой», связанной с межличностным общением на основе хрис-тианской морали (Знаков, 1999). В наиболее полном и глубинном пони-мании правда является важнейшым компонентом духовного развития человека и человечества. Создавая в процессе психологической прак-тики «поле правды» и характерное состояние «духовного прорыва», нам удавалось выходить на реальность духовного бытия человека (Ткаченко, 2009б; 2009в; 2009г). Можно утверждать, что той истиной, которая при-водит к пониманию правды жизни и объективной реальности бытия, является выполнение «дела жизни» посредством соответствующей пси-хологической практики на основе психологического механизма поступ-ка. В нашей ДЖ-практике понимание правды жизни занимало особое место. На ее идентификации и адекватной оценке в большинстве случаев строилась психологическая работа с человеком в направлении ДЖ-само-определения. Если предметом идеологической практики были идеоло-геммы, построенные на целевой установке и отражающие отстраненную от жизненных реалий высшую идею, побуждающую к поступковым деяниям, то предметом психологической практики является смысл как составляющая психики личности, так и отражающая идею достижения высшего предназначения на индивидуальном и общественном уровне.

Если в конце ХІХ-начале XX века перед обществом стоял вопрос «Что делать?» и «Кто виноват?», отражающие cмыслопостижение, то сейчас стоит вопрос «Что сделано?», «Какой смысл сделанного?» и «Кто ответит?», отражающие смыслообразование, между которыми располо-жено одухотворение как поступковое действие. Очевидно, многочис-ленные и масштабные репрессии, имевшие место в мировой, европейс-кой и особенно отечественной истории за истекшее столетие и были основным инструментом и «полигоном» такого одухотворения на основе потуп-кового механизма. В концептуальном понимании современную обществен-ную психологическую ДЖ-практику, как альтернативу идео-логической, можно рассматривать в виде сочетания соответствующей формы и содержания.

 По содержанию это смыслопостижение „ содеянного” и осмысле-ние деяний как смыслообразование в виде духовного продукта, по форме - социальная технология деложизненного самоопределения. (содеянное понимается как психологический результат жизни-поступка человека и предопределяет «массив страданий» как психологический эквивалент «болезней», накопленных на протяжении предыдущей жизненной исто-рии народа, осознание и осмысление которого должно привести к глу-бинному общественно-политическому и культурному сдвигу всего пост-советского социокультурного пространства благодаря психологической очистке и одухотворению личности и общества как социального субъ-екта). В своей сущности такая практика, направленная на поиск реаль-ности бытия за счет создания социокультурного «поля правды», способствующего развитию человека и общества, единению с Миром и в из-вестной мере со Вселенной. Тогда социальная психологическая ДЖ-практика представляется как система, состоящая из формы как социальной технологии и содержания, как смыслопостижение содеян-ного и смыслообразование, как одухотворение/вразумление на индивиду-альном и общественном уровне, достижение в развитии идеальной/бого-подобной личности и общества высшего предназначения. Мы рассмат-риваем такую практику как одновременное функционирование практи-ческой, исследовательской и образовательной работы в общественных институтах (образования, права, социальной защиты и др.), субъек-тами которой являются ДЖ-личность и соответствующие мастера как духов-ные профессионалы в соответствующих областях.

Тогда содержательной методической сферой функционирования правды в предлагаемой практике следует считать постижение смысла «содеянного» и смыслообразование «дел». Психологическая работа с «содеянным» представляла собой понимание и осознание деятельностно-смыслового наполнения соответствующего деяния, породившего лич-ностные деформации как невротический след в виде «дефектности» жиз-ненного мира человека и осуществление дела жизни «для себя». Психо-логическая работа с «делами» заключалась в формировании опреде-ленных смысловых установок и создании необходимой интенциональ-ности относительно осуществлнения дела жизни «для другого».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь