Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как интериоризация действия в поступковом последействии



Согласно В.А.Роменецу, поступковое последействие начинается с интериоризации как перехода характера межличностных отношений во внутренний план сознания, в середину бытия индивида, где происходит формирование духовного мира личности, внутренних структур психики посредством отражения внешних социальных отношений и адаптации к изменчивости общественного бытия. Согласно мнения Дж. Шоттера (Шоттер, 1996), рассматривающего интериоризацию как «феномен гра-ницы» в совмещении подходов М.М. Бахтина и Л.С. Выготского, это позволяет выходить на «границу пропасти» между смыслом и духовным миром для наведения «моста» из одухотворенного смысла как смысло-образования благодаря диалогу украинского и российского базальных культурно-психологических НЖ и ИБ-комплексов. В таком диалоге, пы-таясь воздействовать друг на друга, они становятся способными к твор-ческому преодолению «пропасти», что применительно к индивиду озна-чает возникновение интериндивидуальной и интерсубъективной идеи как «живого события», разыгрывающегося в точке диалогической встре-чи, приводящей к соборности двух близких по своему культурно-психо-логическому содержанию народов.

Обобщая вышеизложенное, можно обозначить общий предмет такой практики - НЖ-комплекс (для украинского культурно-психологи-ческого содержания) и ИБ-комплекс (для российского культурно-психологического содержания). В терминологии А. Маслоу (Маслоу, 1997) будем это понимать как «дефицитность», что трактуется как пси-хологическая несостоятельность, проявляющаяся в невротичном стрем-лении лишь к самосохранению, что в конечном итоге, приводит к само-уничтожению. В качестве его внешней социальной производной предс-тавим «невротический национализм». Все это является проявлением «больной» психосоциальной составляющей общества.

 НЖ и ИБ - комплексы, как отражающие  характерные признаки ук-

раинского и росссийского обществ последних лет, мы рассматриваем как

контрастные феномену «соборности», выражающему идею всеединства в условиях отечественной культуры, который в научно-психологическом понимании А. Маслоу (Маслоу, 1997) рассматриваем как «бытийность», что означает стремление к самоактуализации и развитию. «Соборность» мы будем понимать как коллективное начало, личностную и общест-венную целостность, реализацию идеи объединения. Это общее качество как отдельного человека, так и нации или народа. Соборная личность не существует вне народа. Соборное самоопределение человека в процессе духовного возрождения приводит к слиянию с родиной, где человек ста-новится ее живым органом (Буданцев, 2001). Это направленность на «другого», жизнь по принципу «все для ближнего». Кроме этого, собор-ность следует рассматривать и в психологическом варианте, который еще Ф.М.Достоевский определил как «соборность мысли» (Словарь сов-ременного русского литературного языка, 1908; Словарь русского языка, 1961), имея в виду целостный коллективный интеллект, способный по-рождать принципиально новые знания на высшем духовном уровне.

Внешнюю  социальную  производную соборности представим как «бытийный национализм» или «геосоциальный» уровень развития и, сог-ласно идее Н.Бердяева (Бердяев, 1990), будем понимать как стремление к всечеловечности, взаимопроникновение наций, когда каждая из них рас-тет и развивается во взаимосвязи с другими, при этом не теряя собст-венной индивидуальности и особенности. Это проявление «здоровой» психосоциальной составляющей общества, когда происходит самоопре-деление и становление самодостаточных личностей, способных входить в самые разные взаимоотношения как в своей стране, так и за ее преде-лами на уровне полноправных субъектов международного сообщества. Такой соборный государственный и общественный уклад жизни в нацио-нальном варианте можно рассматривать как ДЖ-ориентированный.

По этим признакам можно выделить в обществе так называемые «худшее большинство» и «лучшее меньшинство», исходя из предполо-жения, что первых больше, чем вторых. Самым большим недостатком демократии является то, что она гарантирует власть «худшего большин-ства», представители которого в своих жизненных приоритетах стремят-ся к получению удовольствий и самосохранению, утверждаясь в мате-риальном, физическом существовании, что в итоге ведет к самоунич-тожению. Они принципиально не стремятся к пониманию и принятию духовности, поэтому не могут квалифицировано судить о перспективах реального развития личности и общества. Можно также утверждать, что до недавних пор доминирующим психосоциальным явлением в жизни постсоветского общества было жесткое противостояние этих противо-положных факторов на всех уровнях жизни-бытия, от внутреннего, ин-дивидуально-психологического до внешнего, обусловленного социаль-ным развитием и общественной иерархией, начиная от рядового работ-ника и заканчивая высшим руководством страны. Происходила опреде-ленная психологическая и социальная поляризация, что в Украине впос-ледствии привело к катарсису в виде «оранжевой» революции и кар-динальным качественным изменениям в обществе

Чтобы устоять в этом противостоянии и прийти к соборности, отдельные индивиды и общество в целом должны были опираться в первую очередь на свою духовную силу. Вместе с экономическим фак-тором это является основным залогом возрождения как Украины, так и России. Культурно-исторически такая духовная сила имеет глубокие корни, уходящие к истокам Киевской Руси. Как целостное образование нации, она зримо проявилась еще украинским, а затем русским казачест-вом, впоследствии была зафиксирована Т.Г. Шевченко и Н.В. Гоголем в своих произведениях и затем неоднократно проявлялась в самые тяже-лые периоды русской и украинской истории, в том числе и в процессе «оранжевой» революции. До недавнего времени она практически не использовалась, была «унижена и оскорблена», ее основная масса нахо-дилась в глубинных психологических образованиях личности как субъ-екта жизни, которая еще не была готова овладевать новыми смыслами и действовать в интересах возрождения и развития общества. Здесь было необходимо мощное социальное потрясение, которое могло бы обеспе-чить «попадание» Украины как нации в «дело жизни» через деяние гло-бального масштаба (поступковое действие), которое произошло в виде феномена «майдана». Еще в конце прошлого века украинские авторы психологической концепции поступка отмечали, что новая эпоха разви-тия заключается в переживании противоречия между действием и смыс-лом, побуждающего к попытке осмыслить содеянное. Завершающим ак-кордом исторического становления поступка является достижение об-ществом состояния катарсиса, внутреннего очищения путем осознания своих истинных ценностей, настоящего смысла бытия (Основи психоло-гії, 1995: 407-408).

Можно утверждать, что основной путь перехода от «идеологичес-кой» к «психопрактической» парадигме жизненного бытия лежит через социальную психологическую ДЖ-практику на основе правды. Для этого в обществе должна создаваться своеобразная «критическая масса» «луч-ших людей» как ДЖ-личностей, которые дадут толчок необратимым психосоциальным процессам духовного возрождения. Напомним, что «лучший» человек - это тот, который не склоняется перед материальны-ми искушениями, непрестанно ищет работы на дело божье, любит прав-ду и когда нужно, начинает служить ей, бросая дом, семью и жертвуя жизнью (по Ф.М. Достоевскому), это «пассионарий», аккумулирующий энергию поступка в кризисном обществе (по В.А. Роменецу и Л.И. Гуми-леву). Согласно результатам нашей психологической практики, «луч-шим» человек может становиться лишь временно, в определенном дина-мическом состоянии, которое определяется как так называемая «ипос-тась духовного профессионала». В психологической ДЖ-практике это может проявляться как ипостась «психолога-духовника». Основным признаком такого человека является способность трансформировать невозможную ситуацию в возможную, нормально существовать в «не-нормальной» среде, обретая новые смыслы и успешно выполнять «дело жизни».

Внешние наблюдения показали большую неравномерность индиви-дуального распределения людей в нашем обществе по указанным психо-логическим содержаниям. В целом они классифицируются по трем характерным признакам. Еще Л.Н.Толстой в своих «Дневниках» так рас-пределял людей по отношению к вере и совести (в контексте наших ис-следований будем это понимать как способность к одухотворению). Первые - это те, которых совесть не тревожит. Они могут спокойно де-лать зло. Это невинные. Вторые - это те, которых совесть тревожит и му-чит. Нужно что-то делать, а именно то, что советуют «духовные врачи»: жертвы, молитвы, раскаяние и вера. Это «сумасшедшие». Третьи - это те, у кого совесть нуждается в деле, изменении жизни, приближении к тому, на что указывает разумная любовь. Это разумные (Толстой, 1952б: 12).

    Согласно нашей классификации, появившейся в процессе ДЖ-практики, первые – это те, которые уже практически не способны психо-логически отработать свою «массу страданий», осмыслить все «содеян-ное». Их психика блокирована от одухотворения, они не могут и не же-лают все это адекватно осознавать и принимать. Вторые – это те, у кото-рых накоплена достаточно большая «масса страданий», но при условии соответствующей психологической работы они способны осознать «со-деянное» и выполнять дело жизни. Третьи – это те, которые уже в процессе жизни смогли отработать свою «массу страданий», осознав «содеянное», прийти к духовности и вере. Они свободны и независимы. Именно такие люди являются реальными «лучшими», способными стать опорой духовного возрождения и развития общества. Им не страшна внешняя агрессия, которая, в конечном счете, направляется против ее источника. Сломить таких людей может только собственная духовно-психологическая несостоятельность.

Психологическая практика показывает, что в количественном соотно-шении наибольшую массу составляют первые, намного меньше вторых, а третьих - буквально единицы. Независимо от рода деятельности такие люди в своем психологическом и профессиональном развитии в опреде-ленные моменты жизни «попадают» в ДЖ-формат, что приводит к воз-никновению «ипостаси духовного профессионала».

Современную Украину можно рассматривать как такую, которая сейчас «попадает» в ДЖ-формат, начинается духовное возрождение и идентификация нового, «геосоциального» статуса. Исторические реалии свидетельствуют о том, что Украина и морально, и материально уже «расплатилась» за свое возрождение, поскольку украинский народ взял на себя большую часть «мирового зла», связанного в основном с тотали-таризмом, выразившемся в голодоморах, войнах, репрессиях и т. п. Это народ-мученик. Этот процесс можно рассматривать в двух направле-ниях: первое - возрождение Украины на фоне и за счет международного сообщества; второе - влияние Украины на развитие и стимуляция пози-тивных измене-ний в самом международном сообществе.

Но предже чем говорить об Украине как о субъекте геосоциальных отношений в ДЖ-формате, обратимс  к общим представлениям Вл. С. Соловьева о взаимоотношении европейских восточной и западной циви-лизаций в контексте реализации идеи Богочеловечества.

По его мнению, согласно разделения исторического труда, одина-ковые народы, как типологические социокультурные образования, не могут осуществлять две мировые идеи. Великим смыслом и назначением развития западной цивилизации является обеспечение отрицательной безусловности, состоящей в отделении человеческих природных сил от божественного начала и исключительном самоутверждении. Западная цивилизация осуществляет отрицательный переход от религиозного прошлого к религиозному будущему через несостоятельность и роковой неуспех этого стремления, состоящего в самоотрицании, приводящему в итоге к свободному воссоединению с божественным началом. Освобо-дившись таким образом, западная цивилизация признала отрицательную безусловность человеческой личности, отвергнув всякое начало безус-ловности в положительном смысле. Поэтому положить начало самому этому религиозному будущему суждено другой исторической силе. Речь идет о восточноевропейской цивилизации.

Для существа, подчиненного условиям материального бытия, пред-ставляется искушение сделать материальное благо целью, а свою бо-жественную силу средством для его достижения. Свободному от ма - териальных побуждений Богочеловеку представляется новое искуше - ние - сделать божественную силу орудием самоутверждения своей человеческой личности, подпасть под влияние греха ума – гордости. Са - мое сильное искушение - употребление насилия и зла для целей блага, ибо благо само по себе не имеет силы. Это было бы признанием того, что зло сильнее блага и поклонением началу зла, владычествующему над ми - ром. Западное человечество, создавшее антихристианскую культуру, изведавшее на опыте ложность таких трех широких путей, испытав обманчивость этих великих искушений, рано или поздно должно обра-титься к богочеловеческой истине. Восток не поддался этим искуше-ниям злого начала, сохранив в душе своих народов истину Христову. Когда на Западе увидят свою собственную несостоятельность, тогда западное человечество будет готово к принятию религиозного начала, истинной религии.

Представителями неподвижной божественной основы в челове-честве является церковь и народы восточного мира, представителем человеческого начала - народы западного мира. Разум должен в условиях свободы развить все свои силы. Для этого сперва в достаточной сте - пени обособившееся человеческое начало, которое затем познав свою немощь, способно вступить в свободное сочетание с божественною основою христианства, сохраняемой в Восточной церкви, и вследствие этого свободного сочетания породить духовное человечество (Соловьев, 1999).

Говоря в этом контексте о геосоциальном возрождении и одухотво-рении Украины, необходимо в первую очередь учитывать отношения с двумя полюсами внешнего мира, которые обычно определяются как Восток и Запад и олицетворяются соответственно Россией и Западной Европой. Россия символизирует положительную безусловность и явля-ется гарантом духовного возрождения, исполняя роль «психолога-духов-ника». Западная Европа символизирует отрицательную безусловность и является гарантом материального роста, потребительского благососто-яния и цивилизованного входа в международное сообщество с соот-ветствующим национальным лицом и статусом. Первый шаг может быть сделан в отно-шениях с Россией. В сформированной системе жизненных феноменологических понятий они трактуются как взаимоотношения «младшего и старшего братьев». Если быть более точными, то это, ско-рее, отношения «младшей» и «старшей» сестер, имя которым соот-ветственно Малая Русь и Большая Русь. Продолжая «семейную» тему, вспоминаем, что Киев как «мать городов русских» территориально сей-час располагется в Украине. Исходя из психологической ДЖ-практики, проблемы детей обычно закладываются родителями в виде «содеян-ного». А это значит, что необходимо начинать с возрождения Малой Руси (современной Украины) на основе глубинной психосоциальной работы с «Киевской Русью» как архетипическим образованием, в сфере которого находится духовная сила «русской» (имеется в виду современ-ных украинской и российской) нации.

Нечто подобное в отдаленной перспективе может наблюдаться и в отношениях Старого и Нового Света, то есть современных Европы и США. Но для этого опять же Европа должна прийти к духовности. А, как известно, одним из первых культурных центров Старой Европы была Киево-Могилянская академия, находящаяся на территории современной Украины. Поэтому можно допустить, что возрождение Украины может стать определяющей точкой отсчета и для христианского мира. В гео-социальном плане это может выглядеть таким образом. Социальная пси-хологическая ДЖ-практика в отношении комплекса «младшего» (сейчас НЖ-комплекса) на Украине позволит отработать необходимую «массу страданий» и обеспечить достижение достаточным количеством людей «ипостаси духовных профессионалов». Это в свою очередь может ини-циировать подобные процессы в России в работе с комплексом «стар-шего» (сейчас ИБ-комплексом). Таким образом, приход к духовности через выполнение «дела жизни» обретение соборности на Украине мо-жет способствовать одуховорению в России и наоборот.

Если эти процессы в наших странах пройдут успешно, это в свою очередь станет «зеркалом» для Запада, в котором уже он (Запад) увидит свою несостоятельность (прежде всего, духовную). Геосоциальная мо-дель взаимоотношений «Малая-Большая Русь» может быть использована и во взаимоотношениях «Старый-Новый Свет». В результате, возможно возникновение «лучших» людей и соответствующего общества в едином геосоциальном, социокультурном пространстве в пределах христианс-кого мира.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь