Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А вы к Духу Святому обращались?



 

После Вознесения Господа нашего Иису­са Христа апостолы с надеждой и упо­ванием ждали, когда исполнится обе­тование Спасителя, сказавшего им: Пошлю вам иного Утешителя, Духа Святого, который наставит вас на всякую истину и возвестит вам все, что Я говорил вам (Ин. 16, 5). На пяти­десятый день после Воскресения Христа Его ученики находились в Сионской горнице, мо­лились, вспоминали жизнь Спасителя. И го­ворится в Писании: Дух Святой сошел на них в виде огненных языков и почивал на голове каж­дого из них (Деян. 4, 31). Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спаси­телем: сделать апостолов способными к про­поведованию Евангелия всему миру, передать людям те Божественные дары, которые Сын Божий приобрел для них Своими Крестными страданиями.

Апостолам была дарована благодать по­нимания Священного Писания, глубин Боже­ственной жизни. Так простые рыбаки, не знав­шие элементарной грамоты, смогли говорить на языках того народа, к которому приходили с проповедью Евангелия. Апостольские Дея­ния свидетельствуют, что народы услышав­шие проповедь апостолов — парфяне, фессалоникийцы, малоазийцы и другие, были поражены — как они говорят на их языках. А это был дар ради того, чтобы Слово Божие рас­пространялось среди всех народов. Не книж­ные, не ученые, апостолы проповедали по все­му миру. Основали Церкви: один — в далекой Индии, другой — в Малой Азии. Апостол Ан­дрей дошел до русских земель, а апостол Па­вел — до Испании. Весь тогдашний мир был просвещен проповедью о Воскресшем Христе Спасителе.

Праздник Сошествия Святого Духа на Апостолов имеет еще два других названия — День Святой Троицы и Пятидесятница. Этот день считается днем рождения Церкви. Вме­сто Христа Спасителя, Который жил, дей­ствовал, проповедовал среди учеников, сейчас реальным образом пребывает Дух Святой — Третье Лицо Святой Троицы. Мы различаем в Троице Бога Отца, Бога Сына, рожденного от Бога Отца, и различаем Бога Духа Святого, исходящего вечно от Бога Отца. Такова наша Троица — не имеющая ни начала, ни конца, непостижимая, всеблагая, всесовершенная, всегда пребывающая и никогда не перестаю­щая быть, дающая бытие и свет этому миру. Человек не может смотреть на солнце без каких-либо вспомогательных средств. Так не­постижимо и существо Святой Троицы, но единственное открыто нам, что Бог есть Лю­бовь и познается любовью. Вот поэтому, если мы хотим познавать Бога и соединяться с Ним, тогда должны иметь смыслом своей жизни любовь. Любовь — единственная дверь, через которую мы можем вступить в Святая Святых и стать достойными «зреть» неприступную красоту Святой Троицы.

 

Блаженный Августин об этом так сказал: «Там где любовь, там и Троица».

В истории Русской Церкви известен случай откровения Святой Троицы иконописцу Ан­дрею Рублеву. Неизвестно, как ему была явле­на непостижимая тайна Святой Троицы, но ее отражение мы чувствуем, всматриваясь в великую икону святого Андрея. Каждый пом­нит ее, помнит — как Лица склоняются друг перед другом так, что невозможно постичь, кто из них первый, а кто последний, потому, что все они в «вечном движении любви». Вот и мы с вами, глядя на образ Святой Троицы, должны понимать, что христианами можем быть только тогда, когда помним, чей образ мы в себе носим. Носим же мы в себе образ Святой, Единосущной, Животворящей и Не­раздельной Троицы. Когда мы себя осеняем крестным знамением, когда мы складываем персты вместе во имя Отца и Сына, и Свято­го Духа, значит, в этот момент, мы осеняемся благословением Пресвятой Троицы. Поэтому перед каждым делом для успешного его со­вершения надо осенять себя крестным знаме­нием.

Когда мы размышляем о тайне Святой Троицы, то нам хотелось бы получить какой- то Ее образ и представление о действии Ее Лиц на мир. Некое объяснение об этом нам оставили святые отцы. Так епископ Игнатий Брянчанинов говорит, что человек тоже по­хож на Святую Троицу, он троичен по свое­му составу, ибо у него есть владычествующий ум, воля и чувства. Нам дано познание Свя­той Троицы в подобиях. Солнце собою как бы символизирует внутреннее бытие Святой Троицы. Яркий, сияющий солнечный круг подобен Богу Отцу, Который не имеет ни на­чала, ни конца. Из этого круга исходят лучи света, этот свет подобен второму Лицу Свя­той Троицы — Господу нашему Иисусу Хри­сту, который светом Евангелия просветил весь мир. И еще от солнца исходит тепло, оживляющееи согревающее каждого из нас, каждую травинку на земле. Вот эта теплота солнечная подобна третьему Лицу Святой Троицы — Духу Святому, животворящему, согревающе­му каждого человека, который стремится к познанию истины.

Известен такой случай, показывающий предел познания тайны Троицы.

Однажды блаженный Августин размыш­лял о Святой Троице и хотел человеческим умом понять всю Ее полноту и тайну. Про­хаживаясь по берегу моря, он увидел юношу, который выкопал в песке маленькую яму, черпал ведром воду из моря и переливал в эту ямку. Блаженный Августин спросил его, что он делает. Юноша ответил: «Я хочу море перелить в эту ямку». Святой Августин гово­рит ему: «Это же невозможно». И услышал в ответ: «А ты, Августин, как своим немощным, ограниченным, человеческим естеством пы­таешься проникнуть в тайну Святой Троицы? Не мудрствуй, а лучше в простоте и искрен­ним сердцем верь Пресвятой Троице и покло­няйся Ей в духе и истине». Так через Ангела, явившегося в виде отрока на морском берегу, блаженному Августину было открыто, что не богословствование нужно нашему Господу, а наипаче всего чистая вера и дела во славу Бо­жию.

Посмотрите внимательно на икону Соше­ствия Святого Духа на апостолов и обратите внимание: Святой Дух сошел не по отдель­ности на Петра в Иерусалиме, на Иакова на Иордане, на Матфея в Назарете — нет. Он сошел, когда они все вместе были в молитве, единым братством, когда двенадцать первых апостолов получили благословение созидать Церковь Христову и являли собою Церковь! Вот туда приходит Святой Дух, потому что мы спасаемся не каждый сам по себе, не по отдельности, а вместе спасаемся в Церкви, которая именуется Телом Христа, в Кото­ром Он Глава, а каждый из нас является ма­ленькой клеткой одного живого организма. И если мы хотим действительно жить в бла­годати Святого Духа, то должны составлять братство — настоящее, сущностное. Если же мы не имеем тесного, реального общения и соединения, содружества, хотя бы в мыслен­ной молитве, то живем раздельно от других людей.

Окинем взглядом свою жизнь: есть ли у нас двенадцать братьев и сестер, так же близких нам, как родные братья? Куда, в какое един­ство будет приходить Святой Дух? Вряд ли таким единством живут люди, но к этому нужно стремиться. Потому что, как поется в День Святой Троицы на праздничном бого­служении: «Святым Духом всяка душа живит­ся и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством». Только в единстве, в цель­ности, в дружбе, в соединении во имя Христа придет благодать Святого Духа, когда ты ре­ально для кого-то брат или сестра. Христиан­ство есть общая жизнь, единомышление, при котором единение людей можно уподобить единству Лиц Пресвятой Троицы.

Дух Святой со дня Пятидесятницы живет в нашей Церкви, в святых Таинствах, и через них восстанавливает в нас образ Божий. По­рой это непостижимо человеческому уму, но сердцу дано знать Духа Святого. Каждый из нас знает такое слово «благодать». Это слово человек познает, когда вдруг к нему приходит сила, и он реально ощущает ее — сила со сто­роны, Божественная энергия, мы ее именуем «благодатью Божьей». С ней мы хоть иногда, но соприкасаемся в молитве, в Церкви, через чтение Евангелия, через Таинства. Когда чело­век беседует в Духе с Богом, тогда он испол­няется благодати Божьей, которая выража­ется в чувстве умиления. А что такое чувство умиления? Мы познаем, что Господь любит нас грешных, и за это проливаем теплые сле­зы умиления. Когда человек чувствует любовь Божью и понимает, как далеко он отстоит от Бога, то исполняется неизреченной благода­ти. Когда в руки попадет книга святого отца, в который неожиданно приоткроется глуби­на духовной жизни, тогда мы тоже чуть-чуть приобщаемся этого веяния Святого Духа, Ко­торого Бог послал в этот мир — просвещать и готовить его для Царствия Божьего. Это ощущение посещения нас Святым Духом — явно происходит в Таинствах нашей Церкви, особенно в Таинстве исповеди и в Таинстве причащения.

Каковы же плоды благодати Духа Свята­го? Об этом говорит апостол Павел: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, кро­тость, милосердие, вера, кротость, воздержа­ние (Гал. 5, 22-23). И еще слова апостольские призывают нас не подвергаться совершенно другому духу, не духу благодати, а духу мира сего, плоды которого — раздражение, гнев, самолюбие, эгоизм, немилосердие, несострадательность. Святитель Василий Великий сказал: «Как пчелы боятся дыма, так и Дух Святой не живет в сердцах гневливых». Если в нас мирность, значит, и мирность вокруг нас.

Наш христианский долг — наблюдать за тем духом, который у нас. Как часто мы слы­шим такие слова: «Он не в духе». Вот имен­но, не в духе, потому что тот, кто в мире ду­шевном, тот в духе, в Духе Христовом, в Духе Божьем. И божьего человека, прежде всего, отличает мирность, спокойствие, доброжела­тельность, когда из любого сложного положе­ния он ищет выход, проявляя всепрощение и терпение, идя на компромисс и уступки. Ста­рец Амвросий Оптинский говорил: «Тот, кто уступает, тот приобретает». Он приобретает расположение и доверие другого человека, приобретает мир и согласие в отношениях с окружающими, что чрезвычайно важно в повседневной жизни, особенно в семье. И не будем забывать наставление святого апостола Павла: Друг друга тяготы носите и тако испол­ните закон Христов (Гал. 6, 2). Как мы, совре­менные христиане, далеки от этого! Но Цер­ковь, как больница, приходит на помощь, что­бы мы понемногу научились думать об этом и к этому стремиться.

Дух Святой — это сила, благодать, которая дана Церкви, и через Церковь мы можем при­общиться к этому источнику и продолжать жизнь Церкви за ее пределами. Вот тогда ку­сочек рая мы понесем домой с собой, потому что рай не где-то там или здесь, но, если его не будет в сердце, его нигде не будет.

И если в твоей душе с литровым объемом будет хотя бы 10 граммов добра, то 990 грам­мов благодать добавит, чтобы полна была твоя душа. Но 10-то граммов надо иметь! Го­сподь все готов нам дать, только был бы сосуд нашей души не дырявый, готовый с благодар­ностью воспринять силу Божью и хранить ее в чистом и наполненном любовью к Богу и людям сердце.

В виде огня, огня согревающего и просве­щающего, Дух Святой сошел на апостолов. Это образ существования Духа Святого, об­раз всей христианской жизни, в которой мы должны гореть любовью к Богу и ближним. Недаром в Церкви всегда горят лампады и све­чи, как символ огненных языков Святого Духа, Сошедшего в этот мир, чтобы его оживить, согреть и просветить. Вот и в нас, христианах, всегда должен гореть огонь, прежде всего, любви, потому, что Бог наш есть любовь. Если мы хотим быть похожими, как дети, на своего Отца, то в нас должна быть любовь, и не про­сто любовь, а огненная — к Боту и к людям.

Каждый христианин в отношении ближ­них должен гореть Духом Святым потому, что когда человек живет для самого себя, то такой человек тлеет, но когда он живет для других — он горит. Святой Василий Великий научает нас: «Если ты хочешь жить для самого себя, то живи для других, потому что, живя для дру­гих, ты будешь жить для самого себя». Только в этом состоит истинное счастье, радость, по­кой и ликование, которые ни за какие деньги не купишь. Когда мы собираем материальные блага, то мы собираем средства к жизни, но когда мы этими земными благами делимся с другими людьми, помогаем им в беде или нуждах, то это и есть собственно жизнь, и это — плоды благодати Духа Святого. Долж­на быть у нас огненная решимость и огненная ревность о славе Божьей, о спасении, о доброделании. И как сказал святитель Николай Сербский, добродетель наша должна быть мгновенной: задумал доброе дело — сделай его сейчас. Хочешь попросить прощения — сделай это без промедления. Не откладывай ни на завтра, ни на послезавтра, потому что если ты этого не сделаешь сейчас, то не сдела­ешь никогда. Об этой решимости, об этой огненности на добро, все мы должны помнить.

Не одних апостолов Дух Святой просветил божественным светом. Он как божественный наставник учит весь христианский мир, и каждую душу, верующую в Иисуса Христа, наставляет на всякую истину и на всякое бла­гое дело. «Душа человеческая, оставленная самой себе, — учит преподобный Антоний Великий, — столь слаба, что когда дух злобы нападает на нее или чувственное желание, она редко может противиться им, а потому сама собой она не может восставить себя в первобытное безгрешное состояние». И если это так, то долг всякого христианина требует постоянно и искренне желать даров Святаго Духа, неотступно просить их у Господа.

Задайте любому человеку в храме вопрос: «А хочешь ли ты иметь в себе Святого Духа?» Каждый ответит: «Хочу». В Священном Пи­сании говорится, что не мерою дает Господь свою благодать просящему, а столько, сколь­ко просящий может ее вместить. И именно в этом заключается несоответствие нашего «хочу» и «могу». Мы хотим Святаго Духа — Господь его дает, а взять его нам некуда. Нам дается не ограниченная ничем Божия благо­дать, а мы болеем, имеем скорби и несчаст­ливы в своей жизни. Как у любого человека в доме для всего есть свое место, так и в нашей душе должно быть свое место для Духа Свя­того. Попробуйте в свою квартиру на шестой этаж поставить автомобиль — он туда не вой­дет. И каждый поймет: «В квартире для моей машины места нет, а место для нее есть в гара­же». Так и в своей душе мы зачастую путаем квартиру и гараж, складываем в душу всякие ненужные вещи, и не оставляем в ней места для того, что ей действительно необходимо — для Духа Святого. Сколько лишнего и ненуж­ного в нашей душе! Все это надо выбросить! И без храма, без помощи Божией разобрать­ся, что лишнее, а что — нужное, зачастую нам не удается.

Когда юноша и девушка хотят соединить свои жизни, обычно он говорит ей: «Я тебя люблю». А что она ему отвечает? «Докажи». И юноша начинает доказывать: покупает цве­ты, аккуратно подстригается, старается выгля­деть красиво, читает ей стихи, свои или чужие, ну, частушки, на худой конец. Так же и мы, когда читаем в Евангелии слова Господа «при­мите Дух Свят», должны доказать, что хотим его иметь. Как это можно доказать? Нужно очистить душу покаянием, жить по запове­дям Божиим, не допускать ничего неполезно­го и нечистого, и после этого уже позвать Дух Святой к себе. Ну, как в жизни. Ждете кого- нибудь в гости — убираетесь в квартире, на­крываете стол. Но человека-то позвать просто, допустим, позвонили по телефону: «В семь часов у меня». — «Все, понял. Буду». А как же нам позвать Святого Духа? Только молитвой. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Постоянно молиться так и в храме, и дома.

Один старец, выслушивая на долгих испо­ведях скорбные обстоятельства жизни и бо­лезней, однажды полушутя спросил: «А вы к Духу Святому обращались?» Человек удивил­ся: «Это как, батюшка?» — «Столкнувшись в этой жизни с неправдой, унижением, нечи­стотой, читай про себя „Царю Небесный". Заболел, и нет помогающего тебе в болезни доктора медицинских наук — читай „Царю Небесный" уже вслух. Если не можешь уже терпеть телесной или душевной боли, тогда кричи: „Царю Небесный!" Если стало по­легче, разрешилась какая-либо жизненная ситуация, ушла боль телесная, скорбь, тогда пой — „Царю Небесный". Когда приблизи­лось время перехода в жизнь вечную, и ты чувствуешь свою негодность и греховность, сокрушайся и плачь: „Царю Небесный". Для всякой минуты нашей жизни подходит эта молитва призывания и благодарения Духу Святому за то, что выполнил Он святое по­слушание от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа — освятил, омыл, защитил нас Божьею благодатью».

Каждый человек имеет в себе дух, подобно тому, как в Троице есть Дух Божий. И наш дух живится, укрепляется Святым Духом и в свою очередь животворит душу и тело, но только при тесном взаимодействии с Божественным Духом. «Стяжание Духа Святого — истинная цель нашей жизни», — так говорит нам пре­подобный Серафим Саровский. Чтобы спо­добиться постижения догматов и самому не­постижимого из них, догмата о Троице, наш ум должно посвящать служению Богу, добру и истине, и настолько познавать «вечное дви­жение любви» Лиц Святой Троицы, насколь­ко мы приобщены к Божественной Троице делами любви и милосердия. Прежде всего, волю свою каждый человек должен предавать Богу, борясь со своими страстями и похотями, потому, что только тот, кто распинает свою плоть, борется с пороками, только такой че­ловек отдает свою волю Богу. И чувства наши должны мы также посвящать Единому, Непо­стижимому Богу, призывая в свою жизнь бла­годать Святого Духа.

Те люди, которые собрались строить Вави­лонскую башню, которые хотели утвердить свое имя на земле, захотели уподобиться Богу — их Господь лишил способности по­нимать иностранные языки, а значит и друг друга, что привело к рассеянию этих племен. И вот перед нами Апостолы, собравшие­ся ради единства всех людей, ради создания Церкви. Господь дает им понимание других языков и, через это они все народы привели к познанию Евангелия, к Церкви Христовой. Ведь Церковь — это приобщение к Пресвя­той Троице, это место, где присутствие Хри­ста и освящающая сила Святого Духа служат восстановлению соборности человеческой природы.

Будем призывать в нашу жизнь Свято­го Духа, Утешителя, чтобы в нас горел огонь любви к Богу, чтобы мы исполнялись верно­сти и единства по образу Святой Троицы. Бу­дем молиться, чтобы и на нас сошла благодать Святого Духа, вразумляющая, умиротворяю­щая, просвещающая нас, чтобы и мы стали для других светом, о котором так сказал од­нажды преподобный Амвросий Оптинский: «Будьте друг для друга солнышком, которое всегда просвещает и согревает всех людей, ко­торые находятся под его благодатным воздей­ствием». Дай Бог, чтобы мы были таковыми через благодать Святого Духа, которая прихо­дит только туда, где единство и мир, где толь­ко понимание и любовь во имя Бога Любви.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь