Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что такое «Торжество Православия»?



 

В первое воскресенье Великого поста наша Церковь отмечает особый празд­ник, который именуется Торжеством Православия. Это празднование было уста­новлено после того, как на VII Вселенском Соборе, собравшемся в Никее в 787 году, был принят догмат почитания святых икон: об­раза Божия, Богородицы, угодников Божи­их, которым следует воздавать честь и славу, и просить пред ними о том, что необходимо для нашего спасения. Святые отцы, участни­ки Собора, постановили, что после того, как Господь — Второе Лицо Святой Троицы — принял человеческое естество, нашу с вами человеческую природу, стало возможно изо­бражать Бога. Ранее, в ветхозаветное время, об этом не могло быть и речи, потому что не произошло еще земное воплощение Бога, было только откровение о Его всемогуществе, премудрости, благости, бесконечности. Но представить это в человеческих образах было невозможно. Начало иконописанию, теле­сному изображению Господа было положено Самим Христом. Церковное предание сохра­нило для нас следующую историю.

К Спасителю обратился с мольбой об ис­целении сирийский князь Авгарь. Он был болен проказой и сильно страдал. Услышав о великих чудесах, творимых Иисусом Хри­стом, князь уверовал в Него как в Сына Божия и, не имея возможности из-за болезни лично отправиться в Палестину, послал туда своего лучшего живописца, поручив ему написать изображение Христа. Авгарь искренне верил, что излечится от своего недуга, если увидит хотя бы портрет Мессии. В Иерусалиме по­сланец князя разыскал место, где пропове­довал Христос, и увидел Его. Но всякий раз, когда он пытался нарисовать Спасителя, его кисть не могла передать черты лика Господ­ня, от которых исходило некое внутреннее непостижимое сияние. Художник отчаялся, понимая, что ему никогда не удастся изобра­зить Божественный образ. Видя его желание и зная духом, зачем он это делает, Господь умыл водой Свое лицо и отер платом. И — о чудо! — на плате отобразился Его Боже­ственный Лик. Это Свое нерукотворное изо­бражение Иисус отдал живописцу вместе с письмом для Авгаря, в котором похвалил веру сирийского правителя. С благоговени­ем принял князь святыню, со слезами стал молиться перед ней и получил исцеление. Так Христос благословил изображать святые лики. И до нашего времени в церковной тра­диции существует тип иконы, называемый «Спас Нерукотворенный», то есть не руками писанный. Одноименная икона в Успенском соборе Московского Кремля стала символом 2000-летия Рождества Христова.

Существует еще одно предание. Некото­рые, наверное, видели икону Спасителя с за­крытыми глазами в терновом венце. Икона эта западного письма, она именуется «Плат

 

Вероники». Когда я был в Иерусалиме, нас привели на то самое место Крестного пути, где Господь еще раз подтвердил возможность Своего изображения. Когда Он, истекая кро­вью и изнемогая под тяжестью Креста, про­ходил мимо одного дома, некая блудница по имени Вероника вышла посмотреть, что происходит. Увидев страдания Спасителя, эта женщина, будучи проникнута сердечной жалостью, безбоязненно подошла к Нему и своим платком отерла кровь и пот с Его лица. При этом страдальческий лик Господа отпе­чатался на платке Вероники. После этого, го­ворит нам Священное Предание, она оставила свою нечестивую и порочную жизнь и подоб­но Марии Египетской просияла в лике свя­тых. Это событие является для нас еще одной причиной иконопочитания. А плат Вероники с нерукотворным изображением Спасителя теперь находится в Соборе Святого Петра в Риме.

Первым иконописцем можно считать свя­того апостола и евангелиста Луку, который написал несколько икон Богоматери и спо­добился услышать от Нее: «Благодать Моя и Сына Моего да будет с этими изображения­ми». То есть Сама Богородица благословила дальнейшее почитание святых икон. Иконо­пись быстро распространялась, христиане первых веков сразу почувствовали, что через иконы с особой силой действует благодать Божия. Многие образы прославились чудотворениями, почитание икон росло. Власти приняли это за идолопоклонство, началось гонение на иконы, ставшее особенно жесто­ким при императоре Льве Исаврянине.

Именно в разгар этой иконоборческой ере­си, когда повсеместно уничтожались иконы, пострадала икона Матери Божией, именуе­мая Иверской. Мы знаем, что на ней Богоро­дица изображена с раной на щеке — это сви­детельство страданий Самой Владычицы от злочестивых гонителей. Произошло это так. В дом одной благочестивой вдовы-христианки ворвались воины и хотели выбросить и сжечь все иконы в доме. Женщина еле умолила их прийти завтра утром, но перед уходом один из воинов ударил копьем в святой лик Бого­родицы, и из Ее щеки истекла кровь. Воин в ужасе убежал, а вдовица, чтобы не допустить еще большего поругания, отнесла святую ико­ну на берег моря и опустила ее в воду. И через некоторое время этот образ Божией Матери чудесным образом приплыл к Святой Афон­ской горе. Эта икона по сей день хранится на Афоне в греческом Иверском монастыре и потому именуется Иверской. Когда мне вы­пало счастье посетить Афон, я к этой иконе прикладывался и видел шрам от удара копья, который был на лике Божией Матери.

Икона — это окно в иной мир, через кото­рое Бог взирает на нас. Икона — это окно в вечность. Она не столько передает портретное сходство, сколько изображает святого в надмирной жизни, отражает его духовный об­лик. Святые отцы нас учат, что, взирая на об­раз, мы мыслями переносимся к первообразу, то есть глядя на икону Спасителя, Пресвятой Владычицы Богородицы, святых угодников Божиих, мы мысленно обращаемся к ним, как к живым: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных! Пресвятая Бо­городице, спаси нас! Святой великомученик и целитель Пантелеймон, святитель отче Ни­колае, преподобный отче Сергие, батюшка Серафим, Ангелы Хранители, молите Бога о нас!» Иконы наших небесных покровителей и чтимых святых угодников Божиих являют­ся для нас напоминанием о том незримом, но реальном духовном мире, который непо­средственно присутствует в нашей жизни. Сколько на Руси существовало и существует

чудотворных икон, и по сей день совершают­ся от них чудеса! Но самое главное чудо — это изменение сердца человека, который с верою молится пред иконой.

Мы с вами, православные люди, понимаем, что поклонение воздается не доске и краскам, в чем обвиняли христиан иконоборцы, но, взи­рая на образ, мы почитаем того святого, кото­рый изображен на иконе. Это подобно тому, как бережно и любовно мы храним фотогра­фии людей, которые уже ушли от нас в мир иной. Или подобно тому, как мать, целуя фо­тографию своего сына, погибшего, например, в Афганистане или в Чечне, душой и сердцем соединяется с ним. В этот момент столько об­разов возникает в ее воспоминаниях — все, что было связано с его детством и юношеством, и она чувствует его рядом с собой. Трудно пред­ставить себе человека, небрежно или безраз­лично относящегося к портретам близких и дорогих для него людей. Изображенные на иконах святые — это наши небесные братья и сестры, а икона — это как бы их фотография, глядя на которую мы мысленно обращаемся к ним и почитаем их самих.

Однако, вернемся ко дню Торжества Право­славия. Этот праздник не только утверждает истину иконопочитания, но и призывает нас всегда охранять веру нашу от заблуждений, ересей и расколов. Мы с любовью и благодар­ностью вспоминаем всех тех великих мучени­ков, святых отцов, святителей и всех угодни­ков Божиих, которые сохранили, выстрадали, вымучили нашу святую православную непо­врежденную веру и донесли ее до нас сквозь двадцать столетий. Нашу христианскую веру сохранили нам также и святые отцы семи Все­ленских Соборов. И в день Торжества Право­славия над иконоборчеством мы празднуем преодоление этого последнего препятствия на пути святого Православия.

У многих людей может возникнуть вопрос: а торжествует ли Православие сегодня? Да, оно действительно торжествует! И, прежде всего, в нашей Святой Русской Православной Церкви, которая, несмотря на гонения, ате­изм, коммунизм, безбожие и материализм, выпавшие на ее долю в страшном XX веке, сохранила святую православную веру. И эту веру мы должны преумножить и передать своим детям и внукам.

Спрашивается, а как мы, обычные люди, можем умножить веру, сохранить Правосла­вие и передать его будущим поколениям, ко­торые придут нам на смену? Да, мы можем это сделать. Утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия дома, хотя бы по одной гла­ве в день — это сохранение Православия. Най­ти каждый день десять минут, чтобы почитать своему ребенку главу из Закона Божия или из любой другой православной книги — это тоже сохранение и умножение Православия. Соблюдение святых постов — и это сохране­ние Православия.

Кстати, именно об этом говорил преподоб­ный Серафим Саровский: «Я вижу в России падение веры. И все, началось с нехранения постов». Казалось бы, при чем тут картошка и постное масло, какое это вообще имеет отно­шение к внутренней жизни человека? Очень даже имеет! Это — традиция, это — закон Божий. Нравится или не нравится, легко или трудно, укладывается это или нет в человече­скую логику, — это традиция, это история, заповедь Божия. И это тоже хранение Право­славия. Посещение богослужений в субботу и воскресенье (всенощная и Литургия) — это тоже хранение Православия. Если каждый из нас будет жить именно так — это и будет сохранением и умножением Православия. А если христианин передаст, расскажет Еван­гелие родным, близким, друзьям, это, конеч­но же, очень и очень много.

О красоте нашей веры, о ее жизненности и духоносности никто, наверное, так ярко и убе­дительно не сказал, как великий Достоевский: «В несчастье яснеет истина. Я скажу вам про себя, что я дитя века, дитя неверия и сомнений до сих пор. И даже, может быть, до гробовой доски. Каких страшных мучений мне стоило и стоит эта жажда верить, которая тем силь­нее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает ино­гда минуты, в которые я совершенно спокоен. В эти минуты я люблю и нахожу, что други­ми любим. И в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: ве­рить, что нет ничего прекрасней, глубже, раз­умней, мужественнее и совершеннее Христа. И не только нет, но с ревнивой любовью го­ворю себе, что и не может быть. Мало того, если бы мне кто-нибудь доказал, что Хри­стос — вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Но радость наша в том и состоит, что истина и Христос — это одно и то же! Я есмъ путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6) — сказал Господь в Евангелии.

Что же нам, христианам, дает наша вера? Однажды некие философы, надсмехаясь над православной верой и пороча Церковь, спро­сили у аскета-подвижника: «Что дала тебе эта вера?» И он им ответил так: «Если бы я не был христианином, вы бы получили по заслугам, когда меня оскорбляли. А я промолчал, пото­му что моя вера дала мне терпение. А у вас, благодаря моей вере, головы остались целы­ми. Вот, что мне дает моя вера».

Действительно, Торжество Православия, оно не только в многочисленных храмах, мо­настырях, семинариях, в чудотворных иконах и тысячах православных книг, — это все внеш­ние проявления правды и силы Божией в этом мире. Но Торжество Православия — оно еще и где-то глубже. Если, к примеру, занос­чивый прежде человек, обратившись к вере, смиряется и хоть сквозь зубы, но говорит: «Прости», — это Торжество Православия. Когда человек из пьяницы становится воздер­жанным именно благодаря вере, и ничто дру­гое не способно было его остановить, — и это Торжество Православия. Когда блудники ста­новятся целомудренными, — это тоже Торже­ство Православия. Если человек жил раньше только в свое удовольствие, а теперь отдает последнее, чтобы помочь нуждающимся, — это, конечно, Торжество Православия. Только святая православная вера способна преобра­зить нашу с вами жизнь.

Торжество Православия — это победа Бога над заблуждениями человеческого ума, над ложью, ересью, несовершенством и гордыней человека. Торжествует Церковь и то, что нам от Бога, как великий завет, дана святая вера. Об этом в чине Торжества Православия воз­глашаются такие слова: «Сия вера апостоль­ская, сия вера православная, сия вера вселен­ную просвети». Так давайте же дорожить на­шей верой и просить Господа, чтобы каждому из нас Он дал силы и мужество идти святым путем, по которому нас ведет Православная Церковь.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь