Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вверх по лестнице спасения



 

В Священном Писании есть такие слова: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8). Что такое «сеять в дух»? Это значит, что мы должны заботиться о своем духовном возрастании и стремиться к стяжанию тех добродетелей, о которых нам часто напоминает Святая Матерь наша Цер­ковь. Во время особого духовного делания — Великого поста, — словами преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа о самом главном: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми» — вот о чем мы молим Бога день и ночь, о стяжании именно этого духа!

Среди тысяч и тысяч святых, которые про­сияли в нашей Церкви, в воскресные дни Ве­ликого поста из года в год особо чествуется память только трех святых — святителя Гри­гория Паламы, преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника. О преподобном Иоан­не мы и поговорим сегодня.

Почему именно преподобного Иоанна Ле­ствичника Православная Церковь выбрала из тысяч святых? Потому что при всем многооб­разии духовной литературы, нет другой такой краткой, богооткровенной, такой насыщен­ной, или, как бы сказал старец Паисий Афон ский,

 

 

«высококалорийной» духовной книги, как «Лествица» — великое творение препо­добного Иоанна. В этой маленькой — всего в 250 страниц — книге излагается евангельский путь человеческой души к Небу в тридцати статьях — «ступенях», оттого и называется она — «Лествица», то есть лестница. Ее строки полны таинственной глубины. Ступени ее — крепки и надежны, их всего тридцать — по числу лет земной жизни Спасителя до того, как Он принял Крещение в водах Иордана и вышел на проповедь. И на иконах преподоб­ного Иоанна эта книга изображается в виде лестницы, возводящей на Небо.

Вспоминаются нелегкие советские вре­мена, когда не было вообще никаких ду­ховных книг. Когда в 1988 году я поступал в семинарию, то у меня на руках был пода­ренный бабушками-боголюбками Новый за­вет издания 1906 года, молитвослов, издан­ный Московской Патриархией и еще — не какая-нибудь книга, а «Лествица»! Восьмой машинописный экземпляр. Вы даже себе не представляете, что это такое — восьмой экземпляр на папиросной бумаге! В те вре­мена люди перепечатывали духовные книги на пишущей машинке и в закладку можно было положить самое большее пять листов через копирку. Для того чтобы напечатать еще больше, в шестой, седьмой и восьмой экземпляры закладывали папиросную бума­гу. И мне достался восьмой экземпляр — сле­пой, то есть многих слов почти не было вид­но. Там, где не пропечаталось, приходилось обводить слова шариковой ручкой. Эта книга была со мной несколько лет до тех пор, пока ее не переиздали. Это было такое сокровище, бесценная пища для души, ведь в ней препо­добный Лествичник уникальным образом все разложил по полочкам.

«Лествица» содержит тридцать «ступе­ней». Обо всех них в краткой беседе расска­зать невозможно. Поэтому выделим только несколько ступеней-добродетелей, которые составляют сущность христианской жизни. Чтобы почувствовать колорит духа и рассуждений святого Лествичника, приведу от­рывок из самой первой статьи-ступени: «Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и невер­ных, праведных и неправедных, благочести­вых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здра­вых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха. Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу. Боголюбец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей, старается делать добро. Воздержник тот, кто посреди искушений, сетей и молвы, всею силою ревнует подражать нра­вам свободного от всего такого. Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных».

Кто-то может сказать: «Так ведь преподоб­ный Иоанн Лествичник был монахом и писал для монахов. Бот они и должны все эти запо­веди исполнять, а мы — простые, немощные люди — с нас-то спрос маленький. Что мы особо можем сделать?» Есть в этом кладезе духовной жизни советы, касающиеся имен­но мирян. К нам — немощным, мирским людям — Иоанн Лествичник обращается с такими словами: «Все доброе, что только мо­жете делать, — делайте, никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте не­нависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, то есть не прикасайтесь к чужому ложу, будьте довольны своими женами (или мужьями). Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного».

На самой первой «ступени» преподобный Иоанн Лествичник дает еще одно очень важ­ное наставление: людям, желающим преодо­леть все ступени «духовной лестницы», не­обходимо иметь наставника, «помощника — Ангела, то есть равноангельского мужа; ибо по гнилости наших ран потребен для нас и врач весьма искусный». В современной жиз­ни это означает, что каждому христианину нужен постоянный духовник, лучше всего, если это будет приходской священник, кото­рый знает жизнь своих чад. Это как домаш­ний, лечащий врач, которому не надо посто­янно показывать свой анамнез, рассказывать предысторию болезни. И духовнику не надо каждый раз рассказывать одно и то же, из исповеди к исповеди. Зная особенности и возраста, и работы, и семейного положения каждого подопечного, он может вести его по духовной жизни. И самое главное — надо иметь послушание и не творить свою волю в том, что касается заповедей Божиих. Сове­ты духовника на первый взгляд могут пока­заться элементарными. Это как если бы мы пришли на прием к профессору, и при всей многосложности диагноза он называет одну первопричину болезни и назначает только одно лекарство, хотя до этого прописыва­ли пить семь таблеток. И человек, когда его ограничивают всего одной таблеткой, чув­ствует, что его чем-то «обделили», что про­фессор какой-то ненастоящий, и так далее, и тому подобное... Вот семь таблеток — это круто! Нечто подобное происходит и с про­стым, на первый взгляд, наставлением духов­ника. А на деле-то, оно оказывается самым главным, самым действенным!

Важнейшие ступени этой лестницы — оставление мира, послушание и безмолвие. Многие опять спросят: не чисто ли это мона­шеское дело? Посильны ли эти ступени для христиан, живущих в миру? Конечно, посиль­ны. Потому, что оставление мира — это остав­ление греховного и страстного жития; послу­шание — это исполнение заповедей Христо­вых, которыми определяется образ жизни каждого человека как сына Церкви, семьянина и гражданина; а безмолвие — это устранение всякого греховного мысленного развлечения и собирание себя внутрь сердца, чтобы всегда пребывать пред лицом Единого Всевидящего, Любящего Бога.

На следующих ступенях небесной лестни­цы богомудрый Иоанн Лествичник поясняет, что такое дух целомудрия и что такое цело­мудренность. Он призывает не обольщаться, если мы отстали от больших плотских грехов, это не велико для христианина, который но­сит образ и подобие Божие. Но ты стремись, говорит он, чтобы у тебя была чистота мыс­лей, потому что именно в этом состоит цело­мудрие — цельная мудрость: не разбрасывать­ся мыслями по предметам и соблазнам мира сего, а мысль свою иметь о вечности, пребы­вать в Боге.

Вот мы как раз и погрязли в этом духе жизни нецеломудренной. Особенно если мы постоянно и без разбора смотрим телевизор с его соблазнами и не только нецеломудрен­ными вещами, но и прямо развратными и ду­шевредными. Это совершенно несовместимо с нашей христианской жизнью. На каждо­го человека нам заповедано смотреть как на брата, на отца, на мать или сестру, имеющих образ и подобие Божие. Всякая же оценка красоты и пола уже заключает в себе нецеломудрие и дух, враждебный Богу. Будем же просить, чтоб Господь даровал нам эту чисто­ту мысли.

«Дух смиренномудрия даруй мне», — про­сим мы Господа. Преподобный Иоанн счита­ет, что признак смиренномудрия состоит в том, чтобы себя ни с кем не сравнивать, что­бы на всякое укоризненное слово мы готовы были сказать «прости», а при начале всякого дела просить помощи Божией. «В этом, — го­ворит он, — состоят только признаки смирен­номудрия. А что такое само смиренномудрие, знает только тот, кто его имеет».

Духа терпения нам в жизни все время не хватает — терпения своих болезней, своего положения на работе и в собственной семье. Нам все время кажется, что мы достойны чего-то большего и чего-то лучшего. Но если наша жизнь по-настоящему духовная, тогда обо всех трудностях и скорбях надо думать, что нам и этого еще мало по грехам нашим. Надо хотя бы устами благодарить Бога за все, что имеем в жизни, тогда, в конце концов, и сердце почувствует — все, что мы с вами тер­пим, это по нашим силам, и Господь дарует нам утешение, и будет всему этому предел и конец. В Священном Писании говорится: Пре­терпевши. же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).

Еще мы просим в молитве духа смирения, а этому противится наша гордость, говорит преподобный Иоанн. Вот почему мы никог­да, никому и ни при каких обстоятельствах не хотим повиноваться, хотя, например, в семейной жизни конкретно определено, кто кому голова, и кто кого должен слушать. Од­нажды на исповеди подходит некая раба Бо­жия и говорит: «Батюшка! Великим постом я попробовала, как Вы говорили, во всем беспрекословно слушаться мужа. Такая ра­дость, так все просто, так спокойно!». Муж у нее верующий и семья живет единством в вере. Но она всегда отличалась упрямством, а постом все-таки решила попробовать. Муж посмотрел-посмотрел на такое дело — целый месяц жена неузнаваемая — и тоже решил во всем ей уступать. Вот привнесенный закон отношений: внесли закон «бодания» — так и будете бодаться, внесли закон «уступания» — так и будет этот закон руководить вашей жиз­нью.

Приведем слова святого Лествичника: «Быть кому-нибудь подчиненными мы не терпим; посему-то мы, и на небе пожелав начальствовать, отступили оттуда. Кратко сказать: мы родительницы всего противно­го смиренномудрию; а что оному споспеше­ствует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе, то куда ты убежишь от лица нашего?» Представляе­те, какая страшная и тонкая, духовная брань воздвигнута против нас? Если человек терпит поругания, служит ближним, терпелив и не- памятозлобив, то гордость тут как тут: «Моло­дец, давай-давай — это все ты!». Не с Божьей помощью, а все ты сам. И человек начинает себе потихонечку, уже при жизни, сочинять тропарь, кондак, чтобы после смерти никого не утруждать, рамочку сделать заранее. Пре­подобный Иоанн научает нас словами самой гордости, как спасаться от ее нападок: «Если будешь искренно укорять себя пред Госпо­дом, то презришь нас, как паутину».

Вот где источник смирения и терпения — подлинный источник, а не просто так на сло­вах: «Грешная, я самая великая грешница...» Если она грешница, то должна быть самой ве­ликой. «Да, действительно, ты поросенок», — говоришь ей на исповеди. Удивляется: «Кто, я?..» Только что была «самая великая греш­ница», а когда конкретно об этом сказали — уже нестерпимая обида, удар по самолюбию. Поэтому укорять себя надо не на словах, а искренне. Многие из нас укоряют себя, но ис­кренность и глубина осознания своей грехов­ности есть только у единиц.

Верхом христианских добродетелей яв­ляется любовь. У преподобного Иоанна Ле- ствичника именно эта добродетель является тридцатой — последней ступенью в духовной лествице восхождения на Небо. Вот что он пишет: «Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге. Лю­бовь есть Бог (1Ин, 4, 8); а кто хочет опреде­лить словом, что есть Бог, тот покушается из­мерить песок в бездне морской. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколь­ко того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения».

Морем смирения называет Лествичник лю­бовь... Как же нам достичь этой любви? Где взять пример таких отношений, чтобы хоть чуть-чуть стало понятно, что это за любовь между нами и Богом? Преподобный Иоанн советует заимствовать сравнения служения и любви к Богу от человеческих действий: «Блажен, кто имеет такую любовь к Богу, ка­кую страстный любитель имеет к своей воз­любленной. Блажен, кто столько же боится Господа, сколько преступники боятся судии. Блажен, кто так усерден и прилежен в благо­честии, как благоразумные рабы усердны в служении господину своему. Блажен, кто так предстоит Господу в молитве, как слуги пред­стоят царю».

Вот какие образы мы должны взять, как пример для повседневной, обыкновенной на­шей с вами мирской жизни. И к духу любви нужно стремиться, как к вершине всякой до­бродетели. Начинается это с малого: кому-то уступить, оказать ближнему хоть малое вни­мание, и центром жизни этого мира ставить не свое собственное «я», а тех людей, которые окружают нас. Нам всем, к сожалению, до этого очень и очень далеко. Но надо хотя бы знать о том, что мы этого не имеем, от этого смиряться и приобретать духовную скром­ность, никогда не задирать нос, думая, что мы совершаем нечто духовное. Если нет у нас любви, значит — ничего у нас нет. И тогда все надо покрывать смирением и просить у Бога, чтобы когда-нибудь Он даровал этот дух люб­ви Божественной.

Возлюбленным о Господе братьям и се­страм желаю, чтобы молитвами великого угодника Божия преподобного Иоанна Лествичника все мы стяжали хоть малую, хоть тысячную часть великих добродетелей любви, целомудрия, смиренномудрия и терпения. А для этого каждый христианин, ревнующий о своем спасении, обязательно должен иметь настольной книгой «Лествицу» преподобно­го Иоанна Лествичника. Я бы вообще совето­вал держать эту книгу под подушкой. Не для того, чтобы на ней спать, а для того, чтобы хотя бы немного почитать на ночь. После ве­черних молитв, уже отходя ко сну, прочита­ли одну-две страницы до тех пор, пока сон не возьмет. Потому что, какой смысл ворочаться на кровати и ждать, когда уснешь? Так лучше заснуть с книжкой, чем просто ворочаться с боку на бок. Человек не в состоянии воспри­нимать много сконцентрированной, духовной информации, так что несколько прочитанных страниц «Лествицы» пойдут ему на пользу: за­сыпать он будет с мыслями о спасении души.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь