Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как земля становится Небом
Вознесение Господа нашего Иисуса Христа — это событие, которое связано самым тесным образом с участью каждого человека. Небо, как жилище Божие, разверзлось для сынов человеческих, о чем сказано Самим Господом: Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). Душа наполняется радостью о Боге нашем, Который ради нашего спасения принял человеческую плоть, родившись в этом грешном мире, научил нас жить свято, честно и дружно между собою, за каждого из нас претерпел распятие, вольную смерть и примирил нас с Богом. У апостола Луки это великое событие описано кратко: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24, 50-51). Это праздник не только славы Божьей, но и славы человеческой природы, которую Спаситель вознес на Престол Своего Божественного Отца. Так воскресшее человеческое естество не только было введено в райские обители, из которых ниспало преступлением Адама, но и вошло в тайну бытия Святой Троицы. Вознесение Христа завершило дело спасения здесь, на земле, которое пришел совершить Господь наш Иисус Христос две тысячи лет назад. Каждый человек задуман Богом бесконечным существом, призван для вечной жизни в любви Божественной. Спаситель все сделал для того, чтобы мы имели шанс с Ним вместе прийти к Отцу Небесному. Теперь нам во Христе даровано больше, чем потерял Адам. Если в Адаме мы потеряли рай, то во Христе мы обретаем Небо, если в Адаме мы стали смертными, то через Христа мы приобрели бессмертие, если в Адаме мы потеряли общение с Богом, то через Христа Спасителя вновь возвращаемся в радость общения с Богом. Но этот путь нам еще предстоит пройти, ни на секунду не забывая о своем предназначении, о том, что мы не только для жизни на земле созданы, но для Неба. Для нас непостижимо: как во Христе, неизменно и нераздельно пребывают две природы — Божественная и человеческая? Христос человеческое естество пропитал, пронизал Своими Божественными энергиями, но оно не перестало быть нашим естеством, не стало божественным. В этом заключена огромная надежда, что наша бренная, запятнанная грехами человеческая природа имеет возможность быть причастной Богу по благодати, имеет шанс на вечность. Не на время, не на краткую земную жизнь Христос воспринял наше естество, став истинным человеком, с нашими чувствами и переживаниями, с нашей болью и любовью, со слезами, которые Он проливал над Лазарем четверодневным и над Иерусалимом, не узнавшим Бога. Соединение во Христе двух природ — Божественной и человеческой произошло навсегда. И Христос после Своего Воскресения ученикам является во плоти, но какой? Небесной, преображенной, но именно в Своей человеческой плоти, которую узнали все. В предрассветной мгле, в стоящем на берегу человеке духом любви узнал апостол Иоанн Богослов Иисуса Христа, Бога, Воскресшего из мертвых. И прошептал Иоанн на ухо Петру: «Это Господь». И тот от радости бросился в море, чтобы быстрее приплыть ко Христу. Узнал и апостол Фома, что это не призрак, не некое воздушное облако, похожее на образ Христа, о котором Сам Господь сказал, когда почувствовал, что ученики так думают о Нем: дух плоти и костей не имеет (Лк. 24, 39). Еще спросил Он: есть ли у вас какая пища? (Ин. 21, 5). И ел, говорит Писание, вместе учениками Своими. Для Бога нет законов естества, ибо Он Сам Творец законов — Он ходил по морю, насыщал тысячи людей пятью хлебами, воскрешал мертвых, очищал прокаженных. Для Него нет привычных для нас бытийных законов этого мира. Когда в Церкви мы слышим, что после Вознесения Христос воссел «одесную Отца» (то есть справа), то не можем понять, как это — с правой стороны Бога, у Которого нет ни левой, ни правой стороны, Который наполняет все Собою, весь космос и больше этого космоса, потому что мир видимый имеет предел. Но Бог, создавший этот мир и космос, предела не имеет. Человеческое существо Христа находится сейчас в непостижимом для нас мире и сидит одесную славы Божией, то есть разделяя равную славу с Богом Отцом и со Святым Духом. Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14, 2-3), В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14, 2). Так что пусть никто не отчаивается и не думает: вот — я великий грешник, так что мне на небесах ничего не найдется, и буду ли я там с Богом? Никогда не надо унывать, всем и каждому там хватит места. Не все апостолы, не все пророки, не все учителя, не все священники, но каждому дастся по мере веры и по мере возрастания в любви. Если будем иметь покаяние и святую праведную жизнь, значит, будет и надежда на то, что мы тоже сможем стать гражданами Неба. Священное Писание свидетельствует, что Христос возносился на небо, благословляя апостолов. Это таинственное благословение Спасителя во веки веков пребывает на святых Апостолах и на их учениках, на той Церкви, которую создали они, то есть на нашей Святой Православной Соборной и Апостольской Церкви. И благословение это никогда не прекращается, им освящается вся жизнь Церкви в Духе Святом, потому что назначение Церкви — приводить людей к Богу. В этом и есть смысл человеческой жизни, чтобы мы, живя на земле, уже заранее знали, что не это наше отечество, что земная временная жизнь есть только подготовка к настоящей, полной жизни с Богом, Который дает радость, счастье и мир. Мы должны всегда помнить о Небе, в том и беда, что мы порой о нем забываем. «Почему человек бывает плох? — спрашивал преподобный Амвросий Оптинский и отвечал: От того человек бывает плох, что забывает, что над ним Бог». Это памятование о Господе, о душе своей, о вечной блаженной жизни никогда не должно покидать христианина. Это не значит, что надо забыть обо всем, нет. Конечно, нужно иметь попечения и о своей плоти, и о своей семье. Но всему следует давать свою цену, чтобы главное у нас было — забота о вечной жизни, о здравии души, а потом уже мирские попечения. Мы должны о мирском не забывать, а преображать его в небесное. Сеем ли, жнем ли, иное что руками делаем — любое дело можно превратить в служение Господу. Каково же предназначение человека, если и его естество сподобится когда-то жизни на небе, и насколько же должна быть святой, праведной и чистой наша жизнь на земле? Если на Теле Воскресшего Христа Спасителя остались язвы, раны от гвоздей и копья, отпечатки злобы человеческой и свидетельство Его божественной, всепрощающей любви, значит и у нас все, что есть доброго или злого, отпечатается в нашем уме, душе, сердце, на нашем теле. И все это пойдет в вечность. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что всякий человек будет воскрешен со своим телом, и это тело будет носить отпечаток или греха, или добродетели. Мученики воскреснут со своими язвами, которые будут свидетельствовать о победе Христовой. Постники воскреснут со своим телом, удрученным постами, бдениями и молитвами. А сластолюбцы воскреснут со следами греха на своем теле. Внутренняя жизнь человека отображается на всем его естестве. У Каина, по словам Писания, будет на лбу знак человекоубийцы. Всякий встретивший возненавидит его. Надо постараться, чтобы наша жизнь, наши поступки и дела отображали на лице только светлые, радостные чувства. Пока есть время. Очень ответственно и важно сейчас, когда мы еще только совершаем путь своего земного бытия, задуматься о том, что и наше тело должно служить Богу. Апостолы учат нас: ...и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный... (1Пет. 2, 5). Поэтому надо следить за своими делами, мыслями и поступками. Часто мы бываем в унынии и в печали, но не по Богу. Мы считаем и говорим, что любим Господа, но повседневными заботами о своем теле, всегдашним малодушием в борьбе с грехами, невнимательностью к себе, свидетельствуем о своем отдалении от Бога. Напомню пословицу, которую любил повторять старец Амвросий Оптинский: «Толстое брюхо к молитве глухо». То есть все взаимосвязано — наша телесная жизнь и жизнь благодатная. Потому святые отцы и заповедуют нам немного ограничивать себя во сне, в еде и питье, во внешнем суетном бытии. Например, преподобный Иоанн Лествичник считает, что всякое подвижничество человека, его благодатная духовная жизнь начинается с малого, хотя бы с ущемления себя во сне, потому что мы много времени проводим в неге. Человеку же не так уж много требуется, чтобы подкрепить свои силы. Святые отцы знали об этом и поэтому зря свое время не проводили. У преподобного Серафима Саровского спросили: «Какова мера сна для человека?» Он ответил, что для здорового человека достаточно шесть часов, если по немощи — то семь, а если больше, то с покаянием. Для нас, людей последнего времени, может быть, эта мера мала, каждый может установить ее для себя, но при этом не забывать, что мы должны служить Богу, а не изнеженному телу. Неважно, что будет с телом, лишь бы спаслась бессмертная наша душа. Поэтому не будем особенно жалеть свое тело — все равно сгниет, с давлением или без давления, с калориями или без калорий, с витаминами или без витаминов — результат будет один. Зато через усилие плоть обновляется, преображается, можно сказать, что духовная жизнь, при ущемлении себя, обретает крылья. У поэта Д. С. Мережковского есть такие строки:
Боже, дай нам избавленья, Дай свободы и стремленья, Дай веселья Твоего. О, спаси нас от бессилья, Дай нам крылья, дай нам крылья, Крылья Духа Твоего!
Задумаемся о том, не тратим ли мы бездарно время на сон, на пустые разговоры, созидаем ли мы себя в молитве, в благодати и в добрых делах. Обратимся опять к Евангелию. Ученики, попрощавшись с Христом, вдруг испытывают непонятные нам чувства: ...возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24, 52). Они потеряли Учителя, но возвращаются в Иерусалим с радостью великой, потому что они за этим внешним видят духовное, видят большее. Апостолы знали, что на земле Он помогал только им, а теперь, вознесшись, будет всему миру помогать. Дух Святой сойдет на весь мир и изменит, оживотворит его. Вот и мы, теряя, должны понимать, что мы приобретаем. Теряя покой, сон, силы, здоровье, энергию на свое спасение, мы его приобретаем. Когда мы вместо того, чтобы в воскресный день спать до десяти часов, идем на раннюю службу, то мы теряем во сне. Потеряли мы что? Сон. А что приобрели? Небо. Когда можно было полежать, посмотреть телевизор, а мы поехали в больницу, навестили маму, папу, друга своего, посидели с внуком, казалось бы, потеряли время, но для души что-то хорошее приобрели. Проще было бы жить для самих себя, но тогда ничего не приобретаешь на Небе. Надо понимать, что ради Царствия Небесного надо чем-то поступаться, чем-то жертвовать. Потеря времени, сил, покоя, сна — это все видимое. Но только через это видимое и можно приобрести невидимое. Спаситель учил своих последователей: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Апостол Павел нам объясняет: Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). Царствие Божие само ниоткуда сверху не свалится, обрести его можно, только если человек начнет созидать его в себе. А внутри чего? Не внешнего — дома, дачи, карьеры, а внутри своего сердца. Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 7, 21). Так вот, только в глубине своего сердца можно найти эту таинственную, благодатную, сокровенную жизнь с Богом. Ибо Бог не только где-то везде, но и в конкретном, маленьком, трепещущем сердце каждого из нас. Святой Исаак Сирин учит: «Войди внутрь твоего сердца и там найдешь ступени, возводящие на Небо». Так восходят люди на небо — сойдя внутрь своего сердца. Кто-то скажет: «Ну, мы же не аскеты, не древние монахи или подвижники. Это слишком высокие материи. Что значит — войти внутрь своего сердца?» На этот вопрос дает ответ святитель Феофан Затворник: «У нас внутри сердца должна быть Божественная болячка. Когда у тебя болит зуб, то ты помнишь о нем во всякое время: ешь, пьешь, спишь, говоришь — эта боль постоянна. То же должно быть и с душою, ты должен также помышлять о Боге, о Горнем, о Небесном, что бы ни делал, занимаясь своими обычными житейскими или рабочими делами. И это оказывается возможным: быть внутри этого мира и вне этого мира, душою и сердцем быть с Богом, а повседневностью исполнять необходимые дела». Христос вознесся на Небо, открыв каждому из нас этот путь, как Первопроходец, как любящий Свое творение, чтобы каждого из нас привести к вечной, блаженной жизни. Но что ведет туда, каков он — путь к Небу, и что нам необходимо сделать, чтобы сподобиться этой всерадостной и всеблаженной жизни, о которой апостол Павел сказал: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (Жор. 2, 9). На горе Елеонской, когда Спаситель возносился на небо, апостолы были совершенно поглощены этим событием, свои взгляды устремили на Христа. А мы смотрим на землю, каковы здесь дела, каковы политические, экономические события. Или думаем, как обустроить свою временную жизнь, прокормить семью, поправить здоровье, одеться, обуться. Да, это, безусловно, необходимо, но не может всецело наполнять наши мысли и становиться сущностью нашей жизни. Мы же из 24 часов, отпущенных нам Господом на каждый день, только мизерную часть оставляем для Бога. Нам бы не на землю смотреть, а всей душой стремиться служить Боту — исполнением святых Христовых заповедей, доброделанием и самое главное — любовью. Все это, конечно, невозможно без помощи Божией, о чем Господь Сам сказал: Ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Нужно, чтобы мы жили и дышали верой, недаром на Божественной Литургии, в самый сокровенный момент богослужения мы слышим призыв священника: «Горе имеем сердца». То есть ввысь, к небу устремим наши сердца. Что это трудно, мы знаем по себе. Как часто мы не можем оторваться от своих проблем, чтобы прочитать утренние и вечерние молитвы, которые занимают 10-15 минут. И даже во время богослужения нашего внимания хватает минут на пять-десять, а потом мысли начинают «улетать». Не горе, а вниз направлены наши мысли и сердце. Как же нам умудриться прийти в такое состояние, чтобы мы действительно «горе имели сердца»? Чтобы это было всегдашним состоянием нашей с вами души? Господь Иисус Христос Своим Вознесением соединил землю с небом и прибывает неотступно с каждым из нас: ...и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). То, что мы все воскреснем — это факт. Воскреснут и праведники, и грешники, и святые, и не очень. Но этого мало. Надо быть вознесенным на Небо, в ту славу, в которой пребывает Господь и которую уготовал любящим Его. С одной стороны он нам уготовляет там место, а с другой стороны, мы для Духа Святого должны приготовить храм нашей души в своем собственном сердце. Умом мы всего этого жаждем, а слова, дела, поступки и мысли противоположны, и получается, что наше сердце расколото пополам: одна половина любит небо, а другая служит себе и привязана к земле. Как прийти к единству внутри собственного сердца? Как найти внутреннюю гармонию, полноту ощущения бытия? Ум желает одного, воля стремится к греху, чувства служат телу, а тело прилеплено к земле. Гармония души и сердца, ума, воли и чувств состоит в том, чтобы ум служил Богу, воля покорялась воле Божьей и чтобы чувства покорялись не телу, а служили уму, посвященному Богу. Как все это соединить? Вот для этого и дана Церковь, Таинства, молитва, покаяние. Чтобы мы увидели, что одним только напряжением ума мы ничего сделать не можем. Читаем Евангелие и пытаемся жить по нему, но ничего не получается. Только когда мы приходим к осознанию своего бессилия, тогда и понимаем, что сила должна прийти извне. Мало желания, должна быть сила. И эта сила существует и действует в Церкви. Сила эта — благодать Святого Духа, которая, придя в сердце человека, может из немощного сделать сильного, из слабого — великого. Реальность нашего времени такова, и дар Божий таков, что Царство Божие может и должно начинаться сейчас, в этой суете XXI века, в наших тесных квартирах, в трудных обстоятельствах. Но именно в этой жизни может и должно начаться восхождение к Богу и Царству Божьему. Для этого надо только одно: иметь ум, прилепленный не к земле, а к Небу. И тогда наша с вами земля станет Небом. Довелось услышать, как некоторые прихожане сокрушались, мол, праздник Пасхи прошел, когда мы все время приветствовали друг друга: «Христос Воскресе!» Душа как-то по инерции живет, что же теперь говорить вместо «Христос Воскресе»? Теперь говорите: — Христос Вознесеся! — Воистину Вознесеся! Это тоже будет напоминанием, что и мы должны душой своей, сердцем и умом возноситься от земли на Небо. Дай Бог, чтобы та небесная радость и благодать, которой Господь касается в меру веры и смирения каждого из нас, пребывала в наших сердцах как можно дольше. Будем Бога благодарить день и ночь за дело нашего спасения, которое Господь совершил по своей Божественной любви и уготовал обители для каждого из нас на Небе. Самое главное, мы верим, что тот путь, которым прошел Христос, сделав его возможным и для человека, приведет нас к полноте жизни с Богом. На этом пути в Царствие Божие мы не одни — с нами Господь, с нами благодать Святого Духа, заступничество Матери Божией, помощь и молитвы святых, от века Богу угодивших.
Это интересно!
То место на вершине Елеонской горы, откуда вознесся Спаситель, по сей день остается священным для всех христиан. Некогда здесь красовался величественный храм Вознесения, построенный в IV веке святой равноапостольной царицей Еленой. Теперь это место огорожено двухметровой каменной стеной, возведенной из развалин древнего храма, а сама территория принадлежит мусульманам. Посреди двора стоит восьмиугольное здание часовни. Стены ее пусты, нет ни икон, ни лампад. Напротив входа на полу находится камень естественной скалы, обрамленный прямоугольной мраморной рамкой, а на нем ясно виден отпечаток
левой стопы вознесшегося Иисуса Христа. Мусульмане берут плату за вход в часовню и позволяют православным христианам совершать здесь богослужения на переносных алтарях в Вербное воскресенье, на Вознесение и в день Преображения Господня.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы