Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Про слоеный торт «Наполеон» и перспективы вечности
Часто люди ищут, как стать счастливыми, как бы устроить свою жизнь благополучно и комфортно, без скорбей и без проблем. Но так не бывает, потому что если у человека нет мира, тишины и рая внутри, то жизнь, построенная с воздушными, или какими угодно замками, будет несладкой. Вы, может быть, слышали, что среди богатых людей велико число самоубийств: они ставили себе перед собой какую-то материальную конечную цель (машина, самолет, пароход, миллион, миллиард), но когда достигали всего этого, то оказывалось, что ни радости, ни счастья все равно нет. Тогда наступает кризис души. Почему? Потому что человеческая душа устроена Богом. Найти счастье и успокоение она может только в бесконечном: в вере, в святыне, в Боге, в вечной жизни, в бессмертии души. Человек так устроен Богом, что осознает смысл жизни и ощущает радость бытия только тогда, когда живет духом, Евангелием, молитвой, собеседованием с Богом, добрыми делами, милосердием. Бывает, что на исповеди или в личных беседах мне задают вопрос: а для чего мы живем? Ответ мы найдем в следующих словах Господа: Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3,10). Это означает, что каждый из нас — дерево, но дерево духовное. Мы не дуб и не липа. И плоды мы должны приносить духовные — для Бога, для людей и для Церкви. Эти плоды предназначены для того, чтобы умножать любовь, умножать доброту. Потому что мы живем не сами по себе и не для себя, все мы в этом едином мире — единое целое, начиная с собственной семьи, со своей работы, прихода, друзей. И умножать радость жизни в этом мире вокруг нас нужно не в каких-то глобальных масштабах, а начиная со своих родных и близких. Каждый день нашей с вами жизни должен быть наполнен содержанием. Каждый наш день надо стараться сделать осмысленным, светлым, потому что наша жизнь складывается из каждого календарного дня. Именно из этих отдельных, сегодняшних дней будет сложена книга нашей жизни. Поэтому не стоит загадывать: летом я тем-то займусь, в следующем году туда-то поеду. Ты живи сегодня, радуйся тому, что ты живой, здоровый, на своих двоих добрел до храма. Благодари за эту милость Бога, потому что даже в сегодняшнюю ночь многие люди уснули и не проснулись — перешли в вечность. И каждый день кто-то оставляет эту жизнь, а нам пока что дано время. Дано для того, чтобы мы, как дерево с плодами, созрели для вечности. Бремя дано нам для того, чтобы мы здесь и сейчас научились жить духовной и небесной жизнью. Всем известные и часто повторяемые слова про Царство Божие, про рай и небесные
обители — это все реальность. Но нам, христианам, Бог дал еще большую реальность: не только загробную жизнь, но и уже здесь, на земле, почувствовать жизнь вечную. Тот, кто живет духовной жизнью, кто молится, пытается жить по Евангелию, исполняя заповеди Божии о любви, милосердии, сострадании, смирении, кто исповедуется, причащается, — тот уже реально вкушает вечной жизни. Эти минуты небесной благодати бывают очень и очень кратковременными. Почему? Потому что нет должного усилия, с которым мы ищем духовной жизни: чуть-чуть напряглись, чуть-чуть почитали 15 минут утренние и вечерние молитвы, по большим праздникам или один раз Великим постом причастились. Конечно же, для души этого крайне мало и не может дать ощущения реальности духовной жизни. Мы должны жить небом, Богом, молитвой и вечностью изо дня в день. Надо всегда помнить, что настоящий христианин шесть дней в неделю делает свои житейские дела — зарабатывает на жизнь, на хлеб своей семье, но воскресный день — день Воскресения Христова — надо посвящать Богу, душе, молитве, храму. Храм для нас с вами — это наша «подзарядка», духовный «аккумулятор», наша «духовная розетка». Почти у каждого из вас в кармане лежит сотовый телефон, и вы знаете, что через день-два его надо подзаряжать, иначе в нужный момент, когда понадобится выйти на связь, ее не будет, потому что аккумулятор разрядился. Точно так же если мы один- другой воскресный день не были в храме, то уже духовно «разрядились». Не работает твоя связь с небом, а виновато в этом не небо, а именно ты, потому что твой духовный аккумулятор разряжен. Многие из нас точно не знают, как устроен телефон, что там происходит, как он заряжается и как разряжается. Зато все знают, что надо включить вилку в розетку, и само все устроится. Так и нам надо самих себя — свои «мощи», свое тело в храм просто притащить. Вы знаете, что тело христианина на церковном языке называют мощами. Вот мы и должны свои мощи сюда просто принести и поставить, тогда наша вилка включится в розетку. Даже если человек многого не понимает в богослужении, в его песнопениях и молитвах, душа его реально напитывается. Дома, вне храма, это сделать невозможно. Поэтому Господь и говорит: «шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — Господу» (Исх. 20,10). Подумай об этом: живем мы один раз, а душа вечная. И свою «книгу жизни» мы пишем сразу на чистовик, никакого черновика не будет, ничего не перепишешь. И тем временем, которое нам дал Господь, надо дорожить. Ты хочешь, чтобы у тебя была в жизни духовная радость? Каждый, наверное, скажет: хочу! А что ты для этого делаешь? Многие имеют представление о том, как выращивается картошка: надо вспахать землю, посадить клубни, потом окучивать, пропалывать, поливать и через три месяца ты получишь мешки с картошкой. Но в течение этих трех месяцев не видно никаких плодов, потому что они скрыты в земле. Вот так и в духовной жизни: если хочешь получить плод, обязательно надо потрудиться. Чтобы сделать закладку в свое духовное «овощехранилище», надо и сеять, и окучивать, и поливать свою собственную душу, чтобы она потом принесла плод. И при этом надо помнить, что не сразу этот плод духовный будет виден. Преподобный Исаак Сирин говорит, что все будет прямо пропорционально твоему труду ради Церкви, ради Бога, ради спасения души. В той мере, в какой у нас умножаются труды ради Бога, в такой же мере у нас умножаются утешение и благодать от Него. Давайте разберемся, что мешает нам преуспевать в духовной жизни, отвлекает от молитвы, чтения Евангелия. Есть, спать, смотреть телевизор, гулять, развлекаться — заставлять никого не надо. Как часто мы себя оправдываем: ну что тут такого, посмотрю телевизор, там новости, сериальчик, фильм какой-то, фигурное катание. И пошло-поехало: полчаса, час, два пролетают незаметно. Вот если бы на час или два взять в руки молитвослов да почитать, так уже давно бы все святыми были! А мы как живем: 15 минут помолились и все — ноги отваливаются, голова раскалывается, спину ломит, ой, надо чайку попить, посидеть, отдохнуть, на диван прилечь. И опять включаем телевизор. Ой, мы, конечно, так не хотим! С одной стороны, не хотим, а все равно делаем, и делаем сами. Можно было бы 20 часов спать, так мы бы и 20 часов спали; можно было бы 20 часов телевизор смотреть, так мы бы и 20 часов смотрели. А вот сподвигнуть себя хотя бы на то, чтобы встать вовремя и утренние молитвы старательно прочитать, оказывается, трудно. Тут самое время вспомнить евангельские слова: Царствие Небесное нудится (Мф. 11,12). Это действует, как пинок, потому что понимаешь: если в этот день хочешь чего-то не потерять, то вставай и иди. Не только каждым часом надо дорожить — надо ценить каждую минуту. Жизнь складывается из каждого дня. Ты этот день прозевал — все, он перелистнулся, обратно ты его не вернешь. Вот почему святые назывались подвижниками — они все время были в движении, всегда дорожили временем. Им постоянно было некогда. В одной из телевизионных передач Патриарх Кирилл рассказал о том, как духовник наставлял его перед постригом: «Если ты хочешь настоящей духовной монашеской жизни (а монашеская жизнь — это идеал христианской жизни), сделай так, чтобы тебе всегда было некогда, потому что праздность — мать пороков». Это и для нас всех важное наставление: если появилось какое-то время — не убей его напрасно, возьми духовную книгу, жития святых, Евангелие, Апостольские послания. Есть возможность — прочитай два-три раза «Отче наш...», «Богородице Дево, радуйся...», словом, будь всегда «на связи». Однажды преподобный Антоний Великий спросил у Ангела, как спасаться? И ему было открыто: он увидел, что некий человек сначала немного поработал, потом немного помолился, еще немного поработал, и опять немного помолился. И Ангел сказал ему: «Делай и ты так, и спасешься». Вот и мы начинаем домашние свои дела — «Еосподи, благослови!» Запустили стиральную машину, не вручную же ее крутим, — вот и время помолиться, прочитать два-три раза «Отче наш...» Обед готовишь — все положи в кастрюли, пусть там кипит, варится. В это время возьми молитвослов в руки, повернись к иконе и прочитай несколько молитв. Потом опять — к плите. И так получится, что самая обыкновенная, бытовая жизнь, растворенная молитвой, будет в непрестанном пред стоянии перед Богом. Хорошей иллюстрацией к этому будет наша беседа с отцом Иоанном (Крестьянкиным). «А знаете, батенька, — начал старец, — вся наша жизнь должна быть, как слоеный пирог: тесто-крем, тесто-крем, тесто-крем, а сверху пудра. Если ваша жизнь будет только одно тесто, она будет слишком пресная, а если будет только один крем, она будет слишком сладкая, неудобоваримая. А жизнь должна быть: тесто-крем, тесто-крем, как слоеный торт «Наполеон». Тесто — это наша повседневная жизнь, а крем — наша молитва. И вот когда в течение дня все это укладывается слоями: дела — молитва, дела — молитва, вот тогда ваша жизнь, ваш пирог будет сладким для Бога». — «Батюшка, а что ж такое „пудра"?» — спросил я. «А вот этого я тебе не скажу» — улыбнулся старец. Думаю, пудра — это благодать Божия, которая покрывает и наши труды, и наши молитвы, и нашу повседневную жизнь. В ней все должно разумно перемежаться, а не так, что сначала теста переложили, а потом крема много навалили. Все должно гармонично сочетаться в душе человека. Достаточно и малого: «Господи, помилуй! Господи, благослови! Пресвятая Богородице, спаси нас!» Живя с этим памятованием, человек райскую обстановку начинает созидать внутри своей души здесь и сейчас, а не только где-то и когда-то в вечности. Если человек в обыкновенной, мирской круговерти живет с Богом, это дарит ему необыкновенную радость. Если у тебя в душе рай, то все остальное становится второстепенным — какая у тебя зарплата, какое здоровье, сколько тебе лет. Мы с вами счастливые люди потому, что Господь дал нам возможность не изменять вокруг нас обстоятельства жизни, а изменить наше к ним отношение, чтобы мы могли радоваться жизни, ощущать ее полноту и понимать ее смысл. Ведь очень многие люди утром даже не хотят просыпаться и вставать, потому что не понимают, зачем они живут и не знают, зачем опять начинать этот день. Зачем жить? Работа? Да. Деньги? Да. Дача, машина? Да. А дальше что? И человек, как вол, встает, идет на работу и крутится, как белка в колесе. А никакой радости это ему не приносит, потому что перспективы вечности у него нет, Бога в душе нет, смысла в жизни нет. Нам, христианам, надо бесконечно благодарить Бога за смысл бытия, за радость этой жизни, за перспективу жизни вечной в Царстве Небесном. Возблагодарим Великого Бога нашего, в Троице славимого, за то, что Он нас любит и милует. Не просто так сотворил нас Господь и дал нам веру, а для одного — чтобы умножить в нас радость жизни, даровать нам ту полноту любви, какую имеет Он. Как говорят святые отцы, этот мир был сотворен по одной причине — от полноты любви Святой Троицы. И создан наш мир Богом для одной цели — чтобы человек приобщился полноте Божественной Любви. Пусть каждому человеку главным напутствием на жизненном пути будут слова псалмопевца: вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33, 8).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы