Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О памяти Суда и воздаяния
Есть в этом мире место, где много плачут. Есть в этом мире место, где плачут всегда, и есть в этом мире место, где не плачут никогда. Евангельское повествование о Страшном Суде напоминает нам о том, что место, где много плачут — это наша с вами земля, мир в котором мы сейчас живем и плачем о том, чего мы лишились в своей жизни. Здесь кто о чем слезы льет: кто о плохом муже или плохой жене, кто о нерадивых детях или о маленькой зарплате, а кто-то плачет от обиды, от зависти, от уныния. Много о чем и отчего плачут, но только не о Боге. И такой плач не приносит нам ни радости, ни утешения, ни прощения. Господь только один плач называет блаженным: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4) — плачущие о своей погибающей душе. Плач о Боге — это плач о наших грехах, и это плач добрый, плач покаянный, ходатайствующий о прощении грехов. Но есть в этом мире и место, где плачут всегда — это ад: место, лишенное света, место, которое уготовано не людям. В Евангелии ясно говорится о том, что оно уготовано дьяволу с его слугами. Люди же сами добровольно выбирают это место, если они не отозвались на призыв Господа, не выбрали истину, не захотели изменить свою жизнь, а значит, по своей воле оказались в вечном мраке ада. И есть место, где никогда не плачут. Это — райские обители, Царствие Божие, царство добра, правды и истины, которое Господь уготовал всем, возлюбившим истину, и всем, возлюбившим Господа. Наша чадолюбивая Матерь Церковь заботится о том, чтобы мы никогда не оказались в том месте, где плачут всегда. А для этого надо очень мало и очень много — пробудить свою совесть от сна греховного, накормить, напоить, уврачевать и украсить свою собственную душу. Когда-нибудь наступит время, когда не будет самого времени. Настанет такой миг, когда уже нельзя будет сказать «завтра», когда все наши земные планы остановятся. В этот момент все, что было реальностью, станет мифом. А все, что казалось нереальным мифом, станет для нас реальностью. Поскольку все мы — люди маловерные или сомневающиеся, а то и вообще скептики, то жизнь будущего века кажется нам чем-то из области фантастики, где-нибудь и когда-нибудь и непонятно с кем совершающейся. Кто из нас может о себе сказать, что обладает реальным ощущением конечности бытия? Реальным ощущением того, что каждый из нас перейдет в вечность? Перейдет в вечность не просто так, а после того, как на Страшном Суде будет оценен каждый его шаг, взвешена каждая мысль и каждое дело — чего в его жизни было более доброго или злого? Если бы у нас было ощущение реальности предстоящего ответа перед Богом, тогда мы уже наполовину были бы святыми. Преподобный Иоанн Лествичник так и говорит: «Как только человеку западет мысль о его конце, тогда останавливается течение его греховной жизни». Самое главное для каждого человека — помнить о том, чем может закончиться его жизненный путь. Тогда мы более внимательно посмотрим на свою жизнь, перестанем придаваться беспечности и усвоим, что это будет не когда-то и с кем-то, а с нами. Нужно помнить о том, что рано или поздно все мы переступим порог вечности, и глас Господа нашего Иисуса Христа призовет нас к ответу: как мы прожили здесь на земле эту временную жизнь? Как мы подготовились к вечности? Поэтому и наша с вами земная жизнь — это лишь подготовка к жизни вечной; и наша временная жизнь — не книга, а только предисловие к книге. И как жалки те люди, которые предисловие приняли за саму книгу, которые подумали, что ничего дальше не будет, что все заканчивается здесь, на земле. Что нет ни Суда, ни воздаяния, нет ни ада, ни рая, нет ни награды, ни наказания. Однако многие беспечно думают именно так. Наше лукавое сознание и лукавое сердце постоянно доверяются диавольскому искушающему гласу, который еще в раю нашептывал на ухо нашим праотцам: «Солгал Бог, — шепчет диавол, — когда сказал, что если вкусите плода запрещенного, смертию умрете!» Это шептал он в уши Евы и то же самое шепчет всему роду человеческому. И вот люди, доверившись этому диавольскому гласу, живут так, как будто они бессмертны, как будто им никогда не придется умирать. Они и умирают так, как будто никогда больше не придется жить. Знаете, как умирал Антон Павлович Чехов? Он был всю жизнь скептиком, неверующим человеком. Знаменитый писатель болел неизлечимой формой туберкулеза. И под конец ему намекнули, не позвать ли священника? Но он об этом не попросил. Знаете, какой была его просьба в последний момент жизни? «Принесите мне, — сказал он, — шампанского». Ему принесли бокал с шампанским. Он отведал и сказал: «Да, хорошее. Никогда не пил такого шампанского». И с такими словами умер. Все мы знаем о милосердии, любви, благости и человеколюбии Божием. Ибо Господь все сделал ради нашего спасения: принял человеческую плоть, родившись в убогом вертепе, принял обрезание, Крещение в Иордане, ходил по грешной земле, терпя поношения, оскорбления и принял саму Крестную смерть. Но мы должны также понимать, что Господь не только милосерден, человеколюбив и сострадателен, но и правосуден. А об этом правосудии Божием мы часто забываем, потому история, которая произошла в раю с нашими прародителями, ежедневно, ежечасно совершается и с нами. Как Адаму и Еве диавол нашептывал ослушаться Господа и вкусить от плода запрещенного, так и каждого из нас он ежечасно искушает и испытывает на верность Богу, подталкивает на предательство Бога. Диавол готов дать человеку все что угодно, все сокровища земные, только бы отвратить его от памяти Божией, от памяти Суда и воздаяния. Понимает лукавый, что если помнит человек об этом, то остерегается всякого преступления и всякого греха. Б Евангелии не раз говорится о том, что за всяким преступлением последует наказание. Это наказание настигло и Адама с Евой, и весь грешный мир — он был потоплен (только восемь душ были спасены). Кара Божия обрушилась на нечестивые города, погрязшие в неистовом разврате — Содом и Гоморру, и на «великий Вавилон». Господь явил Свое правосудие и в ответ на исступленный крик еврейского народа: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25). Древний иудейский историк Иосиф Флавий описал, как пострадал народ, который распял Христа. В 70 году римские легионеры окружили Иерусалим и уничтожили около двух миллионов евреев, которые собрались здесь на свою иудейскую Пасху. И действительно не осталось от этого града, распявшего Христа, камня на камне — римские воины разобрали все городские стены, чтобы навсегда стереть память о нечестивых людях. И сейчас в Иерусалиме осталась только малая часть древней стены великого храма, у которой плачут иудеи. Она так и называется — «стена плача». Господь показал, как человек может быть наказан за свой грех в одно мгновение, в одну минуту, чтобы не предавались мы беспечности, грехолюбию и не распинали Господа в своем сердце. Может возникнуть вопрос: почему Господь — благой и милосердный — будет так строго судить нас? В Евангелии говорится об огне неугасающем, о черве неусыпающем, о тартаре вечном, о геенне огненной. Что это такое? Некоторые думают, что это — аллегория, образное выражение, а в реальности этого нет и быть не может. Однако это не художе-
ственный вымысел и не сказка, а действительность. Оказывается, во времена земной жизни Спасителя Геенной огненной называлась долина Еномова в окрестностях Иерусалима. Раньше там находилось языческое капище, а потом свалка с отходами и нечистотами. Туда же вывозились тела казненных разбойников — их не хоронили, а просто выбрасывали туда. Представляете, какой нестерпимый был там запах, и для его уничтожения постоянно жгли костры, от которых шел сильный жар. Вот эту долину Гееннскую, долину Еномову — и вспомнил Христос, чтобы дать представление о том, что ждет нераскаявшихся грешников. В беседе с преподобным Серафимом Саровским его духовный сын Николай Александрович Мотовилов, будучи человеком православным, усомнился в вечном мучении и сказал, что сомневается даже в существовании духов злобы. Преподобный Серафим возразил ему: «Что Вы такое говорите, батюшка! Один малый бес, если бы было ему попущено, он по своей злобе мог бы перевернуть весь мир, но Господь не дает ему таких сил». За эти сомнения в реальном существовании духовного мира Господь попустил Мотовилову на себе испытать адские мучения. Впоследствии он описал, как некое темное облако вошло в него, и в течение трех дней он испытывал гееннский огонь, так что люди, находящиеся рядом с ним, собирали с него сажу. Мотовилов испытал и вечный тартар: он был объят таким холодом, что даже над горящей свечой не мог согреть руку, хотя она уже вся закоптилась. Целые сутки маловера грыз червь неусыпаюший, который входил во внутренности его души, выходил и вновь поглощал его, грыз и не съедал его. И в ужасе он молился человеколюбивому Богу, чтобы Он прекратил эти мучения и не оставил вечно пребывать в них. Эта история рассказывается в жизнеописании преподобного батюшки Серафима и предостерегает всех нас, чтобы мы не строили иллюзий и не украшали цветами ту адскую яму, которая грозит нам. Люди мирские, живущие одной плотью, не думают о вечности, а думают только о том, как украсить свою жизнь. Но верующие люди хотя бы сотую часть своей жизни должны употребить на то, чтобы украсить свою душу. И если бы мы помнили о смерти, то не делали бы великих грехов и ошибок и всячески заботились об исправлении своей жизни. Господь не желает нам смерти, наоборот, в Евангелии Он обращается к праведникам: приидите... наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Грешникам же Он говорит: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Не людям был уготован этот ад, но диаволу и приспешникам его. А мы своими грехами сами обрекаем себя на эту страшную участь. Если у нас будет хоть какая-то человечность, хоть какое-то подобие веры, то, как говорит святитель Феофан, затворник, на Страшном Суде Бог будет искать, не за что бы осудить человека, а за что бы его оправдать. Святитель Иоанн Златоуст говорит, гораздо страшнее, чем огонь гееннский и червь неусыпающий, окажутся мучения совести, когда грешник внезапно осознает, что только он и никто другой — ни жизнь, ни обстоятельства, ни время — виноват в том, что оказался в аду и будет вечно там пребывать. Даже представить себе трудно, что такое вечность и что такое никогда не прекращающееся состояние души, когда ничего уже нельзя изменить. Мы с вами должны об этом помнить и не уподобляться тем людям, которые абсолютно не думают ни о вечности, ни о бессмертии своей души, ни о праведном и неумолимом Суде Божием, когда каждое дело, каждая тайная мысль будет открыта. Если можно скрыть что-то от людей, от духовника на исповеди, то перед Господом ничего не скроешь. Бог знает наше сердце и все тайные помышления. Всякое дело и всякая мысль человека вписываются в книги жизни, по которой мы будем судимы, и духи злобы напомнят о каждом нашем согрешении. Но Господь дает нам великую милость — все беззаконные дела, вписанные в книгу, можно вычеркивать собственным раскаянием, чистосердечно открывая перед духовником свои грехи. Таким образом Господь дает нам право самим решать свою участь. Мы читаем Святое Евангелие, слышим проповеди, которые постоянно напоминают нам об этой вечности, но все равно остаемся бесчувственными, пренебрежительными, сердца наши холодны, ничто нас не трогает. Так как же выйти из этого духовного состояния? Все начинается с малого: прежде всего, с хранения своей совести, чтобы ничего не делать против Бога, против ближнего. Надо всегда помнить, что каждый день может быть для нас последним, то есть надо всегда быть готовым к внезапной смерти. И если сейчас мы находимся в немирности с братом или сестрой, в гневе, во вражде или ненависти, то надо вспомнить, что в этот момент Господь может восхитить нас на Свой праведный Суд. Какой же тогда будет наша участь? Церковное предание сохранило для нас слова Христа Спасителя: «В чем застану, в том и сужу». Поэтому всегда надо иметь память о часе смертном и Страшном Суде, это будет хранить нас от беспечности и нерадения. Многие могут возразить: «Но это же ужасно! Это же омрачает наш праздник жизни — все эти мысли о покаянии, о каком-то Суде, ответе, ответственности! Это все очень мрачно!» Но ведь если у тебя гастрит, тебе говорят: спиртное, жирное и жареное противопоказано. Если у тебя сахарный диабет, то надо колоть инсулин. Если у тебя стенокардия, врач прописывает сосудорасширяющие препараты. Это что? Омрачение праздника жизни или продление твоей жизни? Конечно же, продление, поэтому ты будешь принимать лекарства, чтобы через год не оказаться на Хованском кладбище. Если мы так заботимся об этой жизни, то тем более нужно задуматься о жизни вечной, чтобы с болячками души не оказаться в адской тьме. Если человек здесь, на земле, Богом не жил, то там вдруг и откуда-то ничего не возьмется. Если человек жил здесь Богом, жил духовной жизнью, молитвой, связью с Ним, там это только умножится и возрастет. И исправление, и покаяние, и преображение — все это происходит только в земной период нашей жизни. А когда время остановится, тогда уже и исправления, и совершенствование, и покаяние — все уже будет невозможно. Не зря вечерние молитвы заканчиваются исповеданием грехов пред Господом, хотя мы порой и формально перечисляем эти грехи. Но очень полезно хоть на пару минут представить себя перед Всевидящим Богом, поразмыслить о том, как мы провели минувший день. И исповедав Господу свой грех, положить за него поклон, так как эта исповедь и эта ночь могут оказаться последними в нашей жизни. А потом эти грехи нужно донести до духовника, чтобы услышать от него слова разрешительной молитвы: «Прощаю и разрешаю». Всегда нужно помнить о последнем своем часе, чтобы, как только постучит Господь, быть готовыми отворить Ему двери нашего сердца, в котором нет греха. И чтобы час смертный не застал нас внезапно, но восхитил бы нас в небесные обители, где по своей малой вере мы сподобились бы услышать желанный глас Господа нашего: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).
Это интересно! Неожиданный свидетель Воскресения Христова В жизнеописании римского правителя Иудеи Понтия Пилата, составленном его современником и официальным биографом Гермидием, приводится малоизвестный, но весьма многозначительный факт. В день суда над Христом жена Понтия Пилата, вразумленная ночным видением, убеждала его не выносить смертного приговора Иисусу: «Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою действительно Сын Божий, а не преступник?» На что Пилат ответил: «Если Он Сын Божий, то тогда Он воскреснет, и первое, что я сделаю, — будет запрещение чеканить мое изображение на монетах, пока я жив». Поразительно, но Пилат, убедившись в Воскресении Христа, действительно запретил изображать себя на монетах, что у римлян считалось высокой честью. Современная археология и нумизматика полностью подтверждают приведенный Гермидием разговор. С того времени в Иерусалиме стали чеканить монеты только с изображением римского императора, убрав с другой стороны изображение Понтия Пилата. Так грозный и жестокий правитель оставил нам непосредственное свидетельство Воскресения Иисуса Христа.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы