Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Песнь Воскресения Христова



 

Хоров восторженные лики

Бессмертный гимн возносят ввысь

И слышна нам хвала небес:

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

 

Какова все-таки вечная жизнь, о которой мы мечтаем и к которой стремимся, но до конца не понимаем, не видим, не ощущаем? В полной мере мы это почувству­ем только когда разрешимся от бренного тела и перейдем в вечность. Но Бог иногда приот­крывает тайны Царства Небесного праведным мужам, потому что Он открывается не пыт­ливому уму, а смиренному сердцем. В нача­ле XX века, еще до революции, в монастыре Оптина Пустынь был один замечательный случай, который повествует о той полноте бы­тия и небесного ликования, которые даруются в вечности всем, истинно верующим в нашего Господа Иисуса Христа.

Одного из монахов, имевшего смиренный, кроткий и незлобивый нрав, Господь спо­добил ради пользы и душевного назидания других видеть небесные обители рая. Он был восхищен туда в тонком видении. Когда этот монах пришел в обычное состояние, его со­браться стали расспрашивать, что же он ви­дел, какова там жизнь. Праведник кротко от-

 

вечал: «Вы знаете, братья, такой восторг, такая радость, но человеческим языком я не могу это пересказать. Я не подберу таких слов, и нет у нас таких понятий». Когда огорченные братья уже выходили из кельи, монах сказал: «Одно только мне запомнилось: там всегда поют: «Христос Воскресе!» И его собратьям стало понятно, что там — пик радости, по­тому что нет другого такого состояния, как во время ночной Пасхальной службы, когда исчезает ощущение времени и явственно чув­ствуется принадлежность к вечности.

Порой скептики спрашивают, как там бу­дет, в Царстве Небесном, ведь это наверно скучно — всегда одно и то же, пусть даже радование? Будет в Царстве Небесном всегда та­кое ликование, такая радость, которые мы чув­ствуем только на Пасхальной службе, забывая всякую усталость и скорби, помня и слыша только одно: «Христос Воскресе!» — «Воисти­ну Воскресе!» Когда это всерадостное привет­ствие звучит в ночной тишине, человек хоть на несколько мгновений забывает обо всем земном и принадлежит уже другому време­ни, другому бытию. Так в Пасхальное богослу­жение Господь погружает нас в благодатную радость Своего Царствия, дает почувствовать малое подобие, одну тысячную той радости, которую испытывают там праведники. Это только маленький намек, только образ того, что нас ждет нас в вечности.

И, самое главное, что времени там уже не будет. Так что пик радости, который мы ис­пытываем на Пасху, там будет вечным для тех, кто прошел свято свой земной путь и до кон­ца был верен Господу во всем. Это упование должно озарять всю нашу жизнь, невзирая на те трудности, которые мы уже пережили и которые еще предстоит пережить. Во всех земных скорбях и испытаниях надо думать о том, что ждет нас впереди. Апостол Павел го­ворит, что скорби нынешнего времени — ни­что по сравнению с той славой, которая долж­на явиться в нас, верных Господу и Церкви. Но эта пасхальная радость, это ощущение вечно­сти должно начаться реально уже сейчас, в на­шей повседневной жизни. С чего оно должно начаться? С нашей веры, веры во Христа Рас­пятого и во Христа Воскресшего.

Еще одна назидательная для нас история произошла в монастыре Оптина Пустынь на Пасху в начале прошлого века. Обитель нахо­дится на берегу реки Жиздры, и в те време­на жители окрестных деревень добирались в монастырь на лодках. Пасха была ранняя, лед тогда еще только-только сошел. После окон­чания пасхальной службы богомольцы от­правились по домам на другую сторону реки на большой лодке. По неизреченным судьбам Промысла Божия, в лодку набилось очень много людей. Когда лодка достигла уже сере­дины реки, она вдруг начала тонуть — Жиздра хоть и неширокая, но временами бурная, непредсказуемая река, да и народу в лодке было слишком много.

Лодка опрокинулась, и люди оказались в ледяной воде. Одни кричали: «Спасите! По­могите!» Другие же восклицали: «Христос Воскресе!» Люди, стоявшие на берегу, броси­лись на помощь, начали вытаскивать постра­давших баграми и другими способами. Очень многих удалось спасти, но некоторые все же утонули. Когда местные жители обсуждали это чрезвычайное происшествие, то замети­ли, что спасти удалось только тех, кто кричал в тот момент: «Христос Воскресе!» Эта вера в будущую жизнь, в бессмертие человеческой души, когда не страшно умереть после приня­тия Святых Христовых Таин на святую Пасху

и предстать пред Богом, вот такое упование и помогло выплыть и спастись, потому, что Сам Господь протянул им Свои Святые Руки.

Кого-то в этой истории может смутить ги­бель других людей, они ведь тоже верные хри­стиане, молились и причастились на Пасху. Эти сомнения поможет развеять церковное предание о том, что всякий человек, который умирает на Пасху, без мытарств проходит воздушное пространство в уготованную оби­тель — по благодати Божией, за то, что сподо­бился быть причастником Тела и Крови Хри­стовых, за неизреченный дар Христов в этот день. И Господь дарует ему вечную жизнь. Эта вера действительно побеждает всякое уныние и скорбь, дает силы перенести многие житей­ские тяготы, если все мысли и взоры обраще­ны к Начальнику и Совершителю нашей жизни и наших трудов в вере, благочестии и любви.

О великой чудотворной силе пасхальной молитвы свидетельствует также случай, о ко­тором рассказал Владыка Арсений, помощ­ник Святейшего Патриарха Кирилла и его правая рука. Однажды в Пасхальную седмицу в Патриархии раздался звонок, Владыка Арсе­ний снимает трубку и слышит:

— Это Патриархия? Срочно позовите Па­триарха.

— А может, кого-нибудь поменьше? Я его помощник, вроде я к нему тоже отношение небольшое имею.

— Вы знаете, это звонят из 64-й больницы. У нас здесь привезли человека при смерти, без сознания, без паспорта. Мы вам звоним, потому что он уже вторые сутки бормочет, не приходя в сознание: «Христос Воскресе! Во­истину Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Что нам с ним делать?

Владыка отвечает:

— Вы обратитесь в ближайший храм, пусть придет батюшка. И если есть хоть какая-то возможность, то его надо причастить, если он в сознании.

В это время раздается звонок от Патриарха:

— Владыка, я Вас уже 10 минут жду на обед. Вы что забыли?

— Ваше Святейшество, бегу!

Приходит он к Патриарху, все уже сидят за столом и спрашивают его, почему он так за­держался. Владыка Арсений рассказал о звон­ке из больницы, о человеке без паспорта, судя по всему бомже, который в бессознательном состоянии все время повторяет: «Христос Вос­кресе. Воистину Воскресе!».

Патриарх выслушал его и говорит:

— Владыка, поезжайте в больницу сами и разберитесь в этой ситуации. Если что-то надо сделать, все возьмите на себя.

Так и получилось. Когда Владыка Арсений приехал в больницу, ему сообщили, что чело­век, непрестанно повторявший пасхальную молитву, отошел ко Господу. И попечением Владыки Арсения безымянный бомж был отпет и погребен по христианскому обряду, похоронен на церковные деньги. Вот как в по­следние минуты эта молитва сподобила его благословения Патриарха, христианской кон­чины, отпевания, погребения и поминания его Церковью, иже веси судьбами, с именем, которое знает Господь. Так идущая от сердца молитва может внести в нашу жизнь, незри­мую, но реальную помощь Божию.

Преподобный Никодим Святогорец счи­тает, что молитва «Христос Воскресе. Воисти­ну Воскресе!» способна избавить человека от уныния и безнадежности, от духа безверия. Дай Бог, чтобы эти святые слова всегда жили в нашей памяти и стали неизменной частью повседневной духовной жизни. Дай Бог, что­бы эта молитване внешним ликованием и не только в светлые Пасхальные дни звучала в на­шем сердце, но была глубинной убежденно­стью в будущем воскресении. Будем помнить, что «смерть есть к жизни приближение, к жизни той, где смерти нет».

 

Воскрес Христос!

И смерть исчезла,

Сияет радость бытия,

Христос Воскрес!

И будем вечно Воскрешены и ты и я.

 

В словах «Христос Воскресе!» заключена вся наша вера, надежда, и упование, весь смысл и фундамент жизни, все наше ликование. Ка­кие бы жизненные трудности нам ни выпа­дали, эти два слова будут спасать нас от той смерти, от которой многие из нас умирают еще прежде кончины физической. Я говорю о смерти духовной, когда люди живут без веры и истины, без нравственности, без Евангелия, и потому уже сейчас являются живыми мерт­вецами. И наоборот, того, кто старается идти путем Евангельской жизни и следует закону Божественной любви, могут ожидать распах­нутые врата Царства Небесного, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, а жизнь бесконечная.

Преподобный Максим Исповедник гово­рил, что после Воскресения Христова завер­шение этой жизни — не смерть, а избавление от смерти. «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» — этот тропарь, который по­сле Пасхи мы поем в течение сорока дней, трижды упоминает о той страшной вещи, о которую разбивались все философские по­строения, все высокие думы и рассуждения о смысле жизни. Какие бы высокие планы ни строил человек, они все рушились, натыкаясь на мысли о смерти как конце бытия. На ка­кую бы высоту ни поднимался человек в сво­ей карьере, в своих средствах, в своем таланте, результат у всех все равно был один и тот же. И человек не мог выбраться из этого тупика, потому, что всех поглощала смерть — бога­тых и бедных, молодых и старых, умных и не очень, талантливых и бесталанных.

И только Христос Своим Воскресением, «первенец из умерших бысть», первый проло­жил всем нам дорогу в вечность своим челове­чеством, как говорит нам об этом Священное Писание.

Вдумаемся в тропарь праздника Святой Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых, смер­тию смерть поправ, и сущим (находящимся) во гробех живот даровав». Три раза упоми­наются и мертвецы, и смерть, и находящие­ся во гробе, чтобы трижды обратить нашу мысль на то, что смерти теперь нет. Тупика, бессмыслицы теперь для нас уже не суще­ствует. Это будет переход в вечность, в ту веч­ность, о которой апостол Павел сказал: не ви­дел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2, 9). И, дай Бог, чтобы страшное испытание, которое при кончине проходит каждый человек, — испытание богооставленности, нами было достойно пройдено благо­даря молитве: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Дай Бог, чтобы эти святые слова «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» были на наших устах в момент радости и в момент испыта­ний, в момент скорби, и в момент ликования. Чтобы в непростой момент перехода человека в вечность эти слова стали тем якорем, за кото­рый бы мы ухватились. И ладья нашей души не поколебалась бы в этом бушующем мире. Дай Бог, чтобы мы за этот якорь надежды и веры держались так, чтобы и наша лодка, и каждый из нас достиг той тихой пристани, о которой святые отцы сказали: «Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань, которая называется «Цар­ствие Божие». В это Царствие входят те люди, которые всем сердцем, всей душою, всем сво­им помышлением верят во Христа Распятого и во Христа Воскресшего, для которых слова «Христос Воскресе» являются смыслом их бы­тия и веры.

«Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот да­ровав!» Пусть эта непрестанная молитва ста­нет для нас продолжением и сохранением пасхальной радости. И не забудем в светлые пасхальные дни поздравить наших родных и близких, может быть, и неверующих сродни­ков с этим святым Христовым праздником.

Поделимся духовной радостью с ними и воз­несем о них сердечную молитву, чтобы Го­сподь и им даровал свет истины и исполнил их познанием Бота живого, вечного. Христос Воскресе!

 

Это интересно!

 

Каждый год накануне Пасхи Христовой в Вели­кую Субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит чудо сошествия Благодатного огня.

Примерно в полдень крестный ход во главе с Иеру­салимским Патриархом входит в Храм Воскресения, направляется к пещере Гроба Господня — Кувуклии, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Полицейские тщательно осматривают Кувуклию и самого Патри­арха, чтобы убедиться в отсутствии чего-либо, про­изводящего огонь. Такой ритуал издавна установ­лен для того, чтобы исключить всякие сомнения в божественном происхождении этого чуда.

В одном только длинном ниспадающем хито­не Патриарх входит внутрь Гроба Господня и на коленях молит Бога о ниспослании Святого огня. И вдруг на мраморной плите Гроба появляется ог­ненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она вос­пламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает народу. В это же мгновение сот­ни и тысячи голубоватых огней вспыхивают в воз­духе под куполом храма. Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу, огонь передается от одного пучка свечей к друго­му, и через минуту — весь храм в огне. Вначале Благодатный огонь имеет особые свойства — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Поразительно наблюдать, как люди умываются этим пламенем, проводят им по бородам и волосам. Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую Субботу — накануне православной Пасхи и только по молитвам православного Патриарха.

Однажды в XVI веке турецкие власти не допу­стили его в пещеру Гроба Господня, и там долго и безуспешно молились армянские первосвящен­ники. А Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой молился у запертых дверей храма. И вот неожиданно что-то подобное молнии ударило в мраморную колонну, она рассеклась, и из нее вы­шел столп огня, который зажег свечи в руках у Па­триарха. С тех пор никто из представителей много­численных христианских конфессий не решается оспаривать у православных иерархов право мо­литься в этот день в Гробе Господнем. На левой от входа в храм колонне и сегодня можно увидеть расщелину, из которой появился в тот памятный день Святой огонь. Существует народное поверье, что в тот год, когда Благодатный огонь не сойдет на Гроб Господень, наступит конец света. Поэтому ежегодно миллионы христиан во всем мире, затаив дыхание, ждут радостной вести о том, что великое чудо свершилось. Несколько лет назад была воз­обновлена традиция без промедления доставлять в Россию Благодатный огонь. Его привозят специ­альным авиарейсом представители Фонда Андрея Первозванного, и уже в пасхальную ночь Святой огонь появляется в русских православных храмах. Верующие зажигают от него свои свечи и стараются до следующей Пасхи сохранить этот божественный огонь в своих домах.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь