Экзегеза фрагмента Мф 13: 31 – 52.
А теперь полноценно рассмотрим словосочетание «Царство Небесное» на материале Мф 13: 31 – 52 в рамках вышеизложенной методики:
ПРЕДМЕТ (обозначаемое): еще не установленное значение словосочетания «Царство Небесное»;
ОБРАЗ (обозначающее): в каждом контексте свои возможные семы;
ТОЧКА ПОДОБИЯ: также как и в «образе» будут разные совпадения в соответствии с контекстом.
Итак, начинаем экзегетическую работу.
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
ОБРАЗ: «зерно горчичное, которое человек взял и посеял на поле своем».
ВОЗМОЖНЫЕ СЕМЫ: наименьшее из всех зерен; легко потерять зерно из-за малых размеров; посевная культура, ничтожная по своей значимости (цене, ценности); пищевой продукт; требует усилий для посадки и культивации; произрастает до размеров, несоизмеримых с первоначальными; приносит разнообразную пользу и т.п.
ТОЧКА ПОДОБИЯ: произрастает до размеров несоизмеримых с первоначальными.
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую
женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
ОБРАЗ: «закваска, которую женщина, взяв, положила в три мера муки, доколе не вскисло все».
ВОЗМОЖНЫЕ СЕМЫ: химически активное вещество; малое количество активного вещества по отношению к общему объему; важный ингредиент для приготовления хлеба; меняет качество и объем вещества, с которым взаимодействует; изменяет вкус продукта; требует определенных условий (среды и времени) для активации; обладает определенной ценностью и т.п.
ТОЧКА ПОДОБИЯ: меняет качество и объем вещества, с которым взаимодействует.
Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
ОБРАЗ: «сокровище, скрытое на поле, которое, найдя, человек утаил … ».
ВОЗМОЖНЫЕ СЕМЫ: неожиданная находка; нежелание потерять находку; нежелание делиться находкой; усилие для получения; место, не представляющее ценности для других; ценная находка, превышающая ценность имущества случайно нашедшего; вещь не известная другим; находка, приносящая радость; наличие юридического права обладания для использования; территория на которой находится сокровище, которая может быть выставлена на продажу и т.п.
ТОЧКА ПОДОБИЯ: ценная находка, превышающая ценность имущества случайно нашедшего.
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 46 который,
найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел и купил ее.
ОБРАЗ: «купец, ищущий хороший жемчуг» / «жемчужина искомая купцом, который продал все, что имел и купил ее».
ВОЗМОЖНЫЕ СЕМЫ: ее целенаправленно ищут заинтересованные люди; ее отбирают из всего предложенного ценного; драгоценная вещь, которая стала абсолютно выгодным вложением, с точки зрения покупателя; конвертируемость данной ценной вещи; вещь, приносящая радость; вещь, не представляющая такой же ценности для других богатых людей; вещь, для приобретения, которой требуются затраты (возможно даже жертвы) и т.п.
ТОЧКА ПОДОБИЯ: драгоценная вещь, которая стала абсолютно выгодным вложением, с точки зрения нашедшего.
Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыбы
всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее
собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: выйдут
Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там
будет плачь и скрежет зубов.
ОБРАЗ: «невод, закинутый в море и захвативший рыбы всякого рода».
ВОЗМОЖНЫЕ СЕМЫ: является средством добычи продукта; забрасывается там, где возможно есть рыба; должен быть крепким и исправным для работы в море; должен иметь определенный объем; захватывает все, что возможно захватить; удерживает определенное количество разной рыбы и т.п.
ТОЧКА ПОДОБИЯ: захватывает все, что возможно захватить.
Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному,
подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
ОБРАЗ: «всякий книжник, наученный Царству Небесному».
ВОЗМОЖНЫЕ СЕМЫ: читает и истолковывает книги Закона; доносит информацию до слушателя; значимая фигура в обществе; разрабатывает Законы и правоприменительную практику; соотносит старую законодательную базу (традицию) с новыми реалиями жизни (осуществляет положительный компромисс, приводящий к развитию общества); является примером исполнения Закона; находится в постоянном процессе обучения и учительства и т.п.
ТОЧКА ПОДОБИЯ: соотносит старую законодательную базу (традицию) с новыми реалиями жизни (осуществляет положительный компромисс, приводящий к развитию общества).
§4. Суммарный итог и краткие выводы истолкования фрагмента Мф 13: 31 – 52.
Подведем итог и сделаем вывод. Для этого снова перечислим точки подобия.
Мф 13: 31-32. Точка подобия: зерно горчичное произрастает до размеров, несоизмеримых с первоначальными.
Мф 13: 33. Точка подобия: закваска, которая меняет качество и объем вещества, с которым взаимодействует.
Мф 13: 44. Точка подобия: сокровище, скрытое на поле и неожиданно обнаруженное человеком – ценная находка, превышающая ценность имущества случайно нашедшего.
Мф 13: 45-46. Точка подобия: драгоценная вещь, жемчужина, которая стала абсолютно выгодным вложением с точки зрения нашедшего.
Мф 13: 47-50. Точка подобия: невод, который захватывает все, что возможно захватить, как хорошее, так и плохое.
Мф 13: 52. Точка подобия: мудрый книжник, который соотносит старую традицию с новыми реалиями жизни.
Итак, что же такое Царство Небес? Очевидно, что это не мир (ὁ κόσμος), поскольку оно строго локализовано: от зерна до дерева; от неопределенного минимального объема до неопределенного максимального размера; сокровищем, скрытом на поле; драгоценной жемчужиной, которую ищут знатоки этой красоты; неводом, которым захватили все, что подвернулось рыбакам, и чистое, и нечистое; книжником-мудрецом, который, с одной стороны, живет, соблюдая древние обычаи, но продолжает искать жизненно важные ответы на мучительные вопросы современности. Итак, Царство Небес – это твоя и моя, дорогой слушатель (читатель), поместная христианская община! Которая, когда-то, возможно состояла из двух-трех человек, а теперь выросла до огромной церкви. Возможно, кто-то и не искал твоей церкви, но, однажды зайдя в нее, понял, что именно этого общения ему не хватало всю предыдущую жизнь. Теперь он готов пожертвовать всем, чтобы быть ее неотъемлемой частью. Случается и наоборот: люди ищут свою идеальную церковь; может ли такая существовать? Идеальная – нет. Но многим ищущим чаще всего удается найти оптимальную общину, которая для них становится драгоценной жемчужиной. Мы вынуждены признать, что в любой поместной церкви, как и в неводе, может оказаться кто угодно. Христианская община – это семья, а в любой семье всякое бывает. Кроме этого, современная христианская поместная община должна иметь особых книжных людей. Нет, не фарисеев и книжников, которые молятся на каждом углу и напоказ выставляют свою святость или особые знания в области богословия. Это должны быть умудренные жизненным и духовным опытом люди, безусловно, грамотные и всесторонне образованные, которые смогут создавать атмосферу духовного развития, позволяющие общине расти как качественно, так и количественно. Возможно, вы именно Вы – тот самый мудрый книжник, который сегодня приобретает эти знания, чтобы воплотить их в своем эффективном служении в Царстве Небесном!
§5. Экзегеза фрагмента Мф 13: 24 - 30.
Рассмотрим еще один фрагмент 13 главы Евангелия от Матфея, о котором пока еще ничего не было сказано: текст с 24 – 30 ст.
Другую притчу предложил Он им: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему
доброе семя в поле своем. Когда же люди спали, пришел его враг и посял между
пшеницей плевелы и ушел. Когда же взошла зелень и дала плод, тогда явились и
плевелы. И придя, слуги домохозяина сказали ему: «Господин! Не доброе ли семя
посеял ты в поле своем? Откуда же там плевелы?» Он ответил: «Враг это
сделал». Рабы же ему говорят: «Так хочешь, мы пойдем выберим их?» Он ответил:
«Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу.
Позвольте им вместе расти до жатвы. А во время жатвы я скажу
жнецам:“Выбирите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их а
пшеницу соберите в житницу мою”».
Эта притча чаще всего именуется «Притчей о плевелах», что, с нашей точки зрения, не очень справедливо, ведь это притча о мире (ὁ κόσμος) в котором находится Церковь Христова, или Небесное Царство (ἡ βασιλεία τῶν οὐρανῶν). Обратите внимание, Спаситель говорит: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем …» ( Ὡμοιώθη ἡ βασιλεία τῶν οὐρανῶν ἀνθρώπῳ σπείραντι καλὸν σπέρμα ἐν τῷ ἀγρῷ αὐτοῦ) . Царство Небесное – это не мир. Царство Небесное – это не поле. Поле есть мир (ὁ δὲ ἀγρός ἐστιν ὁ κόσμος) [Мф 13:38]. Царство Небесное растворено в этом мире. Это совсем не означает, что Церковь Христа не имеет отчетливых границ, проблема в другом: плевелы залетают на территорию детей Божьих; да и дети Божьи есть не только в вашей конкретной общине, но и, возможно, там, где вы и представить себе не могли.
Означает ли это, что стоит игнорировать церковную дисциплину, закрывать глаза на явные и неявные греховные поступки отдельных недобросовестных христиан? Конечно, нет! Только это уже другая история, имеющая свой предмет изучения. Суть же этой притчи заключается в том, чтобы показать, что мы крайне ограничены в своем познании подлинного духовного содержания многих людей. Недаром говорят: «Чужая душа – потемки!» Враг человек (Дьявол или Сатана, в конечном счете) сеет не для того чтобы засорить. Это было бы слишком просто для него. Он великий стратег, он глубокий мыслитель, он мощный аналитик. Он в совершенстве знает духовные законы, в которых мы с вами, порой очень сильно путаемся. Он знаем правила игры, правила жизни, которые установил Бог, он борется с ними и одновременно частично соблюдает их. Его расчет в том, чтобы переиграть детей Божьих на своем поле, ведь мир – это его поле. Он рассчитывает на то, что наиболее ретивые и супердуховные христиане, те самые охранители веры, начнут направо и налево вырывать сорняки и … вот она «победа!» Церковь своими собственным руками, по крайней мере, физически уничтожает своего. И сколько уже таких побед на счету у Сатаны, и сколько поражений у Христианской Матери Церкви! Невольно вспоминаются слова благословенного апостола Павла: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда будет каждому похвала от Бога» (1Кор 4:5).
К сожалению, в евангельской среде есть немало людей, в том числе и ответственных служителей, которые присвоили себе звание святых инквизиторов, постоянно борющихся за «чистоту» рядов, хотя если говорить проще, – это носители авторитарного и тоталитарного сознания, разрушающие христианские общины изнутри. Итак, подведем итог, рассмотренного фрагмента:
ПРЕДМЕТ: поместная христианская община.
ОБРАЗ: сорняки и культурный злак (пшеница), растущие вместе на поле.
ТОЧКА ПОДОБИЯ: возрожденные и невозрожденные христиане, в одной общине // сорняки и культурный злак растущие вместе.
| Задания и вопросы по темам лекции.
1. Существуют ли приемущества истолкования с опорой на метод над интуитивным подходом? Если да, то каковы они?
2. Убедительно ли, с вашей точки зрения, утверждение, что Царство Небесное – это каждая поместная христианская община? Если да, то дайте обоснование этому утверждению.
3. Прочитайте истолкование Иисуса притчи «О плевелах». Соотносятся ли, с вашей точки зрения, толкование данной притчи у Иисуса и вышеприведенный вывод? Если есть несоответствие, то выскажитесь по этому поводу.
4. Какой собственный вывод вы сделали, изучив притчу «О плевелах»?
Лекция 25 .
|