Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хиазм как разновидность параллелизма.



Хиазм (от греч. χιασμός ‘крестообразное расположение в идее греческой буквы «Х»)  –  это обращенный параллелизм с расположением аналогичных частей в различных последовательностях. Хиазм может быть простым, включающим в себя простые фигуры, так и сложным, комплексным. По своей формальной организации хиазм может быть классифицирован как разновидность параллелизма. Однако, с нашей точки зрения, выделение хиазма, как отдельной стилистической фигуры, оправдано тем, что тексты, выполненные в виде данный фигуры, приобретают дополнительный вариант прочтения, не возможный в структуре простого параллелизма; например:

 

(а) ἐπαχύνθη γὰρ ἡ καρδία τοῦ λαοῦ τούτου,

(b) καὶ τοῖς ὠσὶν βαρέως ἤκουσαν,

(c) καὶ τοὺς ὀφθαλμοὺς αὐτῶν ἐκάμμυσαν,

(c) μήποτε ἴδωσιν τοῖς ὀφθαλμοῖς

(b) καὶ τοῖς ὠσὶν ἀκούσωσιν

(a) καὶ τῇ καρδίᾳ συνῶσιν καὶ ἐπιστρέψωσιν

  (d) καὶ ἰάσομαι αὐτούς.

 

 (а) Ведь заплыло жиром сердце народа этого,

 (b) и туги уши стали их для слышания,

    (c) и сомкнулись их глаза;

    (c) а иначе глазами увидели бы,

 (b) а ушами услышали бы,

 (a)  а сердцем поняли бы; и тогда ко Мне обратились бы,

    (d) и Я бы исцелил их  [Мф 13:15].

 

Все это сверхфразовое единство можно изобразить в виде схемы похожую на букву Х с несимметричной последней строкой, содержащей вывод:

 

(a)                               (c’ )

                                                                                                                                                                                                                                            

(b)                               (b’)

 

(c)                                 (a’)

                     

                   (d)

 

В другом прочтении данный текст выглядит следующим образом:

(a-a’) Ведь заплыло жиром сердце народа этого, а иначе сердцем поняли бы,

(b-b’) и туги уши их стали для слышания, а иначе ушами услышали бы,

(c-c’) и сомкнулись их глаза, а иначе глазами увидели бы,

(d) и тогда бы обратились ко Мне, и Я бы исцелил их.

 

Хиазм считается стилистической фигурой в силу его экспрессии. Но что является источником этой экспрессии? Ведь порядок слов не экспрессивен сам по себе. Дело обстоит в смене коммуникативной перспективы изложения. Эта смена приводит к тому, что в тексте появляется «деструктивное» предложение (деструктивная композиция), которое находится в отношениях коммуникативной противопоставленности, а это создает семантический сдвиг и рождает экспрессию [Крылова 2009, стр. 144 -145].

 

Задания и вопросы по темам лекции.

1. Дайте общее определение параллелизма и перечислите его основные виды.

2. Что такое антиметабола? Приведите пример антиметаболы.

3. Какова лексическая особенность градационного параллелизма?

4. Приведите пример точного параллелизма, или изоколона.

5. Приведите пример инверсии, как стилистической фигуры, и охарактеризуйте ее.

6. Приведите пример хиазма, как стилистической фиугры, и охарактеризуйте его.

 

 

ЖАНРОВЫЙ АНАЛИЗ

Лекция 30 . Понятие жанр и принципы классификации жанров. Повествовательный

И эпистолярный дискурсы и их жанровое разнообразие в Библии

План лекции.

1. Определение понятия «жанр» в литературоведении и исторические жанровые классификации текстов.

2. Жанр как историческое литературное явление.

3. Лингвистическая теория речевых жанров: первичные и вторичные жанры.

4. «Устное и письменное слово» в Ветхом Завете.

5. Жанровое разнообразие Ветхого Завета (Танаха).

6. Повествовательный и эпистолярный дискурсы: принадлежность/непринадлежность автора к миру создаваемого текста.

7. Дифференциальные характеристики диегетического и экзегетического

авторов.

 

 

Определение понятия «жанр» в литературоведении и исторические жанровые

Классификации текстов.

Термин «жанр», французское по происхождению, соответствует русскому слову «вид». Иногда говорят «поэтические виды», т.е. типы поэтических произведений. В современном литературоведении понятие типа поэтического произведения, его вида, употребляется в поэтике в двух смыслах: в более широком и в более узком. В широком смысле мы говорим как о типах поэтического произведения: эпосе, лирике и драме. В этом случае обычно употребляют слово «род» поэзии: лирический род, эпический род, драматический род. Что касается жанров в узком, собственном смысле слова, то сюда относятся, например, поэма, басня, роман, новелла-эпические – повествовательные жанры; ода, элегия – лирические жанры, разновидности лирики, типы лирических произведений; трагедия, комедия – драматические жанры [Жирмунский 1996, стр. 376]. Таким образом, жанр в литературоведении – это тип словесно-художественного произведения, а именно: 1) реально существующая в истории национальной литературы или ряда литератур разновидность произведений (эпопея, роман, повесть, детектив и т.п.); 2) «идеальный» тип, или логически сконструированная модель конкретного литературного произведения, которая может быть рассмотрена в качестве его инварианта [Тамарченко 2001, стр. 264].  

Важнейшие слова для передачи понятия жанра у Аристотеля –  μιμήσιςподражание’ и τέχνης ‘искусство’. Собственно говоря, именно «подражание» является ключевым словом Аристотеля, которым он передает понятие «жанр»: «Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть авлетики и кифаристики – все они являются вообще подражанием». Значение слова μιμήσις не вполне передается русским словом «подражание». Значение его гораздо шире. Это – не только подражание, но и творческое воспроизведение действительности, допускающее ее идеализацию в формах слова, пластических линий и движений, а также звуков различных инструментов. Аристотель употребляет иногда это слово в значении самого поэтического произведения. Слово τέχνης ‘искусство’ ‘искусство’ употребляется Аристотелем в смысле ‘теоретического руководства’ и ‘привычки’, ‘навыка’. В данном контексте оба слова не являются строго разграниченными [Аристотель 1998, стр. 1064-1065].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь