Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Устное и письменное слово» в Ветхом Завете.



Основу Ветхого Завета составляют религиозно-правовые тексты. Однако в отличие от современной литературы, в которой выбор жанра целиком зависит от автора, где жанровые границы в могут быть размыты, допускается смешение жанров, что в результате приводит к появлению так называемых жанроидов, в древней литературе границы между жанрами были строго очерчены, жанр отличался устойчивостью, имел свою тематику, свой стиль, свое назначение и свою целевую аудиторию. Особенностью ВЗ также является противопоставленность «формы слова» – устной и письменной (устной и письменной форм речи) [Вейнберг 2000, стр. 190]. Это означает, что в большинстве своем тексты ВЗ зафиксировали устную традицию (сказания, легенды, песни, притчи и мн. др.), и эти тексты изначально предназначались для прочтения вслух, однако не следует отрицать, что ВЗ содержит и подлинно «письменное слово», которое создавалось, обращалось и передавалось только в письменной форме. В отличие от устного слова, которое для своего обозначения не потребовало специального слова и ограничивалось лексикой обычной устной речи, – ‘сказать’, ‘говорить’ и т.п. – «письменное слово» потребовало для своего обозначения обширную специальную терминологию. Она включала в себя глагол כָּתַב (катаб) ‘писать’ и его производные כתב (кетаб) מכתב (миктаб) ‘письмо’; а также слова (иггерет) – ‘письмо’,  ‘послание’; (сефер) – ‘свиток’, ‘книга’ и др.

Изначально подлинно письменным словом в ВЗ (Танахе) признавалось, даже в случае его устного происхождения, любое слово, заслуживающее того, чтобы сохраняться в веках; например: עֲשֶׂרֶת הַדִּבְּרוֹת (асерет ха-дибброт) букв. ‘Десять Речений’, ‘Десять Заповедей’, или ‘Декалог’. К жанрам изначально устного слова принадлежали различные повествования о явлениях или событиях, важные для опредлеленного сообщества. Таким образом, образ автора – экзегетический и диегетический – в дискурсах ВЗ становятся не особенно актуальным, поскольку повсемесно в них доминирует нарратор (повествователь, или экзегетический автор). Таким образом, классификационным принципом для жанровой классификации становятся условно устная и письменная формы речи, фиксирующие факты вселенской или родо-племенной значимости.

§5. Жанровое разнообразие Ветхого Завета (Танаха).

Достаточно полную и аргументированную классификацию жанров Танаха представляет И.П. Вейнберг в «Введении в ТАНАХ» [Подр. см.: Вейнберг 2000, Ч1., стр. 190-216]. Бегло рассмотрим данную классификацию, с рассмотрением наиболее ярких жанров типов жанров.

Подлинно устным текстом является жанр космологическо-космогонического повествования представляющее собой сообщение о сотворении и строении мира, призванное обосновать причины и цели появления вселенной. Например, рассказ о появлении человечества, призванный объяснить появление человека и смысл продолжения человеческого рода [Быт 1:27-31]; рассказ о всемирном потопе [Быт 7:1-8:19] и т.п.

Намного шире жанра космологическо-космогонического повествования представлен жанр легенды, которая повествует о событиях вполне исторически достоверных, но описывает их в форме «приподнятой над действительностью», создающей впечатление былинного скзания, что придает тексту большую значимость и авторитетность, надповседневность и надчеловечность; например: повествование о видении Иакова [Быт 32:24-32]; сказание о Михе и колене Дановом (родо-племенная легенда) [Суд 18:1-31].

К жанру легенды примыкает жанр чудесного сказа, который, как правило, повествует о событии, плохо вписывающимся в реальную действительность, но в форме призванной создавать впечатление абсолютно достоверного повествования у адресата. Поэтому такой текст изобилует конкретными, нередко достоверными частными деталями, как, например, рассказ о Ионе во чреве кита [Ион 2:1-11].

Жанр саги сообщает об исторически достоверном событии в жизни рода или племени, преимущественно о войне, переселении, отношениях с соседями и т.д. в деловой, информативной манере, иногда с элементами приукрашивания и преувеличения. Такой текст призван выполнить функцию «памятной записи», данный общине с целью сохранения и передачи определенных отношений с окружающим ее миром. Например, поселение двух с половиной колен за Иорданом [Числ 32:1-42].

К родоплеменной саге по своему содержанию и назначению примыкает родословие, или генеалогия, которая играла в жизни древний евреев столь большую роль, что была удостоина собственного обозначения – (толедот) ‘потомство’, ‘происхождение’, ‘родословие’, ‘родословный список’ [Неем 7:64; Езд 2:62].

Особое место в ВЗ занимают тексты, относящиеся к жанру договора (берит). При более дробном рассмотрении данного жанра следует различать заветы между Богом и человеком [Быт 9:11, Быт 17:2]; Синайский Завет [Исх 34:10]. Частные договоры между главами родов и племенные договоры [Быт 31: 44], межгосударственные договоры [1Цар 9:11,1Цар 15:19; 3 Цар 5:12]; брачные договоры [Втр 21:1] и т.п.

Существует много источников, свидетельствующих о распространении у древних евреев практики обмена письмами. Они составляют в Танахе особый жанр со своим формульным языком. По составу адресантов и адресатов письма в Танахе тексты могут быть разделены на письма от царя к царю [2Цар 5:5 и далее], письма от царя к своим подданным [1Цар 21:8]. К жанру письма, особенно царского, тесно примыкает жанр царского указа или эдикта, т.е. официального распоряжения царя. Оно, как правило, включает имя и титул издающего указ, время и место его издания, имя человека или название сообщества, страны и т.д., к которой указ обращен, содержание указа и заключительное слово благословения или предупреждения [4Цар 19:14; Езд 1:1 – 4, 6:3 – 5; Дан 3:31 – 4:34]. Разновидностью данного жанра является «внутриполитическое обращение», в котором излагаются и обосновываются политические действия и взгляды, которые призваны убедить аудиторию в правильности предложенного замысла или сделанного поступка. Например, речь Давида о его намерении строить храм в Иерусалиме [1 Пар 28: 1 – 21].

Существуют повременные, или погодные, записи деяний еврейских царей, записанные придворными писцами непосредственно вслед за их совершением или во время его «Книга-свиток повременных слов-деяний» (сефер дибрей хаййамим) царей Йехуды [3Цар 14:19 – 29], – это так называемые анналы. Помимо официальных анналов создавались также неофициальные описания деяний отдельных, наиболее популярных и почитаемых царей, например, «Слова прорицателя Шемуэла и слова порока Натана и слова провидца Гада» о деяниях царя Давида [1Пар 29:29].

Кроме такого дробного подхода к классификации жанров в Танахе, И.П. Вейнберг вводит двухчастную видовую классификацию жанров Писания [Вейнберг 2000, стр. 198-201]: первичное историческое писание и вторичное историческое писание. К первичным историческим писаниям относятся автобиография и биография, само появление которых становится свидетельством эмансипации индивида в мире Танаха, растущего осознания индивидом своей автономности, значимости и уникальности. Поэтому становится понятно, почему в автобиографиях и биографиях описываются жизнь и служение пророков, которые особенно отчетливо осознают свою уникальность и неповторимость и хотят убедить своего адресата в этом. Наиболее яркими образцами данного типа жанров являются книги Ездры и Неемии.

К жанру вторичного исторического писания примыкает историко-дидактическая новелла, т.е. повествование о вымышленной или мифологизированной личности, художественно осмысленном событии, но помещенных в подчеркнуто достоверную и определенную временно-ситуативную среду, чтобы подчеркнуть функциональное назначение повествования – быть, служить образцом для подражания. В Танахе встречаются две разновидности историко-дидактической новеллы: новелла диаспоры и новелла родины. Первая повествует о жизни и деяниях еврея или еврейки на чужбине, о их личных качествах и преданности Всевышнему, которые позволяют человеку достичь определенных успехов в жизни, что вызывает зависть и ненависть чужаков. Однако все происки врагов сводятся на нет Самим Всевышнем, держащим все и вся под своим контролем [Быт 39 и далее; первая часть кн. Даниила; кн. Эсфирь].

В новелле родины действие происходит в Израиле, и герой или героиня своей самоотверженностью и доверием Богу спасает свой народ от грозящей ему опасности или совершает другое благое дело [кн. Иудифи].

Особое место в типологии жанров занимает Закон в Пятикнижии, который может быть определен как запись текстов Закона установленных Богом. Это обязательная норма поведения человека или группы людей. В случае неисполнения предписаний предусматриваются определенные наказания вплоть до лишения жизни.

Наряду с Законом имеет место жанр религиозно-культового предписания, которое действует в сфере отношений «Бог – Человек, Человек – Бог». К этому типу принадлежат многочисленные в Танахе, особенно в Пятикнижии, предписания и своды предписаний, как, например: «И это учение о жертве всесожжения … » [Лев 6:2 и далее] или «И это учение о хлебной жертве … » [Лев 6:7 и далее]. К этому же типу относится пророческий жанр теофании (видение Бога), или эпифании (явление Бога) [Быт 28: 12 и далее; 1Цар 3:5 и далее;]. Теофания или эпифания может случиться также наяву. Это случилось с Авраамом [Быт 18:1 и далеее] и с Моисеем [Исх 3:2 и далее].

К пророческому жанру примыкает жанр проповеди, которая представляет собой прозаический текст, произнесенный человеком от имени Бога. Это обращение всегда к человеку и/или группе людей с целью предостережения, наставления и назидания. Типичной пророческой проповедью в Танахе является призыв Иеремии «… исправьте пути ваши» [Иер 7:3 и далее].

К типу жанров «Бог – Человек, Человек – Бог» относится жанр молитвы, как одна из форм ритуала. О некоторых коротких молитвах с признанием вины молящегося и мольбами о прощении, как, например «И возопили сыны Израиля к Яхве, говоря: “Мы согрешили перед Тобой ибо оставили Бога нашего и служили Ваалу”» [Суд 10:10].

Разумеется, данный перечень жанров и типов жанров не является закрытым и окончательным, кроме них есть такие жанры как песня (шир): песня прославления, погребальная, песня-насмешка, песня стражников и т.п. Поэтическим словом является жанр машаль (некое подобие притчи) и др. Однако, это предмет отдельного исследования, не являющегося целью данного пособия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь