Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Повествовательный и эпистолярный дискурсы:



Принадлежность/непринадлежность   автора к миру (денотативному пространству)

Создаваемого текста.

Истолковывая текст Священного Писания, необходимо исходить из понимания того, что целостность его структуры и композиция обеспечивается, в конечном счете, единством стоящего за ним сознания. Говоря иначе текст – это речевое произведение, которое характеризуется, прежде всего, своим субъектом речи, автором и/или редактором. Однако, несмотря на то, что схема автор – адресат остается неизменной всегда, ее можно дифференцировать по различным основаниям. Важным основанием с точки зрения жанровой классификации является принадлежность/непринадлежность автора к миру создаваемого им текста.

В обычной ситуации общения, в дружеской беседе в тесном кругу, каждый из собеседников вводит себя, свое авторское «Я» в создаваемый им текст – это разговорный дискурс. В разговорном дискурсе говорящий сам принадлежит тому реальному миру, о котором он говорит. Однако если мы, с другой стороны, рассмотрим мир художественного текста; например, рассказы А.П. Чехова, то легко обнаружим, что автор – это просто повествователь, нарратор, его самого в тексте нет, его авторское «Я» там ни коем образом не представлено, он не принадлежит миру, создаваемого им текста.

Так или иначе, в коммуникативной ситуации нарратива аналогом говорящего является не сам автор, а как иногда говорят, образ автора, а точнее сказать – повествователь (нарратор). Именно повествователь является тем субъектом сознания, который непосредственно воплощен в тексте и с которым имеет дело читатель. Он становится центром той системы пространственно-временных координат, которая необходима для приведения в действие разветвленного механизма дейктической (указательной; от греч. δείξις ‘указывать’, ‘показывать’) референции, заложенного в естественном языке и активно работающего в любом повествовательном тексте [Падучева 1996, стр. 202]

Итак, субъект речи, автор текста, или повествователь может быть персонифицированный – когда он является одним из персонажей текста, т.е. входит в мир текста, описывая свои переживания, свои поступки или отношение к чему-либо. Это диегетический автор, принадлежащий миру текста. С другой стороны, повествователь может быть не персонифицированный, не входящий во внутренний мир текста, проявляющий себя или как нейтральный человек, вводящий своего читателя в событие, или как оценивающий экзегетический автор, не принадлежащий миру текста.

Дифференциальные характеристики диегетического и экзегетического

Авторов.

 В качестве примеров рассмотрим два фрагмента НЗ: (а) диегетический, или персонифицированный автор; (б) экзегетический, не персонифицированный автор:

 

(а) Вы, конечно, наслышаны о том, как я жил, когда был иудеем. Я беспощадно

преследовал и уничтожал Церковь Божью. Во всем народе мне не было равных среди

моих сверстников в том, что касается нашей религии, и особенно ревностно я

придерживался отеческих приданий [Гал 1:13-15];

 

(б) Вот как родился Иисус Христос. Его мать Мария была обручена с Иосифом, но,

прежде чем они вступили в брак, обнаружилось, что Мария ждет ребенка от Духа

Святого. Иосиф, ее нареченный, как человек праведный, решил разорвать помолвку, но

тайно, чтобы не выставлять ее на позор [Мф 1:18-19].

 

Даже при поверхностном прочтении этих двух фрагментов заметна очевидная разница.

В фрагменте (а) автор вводит себя в мир своего текста:

- употребляется эгоцентрические слова Я (меня, мне, мной, о мне), МЫ (наши, нами, нам, нас, о нас);

- употребляются личные глаголы 1л. ед.числа: я жил, преследовал, уничтожал

- эксплицирует (раскрывает) свое коммуникативное намерение.

Диегетического и экзегетического авторов еще называют эксплицитным и имплицитным авторами. Эксплицитность диегетического автора заключается в его авторизированности – минимально достаточной степени открытости для своего адресата. Экзегетический автор не называет, ни коим образом не открывает себя, он присутствует в тексте имплицитно, поэтому иногда называется имплицитным [Падучева 1996, стр. 203].

Отличие экзегетического автора от диегетического, прежде всего, заключается в том, что от него не требуется раскрытия его пространственно-временной позиции в этом мире: у читателя не встает вопрос, где автор находится, когда описывает события. Для диегетического автора такая проблема есть. Например, ап. Павел по возможности старается сообщить своим адресатам некоторую информацию о себе и своих намерениях.

Еще одной особенностью экзегетического адресата является способ избранного повествования. В работах по поэтике различаются нарратив 1-го и 3-го лица. В традиционном наративе используется перволичная повествовательная форма, где рассказчиком является персонаж повествования; например:

Я , Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении

Иисуса Христа …

Я был в духе в день воскресный … . [Отк 1:9-10].

 

Однако форма 1 л. может замещаться и формой 3 л., (или наоборот) хотя такие случаи крайне редки:

Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам своим, чему

надлежит быть вскоре. И он показал, послав [оное]через Ангела своего рабу своему

Иоанну … . [Отк1:1].

 

Эгзегетический автор в текстах Св. Писания, безусловно, превалирует над диегетическим, поскольку реальному автору предоставляется возможность выбора: он может быть ограничен в своем знании или безграничен, трансцендентен. Большинство библейских авторов выступают как всезнающие, прагматически мотивированные творцы реальности текста: они знают и понимают действительность, они понимают смысл событий, произошедших в прошлом, но это не главное, – они ясно осознают чреду будущих событий, видя и понимая свое место во всей предстоящей драме человеческой истории.   

  Итак, суммируя все вышеизложенное, выделим главное: любой текст характеризуется особенностью включения в него авторского «Я». Диегетический автор включается в мир своего текста, появляется разговорный дискурс; в результате рождаются так называемые эпистолярные жанры. Экзегетический автор ощутимо отдален от мира своего текста (хотя это всего лишь литературный прием), он не принадлежит миру описываемых им предметов, сюжетов, фабул, различных деталей. Так появляются нарративные тексты. Примерами реализации эпистолярных жанров в НЗ могут быть практически все послания; к повествовательным жанрам с некоторыми оговорками можно отнести все остальное, однако имеют место и контаминации, поскольку текст Писания – это проявление жизни, которое не возможно уложить в рамки строгих лингвистических и филологических канонов. Наложение дискурсов – явление естественное, в этой связи для понимания текста и характеристики его автора необходимо выделить дискурсионную доминанту, как всего произведения, так и определенного изучаемого фрагмента. Дискурсинная доминанта, в свою очередь, всегда связана с определенным речевым жанром текста.

К нарративному дискурсу принадлежат прежде всего Евангелия, изначально представлявшие собой устную традицию, позже письменно зафиксированную. Евангелия в результате авторской (редакторской) работы, обрели определенную жанровую форму с определенными признаками. Однако говорить о типичности жанровых признаков Евангелий и соответствующей им литературе достаточно сложно, поскольку многие современные исследователи считают Евангелия – уникальным (в определенной степени неповторимым) литературным жанром, органично развившийся из устной проповеди – керигмы (от греч. κήρυγμα – ‘объявление’, ‘провозглашение’, ‘призыв’) [Ауни 2000, стр. 20]. Первичные жанры Евангелий классифицируются на основе уже известной нам жанровой доминанты: превалировании повествований (экзегетический автор) или высказываний (диегетический автор) [Там же, стр. 48]. Повествовательные (нарративные) речевые жанры включают в себя: родословные; рассказы о чудесах, совершенных Иисусом; рассказы о заявлениях Иисуса; рассказы о самом Иисусе; речения, или афоризмы; притчи; апокалиптические речения [там же, стр. 48].

Итак, рассмотрим наиболее типичные речевые жанры повествовательного (нарративного) дискурса на материале Евангелий.

Задания и вопросы по темам лекции.

1. Дайте общепринятое определение понятия «жанр» в литературоведении.

2. На каком основании можно считать, что жанр – историческое литературное явление? Дайте обоснование этого феномена историчности жанра.

3. Охарактеризуйте понятие «речевой жанр».

4. На каком основании противопоставлены первичные (атомарные) и вторичные (комплексные) речевые жанры?

5. На каком основании разграничиваются повествовательный и разговорный дискурсы?

6. На каком основании противопоставлены диегетический и экзегетический авторы?

7. На каком фундаментальном основании основывается жанровая классификация ВЗ?

8. Перечислите основные жанры Ветхого Завета.

Лекция 31 . Конструктивный прием как композиционно-образующий способ жанра.

План лекции.

1. Понятие конструктивного приема (КП)

2. Последовательное развертывание смысловых единств.

2.1. Простое перечисление.

2.2. Последовательное добавление.

2.3. Аккумуляция.

2.4. Логическое следование.

2.5. Вопросно-ответный ход.

2.6. Причинно-следственные связи.

3. Паралельное развертывание смысловых единств.

3.1. Параллелизм.

3.2. Охват, или прием рамки.

3.3. Прием контраста.

3.4. Концессия.

3.5. Напряжение (утрирование).

3.6. Прием дилеммы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь