Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Последовательное добавлениие.



Конструктивный прием последовательного добавления представляет собой разностороннюю характеризацию предмета с помощью предикативных (например, разных форм глаголов) и/или атрибутивных единиц (имен прилагательных, существительных). Особенности одного понятия объясняется в определенной последовательности с экспликацией; например:

Любовь долготерпит, милосердствует;

любовь не завидует;

любовь не превозносится, не гордиться, не бесчинствует, не ищет своего, не

раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все

покрывает, всему верит , всегда надеется, все переносит;

любовь никогда не прекращается …  [1 Кор 13: 4 – 8].

 

На конструктивном уровне это может выглядить примерно следующим образом:

 

N1 – Vf ,

N1 – Vf – Vf ,

N1 – Vf – Vf – Vf …,

N1 – Vf neg.

 

Причем компонент – это один характеризуемый предмет.

ПРИМЕР КОНТАМИНАЦИИ КП

Ведь будучи свободен от всех, я всем поработил себя, чтобы больше приобрести.

И стал для иудеев, как иудей; чтобы приобрести иудеев;

для подзаконных, как подзаконный, не будучи сам под законом, чтобы приобрести

подзаконных;

для незнающих закон, как незнающий закона, не будучи без закона пред Богом , но

подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона;

для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных

Для всех я сделался всем , чтобы спасти по крайней мере некоторых.

[1Кор 9:19 - 22].

 

Аккумуляция.

Аккумуляция является конструктивным приемом нагнетания, нагромождения, внешне как будто случайного, бессистемного перечисления фактов, событий, оценок, свойств предмета:

И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата

свеого.

И вот, приходит вестник к Иову и говорит:

волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их,

а отроков поразили острием меча;

и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще он говорил, как приходит другой и сказывает:

огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их;

и спасся только я один, чтобы возвестииь тебе.

И еще он говорил, как приходит другой и сказывает:

Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их,

а отроков поразили остреем меча;

и спасся я один, чтобы возвестить тебе.

И еще этот говорил, приходит другой и сказывает:

сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;

и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома,

и дом упал на отроков, и они умерли;

и спасся я один, чтобы возвестить тебе [Иов 1:13 - 19].

Примечание.

Примеры нагнетания см.: Мф 7:24-27; Мф 24: 6 -13

 

С помощью конструктивного приема аккумуляции может достигаться гротеск.

 

И были молнии, громы и голоса, и произошло сильное землетрясение, какого не бывало с

тех пор, как появились люди на земле. Такое землетрясение, такое великое!

И город великий развалился на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий

пришел на память Богу, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.

И все острова убежали, и гор не стало.

И град величиной с талант упал с неба на людей.

И хулили люди Бога за раны от града, потому что раны от него были тяжелыми

[Отк 16:18 – 21]

Интенсификация может быть и не простым нагромождением, а логической компрессией. Например:

 

Вы знаете, что предкам вашим было сказано: «Не убивай!»

Тот же, кто совершит убийство, должен ответить за это перед судом.

А Я говорю вам: даже тот, кто гневается на брата напрасно, должен ответить за

это перед судом; тот, кто даже скажет брату: «Дурак!» - должен ответить перед

советом; тот, кто напрасно скажет: «Отступник!» - должен ответить в огне геены

[Мф 5:21-22].

 

Продемонстрируем этот факт с помощью перевода библейского текста на ЕСМ:

Было: отнимать жизнь нельзя.

[Теперь имеет место.]

Плохо если кто-то плохо относится к кому-то (Гневается на брата напрасно, возможно не проявляя вербальную агрессию).

Хуже если кто-то говорит плохое о ком-то (Речь рассматривается как поступок, эксплицирующий явное отношение).

Очень плохо если кто-то делает чужим для своих кого-то, – это как отнять жизнь у кого-то (Речевой акт как вынесенный смертный приговор, по крайней мере, с духовной точки зрения).

 

2.4. Логическое следование.

Логическое следование как констуруктивный прием является перечислением фактов, событий, понятий, но осложненное авторским подчеркиванием самого следования друг за другом представляемых фактов, т.е. речь идет о перечислении, снабжении логическим выделением связующих элементов. Логические связи в этом случае представлены зримо (эксплицитно), они лингвистически актуализированны в рамках логического единства (ЛЕ); например:

В искушении пусть никто не говорит: меня искушает Бог (→). Ведь (←) Бог не

доступен искушению (→) злом и Сам (←) не искушает никого (→). Но (←) каждый

подвергается искушению, увлекаемый и обольщаемый собственной похотью (→).

Затем () похоть, зачав, рождает грех (→), а (←) грех, будучи совершён, порождает

смерть [Иак 1:13-15];

 

И не только это, но и хвалимся скорбями (→), зная ,что (←) скорбь вырабатывает

терпение (→), а (←) терпениеопытность (→), а (←) опытностьнадежду (→),

а (←) надежда не постыжает, потому что сердцах наших – любовь Божия

[Рим 5:3-5];

 

… потому что кого Он предузнал, тех и предопределил (→) <…> кого (←)

предопределил , тех и призвал (→), и кого (←) призвал, тех и оправдал (→), а кого (←)

оправдал , тех и прославил [Рим 8:29-30];

 

… по тому самому и вы, приложив всякое старание, проявите в вере вашей

добродетель (→), в (←) добродетелизнание (→), в (←) знанииобладание собой (→),

(←) в обладании собойтерпение (→), в (←) терпенииблагочестие (→), в (←)

благочестиибратолюбие (→), (←) в братолюбии – любовь [2Пет 1:5-7].

 

Вопросно-ответный ход.

Вопросно-ответный ход – это конструктивный прием, представляющий собой парное следование вопроса и ответа или целого ряда парных вопросов и ответов в рамках одного сверхфразового единства. Данный конструктивный прием весьма эффективен в речевых жарах объяснения, наставления, размышления; например:

Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?

- Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово

Божие.

Ведь что же ? Если некоторые неверны были, неверность их уничтожит ли верность

Божию ?

- Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и

победишь в суде Твоем».

Если же наша неправда открывает правду Бога, то что скажем ? Не будет ли Бог

несправедлив, когда проявляет гнев, (говорю по человеческому рассуждению )?

- Никак.

Ведь иначе как Богу судить мир? [Рим 3:1 - 6];

 

Ибо поскольку между вами ревность и ссоры,

не плотские ли вы и не по человечеству ли поступаете ?

Ведь когда кто говорит: я – Павлов, а другой – я Аполлосов, то не люди ли вы?

Итак, кто такие Аполлос, и кто такой Павел ?

Служители, через которых вы уверовали, и каждый, как ему дал Господь [1 Кор 3:3 – 5];

 

Итак, я говорю: неужели Бог отверг народ Свой?

Отнюдь нет.

Ибо и я Израильтянин от семени Авраамова, колена Вениаминова.

Не отверг Бог народ Свой, который он предузнал.

Или вы не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии?

Как он обвиняет Израиль перед Богом: Господи, пророков твоих они убили,

жертвенники Твои разрушили, и я осталься один и ищут душу мою.

Но что говорит ему Божий ответ?

Я соблюл себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом.

Так же точно в нынешнее время есть по избранию благодати остаток.

Если же благодатью, то уже не по делам,

потому что иначе благодать уже перестает быть благодатью.

Что же?

Чего ищет Израиль, того он не достиг [Рим 11:1 - 4].

 

Данный конструктивный прием часто использовался в кинической диатрибе которая могла содержать повторяющийся вопрос: «Разве вы не знаете …?» [Рим 3: 1 – 4:12; 1 Кор 6:2 - 19]. Выходя на улицы и площади, странствующие киники несли свою философию всем желающим, но прежде всего простым людям. Их ненавязчивая – изначально простая гомилия – отличалась живой, эмоционально окрашенной разговорной речью, которая призывала слушателей к максимальной простоте жизни. Путем крайней бережливости киники учили людей быть независимыми от внешних обстоятельств, тем самым достигая истинного счастья, путем возвращения к природе (собственно слово «киник» означает «подобный собаке») [Мецгер 2011, стр. 68]. «Похороните меня, – сказал Диоген, – лицом вниз, ибо скоро все перевернется наоборот».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь