Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общее представление о керигме в Новом Завете.
Речевой жанр проповеди – основополагающий жанр Нового Завета. Земное служение Иисуса Христа постоянно характеризуется евангельскими авторами как служение проповеди. Под влиянием проповеди проходят все обращения, описанные в Книге Деяний. Посредством проповеди распространяет Благую весть ап. Павел. Ап. Иоанн связывает «действие Духа» проявляющуюся посредством слова. В послани Иакова и в Первом послании Петра духовное возрождение представлено как действие проповедуемого слова. Слово «проповедь» является переводом греческого κηρύγμα «керигма» (слово производное от глагола κηρύσσω ‘проповедовать’, ‘провозглашать’; соответственно κηρύξ ‘проповедник’, ‘глашатый’), которое переводится как ‘провозглашение, объявление, провозвестие’; ‘проповедь посредством глашатая, посланного Богом’ [Bauer, William, Wilbur 1979, стр. 430 – 431]. Ближайшим синонимом греческого слова «керигма» в греческом языке Нового Завета является слово εὐαγγέλιον (евангелион) ‘проповедь, провозглашение, объявление доброй (благой) вести’; ‘особый жанр раннехристианской литературы, повествующий о жизни, смерти и воскресении Иисуса из Назарета’ [Там же: стр. 317-318]. Информацию о генезисе христианской проповеди мы находим, прежде всего, в текстах Священного Писания НЗ. Слово «евангелион» было важным термином для апостола Павла: это имя существительное встречается у него 52 раза, а глагол εὐαγγελίζομαι, который произошел от данного существительного, – 19 раз. Евангелия как литературные произведения не имеют точных аналогов в древности. Они обнаруживают различные степени литературного синкретизма, прежде всего эллинистического и еврейского, поэтому особенно за последние двести лет выдвигалось несколько гипотез о жанровых формах Евангелий. Основных гипотез три: Евангелия как расширенная проповедь (керигма); Евангелия как биография Иисуса и, наименее популярная, – Евангелия как собрание текстов для богослужения [Ауни 2000, стр. 20]. Остановимся на наиболее распространенной гипотезе Евангелий как расширенной проповеди. Евангелие от Марка, считающееся самым ранним евангелием, начинается словами: Начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божьего (Ἀρχὴ τοῦ εὐαγγελίου Ἰησοῦ Χριστοῦ [υἱοῦ θεοῦ]) [Мк 1:1]. Такое начало и многие другие фрагменты древних Евангельских текстов привели многих ученых к выводу, что этот уникальный литературный жанр органично развился из устной керигмы. Уникальность формы этого Евангелия объясняется предположением, что оно представляет собой литературное выражение устной проповеди первых христиан. Несмотря на то, что не сохранилось ни одной ранней христианской проповеди, первоначальную керигму можно реконструировать, опираясь на свидетельства Посланий апостола Павла и Деяний апостолов.
§3. Керигма Иисуса. Все три синоптических Евангелия описывают служение Иисуса как проповедь «Евангелия Бога»; «Евангелия Царства»; «благовестие о Царстве Бога»:
Μετὰ δὲ τὸ παραδοθῆναι τὸν Ἰωάννην ἦλθεν ὁ Ἰησοῦς εἰς τὴν Γαλιλαίαν κηρύσσων τὸ εὐαγγέλιον τοῦ θεοῦ καὶ λέγων ὅτι Πεπλήρωται ὁ καιρὸς καὶ ἤγγικεν ἡ βασιλεία τοῦ θεοῦ· μετανοεῖτε καὶ πιστεύετε ἐν τῷ εὐαγγελίῳ После того как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Бога и говоря: «Исполнились сроки и близко Царство Бога» [Мк 1:14 – 15];
Καὶ περιῆγεν ἐν ὅλῃ τῇ Γαλιλαίᾳ, διδάσκων ἐν ταῖς συναγωγαῖς αὐτῶν καὶ κηρύσσων τὸ εὐαγγέλιον τῆς βασιλείας καὶ θεραπεύων πᾶσαν νόσον καὶ πᾶσαν μαλακίαν ἐν τῷ λαῷ И ходил Иисус по всей Галилеи, уча в собраниях их и проповедуя Евангелие Царства и исцеляя всякую болезнь среди народа [Мф 4:23, 9:35];
ὁ δὲ εἶπεν πρὸς αὐτοὺς ὅτι Καὶ ταῖς ἑτέραις πόλεσιν εὐαγγελίσασθαί με δεῖ τὴν βασιλείαν τοῦ θεοῦ, ὅτι ἐπὶ τοῦτο ἀπεστάλην Он же сказал им: «И другим городам Я должен благовествовать о Царстве Бога, потому что для этого Я послан» [Лк 4:43, 8:1, 16:16].
Во всех случаях очевидно, что ключевым словосочетанием является ἡ βασιλεία τοῦ θεοῦ – ‘Царство Бога’:
Πεπλήρωται ὁ καιρὸς καὶ ἤγγικεν ἡ βασιλεία τοῦ θεοῦ· μετανοεῖτε καὶ πιστεύετε ἐν τῷ εὐαγγελίῳ Пришло время и приблизилось Царство Бога! Покайтесь и уверуйте в Евангелие [Мк 1:15; Мф 10:7; Лк 21:31].
В данном контексте понятие «Царство Бога» подразумевает явное вмешательство Бога в человеческую историю и Его правление, которое завершит историю этого мира как это понимают христиане. Все завершится судом [Мф 10:15; Лк 10:12; Мф 24: 37 – 44; Лк 17:26 – 36]. Царство близко, уже «при дверях». Оно настанет при жизни того поколения, которому принадлежит Сам Иисус:
Ἀπὸ δὲ τῆς συκῆς μάθετε τὴν παραβολήν· ὅταν ἤδη ὁ κλάδος αὐτῆς ἁπαλὸς γένηται καὶ ἐκφύῃ τὰ φύλλα, γινώσκετε ὅτι ἐγγὺς τὸ θέρος ἐστίν А образом да будет вам смоковница: когда ветвь ее уже становится мягкой и пускает листья, вы понимаете, что близко лето. Так и вы, когда увидите, что это сбывается, знайте, что близко, при дверях [Мк13:28 – 30; Мф 10:23].
Именно по этому блаженны «нищие», ведь именно они принадлежат грядущему Царству, где Бог исправит все допущенные людьми несправедливости:
καὶ ἀποκριθεὶς ὁ Ἰησοῦς εἶπεν αὐτοῖς, Πορευθέντες ἀπαγγείλατε Ἰωάννῃ ἃ ἀκούετε καὶ βλέπετε· τυφλοὶ ἀναβλέπουσιν καὶ χωλοὶ περιπατοῦσιν, λεπροὶ καθαρίζονται καὶ κωφοὶ ἀκούουσιν, καὶ νεκροὶ ἐγείρονται καὶ πτωχοὶ εὐαγγελίζονται· И ответил им Иисус: «Пойдите, возвестите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые восстают и нищим благовествуется» [Мф 11:4 - 5; Лк 4:18, 7:22, ].
Именно поэтому ученики Иисуса должны молиться:
ἐλθέτω ἡ βασιλεία σου· Да приидет Царство Твое! [Мф 6:10; Лк 11:2].
Ожидание непосредственно близкого наступления Царства Бога было неотъемлемой частью керигмы Иисуса, в случае если этого не учитывать, теряется уникальная особенность Его провозвестия – Царство Бога уже устанавливается и расширяется посредством Его служения. Согласно синоптическим Евангелиям Иисус провозглашал, что эсхатологическое правление Бога уже осуществляется в Его собственных словах и делах. Сбывается долгожданная мессианская эра, эсхатологические чаяния наконец получают свое подтверждение:
ὑμῶν δὲ μακάριοι οἱ ὀφθαλμοὶ ὅτι βλέπουσιν, καὶ τὰ ὦτα ὑμῶν ὅτι ἀκούουσιν. ἀμὴν γὰρ λέγω ὑμῖν ὅτι πολλοὶ προφῆται καὶ δίκαιοι ἐπεθύμησαν ἰδεῖν ἃ βλέπετε καὶ οὐκ εἶδαν, καὶ ἀκοῦσαι ἃ ἀκούετε καὶ οὐκ ἤκουσαν Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат. Ведь истинно говорю вам: «Многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видете, но не увидели, и слышать то, что вы слышали, но не услышали» [Мф 13: 16 – 17; Лк 10: 23 – 24].
В определенном смысле Царство Бога уже присутствовало среди слушателей и учеников Иисуса Христа [Лк 17:21]; «сковывание Сатаны» ожидалось в конце века, но Иисус провозгласил, что Сатана уже пораженный враг [Мк 3:27; Лк 10:18]; власть Иисуса над нечистыми духами, проявлявшаяся в изгнании бесов, также была доказательством мощи распространения Царства [Мф 12:28; Лк 11:20]. Итак, в проповеди Иисуса присутствует как мотив уже сбывшегося ожидания Царства Бога, так и тема скорого, но еще не происшедшего его осуществления («уже, еще нет». Жизнь людей в Царстве Бога не возможна без полноценного осмысленного покаяния. Призывы к покаянию и вере в проповедях Иисуса выглядят радикально и бескомпромисно [Мф 11:21; Лк 10:13; Мф 12:41; Лк 11:32; Лк 13:3 – 5, 15: 7 – 10, 16:30]: Οὐαί σοι, Χοραζίν· οὐαί σοι, Βηθσαϊδά· ὅτι εἰ ἐν Τύρῳ καὶ Σιδῶνι ἐγένοντο αἱ δυνάμεις αἱ γενόμεναι ἐν ὑμῖν, πάλαι ἂν ἐν σάκκῳ καὶ σποδῷ μετενόησαν Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне совершились чудеса, совершившиеся в вас, то давно бы они в рубище и пепле покаялись [Мф 11:21; Лк 10:13];
ἄνδρες Νινευῖται ἀναστήσονται ἐν τῇ κρίσει μετὰ τῆς γενεᾶς ταύτης καὶ κατακρινοῦσιν αὐτήν· ὅτι μετενόησαν εἰς τὸ κήρυγμα Ἰωνᾶ, καὶ ἰδοὺ πλεῖον Ἰωνᾶ ὧδε Люди Ниневии восстанут во время суда вместе с родом этим, и осудят его, потому что они покаялись от проповеди Ионы. И вот, здесь больше, чем Иона [Лк 11:32].
От Своих последователей Иисус ожидает полного пересмотра иерархии жизненных ценностей и послушания в вере. Возможно именно поэтому Христос требует от своих последователей стать как дети [Мф 18:3; Мк 10:15; Лк 18:17]. Состояние ребенка – это состояние полной зависимости от его родителей, так и подлиный христианин должен быть полностью открытым для Бога и послушным Ему. Иисус восхваляет веру, посредством которой человек обретает спасение, делая человека целостной сущностью [Мк 5:34, 10:52; Мф 8:10; Лк 7:9; Мф 15:28; Лк 7:50, 17:19]:
ὁ δὲ εἶπεν αὐτῇ, Θυγάτηρ, ἡ πίστις σου σέσωκέν σε· ὕπαγε εἰς εἰρήνην, καὶ ἴσθι ὑγιὴς ἀπὸ τῆς μάστιγός σου Он же сказал ей: «Дочь моя, вера твоя спасла тебя! Иди с миром и будь здорова, избавившись от недуга своего» [Мк 5:34];
οὐχ εὑρέθησαν ὑποστρέψαντες δοῦναι δόξαν τῷ θεῷ εἰ μὴ ὁ ἀλλογενὴς οὗτος; 19 καὶ εἶπεν αὐτῷ, Ἀναστὰς πορεύου· ἡ πίστις σου σέσωκέν σε Не нашлось никого, кто возвратился бы, чтобы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника? И сказал ему: «Иди! Вера товоя спасла тебя» [Лк 17:18-19].
Надо отметить, что Сам Иисус в синоптических Евангелиях нигде не требует веры в Него Самого, такое требование содержится только в Ев. от Иоанна:
Μὴ ταρασσέσθω ὑμῶν ἡ καρδία· πιστεύετε εἰς τὸν θεόν, καὶ εἰς ἐμὲ πιστεύετε Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Меня веруйте [Ин 14:1].
Вера в провозвестие Иисуса гарантировало каждому человеку участие в эсхатологическом Царстве Бога и его благословениях. Эти благословения включали прощение и принятие:
καὶ ἰδὼν ὁ Ἰησοῦς τὴν πίστιν αὐτῶν λέγει τῷ παραλυτικῷ, Τέκνον, ἀφίενταί σου αἱ ἁμαρτίαι И увидев веру их, сказал Иисус парализоваанному: «Дитя, прощаютя грехи твои!» [Мк 2:5];
οὗ χάριν, λέγω σοι, ἀφέωνται αἱ ἁμαρτίαι αὐτῆς αἱ πολλαί, ὅτι ἠγάπησεν πολύ· ᾧ δὲ ὀλίγον ἀφίεται, ὀλίγον ἀγαπᾷ Поэтому говорю тебе: «Прощены грехи ее многи за то, что она возлюбила много» [Лк 7: 47]. Обещания содержатся в нескольких притчах; например, в притче «Об огромном долге и немилосердном должнике» [Мф 18:23 – 35]; «О двух должниках» [Лк 7: 41 - 43]; «О мытаре и фарисее» [Лк 18: 9 – 14]; «О блудном сыне» [Лк 15: 11 - 32]. В заключение отметим этическую сторону проповеди Иисуса. Морально-этическая сторона жизни древнего Израиля обусловливалась как написанным Законом Моисея, так и устным Законом (Устной Торой, возможно, в большей степени). Весть Иисуса простая, но революционная. Он выражает требование Бога радикально пересмотреть свою жизнь человеком, достигая словом проповеди истоков самых скрытых человеческих побуждений и мотивов:
εἰ δὲ ὁ ὀφθαλμός σου ὁ δεξιὸς σκανδαλίζει σε, ἔξελε αὐτὸν καὶ βάλε ἀπὸ σοῦ· συμφέρει γάρ σοι ἵνα ἀπόληται ἓν τῶν μελῶν σου καὶ μὴ ὅλον τὸ σῶμά σου βληθῇ εἰς γέενναν. καὶ εἰ ἡ δεξιά σου χεὶρ σκανδαλίζει σε, ἔκκοψον αὐτὴν καὶ βάλε ἀπὸ σοῦ· συμφέρει γάρ σοι ἵνα ἀπόληται ἓν τῶν μελῶν σου καὶ μὴ ὅλον τὸ σῶμά σου εἰς γέενναν ἀπέλθῃ Если же глаз твой правый соблазняет тебя, вырви его и брось от себя. Ведь лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было брошено в геену. И если правая рука твоя соблазняет тебя, отруби ее и брось от себя, ведь лучше тебе, чтобы погиб один из членов товоих, а не все тело твое пошло в геену огненную [Мф 5:29 - 30].
Следовательно, жить лишь на уровне формального выполнения правил и предписаний – значит отвергнуть требования Самого Бога. В то же время Иисус практически все требования Бога Он сводит к одному слову: «Возлюби!». Первая и величайшая из всех заповедей: «Возлюби Бога всем существом твоим и ближнего твоего как самого себя» [Мк 12: 28 - 31]. Все, что мешает проявлению этой любви, будь то даже сам Закон, подлежит упразднению [Мф 5: 38 - 48]. Итак характерными чертами проповеди Иисуса являются: 1) возвещение Царства Божьего, его близости и частичного присутствия (Сам Иисус видит Себя в роли инструмента эсхатологического провозвестия Царства); 2) призыв к покаянию и вере, выражающий требования Бога перед лицом грядущего эсхатологического Царства; 3) обещание прощения и участия в миссианском торжестве грядущего Царства, этической стороной которого является заповедь любви [Данн 1997, стр. 56].
§4. Керигма в книге Деяния Апостолов. Если Сам Господь Иисус Христос в Своих проповедях возвещал грядущее эсхатологическое Царство Бога, то проповеди изложенные в Кн. Деян. Апостолов возвещают Личность Иисуса. Иисус становится Спасителем и содержанием апостольской керигмы. Возвещающий превратился в возвещаемое [Данн 1997, стр. 57]. Принципиальным сосредоточением апостольской проповеди стало событие воскресения Иисуса, – именно это событие – кульминационный момент любой проповеди кн. Деян. Апостолов, адресованной как иудеям, так и язычникам [Деян 2: 24 – 32; 4: 1 – 2; 10 : 40 – 41, 13: 30 – 37, 17:18, 30 – 31]:
Λαλούντων δὲ αὐτῶν πρὸς τὸν λαὸν ἐπέστησαν αὐτοῖς οἱ ἱερεῖς καὶ ὁ στρατηγὸς τοῦ ἱεροῦ καὶ οἱ Σαδδουκαῖοι, διαπονούμενοι διὰ τὸ διδάσκειν αὐτοὺς τὸν λαὸν καὶ καταγγέλλειν ἐν τῷ Ἰησοῦ τὴν ἀνάστασιν τὴν ἐκ νεκρῶν А пока они говорили народу, приступили к ним священники и начальники храмовой стражи и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и возвещают в Иисусе воскресение из мертвых [Деян 4: 1 – 2];
τοὺς μὲν οὖν χρόνους τῆς ἀγνοίας ὑπεριδὼν ὁ θεὸς τὰ νῦν παραγγέλλει τοῖς ἀνθρώποις πάντας πανταχοῦ μετανοεῖν, καθότι ἔστησεν ἡμέραν ἐν ᾗ μέλλει κρίνειν τὴν οἰκουμένην ἐν δικαιοσύνῃ ἐν ἀνδρὶ ᾧ ὥρισεν, πίστιν παρασχὼν πᾶσιν ἀναστήσας αὐτὸν ἐκ νεκρῶν Поэтому, оставив без внимания времена неведения, Бог теперь возвещает людям, чтобы они покаялись. Ибо Он определил день, когда бует судить вселенную по праведности, через Мужа, Которого он поставил, удостоверив всех, воскресив Его из мертвых [Деян 17: 30 – 31].
С другой стороны, в проповедях Кн. Деяний не обнаруживается интереса к поиску исторических фактов жизни Иисуса. О Его земном служении почти не упоминается (единственные ссылки – 2: 22 и 10: 36 – 39). Еще более удивительно, что проповеди в Кн. Деяний содержат мало информациии об учении Иисуса [8:12; 14:22; 19:8; 20:25, 35; 28:23, 31]. Проповеди Кн. Деяняний настолько сосредоточены на воскресении Спасителя, что в них отсутствует богословское осмысление смерти Иисуса [2: 23, 36; 3: 13 – 15; 4:10; 5:30; 7:52; 10:39; 13: 27 - 27]. Привычные фразы для павловых посланий «Иисус умер за нас …» или «Иисус умер за грехи наши … » отсутствуют у Луки, что позволяет сделать вывод, что автор не задумывается о спасительности жертвенной смерти. Его смерть упоминается лишь как факт сам по себе, при этом подчеркивается ответственность иудеев за нее. Несколько аллюзий на кн. Исаии и Второзаконие, когда Иисус видится Страдальцем, связаны с мотивом оправдания, следующего за страданиями, а не заместительной жертвы [3: 13, 26; 4:27 – 30; 8:30 - 35]. Подобную роль играет и кн. Второзаконие 21: 22 – 23 (ср. 13:29):
ἀποκριθεὶς δὲ Πέτρος καὶ οἱ ἀπόστολοι εἶπαν, Πειθαρχεῖν δεῖ θεῷ μᾶλλον ἢ ἀνθρώποις. ὁ θεὸς τῶν πατέρων ἡμῶν ἤγειρεν Ἰησοῦν, ὃν ὑμεῖς διεχειρίσασθε κρεμάσαντες ἐπὶ ξύλου· τοῦτον ὁ θεὸς ἀρχηγὸν καὶ σωτῆρα ὕψωσεν τῇ δεξιᾷ αὐτοῦ, δοῦναι μετάνοιαν τῷ Ἰσραὴλ καὶ ἄφεσιν ἁμαρτιῶν. καὶ ἡμεῖς ἐσμεν μάρτυρες τῶν ῥημάτων τούτων, καὶ τὸ πνεῦμα τὸ ἅγιον ὃ ἔδωκεν ὁ θεὸς τοῖς πειθαρχοῦσιν αὐτῷ Но Петр и апостолы сказали: «Повиноваться должно Богу больше, чем людям. Бог отцов наших воздвиг Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его Бог вознес десницей Своей, как Начальника и Спасителя, чтобы дать Израилю покаяние и отпущение грехов. И мы свидетели тому, и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» [Деян 5:29 - 32];
καὶ ἡμεῖς μάρτυρες πάντων ὧν ἐποίησεν ἔν τε τῇ χώρᾳ τῶν Ἰουδαίων καὶ Ἰερουσαλήμ· ὃν καὶ ἀνεῖλαν κρεμάσαντες ἐπὶ ξύλου И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме. Его они убили, повесив на древе [Деян 10:39].
В отличие от синоптических Евангелий в Кн. Деяний отсутствует понятие переживания сыновства, которое имело весомую значимость как для Иисуса [см. особенно: Мк 14:36; Лк 11:2; Мф 6:9; Мф 11:25 – 26; Лк 10:21], так и для ап. Павла, донесшего до нас арамейскую молитву древних церквей и некое ощущение глубины их опыта сыновства [Данн 1997, стр. 59]. Рассматривая проповедь об Иисусе явно ощущается элемент субординационализма. Вся деятельность Иисуса Христа – служение, воскресение, вознесение и т.д. – в приписывается Богу-Отцу, лишь изредка Иисус становиться самостоятельным субъектом действия.; например [2:22, 32; 3:26; 5:30-31; 10:38,40]:
ὁ θεὸς τῶν πατέρων ἡμῶν ἤγειρεν Ἰησοῦν, ὃν ὑμεῖς διεχειρίσασθε κρεμάσαντες ἐπὶ ξύλου· τοῦτον ὁ θεὸς ἀρχηγὸν καὶ σωτῆρα ὕψωσεν τῇ δεξιᾷ αὐτοῦ, δοῦναι μετάνοιαν τῷ Ἰσραὴλ καὶ ἄφεσιν ἁμαρτιῶν Бог отцов наших воздвиг Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его Бог воздвиг десницей Своей, как Начальника и Спасителя, чтобы дать Израилю покаяние и отпущение грехов [Деян 5:30-31].
Упоминание о парусии (втором пришествии Иисуса Христа), показывает Бога посылающим Христа:
μετανοήσατε οὖν καὶ ἐπιστρέψατε εἰς τὸ ἐξαλειφθῆναι ὑμῶν τὰς ἁμαρτίας, ὅπως ἂν ἔλθωσιν καιροὶ ἀναψύξεως ἀπὸ προσώπου τοῦ κυρίου καὶ ἀποστείλῃ τὸν προκεχειρισμένον ὑμῖν Χριστόν, Ἰησοῦν Итак покайтесь и обратитесь, чтобы изглажены были ваши грехи, чтобы пришли времена прохлады от лица Господа, и чтобы послал Он предназначенного вам Христа Иисуса [Деян 3:19 - 20].
Представляя Иисуса как Судью, Лука недвусмысленно сообщает своему читателю, что Бог определил Его на такое служение (Иисус даже не назван по имени): καὶ παρήγγειλεν ἡμῖν κηρύξαι τῷ λαῷ καὶ διαμαρτύρασθαι ὅτι οὗτός ἐστιν ὁ ὡρισμένος ὑπὸ τοῦ θεοῦ κριτὴς ζώντων καὶ νεκρῶν И Он повелел нам возвещать народу и засвидетельствовать, что Он поставленный Богом Судья живых и мертвых [Деян 10:42];
καθότι ἔστησεν ἡμέραν ἐν ᾗ μέλλει κρίνειν τὴν οἰκουμένην ἐν δικαιοσύνῃ ἐν ἀνδρὶ ᾧ ὥρισεν, πίστιν παρασχὼν πᾶσιν ἀναστήσας αὐτὸν ἐκ νεκρῶν Ибо Он определил день, когда будет судить вселенную по праведности через Мужа, Которого Он поставил, удостоверив всех, воскресением из мертвых [Деян 17:31].
В некоторых проповедях евангелист Лука представляет Иисуса как Сына усыновленного Богом-Отцом, поскольку именно воскресение придает Иисусу новый статус Сына, Мессии и Господа:
ἀσφαλῶς οὖν γινωσκέτω πᾶς οἶκος Ἰσραὴλ ὅτι καὶ κύριον αὐτὸν καὶ Χριστὸν ἐποίησεν ὁ θεός, τοῦτον τὸν Ἰησοῦν ὃν ὑμεῖς ἐσταυρώσατε Итак твердо знай, весь дом Израилев, что и Господом и Христом сделала Бог Того Иисуса, Которого распяли [Деян 2:36];
καὶ ἡμεῖς ὑμᾶς εὐαγγελιζόμεθα τὴν πρὸς τοὺς πατέρας ἐπαγγελίαν γενομένην, ὅτι ταύτην ὁ θεὸς ἐκπεπλήρωκεν τοῖς τέκνοις ἡμῖν ἀναστήσας Ἰησοῦν, ὡς καὶ ἐν τῷ ψαλμῷ γέγραπται τῷ δευτέρῳ, Υἱός μου εἶ σύ, ἐγὼ σήμερον γεγέννηκά σε. И мы вам радостно сообщаем о том, что было дано отцам в обещании, что Бог его исполнил для нас, их детей, воскресив Иисуса, как и написано в псалме втором: «Сын Мой – Ты. Я ныне родил тебя» [Деян 13:32-33].
Это вполне согласуется с другими, вероятно древними формами керигмы:
περὶ τοῦ υἱοῦ αὐτοῦ τοῦ γενομένου ἐκ σπέρματος Δαυὶδ κατὰ σάρκα, τοῦ ὁρισθέντος υἱοῦ θεοῦ ἐν δυνάμει κατὰ πνεῦμα ἁγιωσύνης ἐξ ἀναστάσεως νεκρῶν, Ἰησοῦ Χριστοῦ τοῦ κυρίου ἡμῶν О Сыне Своем, родившемся от семени Давида по плоти, поставленным Сыном Божиим в силе по духу святости в воскресении из мертвых, об Иисусе Христе, Господе нашем [Рим 1: 3 - 4];
Οὕτως καὶ ὁ Χριστὸς οὐχ ἑαυτὸν ἐδόξασεν γενηθῆναι ἀρχιερέα, ἀλλ’ ὁ λαλήσας πρὸς αὐτόν, Υἱός μου εἶ σύ, ἐγὼ σήμερον γεγέννηκά σε· Так и Христос не Сам прославил себя, став Первосвященником, Сказавший Ему: «Ты – Сын мой Я ныне родил Тебя» [Евр 5:5].
Однако такое представление явно расходится с представлениями о Христе-Пантократоре, который встречается в поздних посланиях ап. Павла и кн. Откровение. Как и проповедь Иисуса, проповеди персонажей Кн. Деяние всегда завершаются призывом к покаянию [2:38; 3:19, 26; 14:15; 17:30; 26:20]. Однако у Луки звучит призыв к вере именно в Господа Иисуса Христа [Деян 2:44; 4:32; 5:14; 10:43; 13:12, 39, 48; 16:31], что резко отличает керигму Кн. Деяний от керигмы Иисуса Христа:
Πέτρος δὲ πρὸς αὐτούς, Μετανοήσατε, καὶ βαπτισθήτω ἕκαστος ὑμῶν ἐπὶ τῷ ὀνόματι Ἰησοῦ Χριστοῦ εἰς ἄφεσιν τῶν ἁμαρτιῶν ὑμῶν, καὶ λήμψεσθε τὴν δωρεὰν τοῦ ἁγίου πνεύματος· А Петр сказал им: «Покайтесь! И да креститься каждый из вас во имя Иисуса Христа для отпущения грехов ваших, и вы получите дар Святого Духа!» [Деян 2:38];
μετανοήσατε οὖν καὶ ἐπιστρέψατε εἰς τὸ ἐξαλειφθῆναι ὑμῶν τὰς ἁμαρτίας … Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы изглажены были грехи ваши …! [Деян 3:19]
В Кн. Деяний явно прослеживаются причинно следственные связи, отсутствующие у других новозаветных авторов: вера в Иисуса Христа в ряде случаев становится результатом совершенных чудес [5:14-15; 9:42; 13:12; 19:17-18]:
μᾶλλον δὲ προσετίθεντο πιστεύοντες τῷ κυρίῳ πλήθη ἀνδρῶν τε καὶ γυναικῶν, ὥστε καὶ εἰς τὰς πλατείας ἐκφέρειν τοὺς ἀσθενεῖς καὶ τιθέναι ἐπὶ κλιναρίων καὶ κραβάττων, ἵνα ἐρχομένου Πέτρου κἂν ἡ σκιὰ ἐπισκιάσῃ τινὶ αὐτῶν И все больше прибавлялось верующих в Господа, множество мужчин и женщин, так что на улицы выносили больных и клали на подстилках и кроватях, чтобы, когда Петр проходил, хотя бы тень его осенила кого-нибудь из них [Деян 5:14-15].
Хотя отметим, что в целом другие авторы НЗ негативно относятся к пропагандистскому использованию чудес, более того Иисус намеренно скрывал свои сверхъестественные дела [Мк 8:11-12; Мф12:38-39; Лк 11: 16-29; Ин 2:23-25; 20:29; 2Кор 13:3-4]. Проповедь с обещанием будущих благ, соединяющая в себе призыв к покаянию и вере, в Кн. Деяний дает осознание слушателю прощение (спасение) [2:38; 3:19; 5:31-32; 10:43; 13:38-39; 26:18], спасение [2:21; 4:12; 11:14; 13:26; 16:31], и/или дар Духа [2:38; 3:19; 5:32; 19:1-6]:
Πέτρος δὲ πρὸς αὐτούς, Μετανοήσατε, καὶ βαπτισθήτω ἕκαστος ὑμῶν ἐπὶ τῷ ὀνόματι Ἰησοῦ Χριστοῦ εἰς ἄφεσιν τῶν ἁμαρτιῶν ὑμῶν, καὶ λήμψεσθε τὴν δωρεὰν τοῦ ἁγίου πνεύματος· А Петр им сказал: «Покайтесь! И да креститься каждый из вас во имя Иисуса Христа для отпущения грехов ваших, и вы получите дар Святого Духа!» [Деян 2:38];
καὶ ἔσται πᾶς ὃς ἐὰν ἐπικαλέσηται τὸ ὄνομα κυρίου σωθήσεται И будет так: любой, кто призовет имя Господне, спасется! [Деян 2:21].
Итак, основными тематическими компонентами керигмы Кн. Деяний являются: 1) проповедь воскресения Иисуса; 2) призыв к ответу на эту проповедь, то есть к покаянию и вере в Самого Господа и Спасителя Иисуса Христа; 3) обещание прощения, спасения и дара Духа (Святого Духа), тем кото ответил на призыв керигмы [Данн 1997, стр. 61] .
§5. Керигма Павла. До сего момента материал для исследования керигмы брался практически полностью из текстов Евангелий и Кн. Деяний Апостолов, что соответствовало логике построения данного пособия-исследования (поскольку здесь рассматриваются первичные речевые жанры повествовательного дискурса), однако керигма ап. Павла в большинстве своем изложена в его посланиях, что подталкивает нас рассмотреть проповедь Павла в разделе эпистолярных жанров. Но в дидактических целях и в плане удобства для читателя мы рассмотрим керигму ап. Павла в разделе повествовательного дискурса, для того чтобы сохранить целостность и логичность представлений о керигме в Новом Завете. раздела «Керигма в Новом Завете. Итак, ап. Павел проповедовал об Иисусе и его керигму в полной мере можно назвать христоцентричной. Проповедь Павла по своему духу очень близка к проповедям благовестников Кн. Деяний. В конце концов и сам Павел является важнейшим персонажем данной книги. Из керигматических и вероисповедальных формул, используемых Павлом, видно, что воскресший Спаситель Иисус Христос занимал главное место в его благовестии [Рим 1:3-4, 4:24-25; 8:34; 10:9; 1Кор 15:3-11; 1Фес10:9]. Как в Кн. Деяний исторический Иисус в проповедях Павла не эксплицирован. Ап. Павел не пользуется материалом преданий (устной традиции), включая материал проповеди Самого Иисуса, по крайней мере в явном виде, но факт смерти Иисуса на Голофском кресте в провозвестии Павла имеет гораздо большее значение, чем в Кн. Деяний [Рим 3:24-25, 4:25; 1Кор 1:23, 2:2, 15:3, 2Кор 5:14-21; Гал 3:1]: [] []
Тексты 1 Фес 1:10 и 2 Фес 2:5 убедительно доказывают, что непосредственная близость парусии была неотьемлемой частью, стимулирующей миссионерскую деятельность апостола, по крайней мере, в течение первой её половины: [1Фес 1:10]; [2Фес 2:5 – 7].
Однако наиболее характерные и отличительные черты керигмы Павла – это акцент на темах об Иисусе как Господе и превознесенном Христе как представителе нового человечества: [1Кор 15:20-23]; [1Кор 15: 45-49].
Покаяние и обращение для ап. Павла означает вступление в союз со Христом [Рим 6:3; 1Кор 12:13; Гал 2:19-20; Кол 3: 1, 3]: []; [].
Верующие христиане составляют Тело Христа []; все что они не делают, делают «во Христе», «в Господе» (эти предложно-падежные сочетания более 160 раз встречаются в Павловых посланиях). Сущность христианства для апостола – находиться со Христом в самых близких отношения, постоянно ощущать Его присутствие в своей жизни, что достигается сохранением веры, основанной на даре благодати, даре Духа [Рим 3: 21-5:21; Гал 2:16 – 4:7] [].
В керигме Павла, как и у Иисуса, присутствует внутренне напряжение между «уже» и «еще нет», между ожиданием и исполнением. Вера в воскресение Иисуса как событие уже состоявшееся и опыт жизни в Духе (в Духе Христовом) уже дарованном создают эсхатологическое напряжение в сознании верующих. Напряжение остро выражается в борьбе между «плотью» и «духом» [Рим 8:12-14; Гал 5:16-17], в непрекращающейся брани между «ветхой» и «новой природой» [Рим 7:22-25; Ефс 4:22-24; Клс 3:5-10]: [] []
В послании Галатам Павел пишет не менее чем о трех направлениях благовестия. Первое, его собственное благовестие язычникам «необрезанным»: [Гал 2:7]. Он провозглашает свободу от проклятия Закона и говорит о пути праведности вне Закона: [Гал 2:16-5:12]. Свое провозвестие ап. Павел характеризует как «благовестие для необрезанных», потому что хочет его отделить от других направлений благовестия: [Гал 3:1-14]. Второе благовестие – для иудеев «для обрезанных», представленное «столпами апостолов» во главе с Петром, сосредоточившим свое служение в Иерусалиме: Но, наоборот, увидев, что мне вверено евангелие для необрезанных, как Петру для обрезанных содействовал и мне у язычников. И узнав о милости, данной мне, Иаков и Кифа, и Иоанн, которые были почиаемыми столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им – к обрезанным [Гал 2:7-8].
Павел считает эту иудейскую версию благовестия законной формой христианского миссионерского служения проповедью. Однако, существовало законническое правое крыло палистинских церквей, которое противостояло свободной от Закона миссии язычникам. Это им принадлежит «иное благовествование», на которое Павел обрушивается в полном негодовании: [Гал 1:6-9]. Не вполне понятно, отрицал ли ап. Павел христианский статус этого третьего благовестия, но его суждения о попытках так называемых «иудействующих» навязать другим свое понимание Евангелия вполне ясны, – это путь рабства, это не Благая Весть; те, кто проповедуют это евангелие (или псевдоевангелие) – лжебратья, потому что они урезают полноту истины; лучше бы они кастрировали самих себя: [2:4-5]; [5:12]. Столь же яростную атаку ап. Павел обрушивает на псевдоевангелистов и в послании Коринфянам: [2Кор 11:13].
Суммируя послания ап. Павла следует сказать, что у апостола не было стандартного образца, или неизменной схемы (композиции) Евангельской керигмы. Общим является то, что любое провозвестие всегда сводилось к свидетельству о смерти Иисуса и утверждению Его воскресения, на чем он всегда настаивает:
[1Кор 15:3-8].
В случае обнаружения разнообразия верований относительно того, произойдет или не произойдет всеобщее воскресение [1Кор 15:12], что является ценральным сотериологическим вопросом в его керигме, Павел не объявляет своих оппонентов отступниками или еритиками, но достаточно резко и категорично выдвигает противоположные аргументы по этому вопросу: [15:12 - 57].
Ап. Павел принимает разнообразие верований относительно крещения [1Кор 1: 10 -16; 15:29]. Он не настаивает на знании истины в последней инстанции и на законности только своего взгляда, вместо этого он просто снижает значение обряда крещения: проповедь Евангелия – вот, что действительно крайне важно, а не ритуальное омовение: Ибо не послал меня Христос крестить, но благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднен был крест Христа [1Кор 1:17].
Возможно, в 1Кор 10: 1-12 Павел приводит аргументы против магического подхода к ритуалу крещения, в 1Кор 15:29 он как будто, но осуждает веру в заместительное крещение за мертвых; напротив, даже использует эту практику как аргумент для защиты веры в воскресение: Я не хочу, чтобы вы были в неведении, братья, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море, и все были крещены, в облаке и в море … [1Кор 10: 1-12];
Потому что, иначе, что будут делать те, которые принимают крещение за мертвых? Если мертвые вообще не восстают, почему же принимают крещение за них? [1Кор 15:29].
Первое послание Коринфянам демонстрирует нам жизнь одной из ранних христианских общин, где есть место напряжению и контрасту, различным верованиям, разным духовным практикам и ритуалам, но все это – во имя Христа [1Кор 1: 11-12, 3:1-4, 4:6-21 и т.п.]. Указания на подобные разногласия встречаются и в Посланиях Фессалоникийцам [1Фсл 5:19-22; 2Фсл 2:2, 3:14 - 15], Римлянам [14:1- 4, 16:17-18], Филиппийцам [1:15-18, 3:2, 12-19], Колосянам [2:8, 16-23]. Все это ярко показывает, что образ единой недилимой, монолитной ранней христианской церкви принадлежит скорее к области догматического желаемого, нежели подлинной исторической реальности [Данн 1997, стр. 64]. Крайне интересно в посланиях ап. Павла выглядит развитие его богословия, реализованного в проповеди. Самым ярким примером такой динамики является эсхатологическая ориентация Павла. В Первом и Втором посланиях Фесалоникийцам близость парусии представляется апостолом абсолютно очевидной. Парусия для апостола и его подопечных в Фессалониках составляла важный (а может быть и важнейший) элемент провозвестия [1Фес 1:9-10, 4:13-18; 2Фес 2:5]. Такое же настроение ощущается в Коринфской общине [1Кор 7:29-31, 15:51-52]. Но в позже в своем послании Филиппийцам Павел уже всерьез считается с вероятностью своей смерти прежде парусии:
Ибо я знаю, что это мне послужит ко спасению по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, при напряженном ожидании и надежде моей, что я ни в чем не буду посрамлен, но со всяким дерзновением, как всегда, так и теперь, будет возвеличен Христос в теле моем, будь то жизнью, будь то смертью [Флп 1:19-24].
В послании Колоссянам эсхатологический фокус из будущего смещается в прошлое. Если в посл. Римлянам Павел мыслит о воскресении со Христом как нечто еще предстоящее: Ведь если мы оказались соединены с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем соединены и подобием воскресения [Рим 6:5]; Если же Дух Того, Кто воздвиг Иисуса из мертвых, живет в вас, то Воздвигший из мертвых Христа Иисуса оживотворит и смертные тела ваши Духом Своим, живущим в вас [Рим 8:11];
то, в посл. Колоссянам воскресение со Христом – это факт уже совершившийся:
συνταφέντες αὐτῷ ἐν τῷ βαπτισμῷ, ἐν ᾧ καὶ συνηγέρθητε διὰ τῆς πίστεως τῆς ἐνεργείας τοῦ θεοῦ τοῦ ἐγείραντος αὐτὸν ἐκ νεκρῶν· Погребенные с Ним в крещении, в котором вы и воскрешены были с Ним через веру в действие Бога, воздвигшего Его из мертвых [Клс 2:12]; Итак, если вы были воскрешены со Христом, ищите горнего, где Христос сидит по правую сторону Бога [Клс 3:1].
Это уже не просто разные способы грамматического выражения одной и той же вести в разных обстоятельствах (в первом случае – глаголы употреблены в футуруме, а во-втором в аористе), слишком ясно и последовательно выглядит направление и динамика мысли Павла. Изменения в сознании апостола произошли радикальные: от напряженных эсхатологических чаяний, от парусии, близость которой возвещалась столь определенно, что обращенные Павлом относились к смерти как к пощечине, к ясному осознанию того, что некоторые умрут прежде парусии, и сам Павел в этом случае также не исключение [Данн 1997, стр. 65]. Итак, в заключение необходимо отметить, что внутри самого Нового Завет, даже внутри посланий ап. Павла существуют разные керигмы, которые, на первый взгляд, даже могут казаться несовместимыми, однако это результат динамически развивающегося богословия, которое пытается описать противоречивую человеческую жизнь честно во всех ее иногда кажущихся противоречиях.
§6. Керигма Иоанна. Цель Евангелия от Иоанна и, как следствие, керигмы ап. Иоанна – стимулировать веру: Много и других знамений сотворил Иисус перед учениками своими, о которых не написано в книге этой. Об этих же написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий и, чтобы веруя, имели жизнь во Имя Его [Ин 20: 30 - 31]. Вера – единственное, что требуется от человека, если он хочет на личном опыте познать «жизнь во имя Христа». Здесь следует отметить, что в Ев. от Иоанна нигде не говориться о покаянии. Вера для Иоанна означает прнятие утверждения, что «Иисус есть Христос Сын Божий» [6:69; 8:24; 11:27; 16:27; 20:31; 1Ин 5:1,5] и доверять этому Иисусу [1:12; 3:16; 6:29; 11:25-26; 17:20; 1Ин 5:10]:
Οὐ περὶ τούτων δὲ ἐρωτῶ μόνον, ἀλλὰ καὶ περὶ τῶν πιστευόντων διὰ τοῦ λόγου αὐτῶν εἰς ἐμέ ἵνα πάντες ἓν ὦσιν, καθὼς σύ, πάτερ, ἐν ἐμοὶ κἀγὼ ἐν σοί, ἵνα καὶ αὐτοὶ ἐν ἡμῖν ὦσιν, ἵνα ὁ κόσμος πιστεύῃ ὅτι σύ με ἀπέστειλας И не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их, чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я – в Тебе, чтобы они в Нас были, чтобы верил мир, что Ты послал Меня [Ин 17:20-21]; ὁ πιστεύων εἰς τὸν υἱὸν τοῦ θεοῦ ἔχει τὴν μαρτυρίαν ἐν αὑτῷ· ὁ μὴ πιστεύων τῷ θεῷ ψεύστην πεποίηκεν αὐτόν, ὅτι οὐ πεπίστευκεν εἰς τὴν μαρτυρίαν ἣν μεμαρτύρηκεν ὁ θεὸς περὶ τοῦ υἱοῦ αὐτοῦ Верующий в Сына Божьего имеет свидетельство в самом себе. Не верящий Богу сделал Его лжецом, потому что не поверил в свидетельство, которым Бого засвидетельствовал о Сыне Своем [1Ин 5:10].
Характерно для Иоанна также употребление глагола «знать» (56 раз) в качестве близкого синонима глагола «верить»:
καὶ νῦν οἶδα ὅτι ὅσα ἂν αἰτήσῃ τὸν θεὸν δώσει σοι ὁ θεός. λέγει αὐτῇ ὁ Ἰησοῦς, Ἀναστήσεται ὁ ἀδελφός σου. λέγει αὐτῷ ἡ Μάρθα, Οἶδα ὅτι ἀναστήσεται ἐν τῇ ἀναστάσει ἐν τῇ ἐσχάτῃ ἡμέρᾳ. И сказала тогда Марфа Иисусу: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог. Говорит ей Иисус: «Воскреснет брат твой». Говорит Ему Марфа: «Знаю, что воскреснет в восересение, в последний день» [Ин 11:22-24].
Чтобы понять керигматическое утверждение Иоанна «Иисус есть Христос, Сын Божий», необходимо рассмотреть его представление Иисуса Христа в Евангелии. Отметим две основные особенности керигмы Иоанна. Первая особенность – отождествления автором четвертого Евангелия исторического Иисуса и Иисуса превознесенного, воссевшего одеснуя Отца Своего Небесного. Иначе говоря, земного Иисуса в свете славы превознесенного Христа, ведь зачастую диалог учеников Иисуса и Самого Христа в этом евангеии выглядит как разговор Спасителя уже какбы выполнившего свою мисиию. В первой же главе Ев. от Иоанна присутствует целый перечень христологических титулов: Агнец Бога, Мессия, Сын Бога, Царь Израиля, Сын Человеческий, в то время как в синоптических Евангелиях эти титулы Иисуса встречаются лишь значительно позднее:
Τῇ ἐπαύριον βλέπει τὸν Ἰησοῦν ἐρχόμενον πρὸς αὐτόν, καὶ λέγει, Ἴδε ὁ ἀμνὸς τοῦ θεοῦ ὁ αἴρων τὴν ἁμαρτίαν τοῦ κόσμου На другой день видит он (Иоанн Креститель) Иисуса, идущего к нему, и говорит: «Вот, Агнец Божий , Который берет грех мира» [Ин 1: - 29, 36];
κἀγὼ ἑώρακα, καὶ μεμαρτύρηκα ὅτι οὗτός ἐστιν ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ И увидел и засвидетельствовал, что Он (Иисус) есть Сын Божий [Ин 1: - 34];
εὑρίσκει οὗτος πρῶτον τὸν ἀδελφὸν τὸν ἴδιον Σίμωνα καὶ λέγει αὐτῷ, Εὑρήκαμεν τὸν Μεσσίαν [ὅ ἐστιν μεθερμηνευόμενον Χριστός]· Первым находит он брата своего, Симона, и говорит ему: «Мы нашли Мессию, что в переводе означает «Христос» [Ин 1: - 41];
ἀπεκρίθη αὐτῷ Ναθαναήλ, Ῥαββί, σὺ εἶ ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ, σὺ βασιλεὺς εἶ τοῦ Ἰσραήλ Ответил ему Нафанаил: «Раввиˊ! Ты – Сын Божий» [Ин 1: - 49].
Знаменитые утверждения, начинающиеся словами «Я есмь …», показывают поразительное самосознание Иисуса [6:35; 8:12; 10:7,11; 11:25; 14:6; 15:1] и, в особенности, осознание Своего предсуществования, с которым мы регулярно встречаемся в четвертом Евангелии [3:13; 6:38; 8:38, 58; 10:36; 17:5,24]:
καὶ οὐδεὶς ἀναβέβηκεν εἰς τὸν οὐρανὸν εἰ μὴ ὁ ἐκ τοῦ οὐρανοῦ καταβάς, ὁ υἱὸς τοῦ ἀνθρώπου И никто еще не восходил на Небо, только с Неба Сошедший, Сын Человеческий, Сущий на Небесах [Ин 3: 13];
Εἶπον οὖν πρὸς αὐτόν, Κύριε, πάντοτε δὸς ἡμῖν τὸν ἄρτον τοῦτον. εἶπεν αὐτοῖς ὁ Ἰησοῦς, Ἐγώ εἰμι ὁ ἄρτος τῆς ζωῆς· ὁ ἐρχόμενος πρός με οὐ μὴ πεινάσῃ, καὶ ὁ πιστεύων εἰς ἐμὲ οὐ μὴ διψήσει πώποτε Тогда сказали они Ему: «Господи! Давай нам всегда этот хлеб». Сказал им Иисус: Я есть хлеб жизни . Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать во век [Ин 6 : 34 – 35];
Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон, потому что Я сошел с неба не для того, чтобы творить волю Свою, но волю Пославшего Меня [Ин 6: 37 -38]; καὶ νῦν δόξασόν με σύ, πάτερ, παρὰ σεαυτῷ τῇ δόξῃ ᾗ εἶχον πρὸ τοῦ τὸν κόσμον εἶναι παρὰ σοί <…> Πάτερ, ὃ δέδωκάς μοι, θέλω ἵνα ὅπου εἰμὶ ἐγὼ κἀκεῖνοι ὦσιν μετ’ ἐμοῦ, ἵνα θεωρῶσιν τὴν δόξαν τὴν ἐμὴν ἣν δέδωκάς μοι, ὅτι ἠγάπησάς με πρὸ καταβολῆς κόσμου
И теперь прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого, славой, которую Я имел, когда мира еще не было, у Тебя <…> Отче! То, что Ты дал Мне, хочу, чтобы где Я, и они были со Мной! Да увидят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира [Ин 17: 5, 24].
Все это свидетельствует о том, что Евангелист Иоанн не ставит перед собой задачу воспроизвести земного, исторического Иисуса, но рассматривает своего Спасителя во славе, подобающей Ему, благодаря Его жертвенной смерти и победному воскресению, однако уже проявляющейся в Его земной жизни и служении [1:14; 2:11; 11:4; 12:23; 13:31; 17:5]:
Καὶ ὁ λόγος σὰρξ ἐγένετο καὶ ἐσκήνωσεν ἐν ἡμῖν, καὶ ἐθεασάμεθα τὴν δόξαν αὐτοῦ, δόξαν ὡς μονογενοῦς παρὰ πατρός, πλήρης χάριτος καὶ ἀληθείας И Слово стало плотью и обитало с нами, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины [Ин 1:14];
ἀκούσας δὲ ὁ Ἰησοῦς εἶπεν, Αὕτη ἡ ἀσθένεια οὐκ ἔστιν πρὸς θάνατον ἀλλ’ ὑπὲρ τῆς δόξης τοῦ θεοῦ, ἵνα δοξασθῇ ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ δι’ αὐτῆς Услышав это, Иисус сказал: «Болезнь эта не к смерти, но во славу Божью, чтобы прославлен был Сын Божий через нее» [Ин 11: 4];
καὶ νῦν δόξασόν με σύ, πάτερ, παρὰ σεαυτῷ τῇ δόξῃ ᾗ εἶχον πρὸ τοῦ τὸν κόσμον εἶναι παρὰ σοί Теперь прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого, славой, которую Я имел, когда мира еще не было, у Тебя [Ин 17:5].
Вторая особенность в сравнении с Кн. Деяний и посл. Павла – более сильный акцент на исторической реальности земной жизни Иисуса. Это, несомненно, связанно прежде всего с растущим влиянием нарождающегося гностицизма и с его угрозой христианским общинам. Частная форма гностицизма, распространенная во времена Иоанна, известна как докетизм. Поскольку с позиций гностического дуализма материя, плоть и телестность считались злом, привеженцы докетизма отрицали, что Христос как Искупитель, мог в той или иной степени воспринять телестность, т.е. материально воплотиться. Человеческая телестность Иисуса, с их точки зрения, была только кажущейся. Поэтому евангелист Иоанн подчеркивает реальную человечность Иисуса:
Ταῦτα εἰπὼν ὁ Ἰησοῦς ἐταράχθη τῷ πνεύματι καὶ ἐμαρτύρησεν καὶ εἶπεν, Ἀμὴν ἀμὴν λέγω ὑμῖν ὅτι εἷς ἐξ ὑμῶν παραδώσει με И сказав это, Иисус смутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: «Истинно, истинно говорю вам: “Один из вас предаст Меня”» [Ин 13:21].
Все это говорит о том, что в конце I-го века различные духовные учения и резко меняющиеся обстоятельства играли большую роль в формировании раннего христианского богословия и соответствующим образом влияли на Евангельскую керигму. Вера в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий, ведет к жизни. Это еще одна важная и характерная тема Ев. от Иоанна. Слова ‘жить,’ ‘жизнь’ употребляются у Иоанна в Евангелии и посланиях 96 раз (в Кн. Деяния, например, 20 раз). Понятие «прощение», «оправдание» и «спасение» Иоанн использует крайне редко. Обещание жизни евангелист тесно связывает с Духом [4:10-14; 6:63; 7:38-39; 20:22], а его речи о сопребывании со Христом верующих и в верующих [6:56; 14:18-23; 15:4-7; 1Ин 2:27-28; 3:24; 4:12-16] вполне гармонизируются с высказываниями ап. Павла о единении со Христом, хотя Иоанн говорит о более личных, индивидуальных отношениях со Спасителем:
τὸ πνεῦμά ἐστιν τὸ ζῳοποιοῦν, ἡ σὰρξ οὐκ ὠφελεῖ οὐδέν· τὰ ῥήματα ἃ ἐγὼ λελάληκα ὑμῖν πνεῦμά ἐστιν καὶ ζωή ἐστιν Дух животворит, плоть же не приносит никакой пользы. Слова, которые Я сказал вам, – дух и жизнь [Ин 6:63].
Характерной чертой керигмы Иоанна ялвяется неумолимая категоричность, с которой апостол преподносит выбор между жизнью и смертью. Если слушатель или читатель выбирает жизнь, он мгновенно переходит от смерти к жизни, оставляя смерть и суд позади [3:16; 5:24; 11:25-26; 1Ин 3:14; 5:12]. Конструктивный прием контраста весьма типичен для Ев. от Иоанна: свет и тьма, зрение и слепота, истина и ложь, дух и плоть – типичные бинарные опозиции, использованные в Евангелии [1:5; 3:6, 19-21; 6:63, 8:12, 44-45; 9:39-41 и мн. т.п.]:
καὶ τὸ φῶς ἐν τῇ σκοτίᾳ φαίνει, καὶ ἡ σκοτία αὐτὸ οὐ κατέλαβεν И свет во тьме светит, и тьма не объяла его [Ин 1:5];
Ἀμὴν ἀμὴν λέγω ὑμῖν ὅτι ὁ τὸν λόγον μου ἀκούων καὶ πιστεύων τῷ πέμψαντί με ἔχει ζωὴν αἰώνιον, καὶ εἰς κρίσιν οὐκ ἔρχεται ἀλλὰ μεταβέβηκεν ἐκ τοῦ θανάτου εἰς τὴν ζωήν Истинно, истинно говорю вам: «Слушающий слово Мое и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь» [Ин 5: 24];
Πάλιν οὖν αὐτοῖς ἐλάλησεν ὁ Ἰησοῦς λέγων, Ἐγώ εἰμι τὸ φῶς τοῦ κόσμου· ὁ ἀκολουθῶν ἐμοὶ οὐ μὴ περιπατήσῃ ἐν τῇ σκοτίᾳ, ἀλλ’ ἕξει τὸ φῶς τῆς ζωῆς Итак, снова говорит им Иисус: «Я – свет миру, Тот, кто следует за Мной, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» [Ин 8: 12].
Лекция . Ранние христианские символы веры, или вероисповедные формулы в |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы