Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иисус – Мессия (Иисус есть Христос).



Греческое слово «Христос» (Χριστός) – перевод еврейского слова «Машиах» (‏מָשִׁיחַ‏‎,), то есть «помазанник». Изначально так назывался человек, помазанный священным маслом (елеем), например, первосвященник [Лев 4:3, 5, 16] или царь [2 Цар 1:14, 16]. В в конце ветхозаветного периода титул «Мессия» обрел особенный смысл: его стали применять к идеальному правителю, помазанному Самим Богом, т.е. имеющего особую силу и благодать Духа Божьего, для того, чтобы тот мог избавить Израиль от всякого внешнего угнетения и установить идеальное праведное царство [Дан 9:26 – 27]. В межзаветный период различные иудейские секты разрабатывали различные концепции еврейского мессианства, в результате чего те обрели большое многообразие.

Итак, слово «Христос», или Мессия (Помазанник) без сомнения является титулом. Конечно, с течением времени языковым сознанием многих христиан это слово стало восприниматься как личное имя Спасителя, однако такое восприятие не имеет ничего общего с ранним христианским дискурсом; например:

 

εἶπεν αὐτῇ ὁ Ἰησοῦς, Ἐγώ εἰμι ἡ ἀνάστασις καὶ ἡ ζωή· ὁ πιστεύων εἰς ἐμὲ κἂν ἀποθάνῃ

ζήσεται, καὶ πᾶς ὁ ζῶν καὶ πιστεύων εἰς ἐμὲ οὐ μὴ ἀποθάνῃ εἰς τὸν αἰῶνα· πιστεύεις τοῦτο; λέγει

αὐτῷ, Ναί, κύριε· ἐγὼ πεπίστευκα ὅτι σὺ εἶ ὁ Χριστὸς ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ ὁ εἰς τὸν κόσμον ἐρχόμενος

Иисус сказал ей (Марфе): «Я – воскресение и жизнь. Верующий в Меня, если и умрет,

оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет во век. Веришь ли в это?»

Говорит она (Марфа) Ему: «Да, Господи! И поверила и верю, что Ты – Христос, Сын Бога,

пришедший в мир» [Ин 11:25 – 27].

 

При чтении Нового Завета обнаруживается, что слово «Христос» встречается в нем 55 раз в четырех Евангелиях и 474 раза в остальных текстах [Мецгер 2006, стр. 165]. Это свидетельствует о том, что первые христиане достаточно часто использовали этот титул применительно к Иисусу Христу, однако Сам Иисус употребляет его достаточно редко по отношению к Себе. Из семи употреблений у Ев. Марка только три из них относятся к Спасителю [9:41, 12:35, 13:21], причем Сам Иисус не называет Себя мессией. Матфей, Лука и Иоанн также редко употребляют этот титул в отношении Иисуса, и также как и в Ев. от Марка Иисус практически не называет себя Мессией (некоторое исключение представляют собой Мф 23:10; два речения Воскресшего Спасителя в Лк 24:26, 46 и Ин 17:3). Вероятно, это связано с политическим подтекстом данного титула.

История этого раннего христианского символа веры на протяжении I  века прослеживается без затруднений. По существу оно восходит ко времени жизни Самого Иисуса. Решающее доказательство тому дают обстоятельства Его смерти, поскольку определенно можно утверждать, что Иисус был предан смерти из-за претензии на роль мессии как человек, представлявший политическую угрозу для существующей власти [Данн 1997, стр. 81]. Рассмотрим несколько новозаветных фрагментов, подтверждающих данное утверждение:

 

καὶ ἦν ἡ ἐπιγραφὴ τῆς αἰτίας αὐτοῦ ἐπιγεγραμμένη, Ὁ βασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων

И была табличка с надписью вины Его: «Царь Иудейский» [Мк 15:26];

 

καὶ ἐπέθηκαν ἐπάνω τῆς κεφαλῆς αὐτοῦ τὴν αἰτίαν αὐτοῦ γεγραμμένην· Οὗτός ἐστιν Ἰησοῦς ὁ

βασιλεῦς τῶν Ἰουδαίων

И поставили над головой Его табличку с надписью вины Его: Это – Иисус, Царь

Иудейский [Мф 27:37];

 

ἦν δὲ καὶ ἐπιγραφὴ ἐπ’ αὐτῷ, Ὁ βασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων οὗτος

Была же табличка с надписью над Ним письмом греческим, римским и еврейским: Это –

Царь Иудейский [Лк 23:38];

 

ἔγραψεν δὲ καὶ τίτλον ὁ Πιλᾶτος καὶ ἔθηκεν ἐπὶ τοῦ σταυροῦ· ἦν δὲ γεγραμμένον, Ἰησοῦς ὁ

Ναζωραῖος ὁ βασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων

И сделал Пилат надпись на доске и прибил на кресте. Было же написано: Иисус Назорей,

Царь Иудейский [Ин 19:19].

 

Политико-националистическая коннотация титула «Христос» прослеживается в исповедании Петра и дальнейшем запрещении Иисуса говорить об этом окружающим людям, дабы избежать возможной народной смуты:

 

καὶ αὐτὸς ἐπηρώτα αὐτούς, Ὑμεῖς δὲ τίνα με λέγετε εἶναι; ἀποκριθεὶς ὁ Πέτρος λέγει αὐτῷ, Σὺ

εἶ ὁ Χριστός. καὶ ἐπετίμησεν αὐτοῖς ἵνα μηδενὶ λέγωσιν περὶ αὐτοῦ

И Он спрашивал их: «А вы за кого меня почитаете?» И отвечает Ему Петр: «Ты –

Христос». И строго наказал им никому не говорить о Нем [Мк 8:29 – 30; Мф 16:16].

 

Сдержанное отношение Иисуса к данному титулу вполне логично, поскольку Его миссия заключалась не в политическом переустройстве Израиля, а духовном обновлении Своего народа, и, в конечном счете, спасении всего человечества, которое было достигнуто величайшей жертвой Сына Божьего. Этот факт оказался чудовищным барьером для принятия Голгофской жертвы ортодоксальными иудеями. Как им возможно было поверить, что Тот, Кто должен править миром оказался поруганным, униженным и казненным? В этом контексте становятся понятны слова ап. Павла: «Христос распятый … для иудеев соблазн» [1Кор 1:23]. Но именно это абсурдное утверждение для иудеев становится ключевой идеей христианства, и не просто идеей, а фактом способным привести любого человека ко спасению. Именно поэтому рождается образ страдающего Мессии, который на основе Писаний обосновывается ранними христианскими проповедниками и благовестниками [Деян 3:18, 17:2-3, 18:28, 26:23; 1Кор 15:3]. Евангелист Лука недвусмысленно указывает, что образ страдающего Мессии в Писании (в ВЗ) был важнейшим элементом развивающегося самосознания первых христиан:

 

καὶ αὐτὸς εἶπεν πρὸς αὐτούς, Ὦ ἀνόητοι καὶ βραδεῖς τῇ καρδίᾳ τοῦ πιστεύειν ἐπὶ πᾶσιν οἷς

ἐλάλησαν οἱ προφῆται· οὐχὶ ταῦτα ἔδει παθεῖν τὸν Χριστὸν καὶ εἰσελθεῖν εἰς τὴν δόξαν

αὐτοῦ; καὶ ἀρξάμενος ἀπὸ Μωϋσέως καὶ ἀπὸ πάντων τῶν προφητῶν διερμήνευσεν αὐτοῖς ἐν

πάσαις ταῖς γραφαῖς τὰ περὶ ἑαυτοῦ

И Он (Иисус) сказал им: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы поверить в

то, что сказали пророки! Не это ли надлежало претерпеть Христу и войти в славу

Свою?!» И, начав от Моисея и от всех пророков, истолковывал им во всех Писаниях то,

что относится к Нему [Лк 24: 25 - 27].

 

Существует предположение, что высказывание «Иисус – Мессия» ключевая формула для иудеохристиан. Другими словами говоря, любой иудей способный сказать – «Иисус есть Христос» – становился христианином [Деян 2:31-32, 3:18, 5:42, 8:5, 9:22,18:5, 28]:

 

πᾶσάν τε ἡμέραν ἐν τῷ ἱερῷ καὶ κατ’ οἶκον οὐκ ἐπαύοντο διδάσκοντες καὶ εὐαγγελιζόμενοι τὸν

Χριστόν , Ἰησοῦν

И каждый день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать о Христе

Иисусе [Деян 5:42];

 

Σαῦλος δὲ μᾶλλον ἐνεδυναμοῦτο καὶ συνέχυννεν [τοὺς] Ἰουδαίους τοὺς κατοικοῦντας ἐν

Δαμασκῷ, συμβιβάζων ὅτι οὗτός ἐστιν ὁ Χριστός

Савл же все больше укреплялся и приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске,

доказывая, что это Христос [Деян 9:22];

 

Ὡς δὲ κατῆλθον ἀπὸ τῆς Μακεδονίας ὅ τε Σίλας καὶ ὁ Τιμόθεος, συνείχετο τῷ λόγῳ ὁ Παῦλος,

διαμαρτυρόμενος τοῖς Ἰουδαίοις εἶναι τὸν Χριστόν , Ἰησοῦν

Когда же пришли из Македонии Сила и Тимофей, Павел активно свидетельствовал

Иудеям, что Иисус есть Христос [Деян 18:5].

 

Отношение ап. Павла к титулу заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку для него слово «Христос» уже не титул, который нуждается в обосновании. Жизнь со Христом и во Христе, который везде и всегда незримо присутствует с апостолом приводит к тому, что для него имя «Иисус» и титул «Христос» уже практически синонимы:

 

παρέδωκα γὰρ ὑμῖν ἐν πρώτοις, ὃ καὶ παρέλαβον, ὅτι Χριστὸς ἀπέθανεν ὑπὲρ τῶν ἁμαρτιῶν ἡμῶν

κατὰ τὰς γραφάς

Ведь я передал вам, во-первых, то, что и принял: Христос умер за грехи наши по Писаниям

[1Кор 15:3].

 

Кроме того, похоже, что в павловых посланиях вырабатывается более полная вероисповедная формула: «Христос умер за нас, но был воскрешен (воскрес)» [Рим 4:24-25, 8:34, 14:9; 1Кор 15:3-5, 13:4, 1 Фес 4:14]:

 

τίς ὁ κατακρινῶν; Χριστὸς [Ἰησοῦς] ὁ ἀποθανών, μᾶλλον δὲ ἐγερθείς, ὃς καί ἐστιν ἐν δεξιᾷ τοῦ

θεοῦ, ὃς καὶ ἐντυγχάνει ὑπὲρ ἡμῶν

Кто осудит нас? Христос умерший, но и восставший? Он, Который и ходатайствует за

нас [Рим 8:34];

 

παρέδωκα γὰρ ὑμῖν ἐν πρώτοις, ὃ καὶ παρέλαβον, ὅτι Χριστὸς ἀπέθανεν ὑπὲρ τῶν ἁμαρτιῶν ἡμῶν

κατὰ τὰς γραφάς, 4 καὶ ὅτι ἐτάφη, καὶ ὅτι ἐγήγερται τῇ ἡμέρᾳ τῇ τρίτῃ κατὰ τὰς γραφάς

Ибо я передал вам то, что и принял: что Христос умер за грехи наши по Писаниям, и что

Он был погребен, и что возвигнут в третий день по Писаниям [1Кор 15:3-4];

 

εἰ γὰρ πιστεύομεν ὅτι Ἰησοῦς ἀπέθανεν καὶ ἀνέστη, οὕτως καὶ ὁ θεὸς τοὺς κοιμηθέντας διὰ τοῦ

Ἰησοῦ ἄξει σὺν αὐτῷ

Ибо если верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведет

через Иисуса с Ним [1Фес 4:14].

 

За пределами Палестины исповедание «Иисус есть Христос» далеко не всегда было понятно христианам из языческой среды в силу плохого знания еврейской культуры и Ветхого Завета, но для христиан-иудеев это высказывание становилось проверочным тестом на наличие или отсутствие истинной веры, поскольку примерно с середины 80 – х годов иудеохристиане были поставлены перед необходимостью решительного выбора: или согласиться с новой реальностью, или быть отлученными от синагоги. Это один из факторов, оказавших влияние на формирование посланий Иоанна [Данн 1997, стр. 84- 85]:

 

Τίς ἐστιν ὁ ψεύστης εἰ μὴ ὁ ἀρνούμενος ὅτι Ἰησοῦς οὐκ ἔστιν ὁ Χριστός; οὗτός ἐστιν ὁ

ἀντίχριστος, ὁ ἀρνούμενος τὸν πατέρα καὶ τὸν υἱόν

Кто лжец, если не тот, кто отрицает, что Иисус есть Христос?

[1Ин 2:22];

 

Πᾶς ὁ πιστεύων ὅτι Ἰησοῦς ἐστιν ὁ Χριστὸς ἐκ τοῦ θεοῦ γεγέννηται, καὶ πᾶς ὁ ἀγαπῶν τὸν

γεννήσαντα ἀγαπᾷ [καὶ] τὸν γεγεννημένον ἐξ αὐτοῦ

Всякий верующий, что Иисус есть Христос – от Бога рожден. И всякий, любящий

Родившего, любит рожденного от Него [1Ин 5:1].

 

Для синагоги утверждение «Иисус есть Христос» стало свидетельством ереси:

 

ταῦτα εἶπαν οἱ γονεῖς αὐτοῦ ὅτι ἐφοβοῦντο τοὺς Ἰουδαίους, ἤδη γὰρ συνετέθειντο οἱ Ἰουδαῖοι

ἵνα ἐάν τις αὐτὸν ὁμολογήσῃ Χριστόν, ἀποσυνάγωγος γένηται

Это сказали родители его (слепорожденного), потому что боялись иудеев, поскольку

иудеи уже договорились между собой: если кто исповедует Его (Иисуса) Христом, будет

отлучен от синагоги [Ин 9:22].

 

Другими словами говоря, там, где конфронтация между иудаизмом и христианством проявлялась во всей полноте, именно свидетельство, что Иисус есть Христос становилось «лакмусовой бумажкой» обнаруживающей наличие или отсутствие христианских убеждений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь