Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иисус – Господь и Спаситель.



«Иисус (Христос) – Господь» (Ἰησοῦς Χριστὸς κύριος [ἐστιν]) – это несомненно главное исповедание веры для ап. Павла и его окружения. В посланиях апостола этот титул употребляется 230 раз, становясь центральным местом павловой керигмы  [Мецгер 2006, стр. ; Данн 1997, стр. 90]. Однако в Римской империи эти титулы уже были закреплены за самим императором обусловливая «полимический параллелизм» между ранним христианским богословием и имперской идеологией [Сергиенко 2016 стр. 164]:

 

οὐ γὰρ ἑαυτοὺς κηρύσσομεν ἀλλὰ Ἰησοῦν Χριστὸν κύριον, ἑαυτοὺς δὲ δούλους ὑμῶν διὰ Ἰησοῦν

Ведь мы не себя проповедуем, а Иисуса Христа, Господа, а себя как рабов ваших ради

Иисуса [2Кор 4:5];

 

Ὡς οὖν παρελάβετε τὸν Χριστὸν Ἰησοῦν τὸν κύριον, ἐν αὐτῷ περιπατεῖτε

Поэтому, как вы приняли Христа Иисуса Господом, на этом стойте [Кол 2:6];

 

διὸ καὶ ὁ θεὸς αὐτὸν ὑπερύψωσεν καὶ ἐχαρίσατο αὐτῷ τὸ ὄνομα τὸ ὑπὲρ πᾶν ὄνομα, ἵνα ἐν τῷ

ὀνόματι Ἰησοῦ πᾶν γόνυ κάμψῃ ἐπουρανίων καὶ ἐπιγείων καὶ καταχθονίων, καὶ πᾶσα γλῶσσα

ἐξομολογήσεται ὅτι κύριος Ἰησοῦς Χριστὸς εἰς δόξαν θεοῦ πατρός

 

Поэтому и Бог превознес Его и даровал Ему имя выше любого имени, чтобы Имени Иисуса

преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних жителей, и всякий язык

исповедовал, что Господь – Иисус Христос – во славу Бога Отца [Флп 2: 9 – 11].

 

Искреннее признание Иисуса Господом и прилюдное исповедание Его таким образом для апостола Павла фактически является актом спасения, знаком обращения в веру, или инициацией. Человек способный склониться перед Иисусом Господом становится причастным к Духу Божьему:

 

ὅτι ἐὰν ὁμολογήσῃς ἐν τῷ στόματί σου κύριον Ἰησοῦν, καὶ πιστεύσῃς ἐν τῇ καρδίᾳ σου ὅτι ὁ

θεὸς αὐτὸν ἤγειρεν ἐκ νεκρῶν, σωθήσῃ

Ибо если исповедуешь устами своими Иисуса Господом и уверуешь сердцем, что Бог

воздвиг Его из мертвых, будешь спасен  [Рим 10:9];

 

διὸ γνωρίζω ὑμῖν ὅτι οὐδεὶς ἐν πνεύματι θεοῦ λαλῶν λέγει, Ἀνάθεμα Ἰησοῦς, καὶ οὐδεὶς δύναται

εἰπεῖν, Κύριος Ἰησοῦς, εἰ μὴ ἐν πνεύματι ἁγίῳ

Поэтому объявляю вам, что никто, говорящий Духом Божьим, не может сказать:

«Господь Иисус, если не иначе как Духом Святым» [1Кор 12:3].

 

Важное значение и большую ценность представляет собой призыв на арамейском языке «Маранафа», где «мара(н)» является эквивалентом слова кюриос (κύριος):

 

εἴ τις οὐ φιλεῖ τὸν κύριον, ἤτω ἀνάθεμα. Μαρανα θα. ἡ χάρις τοῦ κυρίου Ἰησοῦ μεθ’ ὑμῶν

Если кто не любит Господа, да будет анафема! Благодать Господа Иисуса да пребудет

с вами! [1Кор 16:22-23].

Сложность истолкования титула «Господь» связано с достаточно большим количеством лексико-семантических вариантов (ЛСВ). Слово κύριος можно перевести и как ‘господь’, и как ‘господин’. Спектр употребления слова настолько велик, что аксиологическая градация может быть от простого обращения к неизвестному человеку, до почтительного обращения к учителю или судье, до наименования Самого Бога [Данн 1997, стр. 90]. По отношению к Спасителю со стороны его учеников и окружения, похоже, этот термин прошел все вышеперечисленные ЛСВ.

В Евангелиях «От Матфея» и «От Луки» все окружающие обращаются к Иисусу как к Господу. В повествовании Матфея это обращения связанно приемущественно в контексте рассказов о чудесах [Мф 8:2, 6, 8, 25; 9:28; 14:28, 30 и т.п.]:

 

καὶ ἰδοὺ λεπρὸς προσελθὼν προσεκύνει αὐτῷ λέγων, Κύριε, ἐὰν θέλῃς δύνασαί με καθαρίσαι

И вот, прокаженный подошел и, кланяясь Ему, говорит: «Господи! Если хочешь, можешь

меня очистить» [Мф 8:2];

 

ἀποκριθεὶς δὲ αὐτῷ ὁ Πέτρος εἶπεν, Κύριε, εἰ σὺ εἶ, κέλευσόν με ἐλθεῖν πρὸς σὲ ἐπὶ τὰ ὕδατα

А Петр ответил Ему: «Господи! Если это – Ты, повели пойти мне по воде» [Мф 14:28];

 

В Евангелии «От Луки» титул «Господь» употребляется в контексте учительской деятельности Иисуса [Лк 9:59, 61; 10:40; 11:1, 12:41 и т.п.], что вполне логично, поскольку слово «господин» было синонимом слова «учитель», особенно при употреблении в звательном падеже, а за Иисусом, как известно, определенно признавался авторитет учителя (равви) [Мк 9:5, 17, 38; 10:17, 35, 51]:

 

Εἶπεν δὲ πρὸς ἕτερον, Ἀκολούθει μοι. ὁ δὲ εἶπεν, Κύριε, ἐπίτρεψόν μοι ἀπελθόντι πρῶτον θάψαι

τὸν πατέρα μου

И сказал другому: «Следуй за Мной!» Он же ответил:«Господи! Позволь мне сперва

похоронить отца моего» [Лк 9:59];

καὶ ἀποκριθεὶς ὁ Πέτρος λέγει τῷ Ἰησοῦ, Ῥαββί, καλόν ἐστιν ἡμᾶς ὧδε εἶναι, καὶ ποιήσωμεν

τρεῖς σκηνάς

И сказал Петр Иисусу: «Раввиˊ, хорошо нам здесь быть, сделаем три шалаша – Тебе один,

Моисею один и Илии один» [Мк 9:5].

 

В этой связи можно утверждать, что исповедание Иисуса Господом имело корни в земном служении Иисуса, поскольку Он был широко признан как харизматичный учитель, исцелитель и чудотворец:

 

καὶ ἐξεπλήσσοντο ἐπὶ τῇ διδαχῇ αὐτοῦ, ἦν γὰρ διδάσκων αὐτοὺς ὡς ἐξουσίαν ἔχων καὶ οὐχ ὡς οἱ

γραμματεῖς

И изумлялись учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники

[Мк 1:22];

 

καὶ γενομένου σαββάτου ἤρξατο διδάσκειν ἐν τῇ συναγωγῇ· καὶ πολλοὶ ἀκούοντες ἐξεπλήσσοντο

λέγοντες, Πόθεν τούτῳ ταῦτα, καὶ τίς ἡ σοφία ἡ δοθεῖσα τούτῳ ἵνα καὶ δυνάμεις τοιαῦται διὰ τῶν

χειρῶν αὐτοῦ γίνωνται;

И когда настала суббота, начал Он учить в синагоге, и многочисленные слушатели

изумлялись и спрашивали: «Откуда у Него это? И что за премудрость дана Ему? И такие

чудеса совершаются руками Его!» [Мк 6:2].

 

В качестве вероисповедной формулы высказывание «Иисус – Господь», по всей видимости, становится в послепасхальный период, когда Иисус представляется ранним христианам воскресшим и прославленным. Именно в этот период титул «Господь» продвигается вверх по аксиологической шкале на самый пик, приобретая значение Божественной Личности. Согласно кн. Деяния 2:36 и гимну, приведенному Павлом в посл. Филиппийцам 2:9-11, титул «Господь» дарован Иисусу при Его воскресении и вселенском прославлении:

 

οὐ γὰρ Δαυὶδ ἀνέβη εἰς τοὺς οὐρανούς, λέγει δὲ αὐτός,

Εἶπεν [ὁ] κύριος τῷ κυρίῳ μου,

Κάθου ἐκ δεξιῶν μου,

ἕως ἂν θῶ τοὺς ἐχθρούς σου ὑποπόδιον τῶν ποδῶν σου.

ἀσφαλῶς οὖν γινωσκέτω πᾶς οἶκος Ἰσραὴλ ὅτι καὶ κύριον αὐτὸν καὶ Χριστὸν ἐποίησεν ὁ θεός,

τοῦτον τὸν Ἰησοῦν ὃν ὑμεῖς ἐσταυρώσατε

Ибо Давид не восшел на небеса, но говорит:

       «Сказал Господь Господу моему:

      “Сядь одеснуя меня,

       Доколе Я не положу врагов Твоих у подножия ног Твоих”.

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что и Господом, и Христом сделал Его Бог, того      

Иисуса, которого вы распяли» [Деян 2: 34-36];

διὸ καὶ ὁ θεὸς αὐτὸν ὑπερύψωσεν καὶ ἐχαρίσατο αὐτῷ τὸ ὄνομα τὸ ὑπὲρ πᾶν ὄνομα, ἵνα ἐν τῷ

ὀνόματι Ἰησοῦ πᾶν γόνυ κάμψῃ ἐπουρανίων καὶ ἐπιγείων καὶ καταχθονίων, καὶ πᾶσα γλῶσσα

ἐξομολογήσεται ὅτι κύριος Ἰησοῦς Χριστὸς εἰς δόξαν θεοῦ πατρός

Поэтому и Бог превознес Его и даровал Ему Имя, которое выше всякого имени, чтобы во

имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык

исповедал, что Иисус Христос – Господь, во славу Бога Отца [Флп 2: 9 – 11].

 

[Данн 1997, стр. 90 - 94]с

 

В послании Филиппийцам ап. Павел называет Иисуса как грядущего Спасителя:

 

ἡμῶν γὰρ τὸ πολίτευμα ἐν οὐρανοῖς ὑπάρχει, ἐξ οὗ καὶ σωτῆρα ἀπεκδεχόμεθα κύριον Ἰησοῦν

Χριστόν

Ибо наше гражданство на небесах вышних, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа

Иисуса Христа [Флп 3:20].

 

Сотер (σωτῆρ) – один из ключевых титулов, который используется в ВЗ (в Септуагинте) по отношению к Богу: Бог – Спаситель, потому что именно Он приносит избавление, и Павел представляет Мессию в качестве ожидаемого Спасителя. Возможной причиной такого нововведения стало новое прочтение апостолом Ис 45: 20 – 23:

συνάχθητε καὶ ἥκετε, βουλεύσασθε ἅμα, οἱ σῳζόμενοι ἀπὸ τῶν ἐθνῶν. οὐκ ἔγνωσαν οἱ αἴροντες

τὸ ξύλον γλύμμα αὐτῶν καὶ προσευχόμενοι ὡς πρὸς θεούς, οἳ οὐ σῴζουσιν.

εἰ ἀναγγελοῦσιν, ἐγγισάτωσαν, ἵνα γνῶσιν ἅμα τίς ἀκουστὰ ἐποίησεν ταῦτα ἀπ᾽ ἀρχῆς. τότε

ἀνηγγέλη ὑμῖν Ἐγὼ ὁ θεός, καὶ οὐκ ἔστιν ἄλλος πλὴν ἐμοῦ· δίκαιος καὶ σωτὴρ οὐκ ἔστιν πάρεξ

ἐμοῦ. ἐπιστράφητε πρός με καὶ σωθήσεσθε, οἱ ἀπ᾽ ἐσχάτου τῆς γῆς· ἐγώ εἰμι ὁ θεός, καὶ οὐκ

ἔστιν ἄλλος. κατ᾽ ἐμαυτοῦ ὀμνύω Ἦ μὴν ἐξελεύσεται ἐκ τοῦ στόματός μου δικαιοσύνη, οἱ λόγοι

μου οὐκ ἀποστραφήσονται ὅτι ἐμοὶ κάμψει πᾶν γόνυ καὶ ἐξομολογήσεται πᾶσα γλῶσσα τῷ θεῷ

 

Соберитесь и придите, приблизтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые

носят деревянного своего идола и молится божеству, которое не спасает. Объясните и

скажите, посоветовавшись между собой: кто возвестил это из древних времен, наперед

сказал это? Не Я ли, Господь? И нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и

спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены все концы земли, ибо

Я – Бог, и нет иного. Собой клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что

предо Мной преклонится всякое колено. Мною будет клясться всякий язык.

Начиная с Юлия Цезаря, слово «спаситель» часто использовалось по отношению к императорам. Основная сема этого понятия – ‘человек, который спасает или сохраняет’. Особое значение имеет тот факт, что титул «сотер» занимал видное место в имперском культе. В качестве примера можно привести знаменитую надпись из Пирены (ок. 9-го года до н.э.), где император Август восхваляется словами: «Спаситель, который положил конец войне и установил [во всем] мирный порядок». О Калигуле было сказано, что «он будет изливать потоки благословений на Азию и Европу как спаситель и благодетель». Две надписи из Эриса (ост. Лесбос), а также из Эзана (Фригия) прославляют императора Клавдия как «спасителя мира» и как «бога спасителя и благодетеля» [Сергиенко 2016 стр. 167 – 168]

 

Лекция. Жанр притчи в Новом Завете.

План лекции.

1. Определение жанра притчи и ее основные характеристики.

2. Композиция и сюжет.

3. Развитие действия в сюжете.

4. Сюжет и фабула.

5. Персонаж, деталь, подробность.

7. Точка зрения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь