Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определение жанра притчи и ее основные характеристики.



В самых общих чертах притча определяется как эпический жанр, представляющий собой краткий назидательный рассказ в аллегорической, иносказательной форме [Гладкова 2001, стр. 808]. Действительность в притче предстает в абстрагированном виде без хронологических и территориальных примет (без хронотопа); отсутствует и прикрепление к конкретным историческим именам действующих лиц. Притчу иногда называют или сближают с «параболой» за особую композицию: мысль в параболе движется как бы по кривой, начинаясь и заканчиваясь одним предметом, а в середине удаляясь к совсем, как бы, другому предмету. Так, например, Евангельская притча «О богаче и Лазаре» [Лк 16:19-31] своей композицией иллюстрирует, что повествование начинается с рассказа о некотором богатом человеке, который «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» [19 ст.] и заканчивается обращением Авраама именно к нему: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» [31ст.]. Приведем текст притчи в Синодальном переводе.

 

(19) Некоторый человек был богат, одевалься в порфиру и виссон (речь о некотором человеке)

    и каждый день  пиршествовал блистательно.

(20) Был также некоторый нищий, именем Лазарь,

           который лежал у ворот его в  струпьях

        (21) и желал напитаться крошками, падающими со стола богача,

                и псы, приходя, лизали струпья его.

              (22) Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.

                       Умер и богач, и похоронили его.

                     (23) И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел в дали Авраама и

                            Лазаря на лоне его

                           (24) и, возопив, сказал: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли

                                  Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил

                                   язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем».

                                    (25) Но Авраам сказал:

                                          «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе свое

                                          в жизни своей, а Лазарь – злое;

                                       ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».

                            (26) И сверх всего того, между нами и вами положена огромная

                                   пропасть, так что желающие перейти от сюда к вам не могут,

                                   также и от туда к нам не переходят.

                   (27) Тогда сказал он:

                         «Так прошу тебя, Отче! Пошли его в дом отца моего,

             (28) Ибо у меня пять братьев. Пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не

                     пришли в это место мучения».

           (29) Авраам сказал ему:

             «У них есть Моисей и пророки. Пусть слушают их».

 (30) Он же сказал: «Нет, отче Аврааме! Но если кто из мертных придет к ним,

         покаются».

(31) Тогда Авраам скзал ему (некоторому человеку): «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (ответ некоторому человеку)

 

Разумеется, ожидать абсолютно идеальной симметрии от текста развернутого на тринадцать стихов не следует, но параболическая логика изложения налицо.

 

Композиция и сюжет.

Композиция (от лат. componere ‘складывать’, ‘строить’) – соединение частей, или компонентов в целое, т.е. структура литературно-художественной формы. Композиция – способ соединения частей (способ организации сюжета), но не сами эти части. В зависимости от того, о каком уровне (слое) художественной формы идет речь, различают аспекты композиции. Это и расстановка персонажей, и событийные (сюжетные связи произведения), и монтаж деталей (психологических, портретных, пейзажных и т.п.), и повторы деталей (образующие мотивы и лейтмотивы), и смена в потоке речи таких ее форм, как повествование, описание, диалог, рассуждение, смена субъектов речи и мн. др. [Чернец 1999 (а), стр. 115].

Композиция обладает содержательной значимостью, ее приемы не редко обогащают, а порой и преображают смысл изображаемого. Композиции библейских текстов часто являют собой систему сопоставлений либо по общему или частному сходству, либо по контрасту. Принцип противопоставления (антитезы) в жанре притчи, восходящий к древней фольклорной традиции, является одним из древнейших инструментов, которым мастерски пользуются авторы библейского текста и его персонажи:

 

(24) Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их

уподоблю мужу благоразумному (положит. персонаж),

который построил дом свой на камне (правильный поступок);

(25) и пошел дождь,

  и разлились реки,

  и подули ветры,

  и устремились на дом тот,

  и он не упал, потому что построен был на камне (положит. результат).

(26) А всякий, кто слушает слова сии Мои и не исполняет их,

уподобится человеку безрассудному (отрицат. персонаж),

который построил дом свой на песке (неправильный поступок)

(27) и пошел дождь,

  и разлились реки,

  и подули ветры,

  и налегли на дом тот,

  и он упал, и было падение его великое (отрицат. результат).

(28) И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как

власть имеющий, а не как книжники и фарисеи [Мф 7: 24-27].

 

Перед нами яркий пример контрастной композиции, в котором противопоставлены все основные компоненты (персонажи; поступки персонажей; результаты поступков персонажей) кроме подробностей.  Благодаря такой простой композиции авторская точка зрения предельно понятна адресату: только испытания выявляют правильную или неправильную жизненную позицию человека.

Сюжет (от фр. sujet) – цепь событий, изображенных в тексте, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных измерениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах [Хализев 1999, стр. 381]. Сюжет отличается от композиции тем, что это не способ соединения частей в единое целое (как композиция), а сами композиционно переработанные события, персонажи, детали, точки зрения как автора, так и персонажей, т.е. текст. Один и тот же сюжет может быть по-разному композиционно оформлен. Сюжет обладает уникальным диапазоном содержательных функций: во-первых, он (наряду с системой персонажей) выявляет и характеризует связи человека с его окружением, его мировоззрение и картину мира; во-вторых, сюжеты обнаруживают и воссоздают жизненные противоречия – конфликты; сюжет, оказавшийся без конфликта, представляет собой «общее место»; в-третьих, именно в сюжете раскрываются персонажи произведения ровно на столько, на сколько это достаточным считает сам автор. Например, излишняя детализация такого персонажа как Лазарь была для ап. Луки неуместна, – этот человек в притче не произносит ни единого слова. Однако сюжет требует своего развития, на чем стоит остановиться для рассмотрения более подробно.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь