Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Практическая эсхатология «Пастыря» Гермы.
Ярким примером апокалиптической литературы является книга Пастырь Гермы. Подобно тому, как каноничность книги Откровения в некоторых христианских общинах подвергалась сомнению, шли споры о каноничности книги «Пастырь» Гермы. О Пастыре Евсевий пишет следующее: «Следует знать, что некоторые и ее оспаривают, поэтому она и не помещена среди общепризнанных. Другие же расценивают ее как необходимешую, особенно для людей, знакомящихся с началами веры. Поэтому ее, как мы знаем, читают всенародно в церквях, и мне известно, что некоторые из древнейших писателей ею пользовались» [Евсевий 1982-1985, стр. 79]. Несмотря на то, что Пастырь включали в канон Писаний такие видные авторитеты, как Ириней Лионский, Тертуллиан, Ориген, хотя она редко читалась на богослужениях, ее каноничность отвергается каноном Муратори [Вермеш 2014, стр. 253]. Примечание. Канон Муратори, или Мураториев канон – это один из наиболее важных документов для ранней истории канона Нового Завета. Он содержит 85 строк, написанных на «народной латыни» с большим количеством грамматических ошибок. Названный по имени своего открывателя, видного итальянского историка и богослова Людовика Антонио Муратори, он был опубликован в 1740 году. Со слов Брюса Мецгера, «это – образец небрежности, с какой переписчики копировали рукописи». Текст представляет собой рукопись VIII века, ранее хранившуюся в древнем монастыре в Боббио, а ныне – в Амброзийской библиотеке в Милане (MS J. 101 sup.). В ней 26 листов (27-17 см.) на грубо выделанном пергаменте. Она содержит несколько богословских трудов трех Отцов Церкви IV – V веков (Евхерия, Амвросия и Златоуста) и несколько ранних Символов веры. Похоже, что рукопись была обиходной книгой какого-то монаха, который записывал в нее разнообразные тексты из разных источников. Среди канонических книг в каноне Муратори содержатся четыре Евангелия, Деяния апостолов, 13-ть посланий апостола Павла, а также Апокалипсис Иоанна и Апокалипсис Петра, который не рекомендуется читать в церкви [Мецгер 1998, стр. 189]
Книга «Пастырь» – апокрифический апокалипсис, появившийся в лоне Римской церкви и представляющий ее дальнейшую судьбу [Преображенский, Асмус, Дунаева 1994, стр.167]. Ее автор Герм (Hermas, Ἑρμῆν), имя, по всей видимости, которого встречается в приветствии апостола Павла в послании Римлянам:
ἀσπάσασθε Ἀσύγκριτον, Φλέγοντα, Ἑρμῆν, Πατροβᾶν, Ἑρμᾶν, καὶ τοὺς σὺν αὐτοῖς ἀδελφούς Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Герма, Патрова, Гермия и других с ними братьев [Рим 16:14]
Пастырь представляет собой составное сочинение, созданное поэтапно примерно с 90 до 150 г. в Риме или в его окрестностях [Ауни 2000, стр. 243]. Книга состоит из пяти «Видений» (Visiones, ́Οράσις), двенадцати «Заповедей» (Mandata, Ἐντολή) и десяти «Подобий» (Similitudines) [The Apostolic Fathers II. 1950, р. 6 – 305]. В произведении отражается контаминация еврейских и эллинистических традиций, а название связано с тем, что пастырем был некий посланник, раб Бога, который объяснял Герму христианское нравственное учение, говоря прежде всего о покаянии. В этом учении есть интересная особенность: после крещения покаяние возможно лишь единожды [Заповедь 4.3.1]. Согрешающий христианин имеет единственный второй шанс вернуться к Богу [Видение 2.2.4 – 5; Заповедь 4.4.4]. Если он впадет в грех после второго прощения, это влечет за собой вечное отлучение от церкви и вечное проклятие [См. подр.: Вермеш 2014, стр. 254]. Некоторые исследователи называют это произведение «псевдоапокалипсисом» из-за отсутствия в нем типичных, по их мнению, эсхатологических тем данного жанра [Ауни 2000, стр. 243]; тем не менее, в нем есть Видения, каждое из которых состоит из нескольких элементов: а) перенесение неким духом к месту видения; б) подготовка к видению (пост и молитва); в) описание самого видения, состоящее из диалога между дающим откровение и Гермой. В диалогах подчеркивается наивность вопросов Гермы, не понимающего апокалиптических образов и их задачи.
Πορευομένου μου εἰς Κώμας κατὰ τὸν καιρόν, ὃν καὶ πέρυσι, περιπατῶν ἀνεμνήσθην τῆς περυσινῆς ὁράσεως, καὶπάλιν με αἴρει πνεῦμα καὶ ἀποφέρει εἰς τὸν τὸ αὐτόν τόπον, ὅπου πέρυσι. ἐλθὼν οὖν εἰς τὸν τόπον τιθῶ τὰ γόνατα καὶ ἐρξάμην προσεύχεσθαι τῷ κυρίῳ καὶ δοξάζειν αὐτοῦ τὸ ὄνομα, ὅτι με ἄξιον ἡγέσατο καὶ ἐγνώρισέν μοι τὰς ἁμαρτίας μου τὰς πρότερον. μετὰ δὲ τὸ ἐγερθῆναι με ἀπὸ τῆς προσευχῆς βλέπω ἀπέναντι μου τὴν πρεσβυτέραν, ἣν καὶ πέρυσιν ἑωράκεν, περιπατοῦσαν καὶ ἀναγινώσκουσαν βιβλαρίδιον
Гуляя в окрестностях Кумских в то же примерно время, что и в прошлом году, вспомнил я о прежнем видении, и снова вознес меня дух туда же, где прежде было видение. Достигнув того места, я преклонил колена и начал молиться Господу и прославлять имя Его за то, что Он удостоил меня и открыл мне прежние грехи мои. И когда восстал я от молитвы, увидел пред собою ту старицу; которую видел прежде: она гуляла и читала какую-то книгу (Herm 2.1.).
Явившаяся в первом Видении дряхлая женщина символизирует печальное положение церкви; в последующих Видениях она становится моложе и крепче и, наконец, в четвертом видении, после того как Герм миновал огненно-красное чудовище (будущее гонение), она является юной готовой к венцу невестой [Троицкий 1904, стр. 493]. При каждом явлении Герме даются увещания и сообщаются откровения. В пятом видении пришедший к Герме в одежде пастуха ангел объясняет суть видений чрез заповеди и подобия видения. Первая заповедь — о вере в Единого Бога, удерживающей человека от зла. Вторая — о простоте и невинности. Третья — о любви к истине, при чем разъясняется, что прежние грехи не должны быть причиной отчаяния, так как они исправляются последующей жизнью. Четвертая запрещает блуд, узаконивает развод за прелюбодеяние и за уход в идолопоклонство и разрешает второй брак, рекомендуя, однако, оставшемуся в живых супругу безбрачие. Здесь же говорится об однократном покаянии, как средстве избавиться от грехов после крещения. Пятая заповедь повелевает быть великодушным и приветливым, так как гневливость является следствием привязанности к земным интересам. Шестая говорит о двух ангелах, добром и злом, находящихся при каждом человеке. Седьмая внушает бояться Господа и не страшиться дьявола. Восьмая перечисляет дела, которые должен совершать боящийся Господа. Девятая говорит о молитве. Десятая запрещает печаль, так как печаль происходит или от сомнения, или от гневливости. Одиннадцатая – о пророчестве. Двенадцатая — о злых пожеланиях. На высказанное Гермой сомнение в исполнимости всех этих заповедей пастырь с гневом отвечает, что кажущаяся трудность заповедей зависит именно оттого, что человек начинает колебаться и сомневаться еще прежде, чем приступил к осуществлению их. Диавол также не препятствует, так как он не может принудить человека к чему-нибудь против его воли. В девяти подобиях перед Гермой раскрывается опять ряд видений, чрез которые пастырь разъясняет ему христианское нравственное учение. Например, во втором подобии обвившаяся вокруг вяза виноградная лоза приносит плод лишь потому, что опирается на вяз, а не лежит на земле; она представляет желательные в христианстве отношения богатых и бедных: одни помогают другим делами благотворительности, те отплачивают им усердной, угодной Богу молитвой. Девятое подобие, составляющее по объему четверть всей книги, изображает состояние церкви под образом созидания башни [Там же: стр. 493]. Итак, книга Пастырь, с нашей точки зрения, является достаточно типичным апокалиптическим произведением, поскольку кроме нравственного учения автор особым образом видит практическую жизнь отдельного человека и перспективу существования церкви в глобальном плане. Церковь в Пастыре – главное творение Бога, но это не религиозная организация, это собрание святых, живущих напряженной духовной жизнью, это христиане, которые для Творца стали смыслом и целью человеческой истории, тем, что созидается здесь и сейчас и будет существовать вечно во Вселенной.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы