Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Заповедь, предписание, постановление.
Заповедь, повеление (директива), предписание. Часто наставление может заканчиваться определенным предписанием, поручением, директивой и т.п. Предписание – это
Τὰ τέκνα, ὑπακούετε τοῖς γονεῦσιν ὑμῶν ἐν κυρίῳ, τοῦτο γάρ ἐστιν δίκαιον. τίμα τὸν πατέρα σου καὶ τὴν μητέρα, ἥτις ἐστὶν ἐντολὴ πρώτη ἐν ἐπαγγελίᾳ, ἵνα εὖ σοι γένηται καὶ ἔσῃ μακροχρόνιος ἐπὶ τῆς γῆς. Καὶ οἱ πατέρες, μὴ παροργίζετε τὰ τέκνα ὑμῶν, ἀλλὰ ἐκτρέφετε αὐτὰ ἐν παιδείᾳ καὶ νουθεσίᾳ κυρίου. Οἱ δοῦλοι, ὑπακούετε τοῖς κατὰ σάρκα κυρίοις μετὰ φόβου καὶ τρόμου ἐν ἁπλότητι τῆς καρδίας ὑμῶν ὡς τῷ Χριστῷ Дети, повинуйтесь в Господе родителям вашим, ведь это правильно. Почитай отца и мать – это первая заповедь с обещанием, чтобы тебе было хорошо и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте и в учении и наставлении Господне. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом в постоте сердца вашего, как Христу … [Ефс 6: 1-5];
μὴ ἀποστερεῖτε ἀλλήλους, εἰ μήτι ἂν ἐκ συμφώνου πρὸς καιρὸν ἵνα σχολάσητε τῇ προσευχῇ καὶ πάλιν ἐπὶ τὸ αὐτὸ ἦτε, ἵνα μὴ πειράζῃ ὑμᾶς ὁ Σατανᾶς διὰ τὴν ἀκρασίαν ὑμῶν Не лишайте себя друг друга, разве только по соглашению, на время, чтобы пребывать в молитве и снова быть вместе, дабы не искушал вас сатана через невоздержание ваше [1Кор 7:5]; Ἐνορκίζω ὑμᾶς τὸν κύριον ἀναγνωσθῆναι τὴν ἐπιστολὴν πᾶσιν τοῖς ἀδελφοῖς.
Заклинаю вас Господом прочитать это письмо всем братьям [1Фсл 5: 27].
Все те, кто, как рабы, находятся под игом, пусть почитают своих господ достойным всякой чести, чтобы имя Божье и учение не подвергались хуле. Те же, которые имеют господами верных, пусть не пренебрегают ими, потому что они братья, но пусть еще усерднее им служат, потому что верны и возлюбленны те, которые получают от них благодеяние [1 Тим 6 : 1 - 2];
Опора на прецедентный текст (аргументация)
Εἰσὶν γὰρ πολλοὶ καὶ ἀνυπότακτοι, ματαιολόγοι καὶ φρεναπάται, μάλιστα οἱ ἐκ τῆς περιτομῆς, 11 οὓς δεῖ ἐπιστομίζειν, οἵτινες ὅλους οἴκους ἀνατρέπουσιν διδάσκοντες ἃ μὴ δεῖ αἰσχροῦ κέρδους χάριν. εἶπέν τις ἐξ αὐτῶν, ἴδιος αὐτῶν προφήτης, Κρῆτες ἀεὶ ψεῦσται, κακὰ θηρία, γαστέρες ἀργαί.
Ведь есть много непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, которым необходимо закрывать рот, им, которые разрушают целые дома, уча чему не следует, из постыдной корысти. Сказал же некто из них, их собственный пророк: «Критяне всегда лжецы, злые звери, обжоры ленивые» [Тит 1:10 - 12].
Μηκέτι ὑδροπότει, ἀλλὰ οἴνῳ ὀλίγῳ χρῶ διὰ τὸν στόμαχον καὶ τὰς πυκνάς σου ἀσθενείας Впредь не пей одну воду, но употребляй немного вина ради желудка и частых твоих немощей [1Тим 5:23]. Предписание. Предписание имеет более мягкую тональность поскольку в нем нет императивных форм глагола, однако содержатся предикативы содержащие долженствовательную модальность [1Тим 3:1-3] однако может легко переходить в категоричное наставление [1Тим 6:1] Предписание может смягчаться различными различными коммуникативными ходами, например, например апелляцией к собственной некомпетенции, сомнениям и т.п.:
Περὶ δὲ τῶν παρθένων ἐπιταγὴν κυρίου οὐκ ἔχω, γνώμην δὲ δίδωμι ὡς ἠλεημένος ὑπὸ κυρίου πιστὸς εἶναι. Νομίζω οὖν τοῦτο καλὸν ὑπάρχειν διὰ τὴν ἐνεστῶσαν ἀνάγκην, ὅτι καλὸν ἀνθρώπῳ τὸ οὕτως εἶναι. Что же касается девственниц, то повеления от Господа я не имею, но по моему мнению, как получившим от Господа Милость быть верным. Итак, вот что полагаю лучше в данных обстоятельствах: хорошо оставаться человеку одному [1Кор 7:25-26]. Смягченное предписание Пожелание. Бог же мира да сокрушит Сатану под ногами вашими вскоре! [Рим 16:20]; Пожелание адресата по отношению к себе Отныне пусть никто не причиняет мне страданий, ведь я раны Иисуса на теле моем ношу [Ефс 6: 17];
Речевые жанры просьбы и пожелания могут содержать призыв; например: Рим 10:13
Τεκνία, φυλάξατε ἑαυτὰ ἀπὸ τῶν εἰδώλων Дети! Храните себя от идолов! [1 Ин 5:21].
В большинстве случаев призыв предполагает произнесение имени Бога [Псл 115:4; Зах 13:9]: Впрочем, братья, радуйтесь! Совершенствуйтесь, утешайтесь, будте единомысленны, храните мир, и Бог любви будет с вами [2 Кор 13: 11 ] Угроза и предостережение. [Ауни 2000, стр. 200] Прежде всего знайте, что в последние дни придут насмешники с глумлением, поступающие по собственным похотям и говорящие: где обещание пришествия Его? Ведь с тех пор, как умерли отцы, все остается так от начала создания … [2 Пет 3:3 - 7]; Всякий, делающий грех, делает и беззаконие, а грех и есть беззаконие [1 Ин 3:4] причинно-следственные связи если … то; Я хочу напомнить вам, уже знающим это (Ὑπομνῆσαι δὲ ὑμᾶς βούλομαι, εἰδότας ἅπαξ πάντα … ), что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня [Иуд 5-6]; Богословские рассуждения. Размышления. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славой и добротой <…>, то и вы, прилагая к этому все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь [2 Пет 1: 3, 5 - 7] – логическое следование; Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал [1 Ин 2:6] утрирование Закон же пришел после, и таким образом увеличились преступления. А когда увеличились грехи стали изобиловать милость, чтобы как грех царствовал к смерти, так и милость воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим. Что же скажем: оставаться нам в грехе, чтобы увеличилась милость?- Никак. Мы умерли для греха; как же нам жить в нем? [Рим 5: 20 – 6: 2];
Ποῦ οὖν ἡ καύχησις; ἐξεκλείσθη. διὰ ποίου νόμου; τῶν ἔργων; οὐχί, ἀλλὰ διὰ νόμου πίστεως. λογιζόμεθα γὰρ δικαιοῦσθαι πίστει ἄνθρωπον χωρὶς ἔργων νόμου. ἢ Ἰουδαίων ὁ θεὸς μόνον; οὐχὶ καὶ ἐθνῶν; ναὶ καὶ ἐθνῶν, εἴπερ εἷς ὁ θεός, ὃς δικαιώσει περιτομὴν ἐκ πίστεως καὶ ἀκροβυστίαν διὰ τῆς πίστεως. νόμον οὖν καταργοῦμεν διὰ τῆς πίστεως; μὴ γένοιτο, ἀλλὰ νόμον ἱστάνομεν Итак, где же похвала? - Исключена. Каким законом? Законом дел? - Нет, но законом веры. Ведь мы считаем оправдывается верой, помимо дел закона. Или Бог Иудеев только? Не Он ли и язычников? - Да, и язычников, - если только Бог един, Он, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру. Итак, упраздняем ли мы Закон верой? - Отнюдь нет, но Закон утверждаем [Рим 3:27-31].
Может следовать просто ряд вопросов с использованием КП логического следования; например:
Πῶς οὖν ἐπικαλέσωνται εἰς ὃν οὐκ ἐπίστευσαν (→); πῶς δὲ (←) πιστεύσωσιν οὗ οὐκ ἤκουσαν (→); πῶς δὲ (←) ἀκούσωσιν χωρὶς κηρύσσοντος (→); 15 πῶς δὲ (←) κηρύξωσιν ἐὰν μὴ ἀποσταλῶσιν; Как же им призвать Того, в кого не уверовали (→)? И как им (←) уверовать в Того, о Ком не слышали (→)? И как им (←) услышать без проповедующего (→)? И как им (←) проповедовать , не являясь посланными? [Рим 10:14-15] |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы