Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обличение, обвинение, разоблачение.
Речевые жанры осуждение и обвинение широко представлены в самых разных сферах общения: от неофициальной обиходно-бытовой разговорной речи до официальной судебной. Следует сразу отметить, что близость анализируемых жанров не подлежит сомнению, хотя эти понятия образуют разные структуры: у глагола «обвинять» сема ‘нести ответственность’ подчинена семе ‘говорить’ а у глагола «осуждать» семе ‘говорить’ подчинена сема ‘плохо’ [Кобозева 2000, стр. 119]. Таким образом, основная коммуникативная цель говорящего в жанре осуждение — негативная оценка какого-то лица, факта, события. Для речевого жанра обвинение главное — подчеркнуть ответственность лица за совершенное действие, которое порицается, отрицательно оценивается. Однако наличие общего большинства сем данных глаголов позволяет нам объединить вышеназванные речевые жанры. Более того, некоторые словари при толковании глагола «обвинять» используют глагол «осуждать», а для глагола «осуждать» применяют глагол «обвинять, признавать виновным» [Словарь СРЛЯ 1959 стр. 1214]. В библейско-новозаветном понимании понятие осуждение относится к юридической терминологии, когда обнаруживается, что совершено преступление и нарушен закон. Произведенное следствие может привести к выдвижению официального обвинения против подозреваемого. В библейском богословии Бог в качестве творца, искупителя и законодателя является судьей всего человечества, поэтому тема осуждения в Библии всегда трактуется на фоне праведности Бога, Который сотворил и искупил свой народ и заключил с ним завет, так что тот может воплотить на земле Его справедливость. Грешники, которые в вере пришли к Богу, не осуждаются, но приглашаются к совместной жизни в сообществе верующих [Тернер 2000, стр. 678 - 679]:
οἱ γὰρ τοιοῦτοι ψευδαπόστολοι, ἐργάται δόλιοι, μετασχηματιζόμενοι εἰς ἀποστόλους Χριστοῦ. καὶ οὐ θαῦμα, αὐτὸς γὰρ ὁ Σατανᾶς μετασχηματίζεται εἰς ἄγγελον φωτός· οὐ μέγα οὖν εἰ καὶ οἱ διάκονοι αὐτοῦ μετασχηματίζονται ὡς διάκονοι δικαιοσύνης, ὧν τὸ τέλος ἔσται κατὰ τὰ ἔργα αὐτῶν Ведь они – лжеапостолы, коварные работники, принимающие вид апостолов Христовых. Это понятно, ведь сам Сатана принимает вид ангела света. Потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей праведности. Конец их будет по делам их! [2Кор 11:13-15];
Ὅτε δὲ ἦλθεν Κηφᾶς εἰς Ἀντιόχειαν, κατὰ πρόσωπον αὐτῷ ἀντέστην, ὅτι κατεγνωσμένος ἦν. πρὸ τοῦ γὰρ ἐλθεῖν τινας ἀπὸ Ἰακώβου μετὰ τῶν ἐθνῶν συνήσθιεν· ὅτε δὲ ἦλθον, ὑπέστελλεν καὶ ἀφώριζεν ἑαυτόν, φοβούμενος τοὺς ἐκ περιτομῆς. καὶ συνυπεκρίθησαν αὐτῷ καὶ οἱ λοιποὶ Ἰουδαῖοι, ὥστε καὶ Βαρναβᾶς συναπήχθη αὐτῶν τῇ ὑποκρίσει. ἀλλ’ ὅτε εἶδον ὅτι οὐκ ὀρθοποδοῦσιν πρὸς τὴν ἀλήθειαν τοῦ εὐαγγελίου, εἶπον τῷ Κηφᾷ ἔμπροσθεν πάντων, Εἰ σὺ Ἰουδαῖος ὑπάρχων ἐθνικῶς καὶ οὐχὶ Ἰουδαϊκῶς ζῇς, πῶς τὰ ἔθνη ἀναγκάζεις Ἰουδαΐζειν;
Когда же пришел Кифа в Антиохию, я обвинил его самолично, потому что он был виноват. Поскльку до прибытия некоторых от Иакова ел вместе с язычниками, а когда те пришли, начал от них устраняться и сторониться, опасаясь тех, кто был обрезанным. А вместе с ним предались лицемерию и прочие Иудеи, так что и Варнава дал себя увлечь их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангелия, я сказал Кифе в присутствии всех: «Если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по- иудейски, как же ты язычников принуждаешь иудействовать?» [Гал 2: 11 – 14]
Ἔγραψά τι τῇ ἐκκλησίᾳ· ἀλλ’ ὁ φιλοπρωτεύων αὐτῶν Διοτρέφης οὐκ ἐπιδέχεται ἡμᾶς. διὰ τοῦτο, ἐὰν ἔλθω, ὑπομνήσω αὐτοῦ τὰ ἔργα ἃ ποιεῖ, λόγοις πονηροῖς φλυαρῶν ἡμᾶς· καὶ μὴ ἀρκούμενος ἐπὶ τούτοις οὔτε αὐτὸς ἐπιδέχεται τοὺς ἀδελφοὺς καὶ τοὺς βουλομένους κωλύει καὶ ἐκ τῆς ἐκκλησίας ἐκβάλλει Я написал церкви, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Поэтому, если я приду, то напомню о его делах, которые он делает, разнося о нас злые речи и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев и препятствует желающим и изгоняет из церкви [3 Ин 9 – 10] Самокритика. Самокритика удел сильных Я ведь не знаю, что делаю, ведь не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то творю [Рим 7:15]; Ведь вы слышали о моем образе жизни некогда в иудействе, что я не зная меры, гнал церковь Божью и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников своих в роде моем, будучи чрезмерным ревнителем отечестких преданий [Гал 1:13]; 6.3. Понижение категоричности критической оценки. Речевой жанр критики носит градационный характер: критика может быть жесткой, безапеляционной и даже жестокой, однако существуют языковые знаки понижения категоричности. Способ понижения категоричности не являестя жанром, а классифицирует как коммуникативный ход. Чаще всего понижение категоричности осуществляется благодаря к апелляции к собственной субъективности, недостаточной информированности и т.п. Проще говоря, понижение категоричности достигается за счет на понижения ролевого статуса критикующего; например:
Πεπείσμεθα δὲ περὶ ὑμῶν, ἀγαπητοί, τὰ κρείσσονα καὶ ἐχόμενα σωτηρίας, εἰ καὶ οὕτως λαλοῦμεν· Но, хотя мы так и говорим, возлюбленные, о вас мы уверены, что вы в лучшем состоянии и близком ко спасению [Евр 6:9].
В данном случае понижение категоричности вводится авторм путем употребления условного предложения построенного по схеме: если и Vf… / но Vf … (εἰ καὶ Vf …. / Vf δὲ)
ἐάν τε γὰρ περισσότερόν τι καυχήσωμαι περὶ τῆς ἐξουσίας ἡμῶν, ἧς ἔδωκεν ὁ κύριος εἰς οἰκοδομὴν καὶ οὐκ εἰς καθαίρεσιν ὑμῶν, οὐκ αἰσχυνθήσομαι, 9 ἵνα μὴ δόξω ὡς ἂν ἐκφοβεῖν ὑμᾶς διὰ τῶν ἐπιστολῶν·
Ведь если я и немного больше похвалюсь нашей властью, которую дал Господь для созидания, а не для разрушения вашего, я не буду посрамлен, чтобы не показалось, что будто я запугиваю вас письмами [2Кор 10:8-9];
Обратим внимание на слова: «немного больше», «нашей властью». Инклюзивное «наше» включает автора в сообщество адресата
φοβοῦμαι γὰρ μή πως ἐλθὼν οὐχ οἵους θέλω εὕρω ὑμᾶς, κἀγὼ εὑρεθῶ ὑμῖν οἷον οὐ θέλετε Ибо я боюсь, как бы, придя я нашел вас не такими, какими хочу, и вы не нашли бы меня таким, каким не хотите [2Кор 12:20];
διὰ τοῦτο ταῦτα ἀπὼν γράφω, ἵνα παρὼν μὴ ἀποτόμως χρήσωμαι κατὰ τὴν ἐξουσίαν ἣν ὁ κύριος ἔδωκέν μοι, εἰς οἰκοδομὴν καὶ οὐκ εἰς καθαίρεσιν
Для того я пишу это, отсутсвуя, чтобы, присутствуя, не поступить строго по власти, которую Господь мне дал для созидания, а не для разрушения [2Кор 13:10-11].
Впрочем
Ἀκούσατε, ἀδελφοί μου ἀγαπητοί
Ауни 188 - 189 [Рим 1:18-32];
Ведь я не стыжусь благовестия, потому что оно есть сила Бога ко спасению каждому верующему: как Иудею, первому, так и Еллину. Ведь праведность Бога в нем открывается от веры в веру, как написано: «Праведный верою жив будет» [Рим 1: 16 - 17];
А чтобы вы знали о том, что касается меня, как мои дела, – все расскажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель в Господе, которого я для того именно посылаю к вам, чтобы вы узнали о наших обстоятельствах, и чтобы он утешил сердца ваши [Ефс 6: 21 - 22]; |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы