Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сомнение первое: «ташбих» (уподобление)



Ответить на эту шубху можно тем, что мы уже привели от имамов и то, что мы увидим из дальнейших текстов этой книги. Сейчас я упомяну некоторые из них:

1 Сказал На’им ибн Хаммад Аль-Хафиз: «Кто уподобит Аллаха Его творениям – стал неверным, кто станет отрицать то, чем Он Себя описал Сам – стал неверным, нет в том, чем Он описал Себя и Его посланник, ташбиха (уподобления)»

2 Сказал Исхак Ибн Рахавайх: "Поистине ташбих будет если сказать: «Йад» (Рука) как моя рука, или «Сам’» (Слух) как мой слух – это ташбих. А если сказать, как сказал Аллах: Йад (Рука), Сам’ (Слух), Басар (Ведение), и не говорить слова: «как?», «подобно» - это не будет ташбихом. Сказал Всевышний: «Нет ничего подобного Ему. Он Слышащий, Видящий»"

Если бы смысл подтверждения сифата «Аль-фавкийа» по отношению к Всевышнему Аллаху был бы ташбихом, то все те, кто подтверждают другие сифаты по отношению к Всевышнему Аллаху, как то, что Он Живой, Способный (на каждую вещь), Слышащий, Видящий – стали бы так же уподобленцами (мушаббиха). А такого не скажет мусульманин, который сегодня относит себя к ахл ас-сунна ва-аль-джама’а, противоположно отрицающим [все] сифаты, му’тазилитам и другим.

Сказал шейху-ль-Ислям в «Минхадж ас-сунна» (2\75):

«Му’тазилиты, джахмиты и подобные им из отрицающих сифаты, всех кто их (сифаты) подтверждает, сделали муджасимом (придающим тело) и мушаббихом (уподобленцом). Среди них есть те, кто считают из числа муджасима и мушаббиха даже некоторых известных имамов, как Малик, Аш-Шафи’и, Ахмад и их соратников, как это упомянул Абу Хатим автор книги «Аз-зинат» и другие.

Шубха этих (отрицающих сифаты) в том, что все известные имамы подтверждали сифаты по отношению к Всевышнему Аллаху и говорили: «Поистине Коран – Речь Аллаха не сотворенная» и говорили: «В Ахирате Аллах будет видим»

Это есть мазхаб сподвижников и тех, кто последовал за ними наилучшим образом из ахл аль-бейт и других.

Затем он сказал на странице 80:

«Смысл тут в том, что ахлу-с-сунна едина в том, что Аллах, нет ничего подобного Ему, ни в Его сущности, ни в Его сифатах, ни в Его делах. Слово же «ташбих» в речах людей имеет общий смысл, если этим человек желает отрицать уподобление, которое отрицает Коран и указал на это разум, то это истина. Поистине, ничего из творений, ни в чем не подобно чему-либо из особенностей Господа и Его сифатов. Если же, под ташбихом человек имеет ввиду, что ничего из сифатов не подтверждается по отношению к Аллаху и не говориться, что у Него есть знание (‘ильм), мощь (кудра), хайат (жизнь), по той причине, что и раб описывается этими качествами, то из этого вытекает, что не говориться по отношению к Нему, что Он Живой, Знающий, Мощен, потому что и раб назван этими именами! Точно так же Его Речь, Слух, Зрение, Его видимость (в Ахирате) и другое, а ведь они согласны с «Ахлу-с-Сунна», что Аллах существует, Живой, Знающий, Мощен, в то время как и по отношению к творениям так же говориться: существует, живой, знающий, мощен! Но ведь не говорят, что это ташбих и надо его отрицать!»

 

Сомнение второе: «джиха» (сторона).

Ответ на это в том, что сказал Ибн Теймийа в «Ат-тадмурийа» стр. 45: «Иногда под джиха подразумевают нечто существующее помимо Аллаха, тогда это является сотворенным, как например когда под «джиха» подразумевают сами Арш, или небеса. Иногда под «джиха» подразумевается то, что не существует помимо Всевышнего Аллаха, как например под «джиха» подразумевается то, что над всем миром. Известно что в текстах Корана и Сунны нет подтверждения слова «джиха», как нет и отрицание его, как есть (подтверждение словам) «Аль-‘уллув», «Аль-истива», «Аль-фавкийа», «Аль-‘урудж илайх» и подобное этому. Известно, что нет ничего существующего кроме Творца и творений. Творец, Пречист Он и Всевышен, отделен от творений, нет ничего из Его сущности в Его творениях, как нет ничего из Его творений в Его Сущности».

У того кто отрицает «джиха» спрашивается: «Подразумеваешь ли ты под «джиха», что это нечто сотворенное, существующие? Аллах не находится внутри творений! Или ты подразумеваешь под «джиха» то, что за пределами мира? То, нет ни каких сомнений, что Аллах над (всем) миром. Также спрашивается и у того, кто говорит: «Аллах в «джиха» (стороне)» Подразумеваешь ли ты этим, что Аллах над (всем) миром? Или ты подразумеваешь, что Аллах внутри чего-либо из творений? Если ты подразумеваешь первое – это истина, если ты подразумеваешь второе – это ложь».

Из этого становится ясно, что слова «джиха» не встречается в Книге и Сунне, поэтому не надлежит подтверждать ее, или отрицать, потому что и в подтверждении и отрицании есть то, от чего надо остерегаться, как это уже было показано (в словах Ибн Теймийи).

Так же не надлежит отрицать «джиха» пологая, что подтверждение «Аль-‘уллув» по отношению к Всевышнему Аллаху, делает обязательным подтверждение «джиха». По причине того, что в этом есть много опасностей, из них отрицание явных доказательств на подтверждения «Аль-‘уллув» по отношению к Всевышнему; из них отрицание видения верующими своего Господа, Велик Он и Всемогуч, в День Воскресения.

Му’тазилиты и Шииты открыто отвергли (видение Всевышнего в Ахирате), шиит Ибн Аль-Мутаххир в свей книге «Манахидж» отверг (видение Всевышнего в Ахирате) указав следующую причину: «Поистине Он не в стороне!» Что касается ашаритов, вернее поздних из них, которые подтвердили видение, но противоречили этому, сказали: «Он будет видим, но не в стороне (джиха)!», они имеют ввиду под этим «Аль-‘уллув».

Сказал шейху-ль-Ислям в «Минхадж ас-сунна» (2\252): «Большинство людей из тех, кто подтверждает Видения и из тех, кто отрицает его, говорят: Разуму абсолютно ясно порочность (их слов), как например их слова по поводу Речи. Поэтому Абу АбдулЛах Ар-Рази упоминает, что никто из мусульман не говорит их словами в вопросе Речи и Видения»

 

Потом он начал опровергать отрицающих (сифаты) из числа му’тазилитов и шиитов степенной и сильной речью. Обратись к этим словам, поистине они ценны.

В общем, слово о «джиха» состоит в том, что если под этим подразумевается нечто существующее помимо Аллаха, то это сотворенное! Всевышний Аллах над всеми творениями, ничего из творений не охватывает и не окружает Его, поистине он отделен от творений, как это придет в этой книге со слов всех имамов.

Если же под «джиха» подразумевается нечто несуществующее (то есть то, где нет ничего кроме Аллаха), а это то, что над всем миром, то нет там ничего, кроме, лишь одного Аллаха.

И этот последний смысл и есть подразумеваемое в словах подтверждающих сифат «Аль-‘улув», и передаваемое от саляфов подтверждения «джиха», как это передал от них Аль-Куртуби.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь