Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Явление Шри Мадана-Мохана Шриле Санатане Госвами.



Явление Шри Мадана-Мохана Шриле Санатане Госвами.

Ссылки

Аудио

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Мадана-мохан – божество самбандха-гьяны. Абхидхея-таттва»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6691-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-pendzhab-2016-g.html

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Вриндаван. Храм Модана Мохана»:

https://harekrishna.ru/2013/01/11841-vrindavan-hram-modana-mohana#main

 

Текст

Божества дарующие самбандху, абхидхею и прайоджану:

http://www.vasudeva.ru/index.php?catid=48&id=77:razdel-02-sambandha-vvedenie-tema-04-tri-razdela-vedicheskogo-znaniya&Itemid=216&option=com_content&view=article

 

Видео

Ш. Б. С. Госвами Махарадж, «Храм Мадана-Мохана»:

https://harekrishna.ru/2017/05/24131-hram-madana-mohan#main

«Шри Вриндавана-дхама парикрама | Картика 2015». Радха Мадан-Мохан Мандир Шрилы Санатаны Госвами. Шри Радха-Гокуланандан и самадхи Нароттама дас Тхакура (Часть 4):

https://harekrishna.ru/2015/11/20193-shri-vrindavan-dham-parikrama-kartika-2015#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Вриндаван. Божество Модана-Мохана».

https://harekrishna.ru/2011/04/8103-vrindavan-bozhestvo-modana-mohana#main

Подробное описание праздника

«Гаудия-вайшнавы и их Божества»

«Шри Бхактисиддханта-вани 4»

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

Отрывок

Гаудии служат в рамках системы манджари. Божества Гаудий — Шри Радха-Говинда, Шри Радха-Гопинатх и Шри Радха-Мадан-мохан. В писаниях сказано:

шри радха саха шри мадана-мохана
шри радха саха шри говинда-чарана
шри радха саха шрила шри гопинатха
эи тина тхакура хайа гаудийара натха

«Шри Радха со Шри Мадана-Моханом, Шри Радха со Шри Говиндой и Шри Радха со Шри Гопинатхом — эти три Божества суть Владыки Гаудий».

эи тина тхакура гаудийаке карийачена атма-сат
э тинера чарана вандо, тине мора натха

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.19)

«Этих трех Божеств Гаудии принимают как своих. Я предлагаю поклоны у стоп этих трех Божеств, они — мои Владыки».

Божества Гаудия-вайшнавов представлены в восемнадцатислоговой мантре: Кришна есть Мадан-мохан, Говинда — Говинда, а Гопи-джана-валлабха — Гопинатх. Опыт Мадан-мохана Кришны есть самбандха, служение Говинде — абхидея, а влечение к Гопи-джана-валлабхе — прайоджана.

Мадан-мохан Кришна — Божество самбандхи, Говинда — Божество абхидеи, а Гопинатх — Божество прайоджаны.

………………………………….

Источник: https://harekrishna.ru/2017/08/24569-gaudiya-vaishnavy-i-ih-bozhestva-shri-bhaktisiddhanta-vani-4#main

 

«Жизнетворный нектар»





Храм Мадана-Мохана

Шрипад Бхакти Судхир Махарадж

Парикрама в месяц Картика, Вриндаван Дхам, Индия

 

Почему Мадан-Мохан? Что это означает? Почему самбандха-гьяна? Почему Санатана Госвами? И почему все это так совершенно? Мадан — это Купидон, а Мохан — Тот, Кто поражает самого Купидона. Эротический принцип — движущая сила этого мира. Он — причина существования мира: «Любовь вращает шар земной».

Кришна настолько прекрасен, что только Его красота способна освободить дживу от удушающего захвата Мадана — материального эротического принципа.

Не ходите к Кришне. Он обманщик. Мы знаем, что Он — вор. Ашрайа лаийа бхадже: прими прибежище преданного Кришны — тогда достигнешь Его автоматически.

Без самбандха-гьяны, понимания основ того, кто я есть и каков мой потенциал, — как вообще я могу двигаться по пути раскрытия своего «я», по пути самосознания?

Как говорил Гуру Махарадж: «Каково ваше служение? — Обрести верный угол зрения». Самбандха-гьяна и т. д. — это обретение правильной точки зрения. Ом аджнана-тимирандхасйа — это обретение верной точки зрения. Без настоящей самбандха-гьяны не может быть и речи о кришна-бхакти, преданности. Этому учит нас Санатана Госвами Прабху. Он — наш лидер: Шри Рупа, Рагхунатх — все склоняются перед Санатаной Госвами Прабху. Крипамбудхир. Крипа — это милость. Говорится: он крипамбудхир. Санатана Госвами Прабху — океан милосердия.

Единственная его боль — видеть, как люди страдают без сознания Кришны. Вот что немного его беспокоит. А так он просто суперсчастлив. С высшей точки зрения все идеально. Каждый постепенно, своим путем движется в сторону Кришны. Мама вартманувартанте: все уже устроено идеально и ничего не нужно менять. Нужно низойти на наш уровень. И такое нисхождение — милость. Потому что этим возвышенным личностям нужно покинуть свой внутренний мир, сдерживать себя и иметь дело с этим миром: голод, жажда, похоть, гнев, жадность и так далее. Все это они готовы терпеть, чтобы связать других с сознанием Кришны.

Невозможно в достаточной мере описать его славу, но мы попытались сказать хотя бы немного — здесь, у Мадана-Мохана.

джайатам суратау пангор
мама манда-матер гати
мат-сарвасва-падамбходжау
радха-мадана-моханау

ваирагйа-йуг-бхакти-расам прайатнаир
апайайан мам анабхипсум андхам
крипамбудхир йах пара-духкха-духкхи
санатанас там прабхум ашрайами

Харе Кришна!

………………………………………….

Перевод и транскрипцию выполнила Приянана деви даси

« Бхакти-ратнакара»







Пятая Волна

Шесть Госвами Вриндавана

Стивен Роузен

Отрывок

 

История, происшедшая после обнаружения Мадан-Мохана, совершенно удивительна. Говорят, что Санатана увидел сон, в котором прекрасное Божество Кришны принимало поклонение скромного брахмана из города Матхура. Санатана подумал, что поклоняясь этому Божеству со всем подобающим Ему великолепием, он привел бы в сознание Кришны множество новых людей. Однако, в увиденном сне Божество принадлежало бедному брахману, а потому Санатана не имел права требовать его себе. С этой неразрешенной проблемой Госвами и проснулся.

Наутро по заведенному порядку Санатана отправился просить подаяние и подошел к дому бедного брахмана по имени Пурушоттама Чаубе.15 Едва переступив порог, Санатана понял, что сон, увиденный им прошедшей ночью, становится явью. Он пристально вглядывался в прекрасный облик Мадан-Мохана, находившегося в доме, узнавая в нем приснившееся накануне Божество. Госвами знал, что это Божество заслуживает пышного обряда поклонения, который мог бы наблюдать каждый.

Однако, как это было во сне, брахман поначалу отказался отдать Божество Санатане. Но на следующую ночь сам Мадан-Мохан явился к жрецу и попросил его изменить своё решение. Исполняя желание Божества, брахман доверил мурти Санатане Госвами. На следующий день Санатана перенес Его в противоположный конец Вриндавана и установил поклонение Мадан-Мохану в маленькой хижине. Вскоре на этом месте был возведен великолепный храм.

Строительство храма связано с именем богатого торговца солью Кришнадаса Капура.16 Как-то раз судно, на которое он погрузил свой товар, отправляемый на базар в Агру, село на мель прямо напротив дома Санатаны. Капур стал возносить молитвы Господу, прося Его о помощи. Видя отчаяние Капура, Санатана убедил торговца поклониться Мадан-Мохану. Пока он молился перед Божеством, судно сошло с мели. Капур получил возможность продолжать свой бизнес и, выручив крупную сумму денег, почувствовал себя обязанным Мадан-Мохану. Тогда он решил финансировать строительство храма, посвященного этому Божеству. Строительство величественного здания, которое предстает нашему взору, было завершено приблизительно в 1580 году.

Когда поклонение Мадан-Мохану вошло в традицию, другие Божества и Их культ распространились по всей Индии. Говиндадев, Радха-Раман, Гопинатх, Джугал-Кишор, Банке-Бихари, Радха-Баллабха, Радха-Шьямасундар, Радха-Гокулананда, Радха-Дамодар и Кришна-Баларам (установленные в 1970 году Международным Обществом Сознания Кришны или ИСККОН) являются главными Божествами Вриндавана. Но Мадан-Мохан Санатаны Госвами, по многим причинам, считается самым значимым.

Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада так объясняет значение Мадан-Мохана:

«Шрила Санатана Госвами - совершенный духовный учитель, поскольку он предоставляет человеку приют у лотосных стоп Мадан-Мохана. Даже личности, не способной, в силу забвения своих вечных отношений с Верховной Божественной Личностью, путешествовать по земле Вриндавана, милостью Санатаны Госвами предоставляется счастливая возможность пребывать во Вриндаване, получая все духовные блага. В этом также проявляется особое сострадание Мадан-Мохана... В "Чайтанйа-чаритамрите" Кришнадас Кавирадж в первую очередь выражает свое почтение Мадан-Мохану виграхе (Божеству Санатаны Госвами), помогающему нам достичь прогресса в сознании Кришны».17

Мадан-Мохан Санатаны Госвами, Говиндадев Рупы Госвами и Божество Гопинатха Мадху Пандита - это жизнь и душа Гаудия-вайшнавов. Мадан-Мохан олицетворяет собой самбандха-таттву, Говиндадев - абхидея-таттву, а Гопинатх - прайоджана-таттву. Шрила Прабхупада обЪясняет:

«Три этих Божества обладают особыми качествами. Поклонение Мадан-Мохану пребывает на платформе наших утраченных взаимоотношений с Верховной Божественной Личностью. Делая лишь первые шаги по пути духовного осознания, необходимо поклоняться Мадан-Мохану, которому по силам привлечь нас и свести на нет нашу привязанность к материальному чувственному удовлетворению. Преданным-неофитам взаимоотношения с Мадан-Моханом абсолютно необходимы. Далее, обретя желание служить Кришне с глубокой преданностью, личность совершает поклонение на платформе трансцендентного служения... Когда же, милостью Кришны и других преданных, человек достигает совершенства в своем преданном служении, он получает возможность воспринимать Кришну как Гопиджанабаллабха (Гопинатха), Божество, наслаждающее девушек Враджи».18

В воспеваемой брахманами трижды в день знаменитой мантре Гаятри также прославляется эта прогрессия Божеств - Мадан-Мохан, Говинда и Гопинатх - и особо упоминаются их имена. Одна строка мантры начинается так: "клим кришнайа говиндайа гопиджанабаллабхайа...", где "кришнайа" понимется как Мадан-Мохан, "говиндайа" - как Говиндадев, а "гопиджанабаллабхайа" - как Гопинатх.19

В кама-гаятри, заключительной строке гаятри-мантры, три вышеназванных Божества перечисляются вновь: "клим камадевайа видмахе пушпа-банайа дхимахи тан но 'нангах прачодайат." Тайный смысл этого стиха очень сокровенен, и Шрила Прабхупада дает пояснение в отношении этих трех Божеств:

«Кришна зовется Кама-дева или Мадан-Мохан, Божество, устанавливающее наши взаимоотношения с Кришной. Говинда или Пушпа-банда, стреляющий цветочными стрелами, это Божественая Личность, которая принимает наше преданное служение. Ананга или Гопиджанабаллабха, доставляющий наслаждение гопи, является конечной целью жизни».20

Как личность, установившая поклонение Мадан-Мохану, Санатана Госвами занимает особое положение в цепи ученической преемственности Чайтаньи Махапрабху. Он - наделённый полномочиями учитель самбандха-гьяны, или знания о наших преданных взаимоотношениях с Кришной. А Рупа Госвами, чье имя неразрывно связано с Говиндадевом, - учитель абхидея-гьяны, т.е. знания о развитии этих отношений с Кришной. Интересно, однако, что не Мадху Пандит (современник Госвами, которого обычно соотносят с Божеством Гопинатха), а Рагхунатх Дас Госвами признан полномочным учителем прайоджана-гьяны, совершенства любви к Богу.

Кроме того, говорится, что Рагхунатха Дас Госвами считал своим высшим желанием достижение лотосных стоп Шри Рупы, а Рупа, наоборот, принял Санатану Госвами духовным учителем и господином своей жизни. Духовный процесс, по сути своей, цикличен, а потому в духовной сфере не существует деления на более высокое и менее высокое служение, поскольку каждый стремится превзойти других в оказании максимального служения нижестоящему, т.е. можно сказать, что один преданный гонится за другим, а все вместе догоняют Кришну.

Материальный мир - разновидность такой "гонки". Не добившись успеха в погоне за грубым или тонким удовлетворением чувств, человек обнаруживает, что, в действительности, он также ищет Бога, хотя и по материалистическим соображениям: стать равным с Господом или превзойти Его. Такое умонастроение часто неосознанно, и все же оно имеет место. Хорошим примером тому могут служить события 1670 года, когда фанатичный император моголов Аурангзеб приказал уничтожить все святые изображения Господа и посвященные Ему храмы. Считая себя единоличным правителем, он не хотел делить свой титул с пастушком по имени Кришна.

Тогда, чтобы защитить Господина своих жизней, несколько простых селян переправили Божество Мадан-Мохана из Вриндавана в Джайпур. Вскоре после восшествия на престол императора моголов, находящееся в безопасности Божество по просьбе принцессы Джайпура было перевезено в Кароли. Она и ее супруг, правитель Кароли, построили для Мадан-Мохана роскошный храм, который существует и поныне.21

Утвердив поклонение Мадан-Мохану, Санатана Госвами получил возможность приступить к написанию трансцендентной литературы. Вот некоторые из его книг: "Хари-бхакти-виласа" (отредактированная Гопалом Бхаттой), "Брихат-Бхагаватамрита", "Дашама-типани" и "Дашама-чарита".

………………………

Редакция: Ари Мардан д.

Госвами Вриндаваны

О. Б. Л. Капур

Глава 2

Великие вайшнавы: Том 1

Шрипад Радханатха Махарадж

Отрывок

 

Санатана Госвами

Санатана Госвами нашел прекрасное Божество Мадана-Мохана. Первоначально Мадана-Мохана установил правнук Кришны Ваджранабха, которого Юдхиштхира, уходя в Гималаи, оставил царем Враджа-бхуми. Ваджранабха понимал, что со временем места игр Кришны будут забыты, и поэтому сел под деревом калпа-врикша на берегу Ямуны и стал молиться Господу Кришне о том, чтобы Господь раскрыл ему Свою вечную обитель. Господь Кришна открыл ему места Своих игр, и Ваджранабха захотел в самых важных из этих мест установить Божества, связанные с этими играми. Он призвал Вишвакарму, зодчего и скульптора полубогов, чтобы тот проявил эти Божества. Первым Вишвакарма создал Мадана-Мохана. Ваджранабха показал Божество Уттаре, которая осталась к тому времени последней, кто лично видел Кришну, и она сказала: «Да, от стоп до талии оно выглядит в точности, как Кришна». Разумеется, все части тела Божества тождественны Кришне, но именно эти части у Мадана-Мохана особенны. Затем Вишвакарма создал Божества Говиндадева и Гопинатха, и Уттара сказала, что у Говиндадева лицо Кришны, а Гопинатх точно повторяет Его торс.

Ваджранабха установил и множество других Божеств, но за четыре с половиной тысячи лет все они потерялись. Мадана-Мохана нашел Шри Адвайта Ачарья, когда был во Вриндаване. Он поклонялся этому Божеству и называл его Мадана-Гопал. Перед тем, как вернуться в Навадвипу к приходу Господа Чайтаньи, он оставил Божество одному из своих учеников в Матхуре, брахману Чаубе.

Санатана Госвами однажды пришел к дому Чаубе за милостыней, и увидел, как брахман с палкой в руках ругает своё Божество. «Я предложил Тебе бхогу, — говорил он. — Почему Ты не ешь? Как Ты вырастешь здоровым и крепким, если не будешь есть то, что я Тебе даю?» Санатана Госвами спросил его: «Что ты делаешь? Разве ты не понимаешь, что Кришна это Верховная Личность Бога и надо поклоняться Ему?» Брахман согласился с ним.

Санатана Госвами вернулся во Вриндаван и во сне ему явился Кришна в образе Мадана-Мохана и сказал:

— На самом деле этот брахман Чаубе чистый преданный в ватсалья-расе, но Я хочу твоего поклонения.

Санатана Госвами растерялся:

— Но у меня нет для Тебя дома и пищи. Как я буду поклоняться Тебе?

Но Господь ждет от нас только любви, и поэтому Мадана-Мохан явился брахману Чаубе во сне и попросил отдать его Санатане Госвами. Санатана Госвами в то время жил на холме, который назывался Двадашадитья-тила. Это небольшой холм, возвышающийся на берегу Ямуны. На это священное место пришел Кришна после того, как целый день танцевал на клобуках Калии. Он очень замерз и, чтобы согреть Его, двенадцать сыновей Адити явились как двенадцать солнц в небе. Из пота, стекавшего с тела Шьямасундары, у подножия холма образовалось озеро. Там Санатана Госвами поклонялся Мадана-Мохану. У него не было ни храма, ни денег. Жилищем его Божества были ветви дерева.

...Санатана Госвами поклонялся Мадана-Мохану, живущему в ветвях дерева, потому что у него не было средств ни на что другое. Он собирал милостыню, получая немного муки, вручную размолотой каменными жерновами. Эту муку он смешивал с водой из Ямуны, делал небольшие шарики наподобие чаггати и бросал их на угли костра. Это было все, что он мог предложить Мадана-Мохану. Отвечая на любовь, с которой поклонялся Ему Санатана Госвами, Мадана-Мохан часто разговаривал с ним. Однажды этот пастушок сказал:

— О, Санатанджи, не мог бы ты еще немного соли Мне дать для этого роти, оно не соленое.

— Люди не дают мне соли, — ответил Санатана Госвами. — Я даю Тебе все, что у меня есть, мой Господь, поэтому, пожалуйста, прими это.

В этот же день по Ямуне плыла баржа купца, продававшего соль. По милости Мадана-Мохана она застряла. Кришна в образе маленького мальчика-пастушка спустился к купцу, которого звали Кришнадас Капур, и спросил у него:

— У тебя есть соль?

— У меня целая баржа соли, — ответил купец, — но она застряла и идет ко дну — вся соль растворится.

Тогда маленький Гопал, Мадана-Мохан, сказал ему:

— Вон там живет великий святой Санатана Госвами. Он может дать тебе мудрый совет и благословить тебя.

Купец отправился к Санатане. Санатана Госвами сказал ему: «Просто прими прибежище Мадана-Мохана и воспевай Его святые имена». Он научил купца, как поклоняться Мадана-Мохану, и рассказал ему о принципах чистой бхакти точно так, как сам услышал об этом от Господа Чайтаньи в Варанаси. У купца с собой был только маленький пакетик соли, но вместе с ним он принес Мадана-Мохану свою жизнь. Таково было могущество Санатаны Госвами.

Баржа тут же снялась с мели и поплыла вниз по реке. Кришнадас Капур продал всю соль в Агре и заработал большие деньги. Он вернулся во Вриндаван и предложил всю выручку Санатане. Санатана сказал:

— Мне ничего не надо. Я так и буду спать каждый раз под другим деревом, просить милостыню и носить эту замечательную рваную одежду. Но Мадана-Мохан заслуживает всего самого лучшего. Построй Ему храм!

И Кришнадас Капур построил для Божества самый первый храм во Вриндаване — Шри Мадана-Мохан Мандир, который стал с тех пор символом преданности, царящей во Вриндаване.

Имя «Мадана-Мохан» означает «Тот, кто привлекает даже ум Маданы, или Камадева, или Купидона». Это мурти олицетворяет самбандху. Ему мы поклоняемся, чтобы избавиться от обусловленности материальным существованием, развить привязанность к Мадана-Мохану и через эту привязанность установить свои отношения с Кришной и понять, кто мы такие. Мы не тела, а вечные души, полные знания и блаженства — сат-чит-ананда. Мы неотъемлемые частички Кришны. Так же, как частички солнечного света это части Солнца, мы качественно не отличны от Кришны, но количественно мы всего лишь крохотные частицы Кришны — полного целого. Кришна — Верховный Наслаждающийся, Верховный владелец всего, Верховный контролирующий все, а мы вечные слуги слуг слуг Господа. В сердце каждого живого существа живет любовь к Кришне, и высшая дхарма состоит в пробуждении этой любви. С осознания того, что Кришна является объектом нашей любви и служения, начинается истинное бхакти. В этом мире мы не помним Кришну, потому что нас постоянно что-то отвлекает. Это майя отвлекает нас мыслями о том, что «я — наслаждающийся, я — владелец всего, я контролирую все». Душа тоскует по утраченной любви, но мы пытаемся найти ее в поверхностных, временных наслаждениях грубых чувств, когда что-то осязаем, видим, слышим. Так же ошибочно мы стараемся удовлетворить более тонкие желания славы, престижа, власти над людьми. Даже когда мы встаем на духовный путь, майя не перестает отвлекать нас, а, напротив, отвлекает еще больше. Но чем больше этих препятствий на пути бхакти, тем лучше мы осознаем, что у нас нет другого прибежища, кроме милости Кришны. Самбандха означает, что единственная надежда преодолеть препятствия, создаваемые Маданой, или Камадевом, это парам дриштва нивартате — ощущение высшего вкуса милости Кришны. Весь мир побежден Маданой. Но сам Мадана был очарован Кришной. Когда мы принимаем прибежище лотосных стоп Кришны, Он открывает Себя нам, и по Его милости мы можем подняться над страхами и искушениями материального мира.

Шри Санатана Госвами

Отрывки

 

Чтобы поддерживать свое существование, Санатана собирал в качестве подаяния немного муки, скатывал из нее шарики, предварительно смочив муку в воде Ямуны, и клал их в тлеющие угольки. После чего он предлагал этот бати (несоленые запеченные хлебцы) своему Божеству Мадана Мохана. Оставив все мирские увеселения, Госвами приняли наибеднейший способ жизни отшельников. Они ели ровно столько, сколько было необходимо для поддержания души в теле.

Радха-Мадана-Мохана Мандир был основан Санатаной Госвами и стал первым храмом, открытым шестью Госвами во Вриндаване. Описанный как «личная экспансия тела Шри Чайтаньи Махапрабху», Шри Санатана стал идеальным духовным учителем, ибо именно он дарует прибежище у лотосных стоп Мадана Мохана. Три Божества Вриндавана (Мадана Мохана, Говиндаджи и Гопинатха) стали жизнью и душой Гаудия-вайшнавов. Божество Мадана Мохана обладает особым качеством помогать начинающим преданным в понимании природы их вечных взаимоотношений с Верховной Личностью Бога, Господом Шри Кришной.

Имя «Мадана Мохана» указывает на поразительно красивого Кришну, привлекающего даже Купидона, Камадеву. Санатана Госвами является самбхандха-ачарьей, дарующим знание о наших взаимоотношениях с Кришной. А его Божество Мадана Мохана помогает нам преодолеть привязанность к материальному чувственному наслаждению (Купидону) и сосредоточить наши умы на преданном служении.

Шри Санатана Госвами посвятил сорок три года странствиям по деревням Вриндавана. Враджаваси с любовью встречали его, относясь к нему, как к собственному отцу. С терпением и заботой он всегда был готов выслушать их проблемы. И всегда приносил им радость своей проповедью и практическим советом обо всем – от сбора урожая до решения семейных конфликтов.

«Отвергнув все мирские удовольствия, Санатана Госвами всегда был смиренным, отреченным и погруженным в изучение писаний. Махапрабху часто говорил, что Санатана Госвами был Его любимым преданным. Будучи океаном любви и милосердия, Санатана превзошел всех остальных преданных в способности сострадать страждущим душам» («Бхакти-ратнакара»).

В последние годы своей жизни он передал поклонение Божеству Мадана Мохана своему ученику Кришна дасу Брахмачари. Он совершал свой бхаджан на берегах Манаси-Ганги неподалеку от Чакалешвары Махадевы на Говардхане. Каждый день он отправлялся в двадцативосьмикилометровую парикраму вокруг холма Говардхана (по изначальной дороге). Несмотря на свой преклонный возраст (65 лет), он следовал своему обету ежедневного предложения холму Говардхана 1008 поклонов, а также предложения поклона каждому встречному вайшнаву.

Понимая, как трудно приходится Его чистому преданному, Шри Мадана Мохана появился однажды и сказал: «Баба! Ты слишком стар. Тебе не стоит каждый день обходить холм Говардхан».

Санатана ответил: «Но таков мой бхаджан. Я должен продолжать следовать этому обету».

«Так как ты очень стар, – сказал Мадана Мохана, – ты можешь перестать соблюдать этот обет».

Как всегда собравшись в путь, Санатана ответил: «Я никогда не поступлюсь своими религиозными принципами».

Твердая решимость Санатаны Госвами придерживаться своей ежедневной практики принесла радость Шри Мадане Мохане (Кришне). Но в любовных отношениях между Господом и Его чистыми преданными, желание Кришны принести удовлетворение Его преданному часто одерживает верх над желанием преданного удовлетворить Его. Поэтому, испытывая сострадание к Своему преданному, Шри Кришна поставил Свою стопу на плоский камень (говардхана-шилу), принесенный с Гирираджа, и заиграл на Своей неотразимой флейте. Говардхана-шила в экстазе расплавилась, сохранив на себе отпечаток лотосной стопы Кришны.

Передавая его Санатане, Кришна сказал: «Ты должен каждый день обходить эту шилу, тогда будет считаться, что ты обходишь вокруг холма Говардхана. Так ты сможешь и дальше следовать своему обету, не поступаясь религиозными принципами». Увидев, что Сам Гирираджа (Шри Кришна) даровал ему шилу, Санатана Госвами с благодарностью принял ее. Эта шила до сих пор хранится в храме Радха-Дамодары.

Шри Бхактивинода Тхакур написал в своей «Джайва-дхарме»: «Санатана Госвами обладал особым даром разъяснять глубинные эзотерические аспекты проявленных и непроявленных враджа-лил Кришны». Санатана Госвами оставил после себя много ценных работ, ставших классикой гаудия-сампрадайи, например, такие, как «Хари-бхакти-виласа», «Брихат-Бхагаватамрита» и «Брихад-вайшнава-тошани».

В нитья-никунджа-лиле Радха-Мадхавы Санатана Госвами служит как Вишакха-сакхи. Самадхи Санатаны Госвами расположено позади храма Радха-Мадана-Мохана.

Кароли

Город неподдельной преданности

 

Всепривлекающая красота Мадана Мохана покорила сердца обитателей этого отдаленного городка, расположенного посреди пустыни.

Кароли — маленький городок, расположенный в гористой, труднопроходимой пустыне восточного Раджастана — является обителью Мадана Мохана, Божества Кришны, которому поклонялся Санатана Госвами — один из главных учеников Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь Чайтанья поручил Санатане отправиться во Вриндаван и найти места игр Кришны, которые по прошествии многих лет были утеряны и забыты. Примерно спустя сто пятьдесят лет после того, как Санатана нашел Мадана Мохана и стал поклоняться Ему во Вриндаване, Божество перевезли в Кароли. [Смотри раздел «Как Мадан Мохан оказался в Кароли».]

Подобно изначальному храму Мадана Мохана во Вриндаване, храм в Кароли расположен на холме и построен из красного песчаника. Я заметил, что содержанию храма уделяется особое внимание — при храме есть большой сад, а врата на трех алтарях обиты чеканным серебром. На центральном алтаре расположился Мадан Мохан со Своей главной супругой, Радхарани, и одной из ее главных спутниц, Лалитой Деви. На левом алтаре стоят Гопаладжи, Радха и Лалита. Этим Божествам поклонялись правители Кароли еще за сотню лет до прихода сюда Мадана Мохана.

 

Многие жители Кароли ежедневно приходят в храм, чтобы увидеть своего возлюбленного Господа. Вечером Божества наряжают в необыкновенно красивые одежды. На голову Мадану Мохану надевают великолепный тюрбан, являющийся традиционным предметом одежды раджастанцев.

В городе царит атмосфера преданности и счастья. Местные жители не обременены материальными амбициями. Они живут простой жизнью и ежедневно — утром и вечером — приходят в храм, чтобы получить благословенный даршан всепривлекающего Мадана Мохана, чье имя означает «тот, кто покоряет своей красотой самого Купидона».

Как только алтарь открывается, преданные приветствуют Божества, выкрикивая Их имена. Проходит церемония арати, после которой присутствующих окропляют предложенной Божествам водой. Поймав рукой несколько капель воды и поместив их себе на голову, пожилая женщина, стоящая передо мной, восклицает: «Джая!» («Слава!») После арати пуджари раздает листья туласи из гирлянды Господа. Поскольку желающих получить их больше сотни, листья получают несколько человек, которые потом раздают их всем остальным. Большинство регулярных посетителей являются жителями Кароли, хорошо знающими друг друга, и в храме царит семейная атмосфера.

Каждый день Божествам восемь раз предлагают пищу и проводят восемь арати. Служители храма поклоняются Божествам в соответствии с предписаниями, изложенными Санатаной Госвами в «Хари-бхакти-виласе». Днем Господу предлагают пятьдесят четыре блюда.

В ларьках паломники могут купить маха-прасад — пищу, предложенную Божествам. Здесь можно найти самые разные сладости, такие как малпура, каджа и сладкие самосы. Большинство блюд, предлагаемых Божествам, — сладости. В Кароли, как и во Вриндаване, много магазинов, торгующих сладостями. Похоже, местные жители — большие любители сладкого. (Можно предположить, что причина этого в недостатке овощей, которые так трудно вырастить в каменистой пустыне.)

Оказавшись в Кароли, можно увидеть, как движение Чайтаньи Махапрабху дарует людям радость и счастье. Преданность местных жителей спонтанна, проста и неподдельна. Мангала-арати, которое проводится в полпятого утра, посещают около трехсот человек. Во время арати служители храма ударяют в гонг, а посетители поют и возносят молитвы. После мангала-арати алтарь на некоторое время остается открытым, и две большие группы людей начинают петь бхаджаны, при этом мужчины стоят перед алтарем Мадана Мохана, а женщины — перед алтарем Гопала. После этого служители дают нескольким присутствующим вкусную малпуру, и все остальные окружают их в надежде получить немного маха-прасада.

В отличие от Вриндавана в Кароли лишь один главный храм Кришны. (Есть еще один, гораздо меньших размеров — храм Гопала.) Похоже, это объединяет людей. Оказавшись здесь, даже приезжий чувствует себя членом большой семьи.

Кароли расположен на территории Большой Враджа-мандалы или Большого Вриндавана, описанного в шастрах. Глядя на жителей Кароли, я вспоминаю строки из «Шри Чайтанья-чаритамриты»: «Идеальным местом для практики сознания Кришны является Враджабхуми или Вриндаван. Обитатели Вриндавана естественным образом привязаны к Кришне, а Кришна так же естественно привязан к ним».

 

Лилы Мадана Мохана

Как и большинство основных индийских храмов, храм Мадана Мохана в Кароли имеет ряд преданий, связанных с Божеством. Лилы (игры) Мадана Мохана описаны в местных путеводителях, и жители Кароли знают их как свои

пять пальцев. Хотя эти истории не упоминаются в священных писаниях, они являются неотъемлемой составляющей храмовых традиций и часто лежат в основе стандартов поклонения Божеству. Вот лишь некоторые из лил Мадана Мохана.

 

Засохший колодец

Когда Мадана Мохана несли из Джайпура в Кароли, Он оказался в деревне, где был колодец, в котором уже год не было воды. После того как местные жители вознесли молитвы Мадану Мохану, в колодце появилась вода. Все обитатели деревни стали преданными Мадана Мохана.

Эта деревня находилась на территории Раджастана и принадлежала Джай Сингху. Узнав о случившимся, он отдал деревню Мадану Мохану.

 

Пропавший поднос

Один мусульманин по имени Тазкан регулярно приходил в храм Мадана Мохана получить даршан Божества, предложить Ему пищу и вкусить прасад. Когда некоторые индусы узнали о том, что в храм ходит мусульманин, они стали возражать, и Тазкану запретили приходить в храм. Убитый горем Тазкан не выходил из дома и стал поститься. Мадану Мохану это не понравилось. Приняв облик охранника, Он пришел в дом Тазкана с серебряным подносом, полным прасада.

Увидев «охранника», Тазкан сказал: «Как я могу вкушать прасад Мадана Мохана, не получив прежде Его даршана

- Вставай, — отвечал Мадан Мохан, — получи даршан и вкуси прасада.

Поняв, что перед ним стоит Сам Мадан Мохан, Тазкан стал просить у Него прощения. «Мой Господь, зачем Ты утруждаешь Себя ради меня?»

Мадан Мохан изчез, и Тазкан почтил прасад.

Той ночью главному жрецу приснился сон, в котором ему явился Мадан Мохан и приказал пускать Тазкана в храм. Утром главный жрец рассказал свой сон другим пуджари.

Между тем один из пуджари заметил, что не достает одного серебряного подноса, на котором Мадану Мохану предлагали пищу. В городе поднялась суматоха. Тогда Тазкан принес поднос в храм и сказал, что его оставил у него в доме один охранник. Это убедило всех в том, что Мадан Мохан действительно являлся во сне главному жрецу. С этого дня Тазкан беспрепятственно приходил на даршан к своему возлюбленному Господу.

 

Воскрешение мальчика

Один житель Кароли, мусульманин по имени Калакунд, регулярно приходил на даршан к Мадану Мохану. Он был уже стар, и у него был всего один сын. Но однажды мальчика укусила змея. Никто не смог его спасти, и мальчик умер. Убитый горем Калакунд принес тело сына к вратам храма и стал петь бхаджаны, прославляя Господа.

Тем временем один из служителей храма, Шри Хари Кишор Госвами, почувствовал, как Мадан Мохан говорит ему из сердца, чтобы он дал сыну калакунда-чаранамриту (вода, которой омывали Божество). Госвами вышел к воротам и налил немного чаранамриты в рот мальчику. Мальчик тут же вернулся к жизни.

 

Молочница

Этот случай произошел около ста двадцати пяти лет назад. В деревне Бхугда, недалеко от Кароли, жила семья гурджей (пастухов), которая снабжала молоком храм Мадана Мохана. Одна из женщин этого семейства регулярно приходила на даршан к Божеству и почитала Его прасад. Мадан Мохан был доволен ее преданностью.

Однажды Мадан Мохан отправился в Бхугду. Молочница лежала на кровати и повторяла имена Мадана Мохана, как вдруг она увидела, что Мадан Мохан Сам предстал перед ней.

Не веря своим глазам, она встала и коснулась Его стоп. Затем она расстелила на койке кусок синей материи и пригласила Мадана Мохана сесть. Мадан Мохан снял Свою верхнюю одежду желтого цвета, лег и уснул, а женщина между тем стала массировать Его стопы. Потом она начала обмахивать Его веером, но наконец, устала и тоже заснула.

Проснувшись, Мадан Мохан подумал: «Вот-вот начнется мангала-арати. Мне надо торопиться». В спешке Он по ошибке одел синюю материю, которой была накрыта кровать, а Свои желтые одежды оставил в доме молочницы.

Когда служители пришли будить Мадана Мохана, они удивились: «Где Его желтый наряд? Откуда у Него эта синяя тряпка? Вчера мы уложили Его спать в другой одежде».

Придя утром на даршан, молочница принесла одежды Мадана Мохана. Она рассказала жрецам, что Мадан Мохан приходил к ней, оставил у нее Свои желтые одежды и взял ее синюю материю.

Эта лила произошла в Амавасью, новолуние. С той поры каждое новолуние в память о том случае пуджари наряжают Мадана Мохана в синие одежды.

……………………………………

Источник: http://shastra-yogapith.blogspot.com/2018/01/blog-post_17.html

Самбандхадхидева-пранама

 

джайатам суратау пангор мама манда-матер гати
мат-сарвасва-падамбходжау радха-мадана-моханау

джайатам — слава; су-ратау — самым милостивым или очень привязанным друг к другу, любящим супругам; пангох — хромого; мама — меня; манда-матех — глупого; гати — прибежище; мат — мое; сарва-сва — все; пада-амбходжау — чьи лотосные стопы; радха-мадана-моханау — Радхарани и Мадана-Мохану.


Явление Шри Мадана-Мохана Шриле Санатане Госвами.

Ссылки

Аудио

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Мадана-мохан – божество самбандха-гьяны. Абхидхея-таттва»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6691-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-pendzhab-2016-g.html

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Вриндаван. Храм Модана Мохана»:

https://harekrishna.ru/2013/01/11841-vrindavan-hram-modana-mohana#main

 

Текст

Божества дарующие самбандху, абхидхею и прайоджану:

http://www.vasudeva.ru/index.php?catid=48&id=77:razdel-02-sambandha-vvedenie-tema-04-tri-razdela-vedicheskogo-znaniya&Itemid=216&option=com_content&view=article

 

Видео

Ш. Б. С. Госвами Махарадж, «Храм Мадана-Мохана»:

https://harekrishna.ru/2017/05/24131-hram-madana-mohan#main

«Шри Вриндавана-дхама парикрама | Картика 2015». Радха Мадан-Мохан Мандир Шрилы Санатаны Госвами. Шри Радха-Гокуланандан и самадхи Нароттама дас Тхакура (Часть 4):

https://harekrishna.ru/2015/11/20193-shri-vrindavan-dham-parikrama-kartika-2015#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Вриндаван. Божество Модана-Мохана».

https://harekrishna.ru/2011/04/8103-vrindavan-bozhestvo-modana-mohana#main


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.111 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь