Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шри Нарахари Чакраварти Тхакур



Даршан Шри Санатаны, игры Мадана-гопалы в Махаване

Затем Шри Рагхава взял своих двух спутников в святое место, где однажды останавливался Санатана Госвами. Жители Махаваны чувствовали себя очень удачливыми, так как Санатана был среди них. Пока Санатана останавливался в Махаване, он получал великое счастье от ежедневной даршаны Мадана-гопалы. Мадана-гопала обычно играл на Раманаке, песчаном пляже Йамуны. Однажды Мадана-гопала пришел поиграть, как мальчик-пастушок, с другими мальчиками Махаваны. Когда Санатана видел мальчиков, играющих в разные игры, он думал, что этот мальчик-пастушок не мог быть обычным ребенком. Когда мальчики закончили играть, Санатана последовал за тем мальчиком домой. Он увидел, как мальчик входит в храм, но когда Санатана вошел, он увидел только Божество Мадана-моханы вместо мальчика-пастушка. Санатана поклонился Божеству и вернулся на свое место, не сказав никому. Этим Мадана-гопалой полностью управляла преданная любовь Санатаны.

«Посмотри на этот водоем, который каждый зовет Гопа-купой. Это место, Шри Гокула и Махавана — это одно и то же. Красота этого места настолько очаровательна, что мало-помалу Упананда и другие пастухи поселились здесь. Много детских игр совершил здесь Кришна, радуя сердца пастухов и пастушек. О Шриниваса, посмотри на это старое дерево, красота которого неописуема».

 

Шесть Госвами Вриндавана

Стивен Роузен

Отрывок

 

История, происшедшая после обнаружения Мадан-Мохана, совершенно удивительна. Говорят, что Санатана увидел сон, в котором прекрасное Божество Кришны принимало поклонение скромного брахмана из города Матхура. Санатана подумал, что поклоняясь этому Божеству со всем подобающим Ему великолепием, он привел бы в сознание Кришны множество новых людей. Однако, в увиденном сне Божество принадлежало бедному брахману, а потому Санатана не имел права требовать его себе. С этой неразрешенной проблемой Госвами и проснулся.

Наутро по заведенному порядку Санатана отправился просить подаяние и подошел к дому бедного брахмана по имени Пурушоттама Чаубе.15 Едва переступив порог, Санатана понял, что сон, увиденный им прошедшей ночью, становится явью. Он пристально вглядывался в прекрасный облик Мадан-Мохана, находившегося в доме, узнавая в нем приснившееся накануне Божество. Госвами знал, что это Божество заслуживает пышного обряда поклонения, который мог бы наблюдать каждый.

Однако, как это было во сне, брахман поначалу отказался отдать Божество Санатане. Но на следующую ночь сам Мадан-Мохан явился к жрецу и попросил его изменить своё решение. Исполняя желание Божества, брахман доверил мурти Санатане Госвами. На следующий день Санатана перенес Его в противоположный конец Вриндавана и установил поклонение Мадан-Мохану в маленькой хижине. Вскоре на этом месте был возведен великолепный храм.

Строительство храма связано с именем богатого торговца солью Кришнадаса Капура.16 Как-то раз судно, на которое он погрузил свой товар, отправляемый на базар в Агру, село на мель прямо напротив дома Санатаны. Капур стал возносить молитвы Господу, прося Его о помощи. Видя отчаяние Капура, Санатана убедил торговца поклониться Мадан-Мохану. Пока он молился перед Божеством, судно сошло с мели. Капур получил возможность продолжать свой бизнес и, выручив крупную сумму денег, почувствовал себя обязанным Мадан-Мохану. Тогда он решил финансировать строительство храма, посвященного этому Божеству. Строительство величественного здания, которое предстает нашему взору, было завершено приблизительно в 1580 году.

Когда поклонение Мадан-Мохану вошло в традицию, другие Божества и Их культ распространились по всей Индии. Говиндадев, Радха-Раман, Гопинатх, Джугал-Кишор, Банке-Бихари, Радха-Баллабха, Радха-Шьямасундар, Радха-Гокулананда, Радха-Дамодар и Кришна-Баларам (установленные в 1970 году Международным Обществом Сознания Кришны или ИСККОН) являются главными Божествами Вриндавана. Но Мадан-Мохан Санатаны Госвами, по многим причинам, считается самым значимым.

Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада так объясняет значение Мадан-Мохана:

«Шрила Санатана Госвами - совершенный духовный учитель, поскольку он предоставляет человеку приют у лотосных стоп Мадан-Мохана. Даже личности, не способной, в силу забвения своих вечных отношений с Верховной Божественной Личностью, путешествовать по земле Вриндавана, милостью Санатаны Госвами предоставляется счастливая возможность пребывать во Вриндаване, получая все духовные блага. В этом также проявляется особое сострадание Мадан-Мохана... В "Чайтанйа-чаритамрите" Кришнадас Кавирадж в первую очередь выражает свое почтение Мадан-Мохану виграхе (Божеству Санатаны Госвами), помогающему нам достичь прогресса в сознании Кришны».17

Мадан-Мохан Санатаны Госвами, Говиндадев Рупы Госвами и Божество Гопинатха Мадху Пандита - это жизнь и душа Гаудия-вайшнавов. Мадан-Мохан олицетворяет собой самбандха-таттву, Говиндадев - абхидея-таттву, а Гопинатх - прайоджана-таттву. Шрила Прабхупада обЪясняет:

«Три этих Божества обладают особыми качествами. Поклонение Мадан-Мохану пребывает на платформе наших утраченных взаимоотношений с Верховной Божественной Личностью. Делая лишь первые шаги по пути духовного осознания, необходимо поклоняться Мадан-Мохану, которому по силам привлечь нас и свести на нет нашу привязанность к материальному чувственному удовлетворению. Преданным-неофитам взаимоотношения с Мадан-Моханом абсолютно необходимы. Далее, обретя желание служить Кришне с глубокой преданностью, личность совершает поклонение на платформе трансцендентного служения... Когда же, милостью Кришны и других преданных, человек достигает совершенства в своем преданном служении, он получает возможность воспринимать Кришну как Гопиджанабаллабха (Гопинатха), Божество, наслаждающее девушек Враджи».18

В воспеваемой брахманами трижды в день знаменитой мантре Гаятри также прославляется эта прогрессия Божеств - Мадан-Мохан, Говинда и Гопинатх - и особо упоминаются их имена. Одна строка мантры начинается так: "клим кришнайа говиндайа гопиджанабаллабхайа...", где "кришнайа" понимется как Мадан-Мохан, "говиндайа" - как Говиндадев, а "гопиджанабаллабхайа" - как Гопинатх.19

В кама-гаятри, заключительной строке гаятри-мантры, три вышеназванных Божества перечисляются вновь: "клим камадевайа видмахе пушпа-банайа дхимахи тан но 'нангах прачодайат." Тайный смысл этого стиха очень сокровенен, и Шрила Прабхупада дает пояснение в отношении этих трех Божеств:

«Кришна зовется Кама-дева или Мадан-Мохан, Божество, устанавливающее наши взаимоотношения с Кришной. Говинда или Пушпа-банда, стреляющий цветочными стрелами, это Божественая Личность, которая принимает наше преданное служение. Ананга или Гопиджанабаллабха, доставляющий наслаждение гопи, является конечной целью жизни».20

Как личность, установившая поклонение Мадан-Мохану, Санатана Госвами занимает особое положение в цепи ученической преемственности Чайтаньи Махапрабху. Он - наделённый полномочиями учитель самбандха-гьяны, или знания о наших преданных взаимоотношениях с Кришной. А Рупа Госвами, чье имя неразрывно связано с Говиндадевом, - учитель абхидея-гьяны, т.е. знания о развитии этих отношений с Кришной. Интересно, однако, что не Мадху Пандит (современник Госвами, которого обычно соотносят с Божеством Гопинатха), а Рагхунатх Дас Госвами признан полномочным учителем прайоджана-гьяны, совершенства любви к Богу.

Кроме того, говорится, что Рагхунатха Дас Госвами считал своим высшим желанием достижение лотосных стоп Шри Рупы, а Рупа, наоборот, принял Санатану Госвами духовным учителем и господином своей жизни. Духовный процесс, по сути своей, цикличен, а потому в духовной сфере не существует деления на более высокое и менее высокое служение, поскольку каждый стремится превзойти других в оказании максимального служения нижестоящему, т.е. можно сказать, что один преданный гонится за другим, а все вместе догоняют Кришну.

Материальный мир - разновидность такой "гонки". Не добившись успеха в погоне за грубым или тонким удовлетворением чувств, человек обнаруживает, что, в действительности, он также ищет Бога, хотя и по материалистическим соображениям: стать равным с Господом или превзойти Его. Такое умонастроение часто неосознанно, и все же оно имеет место. Хорошим примером тому могут служить события 1670 года, когда фанатичный император моголов Аурангзеб приказал уничтожить все святые изображения Господа и посвященные Ему храмы. Считая себя единоличным правителем, он не хотел делить свой титул с пастушком по имени Кришна.

Тогда, чтобы защитить Господина своих жизней, несколько простых селян переправили Божество Мадан-Мохана из Вриндавана в Джайпур. Вскоре после восшествия на престол императора моголов, находящееся в безопасности Божество по просьбе принцессы Джайпура было перевезено в Кароли. Она и ее супруг, правитель Кароли, построили для Мадан-Мохана роскошный храм, который существует и поныне.21

Утвердив поклонение Мадан-Мохану, Санатана Госвами получил возможность приступить к написанию трансцендентной литературы. Вот некоторые из его книг: "Хари-бхакти-виласа" (отредактированная Гопалом Бхаттой), "Брихат-Бхагаватамрита", "Дашама-типани" и "Дашама-чарита".

………………………

Редакция: Ари Мардан д.

Госвами Вриндаваны

О. Б. Л. Капур

Глава 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь