Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Санатана и Шри Мадан Гопал (Мадан Мохан)
Вернувшись во Вриндаван, Санатана жил в своем старом кутире в Адитья Тиле на берегу Ямуны. Он начал свою садхану и работу по разведке лила-стхали, строительству храмов, установке шри виграх, и т. д., как ему завещал Махапрабху. Грауз пишет в своей книге «Memoir of Mathura», что Санатана сначала основал храм Вринды Деви, от которого в настоящий момент ни осталось никакого следа. \\* «Первым храмом, основанным Госвами по своему приходу во Вриндаван, стал храм, посвященный Вринде Деви, богине, давшей этому месту свое имя. В настоящее время от этого храма не осталось никакого следа, если (как полагают некоторые) он действительно находился в Севакундже». (District Memoir of Mathura, 3rd Ed., p. 241) \\ После этого были построены другие храмы и установлены шри виграхи. Как-то раз Санатана отправился в Матхуру за мадхукари. Как только он вошел в дом Дамодары Чхаубе, он увидел великолепное изваяние Шри Мадан Гопала. Это изваяние похитило его сердце. Он погрузился в бхава-самадхи \\* Экстатическое состояние полного погружения. \\ и в его сердце появилось непреодолимое желание служить этому Божеству всем своим сердцем и душой. Он попытался унять это желание. Что толку было потакать желанию, которое было невыполнимым? Было бессмысленно мечтать о том, что семья Чхаубе отдаст своего дорогого Тхакура ему. Да даже если бы они и поступили так, то откуда и каким образом смог бы он доставать все необходимое для того, чтобы служить Ему и сделать Его счастливым? Но подавить это желание оказалось невозможным. Чем сильнее он пытался унять его, тем сильнее оно становилось. Все время, спал ли он, или бодрствовал, ходил или сидел в медитации, прекрасное и величественное божество Мадан Гопала всплывало в его уме и приводило в волнение. Он под предлогом мадхукари снова и снова отправлялся в дом Чхаубе и возвращался, только получив даршан Мадан Гопала. Жена Дамодара Чхаубе была великой преданной. Она относилась к Мадан Гопалу как мать. У нее также был и сын, которого звали Садан. Ее любовь равно распространялась на Мадана и Садана. Каждый из них получал равную долю ее заботы и любви. Мадан Гопал жил там как член семьи Чхаубе и счастливо играл с Саданом. Постепенно Санатана подружился с семьей Чхаубе. Он был очень рад видеть, что любовь жены Чхаубе к Мадан Гопалу была также естественна как и ее любовь к Садану. Как-то он решил проверить, насколько ее любовь находится на уровне рагануга-бхакти или чистой и беспримесной, и спонтанной преданности. С таким намерением он как-то сказал ей: «Ма, ты служишь Мадан Гопалу с великой заботой и любовью. Это очень хорошо. Но очень нехорошо то, что ты считаешь его членом своей семьи, вроде Садана, и обращаешься с ним так же, как ты обращаешься с Саданом. В конце концов, Мадан Гопал – это твой ишта, \\* Божество, получающее исключительное поклонение. \\ и ему следует поклоняться как иште, с почтением и соблюдением всех ритуальных правил и предписаний, упомянутых в шастрах». Женщина простодушно сказала: «Баба, ты прав. Я сделаю так, как ты говоришь». Когда Санатана пришел к ней в следующий раз, она сразу же ему сказала: «Баба! Я пыталась последовать твоему совету. Но Мадан Гопалу это не понравилось. В тот самый день он пришел очень рассерженный ко мне во сне и сказал: «Ма! Ты начала проводить различия между мной и Саданом. Ты относишься к нему как к своему сыну, и держишь близко к своему сердцу, а ко мне ты относишься как к своему иште, поклоняешься мне с пышностью и великолепием, следуя тысячам ритуальных правил только для того, чтобы держать меня в отдалении. Мне это все не нравится». Санатану это застало врасплох. По спине у него пробежал холодок. Слезы потекли у него из глаз. Он был ошеломлен тем, как Мадан Гопал раскрыл свою любящую натуру и свое желание принимать любовное служение от этой женщины. Он изумился удаче, выпавшей на ее долю и взмолился Мадан Гопалу, чтобы тот простил его за то, что Санатана временно лишил его возможности вкушать расу \\* Трансцендентное удовольствие. \\ любовного служения женщина, посоветовав ей служить Ему как ее иште. Санатана уже думал о том, что надеяться на то, что он будет благословлен возможностью предлагать свое любовное служение Мадан Гопалу означает надеяться на чудо. Но поток холодной воды в конце концов остудил его пылающие надежды, когда он понял, насколько Мадан Гопалу нравилось любовное служение этой женщины, и как потревожило Его даже краткое отсутствие такого служения. Но предположения Санатаны оказались неправильными. В тот самый день, когда Мадан Гопал увидел его в первый раз, странное волнение возникло в его сердце. Он захотел получать любовное служение также и от Санатаны. По мере того, как у Санатаны развивалось влечение к Нему, у Него также развивалось влечение к Санатане. Счастью и изумлению Санатаны не было предела, когда как-то раз жена Чхаубе со слезами на глазах и грустью в голосе обратилась к нему и сказала: «Баба! С сегодняшнего дня тебе придется принять на себя ответственность за служение Мадан Гопалу. Гопал уже вырос, и стал упрямым и неуправляемым. Он больше не хочет находиться под покровительством своей матери. Вчера во сне он попросил, чтобы я отдала его тебе. Да и я сама уже стала старой и немощной, и не могу служить ему так как полагается. И в его интересах, и в моих также передать его кому-то, кто сможет хорошо, с любовью служить ему». Лотос сердца Санатаны расцвел от внезапно взошедшего солнца его надежды. Он вернулся в свой кутир, крепко прижимая к своей груди Сокровище своего сердца. \\* Рассказывают, что Шри Виграха Мадана Гопала имеет древнюю историю. Она была одной из восьми Виграх, найденных праправнуком Шри Кришны, Махараджей Ваджранабхой во время его исследований Враджи. В течение долгого времени она была спрятана под землей в Адитья Тиле, откуда и выкопал ее Адвайта Ачарья. Адвайта Ачарья поручил уход за Божеством семье Чхаубе, жившей в Матхуре. (Satishchandra Mitra. Sapta Gosvami, p. 109) \\ Санатана построил новую соломенную хижину рядом со своей, где он установил Мадана Гопала. Бхога \\* Предлагаемая пища. \\ Мадана Гопала состояла из того, что ему удавалось собрать во время мадхукари. Из муки, что он получал в мадхукари, он готовил бати: замешивал тесто, скатывал из него колобки и пек их в огне. Он предлагал Мадану Гопалу эти колобки вместе с пресным овощным блюдом без специй, в которое входило то, что ему удавалось раздобыть в лесу. Мадан Гопал в течение нескольких дней ухитрялся глотать эту пищу, не решаясь пока протестовать. Но долго выдерживать подобную диету было непросто. Как-то раз во сне он явился Санатане и сказал: «Санатана! У меня что-то не особенно получается питаться твоими колобками с листьями, сваренными без соли и без специй. Мне приходится с усилием проталкивать все это через горло. Сколько еще мне придется так существовать? Может, ты все-таки будешь мне вместе с этим давать немного соли?» Слезы потекли из глаз Санатаны. В порыве беспомощности он сложил ладони и сказал со всем возможным смирением: «Прабху! Ты знаешь, что я – твой смиренный слуга, отшельник, у которого нет необходимых средств для поклонения Тебе. Сегодня ты просишь соли. Завтра ты попросишь мелассы, а послезавтра – раджа-бхоги. \\* Царская трапеза. \\ Как мне удастся обеспечить все это? Если ты хочешь лучшего служения, ты должен сам об этом позаботиться. Ты можешь это сделать, потому что ты всемогущ». Не ответил ли Санатана чересчур резко Мадан Гопалу? Разве он не обошелся плохо с Ним, отказавшись выполнить его простую просьбу о соли – просьбу Того, любовного служения кому он так страстно желал, и Кто пришел к нему только из-за того, что Его прельстило служение Санатаны? Даже если он и был отшельником, неужели ему было невозможно исполнить желание Божества, попросив соль в качестве пожертвования? Этот вопрос требует тщательного рассмотрения. Санатана был готов пожертвовать даже своей жизнью ради служения Мадану Гопалу. Но как мог он оставить путь, пройти который было необходимо, чтобы стать достойным высшего служения Ему? Высшее служение Ему – это манаси-сева, т. е. служение в созерцании. Манаси-сева не стеснено ограничениями времени, пространства или законами физического мира. Все необходимое для служения можно легко получить. Необходимо лишь подумать о них, и они появятся. Это вполне возможно, так как благодаря непрерывному созерцанию садхака получает сиддха-деху или бхава-деху. Бхава-деха – это духовное тело, состоящее из шуддха-саттвы. Шуддха-саттва – это объединение трех аспектов сварупа-шакти или внутренняя энергия Бхагавана – сандхини, самвит и хладини, соответствующих трем составляющим Его бытия – сат, чит и ананды. Хладини – это шакти, дающая блаженство. Она включает в себя самвит-шакти, дающую знание, и сандхини-шакти, поддерживающую бытие всего сущего. Как хладини включает в себя самвит, самвит включает в себя сандхини. Включение сандхини в самвит означает, что в чит-джагат, или трансцендентном мире мысль означает бытие, другими словами, чтобы вещь появилась, о ней нужно только подумать. Поэтому сева или служение, в созерцании выполняемое для Божества садхакой посредством его сиддха-дехи в трансцендентном мире, приносит Божеству больше удовольствия нежели служение, выполненное для него на уровне физического мира. Но для того, чтобы стать достойным такого служения, которое само по себе уже подразумевает обретение сиддха-дехи, необходимо вести жизнь строгой духовной дисциплины, включающую в себя ваирагью и непрерывающуюся бхаджану – такую жизнь и вел Санатана Госвами. А достичь всего этого было бы невозможно, если бы он тратил свое время и энергию на угождение запросов Мадана Гопала. Ему приходилось ограничивать свое служение Мадана Гопалу на материальном плане для того, чтобы быть способным исполнять возвышенное и приносящее Божеству больше удовлетворения служение на трансцендентном плане. Кроме того, Махапрабху, в своей роли джагат-гуру попросил Санатану показать пример высочайшего идеала ваирагьи. Разве не должен был он отвергнуть желание своего ишты для того, чтобы исполнить приказание ишты в роли его гуру? Истина заключается в том, что Мадан Гопал знал, что возможности Санатаны ограничены, и находил удовольствие в том, что тот ему предлагал, так как его подношение делалось с любовью. Все же он стал настаивать на своей просьбе, потому что Он любит дразнить и щекотать своих преданных, и наблюдать за их реакцией, и ему даже больше нравится, когда они противятся.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы