Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мадан Гопал разыгрывает Санатану



Хотя Санатана и ушел из Вриндаваны, поручив Мадана Гопала заботам Кришны Даса Брахмачари, Мадан Гопал не покинул его. Он всегда был рядом с Санатаной и заботился о нем. Когда Санатана жил в Нандаграме, \\* Кутир, в котором Санатана совершал бхаджану, также сохранился до сего дня. \\ его погруженность в лила-смарану \\* Созерцание божественной лилы. \\ была настолько глубока, что он часто забывал поесть. Не могло быть даже разговора о том, чтобы он ходил куда-нибудь за мадхукари. Он питался лишь тем молоком, которое приносили ему враджаваси.

Как-то раз случилось так, что никто не приносил ему молока три дня подряд. На четвертый день пришел мальчик-пастух, принес ему в лоте \\* Небольшой металлический сосуд. \\ молока и сказал: «Баба, моя мама просила передать тебе это молоко. Пожалуйста, возьми его». Санатана был очарован его необычайно приятным голосом, красивым лицом, черными вьющимися волосами, спускавшимися по его щекам и красным тюрбаном на его голове. Санатана смотрел на него как завороженный. Для того, чтобы задержать его, Санатана начал задавать вопросы: «Лал, \\* Ласковое обращение к мальчикам на языке Враджа. \\ где ты живешь? Как зовут твоих родителей? Сколько у тебя братьев?» - и так далее. Мальчик назвал своих родителей, сказал, где он живет, и сказал: «Нас четверо братьев. Я самый младший».

Мальчик отдал ему молоко и ушел. Санатана Госвами почувствовал, что он приходил только для того, чтобы похитить сердце Санатаны и убежать с ним. Когда он начал пить молоко, он был необычайно поражен его неземным вкусом и запахом. Состояние транса тут же исчезло, и ему показалось, что мальчик лицом очень напоминает Мадана Гопала. Это его заинтриговало. Все же он отправился туда, где, по словам мальчика, он жил, и спрашивал о нем и его родителях, но впустую. \\* Эта история приводится Прией Дасом в его комментарии на «Бхакта-малу». \\

Великие вайшнавы: Том 1

Шрипад Радханатха Махарадж

Отрывок

 

Санатана Госвами

Санатана Госвами нашел прекрасное Божество Мадана-Мохана. Первоначально Мадана-Мохана установил правнук Кришны Ваджранабха, которого Юдхиштхира, уходя в Гималаи, оставил царем Враджа-бхуми. Ваджранабха понимал, что со временем места игр Кришны будут забыты, и поэтому сел под деревом калпа-врикша на берегу Ямуны и стал молиться Господу Кришне о том, чтобы Господь раскрыл ему Свою вечную обитель. Господь Кришна открыл ему места Своих игр, и Ваджранабха захотел в самых важных из этих мест установить Божества, связанные с этими играми. Он призвал Вишвакарму, зодчего и скульптора полубогов, чтобы тот проявил эти Божества. Первым Вишвакарма создал Мадана-Мохана. Ваджранабха показал Божество Уттаре, которая осталась к тому времени последней, кто лично видел Кришну, и она сказала: «Да, от стоп до талии оно выглядит в точности, как Кришна». Разумеется, все части тела Божества тождественны Кришне, но именно эти части у Мадана-Мохана особенны. Затем Вишвакарма создал Божества Говиндадева и Гопинатха, и Уттара сказала, что у Говиндадева лицо Кришны, а Гопинатх точно повторяет Его торс.

Ваджранабха установил и множество других Божеств, но за четыре с половиной тысячи лет все они потерялись. Мадана-Мохана нашел Шри Адвайта Ачарья, когда был во Вриндаване. Он поклонялся этому Божеству и называл его Мадана-Гопал. Перед тем, как вернуться в Навадвипу к приходу Господа Чайтаньи, он оставил Божество одному из своих учеников в Матхуре, брахману Чаубе.

Санатана Госвами однажды пришел к дому Чаубе за милостыней, и увидел, как брахман с палкой в руках ругает своё Божество. «Я предложил Тебе бхогу, — говорил он. — Почему Ты не ешь? Как Ты вырастешь здоровым и крепким, если не будешь есть то, что я Тебе даю?» Санатана Госвами спросил его: «Что ты делаешь? Разве ты не понимаешь, что Кришна это Верховная Личность Бога и надо поклоняться Ему?» Брахман согласился с ним.

Санатана Госвами вернулся во Вриндаван и во сне ему явился Кришна в образе Мадана-Мохана и сказал:

— На самом деле этот брахман Чаубе чистый преданный в ватсалья-расе, но Я хочу твоего поклонения.

Санатана Госвами растерялся:

— Но у меня нет для Тебя дома и пищи. Как я буду поклоняться Тебе?

Но Господь ждет от нас только любви, и поэтому Мадана-Мохан явился брахману Чаубе во сне и попросил отдать его Санатане Госвами. Санатана Госвами в то время жил на холме, который назывался Двадашадитья-тила. Это небольшой холм, возвышающийся на берегу Ямуны. На это священное место пришел Кришна после того, как целый день танцевал на клобуках Калии. Он очень замерз и, чтобы согреть Его, двенадцать сыновей Адити явились как двенадцать солнц в небе. Из пота, стекавшего с тела Шьямасундары, у подножия холма образовалось озеро. Там Санатана Госвами поклонялся Мадана-Мохану. У него не было ни храма, ни денег. Жилищем его Божества были ветви дерева.

...Санатана Госвами поклонялся Мадана-Мохану, живущему в ветвях дерева, потому что у него не было средств ни на что другое. Он собирал милостыню, получая немного муки, вручную размолотой каменными жерновами. Эту муку он смешивал с водой из Ямуны, делал небольшие шарики наподобие чаггати и бросал их на угли костра. Это было все, что он мог предложить Мадана-Мохану. Отвечая на любовь, с которой поклонялся Ему Санатана Госвами, Мадана-Мохан часто разговаривал с ним. Однажды этот пастушок сказал:

— О, Санатанджи, не мог бы ты еще немного соли Мне дать для этого роти, оно не соленое.

— Люди не дают мне соли, — ответил Санатана Госвами. — Я даю Тебе все, что у меня есть, мой Господь, поэтому, пожалуйста, прими это.

В этот же день по Ямуне плыла баржа купца, продававшего соль. По милости Мадана-Мохана она застряла. Кришна в образе маленького мальчика-пастушка спустился к купцу, которого звали Кришнадас Капур, и спросил у него:

— У тебя есть соль?

— У меня целая баржа соли, — ответил купец, — но она застряла и идет ко дну — вся соль растворится.

Тогда маленький Гопал, Мадана-Мохан, сказал ему:

— Вон там живет великий святой Санатана Госвами. Он может дать тебе мудрый совет и благословить тебя.

Купец отправился к Санатане. Санатана Госвами сказал ему: «Просто прими прибежище Мадана-Мохана и воспевай Его святые имена». Он научил купца, как поклоняться Мадана-Мохану, и рассказал ему о принципах чистой бхакти точно так, как сам услышал об этом от Господа Чайтаньи в Варанаси. У купца с собой был только маленький пакетик соли, но вместе с ним он принес Мадана-Мохану свою жизнь. Таково было могущество Санатаны Госвами.

Баржа тут же снялась с мели и поплыла вниз по реке. Кришнадас Капур продал всю соль в Агре и заработал большие деньги. Он вернулся во Вриндаван и предложил всю выручку Санатане. Санатана сказал:

— Мне ничего не надо. Я так и буду спать каждый раз под другим деревом, просить милостыню и носить эту замечательную рваную одежду. Но Мадана-Мохан заслуживает всего самого лучшего. Построй Ему храм!

И Кришнадас Капур построил для Божества самый первый храм во Вриндаване — Шри Мадана-Мохан Мандир, который стал с тех пор символом преданности, царящей во Вриндаване.

Имя «Мадана-Мохан» означает «Тот, кто привлекает даже ум Маданы, или Камадева, или Купидона». Это мурти олицетворяет самбандху. Ему мы поклоняемся, чтобы избавиться от обусловленности материальным существованием, развить привязанность к Мадана-Мохану и через эту привязанность установить свои отношения с Кришной и понять, кто мы такие. Мы не тела, а вечные души, полные знания и блаженства — сат-чит-ананда. Мы неотъемлемые частички Кришны. Так же, как частички солнечного света это части Солнца, мы качественно не отличны от Кришны, но количественно мы всего лишь крохотные частицы Кришны — полного целого. Кришна — Верховный Наслаждающийся, Верховный владелец всего, Верховный контролирующий все, а мы вечные слуги слуг слуг Господа. В сердце каждого живого существа живет любовь к Кришне, и высшая дхарма состоит в пробуждении этой любви. С осознания того, что Кришна является объектом нашей любви и служения, начинается истинное бхакти. В этом мире мы не помним Кришну, потому что нас постоянно что-то отвлекает. Это майя отвлекает нас мыслями о том, что «я — наслаждающийся, я — владелец всего, я контролирую все». Душа тоскует по утраченной любви, но мы пытаемся найти ее в поверхностных, временных наслаждениях грубых чувств, когда что-то осязаем, видим, слышим. Так же ошибочно мы стараемся удовлетворить более тонкие желания славы, престижа, власти над людьми. Даже когда мы встаем на духовный путь, майя не перестает отвлекать нас, а, напротив, отвлекает еще больше. Но чем больше этих препятствий на пути бхакти, тем лучше мы осознаем, что у нас нет другого прибежища, кроме милости Кришны. Самбандха означает, что единственная надежда преодолеть препятствия, создаваемые Маданой, или Камадевом, это парам дриштва нивартате — ощущение высшего вкуса милости Кришны. Весь мир побежден Маданой. Но сам Мадана был очарован Кришной. Когда мы принимаем прибежище лотосных стоп Кришны, Он открывает Себя нам, и по Его милости мы можем подняться над страхами и искушениями материального мира.

Шри Санатана Госвами

Отрывки

 

Чтобы поддерживать свое существование, Санатана собирал в качестве подаяния немного муки, скатывал из нее шарики, предварительно смочив муку в воде Ямуны, и клал их в тлеющие угольки. После чего он предлагал этот бати (несоленые запеченные хлебцы) своему Божеству Мадана Мохана. Оставив все мирские увеселения, Госвами приняли наибеднейший способ жизни отшельников. Они ели ровно столько, сколько было необходимо для поддержания души в теле.

Радха-Мадана-Мохана Мандир был основан Санатаной Госвами и стал первым храмом, открытым шестью Госвами во Вриндаване. Описанный как «личная экспансия тела Шри Чайтаньи Махапрабху», Шри Санатана стал идеальным духовным учителем, ибо именно он дарует прибежище у лотосных стоп Мадана Мохана. Три Божества Вриндавана (Мадана Мохана, Говиндаджи и Гопинатха) стали жизнью и душой Гаудия-вайшнавов. Божество Мадана Мохана обладает особым качеством помогать начинающим преданным в понимании природы их вечных взаимоотношений с Верховной Личностью Бога, Господом Шри Кришной.

Имя «Мадана Мохана» указывает на поразительно красивого Кришну, привлекающего даже Купидона, Камадеву. Санатана Госвами является самбхандха-ачарьей, дарующим знание о наших взаимоотношениях с Кришной. А его Божество Мадана Мохана помогает нам преодолеть привязанность к материальному чувственному наслаждению (Купидону) и сосредоточить наши умы на преданном служении.

Шри Санатана Госвами посвятил сорок три года странствиям по деревням Вриндавана. Враджаваси с любовью встречали его, относясь к нему, как к собственному отцу. С терпением и заботой он всегда был готов выслушать их проблемы. И всегда приносил им радость своей проповедью и практическим советом обо всем – от сбора урожая до решения семейных конфликтов.

«Отвергнув все мирские удовольствия, Санатана Госвами всегда был смиренным, отреченным и погруженным в изучение писаний. Махапрабху часто говорил, что Санатана Госвами был Его любимым преданным. Будучи океаном любви и милосердия, Санатана превзошел всех остальных преданных в способности сострадать страждущим душам» («Бхакти-ратнакара»).

В последние годы своей жизни он передал поклонение Божеству Мадана Мохана своему ученику Кришна дасу Брахмачари. Он совершал свой бхаджан на берегах Манаси-Ганги неподалеку от Чакалешвары Махадевы на Говардхане. Каждый день он отправлялся в двадцативосьмикилометровую парикраму вокруг холма Говардхана (по изначальной дороге). Несмотря на свой преклонный возраст (65 лет), он следовал своему обету ежедневного предложения холму Говардхана 1008 поклонов, а также предложения поклона каждому встречному вайшнаву.

Понимая, как трудно приходится Его чистому преданному, Шри Мадана Мохана появился однажды и сказал: «Баба! Ты слишком стар. Тебе не стоит каждый день обходить холм Говардхан».

Санатана ответил: «Но таков мой бхаджан. Я должен продолжать следовать этому обету».

«Так как ты очень стар, – сказал Мадана Мохана, – ты можешь перестать соблюдать этот обет».

Как всегда собравшись в путь, Санатана ответил: «Я никогда не поступлюсь своими религиозными принципами».

Твердая решимость Санатаны Госвами придерживаться своей ежедневной практики принесла радость Шри Мадане Мохане (Кришне). Но в любовных отношениях между Господом и Его чистыми преданными, желание Кришны принести удовлетворение Его преданному часто одерживает верх над желанием преданного удовлетворить Его. Поэтому, испытывая сострадание к Своему преданному, Шри Кришна поставил Свою стопу на плоский камень (говардхана-шилу), принесенный с Гирираджа, и заиграл на Своей неотразимой флейте. Говардхана-шила в экстазе расплавилась, сохранив на себе отпечаток лотосной стопы Кришны.

Передавая его Санатане, Кришна сказал: «Ты должен каждый день обходить эту шилу, тогда будет считаться, что ты обходишь вокруг холма Говардхана. Так ты сможешь и дальше следовать своему обету, не поступаясь религиозными принципами». Увидев, что Сам Гирираджа (Шри Кришна) даровал ему шилу, Санатана Госвами с благодарностью принял ее. Эта шила до сих пор хранится в храме Радха-Дамодары.

Шри Бхактивинода Тхакур написал в своей «Джайва-дхарме»: «Санатана Госвами обладал особым даром разъяснять глубинные эзотерические аспекты проявленных и непроявленных враджа-лил Кришны». Санатана Госвами оставил после себя много ценных работ, ставших классикой гаудия-сампрадайи, например, такие, как «Хари-бхакти-виласа», «Брихат-Бхагаватамрита» и «Брихад-вайшнава-тошани».

В нитья-никунджа-лиле Радха-Мадхавы Санатана Госвами служит как Вишакха-сакхи. Самадхи Санатаны Госвами расположено позади храма Радха-Мадана-Мохана.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь