Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сила и власть жизненности



Человек жив, если жизненность в силе. Опала жизненность, ушли жизненные силы – и жизни нет. Много жизненности, тогда и жизнь в радость, и жить хочется. Ресурс жизненности у всех разный. Уверенно стоят в жизни, в ком жизненность сильна. Говорят – живучий, значит жизненности много.

Триедина жизненность. Как триедина? Вроде она одна, и вся в человеке. Жизненность же человека. Да. Но человек ну- ждается в условиях и в людях. Без них нет и жизненности. В голоде и в холоде, в зное и жажде, постоянно не может жить человек. Какая бы жизненность ни была, она иссякает. Тем бо- лее в побоях и пытках, в болезнях и переломах, ожогах и об- морожении.

Очевидно, что человек избегает тех условий, где он посто- янно испытуется на выживаемость. И, напротив, ищет и нахо- дит такие условия, где ему хорошо, где он может жить. Этим

«хорошо» и «может жить» отличается человек, например, де- ревенский от городского. Он хорошо и может жить в деревне, но плохо ему и не может жить в городе, и наоборот, как житель степей или гор, от жителя равнин или приморья, склонный к одному климату от нуждающегося в другом, то есть условия определяют его жизненность. Скудость жилья, простота об- становки одним хороша, другому терпима, третьи не могут так жить. Постная и скудная пища для одних есть желанное, для других есть вынужденное, а третьи начинают погибать

 

230


 

 

от нее. Читаешь жития подвижников и дивишься, как могли они в одной рубашке десятками лет жить в пустыне, в горах, в пещерах, в лесу, на каменных столбах, или в городах, но без жилья, на улице зимой и летом. Они искали этого, хотели, они жили так. Помести их в другие условия, и жизненность у них начинала бы гаснуть.

Очевидно, что по своему внутреннему устроению человек ищет условия жизни и удерживается в них. Очевидно, и дру- гое – без условий жизни нет жизненности, да и человека нет. Даже при обмороке человек нуждается в тех или иных услови- ях жизни. Человек без сознания, а жизненность применяется и прилаживается к условиям. Потому что нет жизненности без условий.

То же и с окружением. Потребность в людях исходит от жизненности. Утрата близкого человека у одних людей приво- дит к полной потере жизненности, так что нередко они тоже вскоре умирают. У других утрата долго сказывается на жиз- ненном самочувствии. Третьи равнодушно переносят смерть кого-либо из близких. Но даже и они не могут быть совсем без людей. Поэтому одна из мучительных пыток – это одиноч- ная камера в тюрьме. Жизненность постоянно окружает себя определенными людьми. И без людей не может.

Например, это семейные узы, родственные узы. Принадлеж- ность к группе людей, коллективу, народу. Дружба, товарище- ство, побратимство. Удерживание при себе людей приятных, нужных, желаемых. Потребность в знакомствах, встречах, общении. Вместе с тем, противоположное – когда нет людей, тогда одиночество, безлюдье, тоска. И выход из этого – вы- ход к людям и через то возвращение чувства защищенности, уверенности в жизни, ухоженности в болезни, старости. Вот перечень состояний, которые прямо указуют на связь жизнен- ности с окружающими людьми. Без людей и жизненности нет.

231


 

 

Теперь можно определенно сказать, что жизненность имеет три состава. Первый состав – сам человек с его предпочтени- ями, душевными и телесными потребностями, второй – ус- ловия жизни и третий – окружение людей. При наличии всех трех человек деятелен, активен.

Смотрим дальше. Жизненность его не только нуждается в условиях, но человек может активно создавать себе условия жизни. Когда нет возможности создавать, тогда он живет в том, что предложат или что есть. Например, в общежитии, где вся обстановка ему не принадлежит, где приходится считать- ся с нравами и привычками жильцов, которые живут вместе с ним, и где он не хозяин и самолично распорядиться ничем не может. Когда человек устает от общежития, он хочет уйти в свой уголок, свою комнату, свой дом. Здесь он хозяин. Он может устраивать свое жилье как ему нравится, т. е. так, как он сам устроен. Он и уединения ищет ради того, чтобы в нем быть так, как сам хочет, и опять же – как сам устроен. То же и с окружением. Человек не только нуждается в людях, но и сам активно ищет их, идет им навстречу, привязывается к ним и их привязывает к себе. При этом делает это в угоду себе. С од- ними сближается по интернету, с другими по чувственно-пло- тяным потребностям, с третьими по душевным симпатиям и взаимности, с четвертыми – по делу, с пятыми – из тайной, ему одному ведомой корысти, шестых удерживает при себе, чтобы было над кем надмеваться, седьмым жаловаться, восьмых как интересных собеседников или слушателей и т. д.

Теперь остановимся на самом человеке – на четырех вари- антах его устроения, по которым он устраивает и внешние ус- ловия своей жизни. Так, один любит чистоту, порядок и уют. Другой устроен совсем неприхотливо. Его жизненности нуж- ны только крыша, кровать и тепло. Даже мебель не нужна. Кро- вать заменяет ему и стул, и стол. Когда нужно спать, он с  нее

232


 

 

сбрасывает все на пол. Если утром после сна что-то из сбро- шенного ему нужно, он переложит с пола вновь на кровать. То, что не нужно, останется на полу. Постепенно все, что на полу, запинывается под кровать. Со временем там собирается целая гора – не только мусора, но и разных предметов: ложки, кни- ги, рубашка, штаны. В комнате у такого человека везде грязь, пыль. Но он не замечает ни того, ни другого. То ли потому, что недостает воспитания, то ли из-за душевного расстройства или неустроенности характера, то ли из-за равнодушия. Есть люди, которые так внутренне устроены, что не нуждаются в тепле. Крыша и кровать или что-то вместо кровати им доста- точны. Такими бывают отшельники, и они обходятся без до- полнительного тепла. Другой вопрос – жизненность ли у них или что-то другое? Жизненность нуждается в тепле.

Четвертому не нужны уже ни крыша, ни кровать. Он столп- ник, или юродивый, или странник. Здесь очевидно что-то другое, не жизненность. При том, что он не хочет быть хозя- ином обстановки и не хочет быть владельцем каких угодно предметов. Чтобы таким стать, можно постепенно от первого варианта переходить ко второму, от него к третьему и четвер- тому. Постепенно освобождаясь от желания своего и от жела- ния быть хозяином своих условий. Таковые устроены так, что ищут только Царствия Божия внутри себя.

То же и с окружением. Мы уже говорили, что жизненность не только нуждается в окружении, но и сама активно созидает его. Добавим. Одни люди своей чувственно-страстной жиз- ненностью влюбляются друг в друга, образуя времянку-семью, или прилепляются друг к другу, как например, мамочки с деть- ми, или находят друзей по питью, товарищей по развлечению (рыбалка, мотоцикл, спорт). Другие узнают друг друга нрав- ственным призванием – истинное супружество, родительство, сыновство, настоящая дружба, верность Отечеству,  приходу,

233


 

 

монастырю. Третьи, как чада одного духовника, через «взаи- москрепляющие связи» между собою (Еф. 4, 16) соединяются в одну общину. Участвуя друг в друге, и помогая друг другу даже до смерти. Четвертые так на земле живут, чтобы жизнь  свою

«во един состав с ангелами» устроить. А когда запоют о них «со святыми упокой», чтобы так оно на деле и произошло, чтобы мир и радость душа после смерти нашла в собрании святых.

Из этих четырех вариантов только в первом ничего не со- зидается – в чувственно-страстной жизненности. Здесь нака- пливается только разрушение в отношениях и почти всегда за- вершается всё разделением. Во втором варианте жизненность живет созиданием сближения и стяжанием единения. В треть- ем и четвертом случае уже не жизненность, но что-то другое собирает людей воедино.

Чтобы увидеть, что это другое, рассмотрим три состоя- ния. Есть живость, жизненность и жизнь. Здесь невольно у читающего эти строки может возникнуть тоскливый вздох: еще одно различение. Уже устала душа разбираться в разных состояниях и настроениях. Когда же конец? И для чего так много подробностей? Ответим словами Евангелия. «Потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, и тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13–14). Но вернемся к трем состояниям.

Живость мимолётна, была и нет ее. Увлекает человека на день, на год, на несколько лет. Но потом кончается, и уже ни- чем человека не удержать в данных условиях, в которых, ка- залось, так живо было находиться, ни в данном окружении, в том числе и в семье, среди которых вроде так живо было жить, ни в самом человеке не удерживается то увлечение, каким он загорелся. Прошло время, и все потухло, силы ушли, жажда оставаться в семье, в товарищах, компаньонах угасла и посте-

234


 

 

пенно переросла в противоположное – отторжение, нежела- ние, избегание.

Жизненность, напротив, устойчива. Она не просто приле- пляется к условиям, но получив подобающие условия, человек успокаивается в них своей жизненностью, и в его душе насту- пает мир. Жизненность знает, что делать с условиями, как и во что развивать их, строить, созидать, умножать, расширять, улучшать, обогащать. Свои условия, соответствующие устро- ению человека – свой комфорт, удобства, виды ландшафта, город, работу – жизненность в наше время не сразу находит. Порою годами человек ищет подходящее для него, сам пы- тается созидать и не может найти нужное или устроить то, что просит душа.

Мешают чувственные мимолётные – на месяц, на несколько лет – увлечения, фантазии, планы, мечты, подогретые притя- заниями, юношеские самоуверенность, самонадеянность, ме- шают и соблазнительные подсказки сверстников, случайных людей, соблазняющие сюжеты фильмов, книг. При том, что всё перечисленное есть на деле следствие утраты в современных поколениях самого главного – сыновства с его пятью свой- ствами: почитанием, преемственностью, принадлежностью своей семье, роду, народу, нравственным чувством жизнен- ного пути вместе со своим Отечеством, Церковью, заботой о своих родителях.

Утрата сыновства – это утрата внутреннего религиозно- нравственного трудового человека. Замена его внешним со- держательно-интеллектуальным и средним творчески-при- кладным, деятельно-душевным человеком. Внешний и сред- ний человек в условиях отсутствия патриархально устроенной семьи с раннего детства формируется как самолюбиво-самоу- годный в самом себе человек. Человек этот ориентирован на внешние впечатления из-за мультиков, телевизора, интернета,

235


 

 

на рассыпанные в окружающей среде соблазны. По натуре он либо дезориентирован в своих внутренних силах и возможно- стях, ленив, расслаблен, капризен, обидчив, заквашен на туне- ядстве, претензиях и требованиях ко всем вокруг, либо в такой характер наставлен своими родителями, особенно бабушками. Либо он другой человек. Что-то умея, чему-то научившись, наслушавшись в своем окружении разных доводов и взглядов, берется устраивать свою жизнь сам, как придется и как полу- чится, лишь бы никто из старших не мешал, ему дела нет до вековых традиций, он будет опираться на традиции новые, ду- хом времени, духом мира и духом лжи подсказанные. Он чело- век прогрессивных взглядов, человек своего героического, как он думает, времени. Уж свою-то жизнь он как-нибудь устроит. А то и, глядишь, выбьется в число богатых, известных,  стоя-

щих у власти.

Есть и третий человек, который не свою жизнь сам себе устраивает, а занят устроением жизни других или совместной жизни в составе своего окружения. Устраивает вместе со свер- стниками или людьми века сего, или притязая войти в число сильных мира сего. Он хочет кому-то устроить жизнь – мужу, жене, детям, бедным, нуждающимся, или наоборот, богатым, именитым, имеющим власть, хочет устроить жизнь села, го- рода, страны.

Мало кто из них отдает себе отчет, какой силой наполня- ется их жизненность. Они будут христианами, будут иметь церковную жизнь и будут «слышать евангельское слово» и все учения Церкви будут знать, «но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода» (Лк. 4, 18–19). Будут всё знать, как это и есть у людей внешних и средних, но будут бесплодны, т. е. не ради нравственных плодов будет их жизнь. А если и будут людьми, как-то сохранившими в себе отчасти внутреннего

236


 

 

нравственно-трудового человека, но не о плодах духовных бу- дут они жить в своей христианской жизни. Оставаясь людьми века сего, они и жизненностью своею будут ему принадлежать.

Апостол Павел в послании к евреям прямо и строго, если не сказать жестко, об этом говорит. Для вас, говорит, страда- ния Христовы «трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать» (Евр. 5, 11). «Сделались», т. е. схвачены такой жизненностью, которая, будучи по всему внешне хри- стианской, на деле далека от Христа. Далека от Того, Кто «во дни плоти своей (т. е земной жизни) с сильным воплем и со слезами принес моления и молитвы Могущему спасти Его от смерти; и услышан был (Отцом Небесным) за Свое благогове- ние» (Евр. 5, 7).

Далека на деле, т. е. в реалиях жизни жизненность далека от Христа. Потому что жизненностью своею, говорит апостол, вы остаетесь младенцами, «и для вас нужно молоко, а не твер- дая пища. Твердая пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». (Евр. 5, 12, 14). Вы же, из года в год вращаясь или пребывая вроде бы в христианской жизни, остаетесь своенравием все при «начат- ках учения Христова». И вам снова и снова нужно «полагать основание обращению от мертвых дел», разъяснять и говорить

«о вере в Бога», призывать вникать и помогать вникать «уче- нию о крещениях, о воскресении мертвых и о суде вечном». Но «невозможно, – говорит он, – однажды просвещенных и вкусивших добра небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил бу- дущего века, и (после этого жизненностью своею) отпавших, опять обновлять покаянием, когда они (живя Христианской жизнью и развивая бурную церковную деятельность в ней, на деле) распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь, и производящая

237


 

 

тернии и волчцы, негодна и близка к проклятию, которого ко- нец – сожжение» (Евр. 6, 1–8).

Какие жестокие слова для современного христианства, то- лерантно устроенного к своим слабостям, своей жизненно- стию принадлежащей земле, христианства, которое сплошь и рядом оправдывает и находит все новые оправдания для устроения современной жизни по четырем направлениям церковной деятельности так, как она что сверху, что снизу одинаково сегодня устраивается. И два очевидных направле- ния этого устроения сегодня выдвинулись вперед. Одно – раз- личные послабления, которые на глазах умножаются и полу- чают самые непредвиденные, а вместе возмутительные, если смотреть глазами древних христиан, формы. Другое – такая деятельная активность, живость, профессионализм, которые обычно свойственны «сынам века сего», а теперь делаются свойственными сынам церкви.

«Невозможно, – говорит апостол, – таковых опять обнов- лять покаянием». А перед этими строгими словами произно- сит уже очень жестко – «и не станем» (Евр. 6, 1). Потому что они, предавшись своей трисоставной жизненности, отдава- ясь ей с такой силой убежденности, это с одной стороны, а с другой – с такой силой преданности самим себе, «что сдела- лись (совершенно) не способными (что-либо или кого-либо) слушать» (Евр. 5, 11), таковые всем ходом своей инициатив- ной, самоуверенно настойчивой и молодостью обеспеченной христианской жизни «снова (и снова) распинают в себе Сына Божия». Оставаясь при своей околоцерковной жизненности и развивая в ней свои человеческие дарования и утверждая в ней свой профессионализм. Они вдохновляются человече- ской, не по-Божьи устроенной своей собственной ревностью по устроению церковной жизни. И дальше апостол добавляет:

«И ругаются Ему, Христу» (Евр. 6, 6), то есть жизненностью

 

238


 

 

своею настаивают на выгодных для себя цивилизованных, удобством и комфортом обеспеченных условиях, и на угод- ном для себя окружении людей, выделяя приятных и непри- ятных.

«Если мы, получив познание истины, произвольно гре- шим», то есть силою и властью свойственной нам жизненно- сти остаемся преданными ей, остаемся при ею диктуемом об- разе жизни и поведения, когда власть натуры или власть жиз- ненности, вместе – власть падшей природы не дает нам идти против нее к заповедям Христовым, «тогда, – говорит дальше апостол, – не остается более жертвы за грехи». (Евр. 10, 26). Ни мы эту жертву не приносим, но и Господня жертва Его страданий на кресте отнимается от нас. Тогда втуне наше при- частие, мерзость запустения наше стояние на службах, пуста наша молитва, фарисейство наш пост и гроб повапленный вся наша христианская жизнь. «Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих, посему не войдут они в покой Мой» (Пс. 94, 10–11). Когда весь народ и священство в храме, согласившись между собою и ободрив друг друга толерантными доводами, что пребываем якобы все в ограде церкви, придет в такое со- стояние, тогда, говорят старцы 20-го века, отойдет благодать от таких храмов.

В «Толковой Библии» А. П. Лопухина дается еще более су- ровое толкование этих слов: «Невозможно отпадших опять обновлять покаянием». «Отпадших» – это тех, что всегда сое- диняются между собою с ожесточением против Христа и Его Церкви, делая это отпадение хулою на Духа Святого, которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12, 31), потому что для людей такого рода невозможно исправле­ ние». (Т. 3. Репринт. Пб., 1911–13. С. 455–456). Т. е. с упрямством и своенравно держащийся своей жизненности неисправим.

 

239


 

 

«Без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9, 22), но теперь, принимая в причастии Кровь прощения «да приступа- ем» (Евр. 10. 22), и далее говорит уже св. Иоанн Златоуст, «что для этого – для приступания, требуется не только вера. Но и добродетельная жизнь. В святое не допускаются те, которые не ведут себя вполне так (добродетельно), сюда не входит никто из нечистых. Т. е. (ветхозаветные люди) омывали тело, а мы – совесть, – и добавляет Златоуст, – нужно и ныне омываться, но уже добродетелью» (Толковая Библия. Т. 3. С. 472).

Если мы не приносим никакой жертвы от себя в виде чи- стой совести, веры и добродетелей, тогда остается нам, говорит апостол, «некое страшное ожидание суда и ярость огня, гото- вого пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисее- ва (ветхозаветного) без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета и Духа благодати оскорбляет. «У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Вт. 32, 35). Страшно впасть в руки Бога жи- ваго!» (Евр. 10, 28–31).

 











Господь призывает жить

Что же такое третье состояние человека – жизнь? Если пер- вые два состояния – живость и жизненность свойственны индивиду, то жизнь – это состояние личности. Утрата лично- сти произошла в Раю в грехопадении Адама и Евы. Утрата не в смысле ее исчезновения из человека, а в смысле ее незадей- ствованности. Уже жизнь стала не жизнью человека, а жизнью индивида, поглощенного природой, сделалась, но не жизнью, а жизненностью, и в дальнейшем с поглощением грехами и совсем стала страстной, греховной живостью – с  гоготом,

240


 

 

хохотом, юмором и смехом, танцами и плясками, бесшабаш- ными песнями, выходящими из на бесовский лад устроенной души, а в поведении – с интригами, кокетством, соблазнами ссорами, драками, войнами и прочим.

В людях, изгнанных из рая, жизнь отчасти сохранилась в праведниках. Этою жизнью была в них жизнь веры. «Надобно, – говорит апостол Павел, – чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6). «Веровал» и

«воздает» – здесь речь о живых и реальных отношениях чело- века и Бога. Так «верою Енох переселен (на небо), и не стало его, потому что Бог переселил его. Верою Ной приготовил ков- чег для спасения дома своего. Верою Авраам принес в жертву Исаака, ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Верою пророки побеждали царства, творили правду, заграж- дали уста львов, угашали силу огня, жены получали умерших своих воскресшими, (иные) скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пеще- рам и ущельям земли» (Евр. 11, 5, 7, 17–19, 33–38).

Вера эта, говорит св. Игнатий (Брянчанинов), вышеесте- ственная. Потому что естественная вера – это религиозность. И свойственна она всем народам земли. Равно как и в России в сегодняшней Церкви люди в большинстве своем религиоз- ны, и мало тех, кто имеет веру свыше. У них религиозность православная, потому что родились в православной стране, и еще потому, что в религиозности побуждены благодатью. Они были неверующими, стали теперь православно-религиоз- ными.

В ветхозаветное время вера праведников – это начало жиз- ни личности в них. Личность в раю знала Бога – Творца своего и была едина с Ним. После изгнания из рая возможность лич- ности в индивиде – это вера как восстановление единения с

241


 

 

Богом. В новозаветное время она с крещения дает начало этому единению. Потому «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11, 6), она лишь, вера, знает, чем и как можно Богу угодить.

Кроме праведников все остальные народы на земле, будучи индивидами, не знают личности в себе. И в наше время семь с половиной миллиардов людей на земле, разных националь- ностей и религий, хотя и знают о православии, однако перехо- дить в него не собираются и не понимают, зачем это надо де- лать. Подавляющее большинство их так устроены, что никогда не будут искать православия.

Индивид – это отрицание в себе личности. С отрицанием личности произошло в Раю отрицание Бога, потому что еди- нение с Богом и Бога знает личность. Утрата ее немедленно привела к отрицанию Бога. С отрицанием Бога явилось отри- цание ближнего, потому что ближнего нашего и нас самих как личность знает только Бог, Творец ее. Отрицая Бога, индивид теряет и ближнего. Он не знает в себе личности и тем более не может знать личности в ближних. Вместо личности индивид, поглощенный природой, знает только ее – дух, душу и тело. Индивид – это падение в плоть. Душою впал в нее, а духом встал на ее защиту. В этих трех составах индивид присутствует и через них осуществляет себя или осуществляется. Осущест- вление это есть его жизненность. Энергией или силой духа, в душевной жизненности действует, живет на земле как плоть. С плотью и соединена душевная жизненность. Потому чело- век и боится смерти, что с ее наступлением, отрывом тела от души, прекращается телесно-душевная жизненность. А дру- гой жизненности у индивида нет. Потому и печется так о теле, и всей душой печется о своем здоровье, и падает духом, когда заболевает, особенно, когда узнаёт, что болезнь смертельна.

Потому и спасение человека от его индивида невозможно было совершить иным образом, как только через телесные

242


 

 

страдания и смерть, т. е. отлучение тела от души, но испол- ненное не в человеческом разлучении с телом, что стало бы реальной смертью, какою умирают все люди, а в божеском, т. е. по-божьи пережитом разделении тела и души, при этом без разлучения их друг от друга. Христос, по смерти на кресте, как человек душою отходя во ад, будучи Богом, не разлучался со Своим человечеством. Тело, разделенное с душою, оставалось в единении с Его божеством и оставалось неразлучным с Хри- стом – Богом. Потому и было нетленным, во Христе пребывая в некотором ожидании воскресения.

Христос не был индивидом. В своем человечестве Он был, есть и всегда остается Лицом – Богом, вторым Лицом Святой Троицы, Сыном Отца Своего Небесного. В Нем нет того, кто мог бы впасть в отрицание в себе себя – личности в пользу человеческой природы. Он не знает такого соблазна – влаения (термин св. Феофана Затворника), соскальзывания в узы сво- ей природы. Лицом Своим Он остается совершителем Своей человеческой природы в божеское присутствие, в божествен- ный нетварный свет, как это явилось на Фаворе, в сияние бо- жества через человечество. Так Евангелие открывает нам на Фаворе божество Христа в Его человечестве, в страданиях и смерти на кресте и сошествии в ад – неразлучность того и дру- гого, а в воскресении – восстание Нового Адама, собирающего из всего земного человечества часть его «могущих спастись» в Свою Церковь.

В воскресении Христа «ад упразднися», т. е. утратилась власть ада над праведниками, двери рая открылись, и тысячи вошли в него. А со дня Пятидесятницы в таинстве крещения начала расторгаться власть отрицания индивида от лично- сти, Бога и ближнего. «Ад, где твоя победа?» Нет ее. «Восста Христос!» С этого времени личность в крещении получает начало свободы, развить которую – задача каждого  человека.

243


 

 

Смертью Христа положено начало умирания людей для греха. Воскресением Его для каждого верующего наступила великая духовная Пасха. Исход личности из индивида. Для истинных христиан она продолжается не одну неделю, а целую жизнь. А до степени истинного христианина со дня крещения начина- ется великий подвиг восстания из трех отрицаний, и вместе с этим и подвиг преодоления падшего естества, падшей приро- ды. Преодоления, т. е. победы над падшим естеством и одно- временно победы над индивидом.

О тех, кто достигает этой победы, Господь говорит: «По- беждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2, 7). «Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2, 11). «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне на- писанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, как и Я получил власть от Отца Моего» (Откр. 2, 26). «Побеждающий облечет- ся в белые одежды, и не изглажу его из книги жизни и испове- дую имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр. 3, 5). «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего и на- пишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, Нового Иерусалима, и имя Мое новое» (Откр. 3, 12). «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3,.21).

Так говорящий Господь «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу (Отцу), будучи всегда жив» (Евр. 7, 25). «Всег- да спасать», то есть давать жизнь личности вопреки индивиду. Давать жизнь, «будучи всегда жив». Давать жизнь, чтобы «чрез Него» обретающие Сыновство, в Нем и приходили к Богу- Отцу. Ибо никем другим к Отцу нельзя прийти, кроме как Сыном. Но не человеческим, а Сыном Божиим. «Потому  что

244


 

 

чрез Него имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2, 18). И

«Бог-Отец, богатый милостью, по своей великой любви, ко- торою возлюбил нас, оживотворил со Христом, и воскресил с Ним, и посадил на Небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2,  4–6).

«Итак, если вы (в крещении) воскресли со Христом, то ищи- те горнего, о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3, 1), т. е. будьте всегда живы, личностью пробуждаясь сквозь инди- вида. Потому что личности свойственна жизнь, а индивиду – жизненность падшего естества, и индивиду развращенному свойственна греховная живость с юмором и хохотом, пляс- ками и пьяным весельем, с греховными увлечениями и зрели- щами, с интернетом и работой до упаду.

Жизнь же – это «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные (зная, «что сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2,

8) в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долго- терпение. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 12, 14).

Вместе с тем жизнь – это чистое сердце и в основании его добрая совесть. Она, совесть, не знает за собой никакой вины ни перед Богом, ни перед людьми, и возникает из веры. Так как вера является первоосновою и доброй совести, и чистоты сердца. Совесть без веры не может быть чистою. А очищается она кровию Иисуса Христа. (Евр. 9, 14). И истинная вера от- крывает силу свою в совести. (Толковая Библия. Т. 3. С. 387, 389). В грехопадении падение индивида в плоть не было абсо- лютным, как это случилось у падших ангелов. От абсолютного падения человека удержала совесть. В ней сохранилась у чело- века связь с Богом. Ею он удерживается хотя бы в частичной Божией правде. Она есть живой, неписаный закон Божий в нем.

Адам был сотворен, Ева произведена из Адама, а все люди на земле рождаются от родителей. Не сотворены, не произведе- ны – рождены. В этом третьем виде происхождения человека,

245


 

 

в рождении, действует неведомая нам нравственная тайна, по которой среди рожденных одни рождаются к развитию сове- сти от детства до старости, другие рождаются к отхождению от нее и в старости превращаются в злых стариков и старух, третьи же колеблются между тем и другим состоянием. И это происходит независимо от религиозности человека. Так мы видим среди религиозных людей, достигших зрелости и ста- рости, ужасно злых, корыстных, жадных, тщеславных, завист- ливых, одним словом, бессовестных людей. Мы можем обна- ружить их среди работников и служащих храмов, монастырей, среди священников и даже епископов. Вся история Церкви о том только и повествует, как худые характеры церковных лю- дей, особенно на уровне высшей иерархии, производили раз- ного рода нестроения в церковной жизни. У таких людей чем старше возраст, тем несноснее характер. Знаем мы это и на примере своих родных, близких, знакомых, соседей.

Иное, когда человек с рождения чуток к совести и с ее уча- стием идет по жизни из возраста в возраст. Тогда религиоз- ность таких людей делается оправданием Церкви. Не религи- озность красота Церкви, но совесть и совестливость. В таком случае совестливых людей очень много вне Церкви, среди не- верующих людей. Много их и в России, много и в других наро- дах, странах, много добрых, честных, искренних, жертвенных, бескорыстных и преданных семье, отечеству людей. И это, опять же, независимо от их религиозности.

Наконец, таких, кто колеблется от совести к бессовестно- сти и обратно, в последние двести лет становится бесконечно много. И среди них все больше тех, кто в этом маятнике, скло- нившись к бессовестности или просто к нечувствию в себе совести, надолго, а то и навсегда, может задержаться в этом состоянии.

246


 

 

С угасанием совести в людях связана столь откровенная де- градация мужского населения у нас в стране, особенно после Великой Отечественной войны и до наших дней – пьянство, блуд, наркомания, распад семей, нецензурная брань, тунеяд- ство.

С угасанием совести связан столь стремительный выход женщины во все сферы социальной жизни. Ей стали свой- ственны всезнайство, методическое руководство всех и вся, она учит всех как жить, появились женщина- банкир, началь- ник, директор, министр. А после периода взлета эмансипации женщины начались сейчас вслед за мужчинами процессы де- градации женского населения – блудное распутство, алкого- лизм, наркомания, стремительно развивающееся курение, утрата женского наряда, женщина оделась в брюки и, предан- ная духу времени, начала облекать себя в его символику, пре- жде всего отращивание, а затем и наращивание и украшение ногтей в вид пальцев ведьмы, до этого вошли в норму рас- пущенные волосы, теперь в пальцы ведьмы вложились тонкие сигареты, началась матерщина.

В итоге идет теперь 21-й век – в целом это век расчеловечи- вания.

«Побеждающий облечется в белые одежды, и не изглажу имени его из книги жизни и исповедую имя его пред Отцем Моим» (Откр. 3, 5).

 








Жизнь и жизненность

Если мы откроем Евангелие, мы увидим здесь событие, в котором ярко видна разница между индивидом и личностью, между жизненностью и жизнью. Это Евангелие читается во дни памяти преподобных отцов. Вот как оно звучит.

 

247


 

 

«Множество учеников Его и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, кото- рые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов, и исцелились. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6, 17–19). «Много народа» и «весь народ».

Не было в то время ни миссионеров, ни катехизаторов, ни специалистов по работе с молодежью, ни социальных работ- ников. Сам Господь совершал дело проповеди Царства Бо- жия, которое приблизилось к людям. И не теми средствами, которые мы применяем сегодня с целью вовлечения людей в Церковь и церковную жизнь, но средствами чрезвычайными – чудесами, исцелениями и изгнаниями духов, сопровождая все словом, но словом, исполненным очевидной и превосходной силы. «Никто так не говорил до Него», делились люди между собою. С такою силою не говорил.

Результат этой проповеди был необыкновенный. В день входа Господа в Иерусалим на осленке сбежались Его привет- ствовать почти все жители города. Большинство из них лично на себе пережили силу слов и действий Господних, а теперь с восторгом приветствовали Его.

Но дальше, дальше Евангелие повествует нечто не вполне соответствующее тому, что делал Господь с большинством на- рода.

«И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: бла- женны нищие духом, блаженны алчущие, плачущие...». Боль- ше того, дальше стал говорить о чем-то совсем невероятном:

«Блаженны, когда возненавидят вас люди, когда отлучат вас и будут поносить и пронесут имя ваше как бесчестное» (Лк. 6, 20–22). «Блаженны вы».

248


 

 

Это Он говорил в то время, когда весь остальной народ продолжал искать прикоснуться к Нему, и радовались, и ве- селились, и благодарили, получив желаемое. Говорил уже не народу, но ученикам Своим. «Возрадуйтесь и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лк. 6, 23). Сказав так уче- никам, вновь поворачивается к народу, получившему от Него столько благодеяний и, казалось бы, уверовавших в Него, и продолжает нечто недоуменное для них, досадное, непонятное и раздразительное.

«Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение». Недоумевают люди. Что же в этом предосудительного? По все- му лицу земли все стремятся так или иначе устроить себе ка- кой-нибудь достаток и быть хотя бы на малость зажиточными людьми. Естественно, что, достигая этого, они, но и мы утеше- ны. В чем здесь преступление? Господь же, не останавливаясь на них, продолжает: «Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взал- чете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! потому что достоинство ваше – ложь» (Лк. 6, 24–26).

Могли ли они, получившие только что от Него исполнение своих желаний и просьб, чудеса, исцеления, изгнания нечи- стых духов, могли ли они понять, чем заслужили такую не- лицеприятную отповедь? Могли ли они после этого искренне слушать, согласиться и принять слова, которые дальше стал говорить им Господь: «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляй- те проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27–28).

Если бы не было перед этим чудес и исполнения их завет- ных желаний, смогли ли бы они мирно слушать такие настав- ления, вполне граничащие для обычных людей с умопомеша- тельством. Неудивительно, что весь этот народ, спустя  всего

249


 

 

лишь немного времени, дружно и неистово кричал: «Распни! Распни!». А после распятия с презрением и ненавистью плева- ли на Него или в сторону Его креста.

Все эти люди, получившие от Христа чудеса и исцеления, многими часами и даже днями слушавшие Его в Иерусалиме, а потом приговорившие Его к распятию, все до единого жили земной жизненностью и принадлежали к индивидам.

Слова же Господа о том, что блаженнее, т. е. лучше, спаси- тельнее, не земных удовлетворений искать и получать, а искать нищеты духа, благодатью исполненных добродетелей, покаян- ного плача о грехах своих, быть поносимыми за такое христи- анство и ненавидимыми со стороны своих же, эти слова и по- следующие слова о любви к врагам, ненавидящим, проклинаю- щим, обижающим, всё это могли слушать, соглашаться и при- нимать к исполнению только те, кто пробуждался навстречу этим словам не жизненностью, она противится этим словам, а жизнью. Жизнью пробуждающейся личности. Для индивида слова эти не только не исполнимы, трудны и невозможны, но одним только содержанием своим уже неприемлемы, странны. В лучшем случае внешний человек, каких нас в настоящее вре- мя в Церкви большинство, – православный индивид – будет их знать, чтобы тем оправдывать свое православие. Средний человек, каких в наше время в Церкви немало – творческий, деятельный и душевный – эти слова будет слушать, пропевать и читать вслух для всех во время службы в храме, устраивать концерты, фестивали, писать и издавать книги с применением этих слов, вдохновляемый ими будет устраивать разнообраз- ную церковно-социальную деятельность. Одного только не будет делать – воплощать их в свою собственную жизнь, осва- ивать уклад жизни, согласный с этими словами.

Но и внутренний религиозно-нравственный трудовой чело- век уже совсем близко подойдя в своей жизни к осуществлению

250


 

 

этих слов, не найдется в чем-то в себе, чтобы шагнуть к их исполнению. Так богатый юноша молча отошел от Христа. Юродивые девы не переменились в сторону мудрых дев. Бес- плодная смоковница в своем естестве пышущая зеленью, так и осталась в вышеестественном бесплодною. Нанятые работать в винограднике на весь день так и остались в озлобленном недоумении, когда получили за работу тот же один пенязь, который получили проработавшие всего один час. Закваска, положенная в три меры муки, так и не вскисла. И дом постро- ился не на камне, а на песке. Потому что внутренний религи- озно-нравственный трудовой человек, которого в наше время почти уже не осталось, тоже есть человек, живущий жизнен- ностью, вполне нравственной, вполне религиозной, но иду- щей от индивида.

Когда-то ученики Христа, когда им открылось такое по- ложение дел, с ужасанием воскликнули: «Кто же может спа- стись?»И получили ответ Господа: «Никто». Т. е. если человек остается индивидом с тремя его свойствами и тремя отрицани- ями, остается при всех своих индивидных взглядах на жизнь, со своей пусть и обильной и богатой жизненностью индиви- да, тогда ему не только непосильны заповеди блаженств и по- следующие евангельские заповеди, но они и невозможны для исполнения, потому что нечем исполнять. Жизнь личности, которая одна только и может идти в исполнение этих запове- дей и в перемену всей жизни в жизнь церковного уклада, а не православно-светского образа жизни, эта жизнь индивидом для самого себя запрещена. Индивид отрекся от личности и жизненностью своей в глубине себя противится, воинствует на жизнь. И слова «Азъ есмь путь, истина и жизнь» – для него неосуществимы.

Поэтому Господь, будучи со множеством народа и со Сво- ими учениками, одно делал и говорил народу и совсем другое,

251


 

 

ничего не делая для них, говорил ученикам. Блаженнее для вас не получать того, что получает народ, но искать и обретать то, что внутрь вас делает вас иным народом. А делаясь такими, вы уже не жизненностью будете жить, а жизнью.

«Блаженны вы, когда погонят вас, возвеселитесь, не здесь, на земле, но на небесах награда ваша». Награда, а не погибель. Людям мира сего избежать погибели невозможно. «Богу же все возможно. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 26, 29).

Здесь два слова имеют важное значение для нас – «оста- вит» и «ради имени Моего». «Оставит» жизненность, которая в своей трехчастности живет близкими и ближнему. Господь говорит, что ради «жизни вечной» нужно оставить их в своей жизненности, перейти в жизнь и жизнью любить их. И если Он говорит, что Он есть наша жизнь – «Азъ есмь путь, истина и жизнь» – тогда и любить людей жизнью есть любить их бо- жественной христовою любовью. Но не вычитанной из книг и Евангелия, а полученною, как милость и награда, явлением благости Христа в сердце нашем.

Для этого помимо людей нужно «оставить» еще и мир сей, условия мира сего, которые для жизненности составляют одно из трех необходимостей. Оставить и «земли», и «домы» как необходимое для жизненности, перейти в жизнь, и из со- стояния жизни, даже имея их, не очень нуждаться в них. На- столько, что праведники, имея жизнь, «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления, ски- тались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11, 17–19). И Сам Я, – говорит Господь, – не имею, где го- лову приклонить» (Мф. 8, 20). И апостол добавляет: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны».(Гал. 5, 25). Как это? Верою быть со Христом, надеждою и упованием быть  с

252


 

 

Богом-Отцом и любить Христа, ближних и даже врагов лю- бовию Святого Духа. Всему этому будет мешать зависимость жизненности от условий жизни, мешать до животного страха, до страха за свое земное будущее, за будущее своих близких. Этим страхом когда-то израильский народ, много что получив от Христа для своего земного существования, потом разоча- ровался в Нем и распял Его.

В последние времена, в начало которых мы уже вошли, этот страх и жизненность, зависящая от условий земной жизни и порождающая страх, ввергнет всякого в принадлежность ми- ровой цивилизации. «И увидел я зверя, выходящего из земли (мировую цивилизацию), который действует со всею властью первого зверя, выходящего из моря, и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю (Антихристу). И он сделает так, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кто имеет это начертание» (Откр. 13, 11–12, 16–19).

«На всю землю», т. е. начертание или нумерация, будет поло- жено на все, чем пользуется человек – на земли, на недвижи- мость, транспорт, храмы, на все предметы, на животных, на поля, сады, огороды. И уже после этого «на всех живущих на ней. На руку или на чело их». «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни Агнца» (Откр. 13, 8).

Теперь мы видим значение второго слова – «ради имени Моего». Первым было «оставят». Из слов Откровения мы ви- дим, что не все поклонятся. Не поклонятся те, чьи «имена за- писаны в книге жизни Агнца». По тому ли, что сами не покло- нятся, как христианские мученики всех времен, или по тому, что Господь каким-то образом их сокроет и сбережет? Так и так. Это те, про которых Господь говорит: «Я соблюл их Себе»

253


 

 

(3 Царств. 19, 18). «И в нынешнее время, по избранию благода- ти, сохранился остаток. Если по благодати, то не по делам, ина- че благодать не была бы уже благодатью». Кто не по благодати, те «ожесточились» (Рим. 11, 5-7). Потом мы увидим, как через интернетное пространство жизни пришли в состояние людей, водимых духами злобы – мира, времени и лжи – сами себе не отдавая в том отчета. И будучи такими, они ожесточатся на людей Божиих.

«Ради имени Моего» – это те, чьи имена записаны в книге жизни. Не то имя христианин, которое носят все, кто сами хо- тят, но то, которое знает Бог. Равно не тот человек, который в каждом из нас живет и действует, будучи индивидом, а тот, ко- торого знает и пробуждает в нас Сам Бог. Это личность. Нача- ло личности в человеке – совесть, пробуждение личности – чи- стое сердце, и жизнь личности – вера свыше, от Святого Духа. Это то, что все три нужно иметь в себе, чтобы правдиво было упование, что и ты вписан в книгу жизни. А те, кто «ожесто- чились», они остались при своей побужденной религиозности и дальше в своей церковной видимой внешней жизни никуда не пошли. Никуда – это к живой совести, чистому сердцу и к вере свыше. Остались при своей религиозности, той, которая свойственна всем народам земли и всем религиям, в том числе и внешней православной. Ею и в ней весь религиозный народ земли независимо от вида их религиозности придет едино- душно и солидарно на поклон к антихристу. Придет, потому что жизненность индивида не распознаёт истинного Христа и не ищет Его. Но идет за тем, кто обещает и дает составные ее жизни – земные условия, они будут называться безопасностью, и угодное индивиду, удобное и согласное с ним окружение людей, что будет называться «мир между собою». А вместе –

«мир и безопасность». Этот мир сей и люди, жизненностью своей принадлежащие ему, возненавидят учеников Христовых.

254


 

 

Потому что жизненность не только не узнает Христа, не ищет Его, но и ненавидит Его, в глубине человеческого религиозно- го христианского сознания враждует с Ним. «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3, 19). А вас «Я избрал от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). Поэтому и говорит апостол Павел: «Благость Божия к тебе, если пребудешь в благости, иначе и ты будешь отсечен» (Рим. 11, 22). Прочтите еще раз, остановитесь на этом. И дальше:

«Умоляю вас, братия, милосердием Божиим представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, и не сооб- разуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 1–2). Сначала сказал про жертву – живую, святую и благоугодную Богу, потом сказал про волю Божию – благую, угодную и совершенную. Жертва – это от нас: совесть, чистое сердце, вера. Христианская живая совесть дает человеку силы отсекать грех и вместе с тем всту- пать в истинную жизнь. Если бы только нам прийти к живой совести. Нам – это внешним интеллектуально все знающим и средним творческим людям. Совесть – это ведь внутренний нравственный человек. Чистое сердце приемлет при слуша- нии и чтении Евангелия «богоразумия нетленный свет и еван- гельских проповедей разумение» (Из литургической молитвы на чтение Евангелия). Оно же и вводит в церковном укладе в добродетельный лад.

Ах, если бы только нам хотя бы на этом месте остановиться и несколько раз перечитать эти две фразы, вникая в каждое слово, находя и приемля себя в них. Внешний и средний, да и совестливый внутренний современный человек поспешит читать дальше. Отмахнется от этого замечания. А вы что сде- лали? Отмахнулись, может быть, даже с «доброй улыбкой», или остановились.

 

255


 

 

Вера вводит в церковный уклад, а в нем в чаяние жизни бу- дущего века и в таинство жизни. Вводит. Кого вводит? Не бу- дет никого вводить, пока не захочет человек. И тогда вопрос – много ли в Церкви людей, которые ищут не жизни в городе и интернете, а жизни в церковном укладе? Это те, кого соблю- дает Себе Бог. А другие? У них жизнь в городе и интернете идет параллельно с религиозной жизнью или, как официаль- но говорят, с «отправлением религиозных потребностей». Не мы ли сегодня так живем в Церкви? Не я ли предатель – спрашивали ученики Христовы сами себя на тайной вечере. Только Иуда не задавал себе этот вопрос.

Говоря о воле Божией благой, угодной, совершенной, апо- стол призывает нас, по слову св. Василия Великого, исследо- вать свои поступки, поведение и жизнь, насколько просто и прямо исполняем заповеди Божии – это будет благая воля. То есть, когда Евангелие исполняем искренне. Угодная, что значит угодно ли Богу, мы поступаем и живем. Угождаем ли Ему. То есть исполняем правдиво. И благоугодная – какие расположения имеем на сердце, делая что-либо для людей и для Церкви. То есть исполняем честно. К этому добавляет свт. Феофан Затворник – из любви, с усердием, вниманием и тщанием.

Когда апостол пишет: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего», внешний интеллектуально-рассудительный чело- век может решить, что обновление ума – это развитие рассу- дительной способности и умение постигать глубину слов тою же рассудительной способностью. То есть он решит, что это вхождение вглубь знаний и содержаний.

Если же в вас уже живет желание, тем более необходи- мость идти вглубь себя, идти от внешнего к внутреннему нравственному человеку, тогда из этой потребности, тем

256


 

 

более необходимости, слова «обновление ума» услышатся как

«не сообразуйтесь с веком сим».

Каков же ум, если он сообразуется «с веком сим»? Он ищет успеха и быть успешным среди интеллектуально развитых и образованных людей современности. Как ум индивида, в ко- тором проявляются три индивидных свойства: он ищет умной самореализации, живет тиранией, т. е. продвижением своего мировоззрения в мире сем, и живет общностью среди людей, сближением с людьми по своим взглядам и интересам, мимо Духа Святого. Он живет в духе времени или в духе мира, а то и в духе лжи. Индивид, не знающий «обновления ума», не отдает себе в этом отчета, каким духом он живет. Индивид, поглощенный интернетом, т. е. падением не только в плоть, что произошло в раю, но падением в свой интеллектуальный ум, что происходит сейчас, как последний акт битвы диавола с Богом, битвы, которая разворачивается на поле внутреннего устроения человека. Такой индивид оказывается пленником не только своей плоти, но пленником своего разностороннего сознания.

Интернет расширяет сознание. А если человека невозмож- но оторвать от интернета, значит, вся жизненность его там. Жизненность, а не жизнь. И чем больше жизненности в ин- тернете, тем дальше он от жизни во Христе. Тем дальше он от молитвы, от воздержания, от мира и лада с ближними, от та- инства жизни, от чаяния будущего века. Жизненность его вся в веке сем. Даже читая эти слова, интеллектуально-интернет- ный разнообразный в своих интересах человек отнесет прочи- танное содержание к разнообразию своих интересов. Все это будет означать только одно – его ничем уже не вернешь к жиз- ни. К внутреннему нравственному человеку, тем более к вну- треннему духовно-нравственному. Откуда он пойдет к духов- но-нравственному человеку, когда он живет духом  времени

257


 

 

и духом мира. Живет, поглощенный греховными покровами сердца, особенно самообольщением, нечувствием благодати и беспечностью к своему спасению.

Об этом предупреждает нас Господь в Апокалипсисе, когда говорит: «Чудесами он (т. е. зверь, вышедший из земли – циви- лизация) обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя (интернет). И дано ему было вложить дух в образ зверя» (Откр. 13,14–15).

Все три духа злобы действуют сейчас со властью и силой через интернет, потому и не оторваться человеку от интернета, и извне его ничем нельзя оторвать, ни скандалами, ни тем, что пока он сидит в интернете, рушится семья, рушится детство, отрочество и юность, рушится все нравственно-духовное в человеке. Напротив, интеллектуально-внешний и творческий, душевный и деятельный (читай – инициативный) средний че- ловек жизненностью своей постепенно весь переходит в но- вое для него пространство жизни. Жизненность от жизни он не отличает и жизненность, тем более новую, интернетную, за жизнь и принимает. В нем, в интернете и разворачивается сво- ими человеческими дарованиями, самореализуясь в них.

В наше время обучение школьника школа так устраивает, чтобы ученики частью сидели на уроках в школе, но все боль- шею частью сидели в интернете и там обучались. Тем более, что обучение в интернете более наглядно в картинках, разноо- бразно в приемах и действительно эффективно для интеллек- туально-развитых, эмоциональных натур. Производство тоже все больше подчиняется компьютеру и все меньше нуждается в физических силах и дарованиях человека. Но не в производ- стве и не в обучении дело. Дело в жизненности человека.

Он ею теперь живет. Живет развлечениями, новостями и вовлечениями во все новые и сильные формы интернетных

258


 

 

досуга и отдыха. Сфера потребления и обслуживания посте- пенно вся переходит в интернет. Найдя нужный товар в интер- нете, человек еще ездит за ним в супермаркет. Скоро не нужно будет ездить. Доставка на дом привезет ему прямо к дивану или обеденному столу. Купив в интернете билеты на проезд по разным городам, он уже не думает о бумажных билетах, забыл дома – не забыл? Билет в интернете. Проводники тоже заглянут туда и пропустят в вагон, в самолет. «Проходите, вы действительно имеете право на поездку. Ваше право в интер- нете зафиксировано. Для интернета вы свой гражданин». «Да, действительно, я свой». И человек с чувством благородного достоинства и чувством права и принадлежности цивилизо- ванному миру сему проходит в салон.

Или совсем подобное он теперь может пережить относи- тельно документов на жилье, медицинской карты в поликли- нике, да и любых персональных документов, справок. Ничего этого не нужно иметь при себе, не нужно иметь дома. Все в интернете. Хотите убедиться, что я ваш законный посетитель и имею право на пользование, спросите моего патрона – ин- тернет, в нем все мои персональные данные. В любом магазине интернет подтвердит мою платежеспособность. Ни докумен- ты, ни справки, ни деньги не нужны. Они уходят из оборота. Входит в жизнь интернет- подтверждение наличности, прав, гражданства. Так и таким образом незаметно для человека входит в него интернетная жизненность.

Откуда возьмется у такого человека после этих глубоко личных подтверждений его намерений и притязаний на «мир сей», глубоко и удовлетворительно пережитых в себе самом, откуда возьмутся необходимость чувств и расположений, ве- дущих его к решимости идти за Богом? Даже если он очень аккуратно-религиозный человек, даже если работник или слу- житель церкви любого сана.

 

259


 

 

Помните, о каких чувствах и расположениях идет речь? Святитель Феофан Затворник пишет: «Начальным чувством всегда должен быть страх Божий, а заключительным – самоу- ничиженное предание себя в волю Божию благую. Кто навык- нет поставлять себя в духе в такое чувство, тот имеет готовое и безопасное пристанище. Кто хочет остаться с одним соби- ранием умовым, тот трудится напрасно: одна минута – и все разлетается. Не дивно после сего, что ученые при всем обра- зовании богословском непрестанно мечтают: это от того, что работают одною головою.

Святые главное, чего искали и что советовали, это понять духовное строение и уметь держать его. Тому и правило: будь внутрь, имей тайное поучение сердца – поучайся в памяти Бо- жией, в памяти смертной, в памяти грехов, самоукорении, на- пример: камо пойду или червь я, а не человек. Это неизменное правило: входить внутрь и здесь разогревать дух ревности к Богу. Кажется, простая вещь: но, не узнав о ней, можно долго пропотеть – и все малоплодно.

Влагай в сердце свое чувство крайней опасности для себя, видя себя гибнущим, в великой нужде и туге. Почитай себя ниже всех, имей готовность на презрение и поношение всякое. Попирай саможаление в готовности к самым крутым крестам. Осуждай себя, стоя безответным пред лицом правды Божией, ненавидь свою волю, хотение и разумение, зри себя висящим над бездною и недостойным пощадения. Будь достоин само- го безжалостного осуждения и муки и не отчаивайся. Вся на- дежда на помощь Господа» (Путь к спасению. 1899. Репринт. С. 216–218, 220–222).

Рядом с таким внутрь устроением действительно спасаю- щихся верных людей Божиих, что такое и кто такой современ- ный интернетный человек? Невольно вспомнятся ужасания преп. Гавриила, старца Седмиезерской пустыни  (1844–1915):

260


 

 

«О Боже! Ужас объемлет меня при взгляде на мир: как он са- молюбив, какой в нем неприглядный мрак страстей! Страх и ужас объял бы тебя, брат, если бы ты увидел, как души наши изъязвлены грехами. Поистине, не осталось в них целого ме- ста. Все они покрылись гнойными струпьями, зияющими язвами и слились в сплошную воспаленную рану. Говорите: не можем с решимостью воззреть на Распятого. Не обманывай- те, возлюбленные, себя и других: можете, но не хотите. Если бы захотели, смогли бы. Хотящему все возможно, ибо Сам Бог помогает хотящему» (В кн. Беседы великих русских старцев. Мгарский монастырь, 2004. С. 831, 835).


 

 

(Продолжение книги на сайте otrada-volga.ru в разделе «Переписка». На сайте также отражена жизнь православного поселения Отрады, события, учебные материалы, аудио- и видеоматериалы, ответы на вопросы к о. Анатолию Гармаеву).

Во время, когда писалась эта работа, в православной Отраде шла обычная церковная жизнь и параллельно настоящей письменной работе произносились проповеди о том же. Они дополняют напи- санное здесь. Содержание их в данную работу не вошло. Слушать их можно на том же сайте, проповеди с 13 мая по конец сентября 2018 года.

У нас работают еще 2 сайта:

angarmaev.ru – на данном сайте собраны все труды (книги, лекции, ответы на вопросы и т. д.) о. Анатолия Гармаева;

garmaev-otrada.ru – новый сайт, на нём будут представлены наиболее актуальные и популярные темы из трудов о. Анатолия Гармаева.


 

















CОДЕРЖАНИЕ

ШЕСТЬ УЖАСАНИЙ

Четыре вида ужаса в Св. Писании.................................................................... 7

Пятое ужасание – учеников Христовых.......................................................... 8

Враждебная Христу религиозность............................................................... 12

Религиозное единство, солидарное Антихристу                                    13

Природа наших ужасаний................................................................................ 16

Шестое ужасание – ужасание Христа.......................................................... 19


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.187 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь