Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Имя и Плоть Сына Человеческого в Сыне Божием



Искупление Господь совершил всего человечества, но мало тех, кто готов откликнуться на крестные страдания Господа и на призыв Его к Царству Божию. О таких пишет свт Игнатий:

«Кто приял внутрь себя Царство Божие, тот только и может иметь понятие о втором пришествии Богочеловека, тот может узнать и избежать антихриста или противостоять ему. Стя- жавший внутри себя Царствие Божие имеет руководителем Святого Духа, который не допускает человека быть обману- тым ложью, облекающейся для удобнейшего обмана в призна- ки истины» (Там же. С. 271). «Стяжавая и поддерживая в себе Царство Божие жительством по воле Божией, мы возможем избавиться от цепей и козней греха и миродержца, избавиться Божией благодатью и силою» (Там же. С. 276).

«Кто приял внутрь себя Царство Божие». Откуда приял? Господь говорит: «свыше» – «кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия: рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 3, 6). Здесь «свыше» значит от Святого Духа. Поэтому и го- ворит свт. Игнатий: «Стяжавший внутри себя Царство Божие имеет руководителем Святого Духа». Но что есть само Цар- ствие Божие? «Сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Как может быть Человеческий Сын су- щим на небесах? Может, если Он вместе с тем и Сын Божий, Единородный от Отца Небесного. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий  в

202


 

 

Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Как нам ве- ровать в Того, Кого не видели и не видим, не знали и на опыте не знаем? Если будем веровать во имя Его и в «хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6, 58). «Ядущий хлеб сей будет жить вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин. 6, 51). И вместе с тем: уверовавший «во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3,

18) «будет иметь жизнь вечную». (Ин. 3, 16). Так в сыне чело- веческом мы имеем имя Его и Плоть Его под видом хлеба. А в Сыне Божием имеем жизнь вечную. Верующий в Плоть и имя

«имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына (Человеческого и вместе Божиего) не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 36).

Вера же есть то, что свыше, что дается Святым Духом. Он же, Дух Святой, и свидетельствует о Христе, что Он есть Сын Человеческий и вместе Божий. Не всем свидетельствует, но тем, «кому дано от Отца» (Ин. 6, 65), «дано», т. е. опять же Ду- хом Святым. «Ибо Отец ваш благоволил дать вам – малому стаду – дать Царство» (Лк. 12, 32). Вы же «старайтесь делать твердым ваше звание и избрание (званые, избранные, верные – Откр. 17, 14), ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр. 1, 10–11). Именем Его, ибо «всякий верующий в Него получит проще- ние грехов именем Его» (Деян. 10, 43). Потому что «Владыка Боже, Ты простираешь руку Твою на исцеление и на содеяние знамений и чудес, (Сам невидимый и не осязаемый нами, но) именем Святого Сына Твоего Иисуса» (Деян. 4, 30) в сердце или от сердца нами произносимого.

Он, «Бог превознес Его (Сына Своего) и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось вся- кое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2, 9–10). И чтобы мы теперь «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6,

203


 

 

11). «Омылись, освятились, оправдались», живя в церковном укладе, вне которого ничего из перечисленного невозможно.

Само имя Христа без Духа Божия есть только звук произ- носимый, или слово, написанное на бумаге, но исполненное Духом Святым, Его благодатию, в умно-сердечной молитве де- лается тем, о чем святой Иоанн Кронштадтский пишет: «Имя Спасителя, с верою призываемое (т. е. верою свыше, от Духа Святого), делает чудеса, изгоняет бесов, погашает страсти, ис- целяет болезни». В другом месте он пишет: «Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа Ии- суса Христа, то в этом имени ты имеешь все существо Господ- не, в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредель- ная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость». Для такой меры участия в человеке Святого Духа, Который и открывает Христа Господа в имени Его, нужно жизнью стяжать страх Божий, веру и любовь ко Христу, а последнее аскетикой жизни и исполнением заповедей Его. Ибо «таковых есть спасение». Имя ли есть Бог? Нет. Но через имя и в имени открывает Себя Бог. Благостию Своею. Как и в Теле и Крови Сына Человеческого открывает Себя Сын Божий.

Здесь мы выходим еще к одному катаклизму, который случился в 1913 году на Афоне и повлек за собой катастрофу 1917 года. И который имеет отношение к тому, что происхо- дит сейчас в Церкви и будет происходить в ближайшее время (см. следующую главу).

Так Господь по вознесении Своем даровал нам для нашего спасения две величайшие святыни: Тело и Кровь в причастии и Свое имя. «Лучше для вас , чтобы Я пошел к Отцу Моему. (Тогда) о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. (Как просить?) Дух Святой наставит вас. Доныне вы ничего не про- сили во имя Мое, просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16, 7, 13, 23–24).

204


 

 

Церковь учит о себе самой, что в ней есть организация и организм.

Организация – это то, что свойственно каждому земно- му учреждению: ее устав, распорядок, учения, ее составы – иерархия, клир, монашество, миряне. С одною только вели- кою разностью от земных учреждений. При том, что везде действуют обычные люди, однако люди эти в первых трех – в уставе, распорядке и учениях – следуют, хранят и держатся не человеческих творений, а деяний Святого Духа в истори- ческом времени созидавшем и созидающем все функциони- рование Церкви. Равно как иерархия и клир всегда были и есть те, через кого Дух Святой сходит в Церковь и раздает Божии благословения каждому по его служению. А монаше- ство и миряне есть те, кто этими благословениями устраи- вает свою жизнь. Ни одно земное учреждение не имеет своим созидателем Святого Духа.

Вместе с тем Церковь внутри организации, т. е. видимой формы ее существования, живет и действует как организм. По апостолу Павлу – это Тело Христово, глава которого есть Хри- стос. «Здание Церкви, стройно слагаясь, устрояется в жилище Божие Духом Святым. Источник всех дарований и доброде- телей христианских – Святой дух. Едино Тело, составленное из множества людей, независимо от возраста, национально- сти, общественного положения, и един Дух Божий. Тело это не внешним законом держится в целости и не делами орга- низации, но как Церковь оно едино вливающейся в сердца от Духа Святого любовью. Любовь эту дал нам Бог. И любовь эта – плод Духа, если человек живет не по плоти, а по духу.

Глава телу – Христос. Христос – глава Церкви, а Церковь – восполнение Христа. Все наполняется Им, и Он во всем. И по- этому Церковь есть полнота в организме, есть нравственное совершенство.

 

205


 

 

Цель христиан в Церкви – чтобы вообразился в них Христос, чтобы человек был совершен о Христе Иисусе. Чтобы прийти к тому, когда «вся внутренняя моя имя святое Его». Тогда, кто возлюбит Христа и соблюдет заповеди Его, того возлюбит Отец и к нему придет и обитель у него сотворит» (По книге архиеп. Иллариона Троицкого Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997. С. 24–41).

Первую святыню – Тело и Кровь Свою – Господь дал всем христианам. А вторую святыню – имя Его – нужно стяжать.

Не всякий, кто себя причисляет по имени Христа к христи- анам, имя Его имеет еще и внутренно. Сегодня, как никогда в прежние времена, мы имеем обилие литературы о внутрен- нем делании Иисусовой молитвы. Все, кто читал эти книги, тем более, кто имел практику молитвы Иисусовой, знают, как непросто делание это дается. Неудивительно, что мало людей, которые взялись за этот труд.

Помимо практики есть и начальные подходы к богословию имени.

Здесь мы сделаем несколько выдержек из фундаментально- го труда прот. Сергия Булгакова «Философия имени». Отец Сергий был членом особой подкомиссии Московского собора РПЦ в 1917 году по вопросам об имяславии. Председателем ее был епископ Феофан Полтавский, отец Сергий был ее секрета- рем и докладчиком. Собор прекратил свою работу в 1918 году, а отец Сергий продолжил ее самостоятельно. Вот выдержки из его большого труда:

«Господь, дающий Себя Самого, Свое Тело и Кровь в таин- стве Евхаристии, неужели лишит нас благодатной силы Свое- го имени? Да не будет. Имя Господа Иисуса есть Имя Божие, но и человеческое. Оно неразрывно связано с человеческим есте- ством Христа и человеческим именем, и будучи имманент- но человеческому естеству, оно вводит в него силу  Божию,

206


 

 

есть боговоплощение в Имени. Если в именах Божиих при- сутствует сила Божия, поэтому страшно и чудно Имя Божие в Ветхом Завете, то в Имени Иисусовом она по-особому ощу- тительно близка человеку. Через это Имя Иисусово имеет для нас совершенно единственную, исключительную близость и доступность. В Ветхозаветное время Имя Божие было свято и страшно. Лишь первосвященник, предохраняемый всеми са- кральными средствами – торжественностью литургического момента, облачением, каждением, святостью места, – входил во Святая Святых произносить Имя Божие.

О Имени же Иисусовом все мы призваны, входя в Святая Святых своего сердца, произносить и призывать Его, и Он (силою своею) присутствует во Имени своем. Для иудея Имя Божие было как вершина Синая, в мраке и молниях, и при- зывание Имени Божия кроме богослужений было греховным употреблением его всуе. Имя же Иисусово дает себя призы- вать «на всякое время и на всякий час», и непрестанно обра- щать в сердце своем. Оно остается страшно, требует к себе благоговейного трепета, как величайшая святыня. Но оно ста- ло близко, доступно. Дано каждому, «верующему во Имя Его быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12).

Здесь остановим пока цитирование о. Сергия и задержимся на словах апостола: «верующему во имя Его» и «быть чадами».

«Быть чадами», т. е. теми, к кому относятся слова апостола Иоанна: «Свет истинный, Который просвещает всякого чело- века, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Чада – это те, кого «про- свещает Свет истинный», т. е. Христос. Но не все чада, хотя и могут называть себя христианами и иметь внешнюю хри- стианскую жизнь. Апостол говорит: «В мире был, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 10–11). «Приняли Его те, кто не от хотения плоти, но от Бога родились» (Ин. 1, 13).

 

207


 

 

Рождение от Бога свидетельствуется верою, тою, что свыше. Верою, а не человеческою природною религиозностью. Пото- му и апостол Павел, говоря об Аврааме, говорит: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом, (пе- ред людьми). Аврааму вера вменилась в праведность – по об- резании или до? Не по обрезании, а до обрезания. Как печать праведности через веру он получил знак обрезания, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вмени- лась праведность, и отцом обрезанных и ходящих по следам веры Авраама. Не законом даровано Аврааму обетование, но праведностью веры. Веры в Того, Кто оправдывает нечестиво- го. «Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Пс. 31, 2) (Это) праведность независимо от дел. Не делающему, но верующему вера его вменяется в праведность» (Рим. 4, 5–9, 13). Так царь Константин, не будучи обрезанным, т. е. креще- ным, всею жизнью своею творил дела веры, а крестился неза- долго до смерти. Благоразумный разбойник всю жизнь провел в делах нечестивых, распятый на кресте уверовал и вместе с Господом вошел первым из людей в рай, оправданный одною только верою, а со стороны Бога – одною только милостию Божиею. «Не делающему, но верующему вера  его вменяется в праведность» (Рим. 4, 5). И притча о работниках о том же. Что работавшие целый день, или работавшие всего час полу- чили одно и то же – по одной монете. Одно и то же – получили

оправдание.

Очевидно, что не дела, которыми в наше время увлечена Церковь, введут в рай. Но вера, которая у делающих эти дела, сопровождает дела или лежит в основе этих дел, равно у не делающих эти дела, но занятых аскетикой и молитвой, приво- дит в движение то и другое. Но чтобы так было, надо быть не внешним, не средним человеком, и даже не столько нравствен- ным. Надо быть внутренним нравственно-духовным.

208


 

 

И вновь вернемся к прот. Сергию Булгакову. Он пишет:

«Имя имеет фонему и синему. Фонема различается в разных языках: Иисус, Исус, Jesus. Но фонема не есть еще имя. Так сло- во спаситель или даже Иисус не есть еще имя Господа. Только будучи отнесено к своему носителю, исполняясь Его силой, принимая энергию подлежащего, фонема делается именем. Потому так несущественны разные вариации или модусы дан- ного слова в разных языках, но не вербальный модус делает Имя именем, но полнота и насыщенность, живущая в нем» (Философия имени. Репринт. С. 209–211).

Вот и «Откровение» о том же: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит Имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и покло- нятся пред Тобою» (Откр. 15, 3–4). Дела великие, пути истин- ные, имя славное. И во всем – «Ты един свят».

На это свойство имени иметь «полноту и насыщенность» указует и Евангелие. Господь говорит ученикам: «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20). Ска- зав о явленой на духах силе, Господь говорит о причине ее.

«Имена ваши записаны на небесах».

В Апокалипсисе говорится, что все народы земли поклони- лись зверю. Ученикам Христовым духи повинуются. А зверь из тех же духов, имеет «власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем». Какая причина? «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в Книге Жиз- ни Агнца» (Откр. 13, 4, 7). Нет у них силы над духами.

Есть и еще одно свидетельство о людях земли. В то время, как жена-блудница «упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (Откр. 17, 6), остальное человечество были наблюдателями этих казней, которые чинились женою и

209


 

 

зверем. Вместе с этим они же и наблюдали за судьбою зверя, который, судя по всему, не трогал их. Они вольно жили при нем. И сказано о них: «И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в Книгу Жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Откр. 17, 8). О со- трудниках своих апостол Павел говорит, что их «имена – в Книге Жизни» (Флп. 4, 3).

Не о механическом написании имен идет речь. А о силе веры, силе чудес, когда Петр именем Христа исцелил хромого от рождения (Деян. 4, 10). «Именем Иисуса Христа, которо- го вы распяли, поставлен он (хромой) здрав». Петр, имеющий силу своего имени, записанного в Книге Жизни, совершает чудо вместе и силою имени Христа.

Протоиерей Сергий Булгаков пишет дальше о «религиозной лжи», как он ее называет. Когда силу и действенность Имени Божия связывают не с действиями Божией силы, а исключи- тельно с настроением человеческим. Это одна из позиций, пи- шет он, на которой стоят так называемые имяборцы в своих спорах против имени Божия. «Помолится человек горячо и ис- кренно, и ему будет ощутима сила Имени Божия, в обратном случае – нет. Но как нельзя спастись силою человеческою, так и нельзя помолиться Богу силою человеческою. Не в челове- ческом настроении подлинность молитвы. Через присутствие Божие в самой молитве молитва становится молитвой Богу. Отсюда следует, каким безумием, кощунством, грехом явля- ется наша холодная рассеянная молитва, призывание Имени Божия всуе.

Строго говоря, и всякая молитва есть таинство, поскольку она есть действительно молитва, т. е. обращение к Богу и при- зывание Его чрез Имя Божие. Здесь непременны отношения с Духом Божиим, не связанным пространством, временем и фо- немой имени: всегда и везде, где мы Его призывая, называем

210


 

 

и имеем Его присутствие в Имени, и уже от нас зависит, от прозрачности нашей души, как ощутим мы это присутствие. В богослужении же вообще не дано места психологизму.

Здесь ничего нет только как настроения, но все в действитель- ности происходит, освящается присутствием Божиим в Име- ни Божиим, которое и стоит в центре богослужения. Можно сказать, что все оно совершается «во имя Божие» – святой Троицы, Отца, Иисуса Христа, Святого Духа. Совершается бо- гослужение как священный обряд, и так же совершаются та- инства – отнюдь не силой настроения или психологического напряжения священнослужителя и певчих, но силою Имени Божия, в котором присутствует Сила Божия. Без этого усло- вия религиозного реализма богослужение превратилось бы в театральное представление на религиозные темы, мистерии, хорошо или плохо разыгранные в зависимости от этих  самых

«настроений». Но имя Божие, имя Троицы и называется не терминами настроения, а словами божественной реальности –

«святое и великолепое Имя Отца и Сына и Святого Духа». Если это не так, то рассыпается все богослужение, все тайно- действие» (Там же. С. 213-214).

 










Трагедия на Афоне

По книге Е.Выходцева «История Афонской смуты» и «Ан- тология имяславия».

За 50 лет до 1913 года в Пантелеимоновском монастыре на Афоне поселились два монаха, о.Агафадор и о.Иларион. Вместе начали они монашеское служение, пока через 25 лет пути их разошлись. О.Иларион стал искать глубокого уедине- ния и ради этого уехал на Кавказ. Двадцать с лишним лет его уединения привели его к высоким духовным состояниям –

211


 

 

молитвенному созерцанию. Плодом этого духовного опыта явилась книга «На горах Кавказа» о делании Иисусовой мо- литвы.

О. Иларион предложил издать ее Пантелеимоновскому мо- настырю. К этому времени о.Агафадор, оставшийся на Афо- не, вырос до духовника монастыря. Монастырь был согласен издать книгу о.Илариона, но с условием: изменить заглавие книги, «На горах Кавказа» заменить «На Святой горе Афон». О.Иларион не согласился. Когда же книга была издана в России и имела большой успех, тогда монастырь Пантелеимоновский стал опасаться, как бы эта книга не отвлекла подвижников с Афона на Кавказ и не привлекла туда жертвы благодетелей.

Но буря против книги началась еще по одной причине. В России за несколько лет до этого объявилась некая про- зорливая Наталья. Говорили, что по ее молитвам можно до- стигать значительных успехов духовных и материальных. Когда Наталья по пути из Иерусалима в Россию остановилась у берегов Афона, ее на корабле посетили иноки монастыря вместе с тогда еще иеромонахом Агафадором. Они кланялись в ноги «прозорливой» Наталье каждый со своим тайным же- ланием. Агафадор, будучи честолюбив, мечтал о власти.

О. Иларион получил письмо об этом поступке Агафадора и написал резкое осуждение, которое приложил в числе своих писем к другим людям в конце своей книги. Он писал: «Ино- ки афонские прельстились какой-то Натальей, кланялись ей и просили предстательства и заступничества».

Это справедливое обличение легкомыслия и других, кто был с ним, вызвало среди них бурю негодования и желание со стороны Агафадора отомстить обличителю. Отцу Илариону и его книге была объявлена война. О. Агафадор поручил схимо- наху Хрисанфу раскритиковать книгу. Хрисанф написал «Ре- цензию», где логическими доводами приходил к  отрицанию

212


 

 

Божественной силы в имени Иисус и приравнивал Его Имя простому слову человеческому и человеческой кличке.

О. Агафадор эту рецензию отправил в Россию архиепи- скопу Волынскому Антонию Храповницкому. А тот напечатал ее в своем журнале «Русский Инок». В последующих номерах и свои собственные статьи. Много лет спустя митрополит Вениамин Федченков отозвался об этих статьях как о крайне нечестивых.

Вот что пишет архиепископ Антоний: «Книга впавшего в прелесть схимонаха Илариона весьма сродни с хлыстовщиной. Сущность ее заключается в том, что какого-нибудь мужика, хитрого и чувственного, назовут воплотившимся Христом и какую-нибудь скверную бабу Богородицей, и им поклоняются вместо Бога, а затем предаются свальному греху». И еще много подобного.

Великая княгиня Елизавета, которая финансировала вто- рое издание книги о.Илариона, однажды спросила Владыку Антония, откуда он взял такие сравнения. В ответ услышала, что так говорят и пишут, а саму книгу Владыка Антоний не читал. Это сильно смутило Великую княгиню.

Особенно глумился над иноками-простецами, делателями молитвы Иисусовой, иеромонах Алексей Киреевский, кото- рый до приезда на Афон учился в духовной Академии в быт- ность в ней ректором архиепископа Антония и был близок к нему. Ему вторил также из ученых монах Денасий.

В итоге русское монашество на Афоне разделилось на две партии. Одни стояли за имяславие, другие против них стали имяборцами. Первые в Андреевском скиту переизбрали игу- мена. Вместо Мисаила был выбран, 302 голосами против 70, престарелый и маститый подвижник арх. Давид. Изгнанный игумен Мисаил обратился к русскому послу в Греции Гирсу. Гирс, нарушая все правила афонской неприкосновенности,

213


 

 

начал серию репрессий против имяславцев. Одна из них была почтовая блокада. Он запретил почтовому отделению на Дафне принимать и выдавать денежные переводы и всю корреспонденцию, а пароходной конторе выдавать грузы, ко- торые приходят для Андреевского скита. Пять месяцев про- должалась эта осада, породив оскудение всех запасов, средств. Синод Русской Церкви направил на умиротворение сму- ты архиепископа Никона (Рождественского). Он написал три подробных отчета о своей поездке на Афон. В них он отмечает большую сплоченность монахов имяславцев. Среди них пять, он называет их главарями, были неотступно охраняемы сво- ими фанатическими последователями, готовыми на все. «За время его пребывания число услышавших его увещевания и отложившихся» от имяславцев достигло 700 человек. Но все его действия привели к крайнему напряжению и противосто- янию среди братии. Кончилось тем, что он вызвал солдат для охраны. Посол Гирс добился от Синода решения вывезти мо- нахов с Афона. Прибыл пароход «Херсон». Солдаты с помо- щью пожарных труб (брандспойтов) мощными струями ледя- ной воды загнали монахов на пристань и добились их посадки на пароход. Во время этой операции солдатам было приказано

«бить штыками и прикладами». Хватали за волосы и бросали оземь. Били на полу и ногами. Итог – четверо убитых, 46 ране- ных (в отчете архиепископа Никона – 25 раненых). 600 человек было погружено на теплоход.

В Одессе по указу Синода всех лишили монашества, пере- одели в мирскую одежду, запретили причащаться и развезли по местам, откуда кто был родом, под строгий надзор местных церковных властей.

В последующем с Афона добровольно уехали еще 212 чело- век, а затем малыми группами, в целом 700 человек.

214


 

 

Решением Синода под председательством архиепископа Сергия Страгородского, будущего патриарха, движение это было определено ересью имябожников. И до сих пор это опре- деление не снято.

Сами имяславцы несколько раз обращались в Синод с прошением разобраться. Синод передал их дело Московской Духовной Консистории. Суд возглавлял митрополит Мо­ сковский Макарий. Он не нашел отклонений от православия в исповедании веры у имяславцев, оправдал их и 28 человек, которые подавали прошение, восстановил в монашеском зва- нии, в сане и испросил у Синода разрешения к их причащению и служению. Само же учение об Имени Божием отложил до Соборного обсуждения.

Так сложилось, что на остальных имяславцев это решение Москвы не распространилось.

Затем грянула в 1917 году революция. НКВД учредил осо- бое дело против «злостного контрреволюционного движения под именованием «имяславцев»». Все они были специально разысканы и расстреляны.

Оставшиеся на Афоне монахи торжествовали победу. Но недолго. Из-за сложной ситуации в России паломничество и поступления на Афон пожертвований стали сокращаться, а после 17-го года прекратились совсем. Монашество стало бы- стро редеть. Из 3-х тысяч вскоре осталось чуть больше 420, затем около 200 человек. Когда на Афон после войны приехал недавно почивший арх. Иеремия, 40 лет бывший игуменом Пантелеимонова монастыря, он застал там всего 15 престаре- лых больных монахов. Вот и все, что осталось от торжества имяборцев.

Молитвенное делание на Афоне было для России духовным щитом, который сохранял Россию до последних пределов ее апостасии. Вывоз и отъезд всех делателей молитвы Иисусовой

215


 

 

разрушил этот щит. С 1913 года Россия неудержимо покати- лась к революции. И, оставаясь без щита, превратилась в стра- ну с тоталитарным безбожием.

Удивителен Промысел Божий об афонских делателях. Не будь этой смуты вокруг Имени Божия, все монахи остались бы на Афоне. В то время как в России совершалась великая жатва Господня – сотни тысяч и миллионы мучеников за веру и исповедников.

Но Богу был угодно, чтобы делатели молитвы Иисусовой не остались в стороне, но закончили свою жизнь мучениками. Их мученичество началось еще на Афоне, продолжалось с 1913 года в России на протяжении 4-х лет под запретом и клей- мом еретиков и закончилось вскоре после 1917 года пытками и расстрелами.

Кем же была вызвана смута? Учеными монахами, прибыв- шими на Афон после Академий и семинарий, раздута и дове- дена до крайности ученым архиепископом Антонием Храпо- вицким. (Архимандрит Киприан Керн пишет, что он не был богословом и знал богословие слабо, в пределах семинарского курса). Жесткие решения Синода писал ученый богослов ар- хиепископ Сергий Страгородский.

Ученое богословие – это преимущественно внешние и сред- ние люди. Но, по всей видимости, к сокровенному и духов- но-созерцательному вопросу об Имени Божием могут подхо- дить прежде всего люди нравственно-духовные. Ими и были большинство имяславцев, но изчисла монахов-простецов. Они не писали богословских трудов в защиту Имени Божия. Они молились. Писали те из числа их, кто тоже преимущественно принадлежали к ученым монахам или хорошо образованным. Таковым и был иеросхимонах Антоний (Булатович), автор основных трудов апологетики Имени. Труды его таковы, что архиепископу Никону можно было найти не одно место в них

216


 

 

с теми или иными ошибками и неточностями. И судьба его от- личается от остальных афонитов. Он был убит у себя на даче какими-то грабителями.

Во всей этой смуте Господь сохранил и уберег от ревизи- онных нападок основную книгу, от которой начался пожар, книгу схимонаха Илариона. Это дивная книга созерцательного делания остается и до сих пор духовной звездой среди многих книг об Иисусовой молитве. Книга «На горах Кавказа».

Игумен Митрофан (Баданин) в одной из книг о подвиж-

никах Кольского севера вскользь замечает, что в древние вре- мена еще до прп. Сергия Радонежского в Поволжье развива- лось духовное делание молитвы Иисусовой. Затем был донос, по нему некий ученый епископ проводил расследование, и на основании его доклада церковные власти разогнали старцев. Так делание, едва утвердившись, было разорено. И крепко за- крепились после этого татаро-монголы на Русской земле. Пока не явился преподобный Сергий. После него в Поволжье в 15 веке вновь развивалось старчество, живущее по уставу те- перь уже прп. Нила Сорского. Но и оно недолго просущество- вало. Я живу в Поволжье и могу сказать – в Поволжье сегодня пусто. Так Россия во все времена жила в прямой зависимости от внутреннего духовного делания молитвы Иисусовой. Это то, что относится к тайнам судеб Божиих.

 







Периоды истории

Теперь можно назвать периоды в историческом движении человека и человечества. В Раю Адам и Ева – период богоздан- ной чистоты и жизни в саду Творца своего – Бога. В единении и согласии с Ним.

Грехопадение, утрата личности, воцарение индивида, в столь глубоком отрицании себя, Бога и ближнего, что в условиях

217


 

 

Рая не только невозможно было восстановление человека, но возникла опасность навсегда закрепления падшего состояния.

«И сказал Бог: как бы не простер он руки своей (от живущего самореализацией индивида это возможно ожидать), и не взял также от древа жизни и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3, 22). То есть, оставаясь преступником послушания, преслуш- ником, вошел бы прежде времен в вечную, но не муку, а жизнь. И тем сравнялся бы с падшими ангелами, оставаясь владель- цем всего творения. Это владычество над творениями Бог дал прежде Адаму и Еве: «Обладайте и владычествуйте рыбами, птицами, животными. Я дал вам всякую траву и всякое дере- во» (Быт. 1, 28–29). И Псалмопевец вторит: «Поставил челове- ка над делами рук Своих, вся покорил еси под нозе его, ничто же остави ему непокоренно» (Пс. 8, 5–7).

Бог изгоняет Адама и Еву из рая. Изгоняет несущих не- преодолимую в самом себе порчу. Индивид вместо лично- сти наполняет землю. С этого времени на всем протяжении истории движутся на земле две ветви людей – сохранившиеся в начатках личности и отрекшиеся от нее совсем. По изгна- нии начинается период патриархальности семей праведной части Израиля. Патриархальности, потому что Господь был с ними. Вместе с этим по всему лицу земли идут семьи, подобно Каину, предавшие Бога и всё дальше и больше отступающие от Него, поклоняясь иным богам.

Ко времени пришествия Христа на землю патриархаль- ность гаснет в израильском народе, потому что народ отсту- пает от Господа. Наступает в Израиле и давно уже наступило в других народах время мужской самореализации, тирании и сближения между собою масс людей во всём человечестве. Израиль все больше своим состоянием уподобляется осталь- ным народам мира, почти сливаясь с ними в единую религиоз- ность, враждебную Христу. Индивид, попирая в себе личность,

218


 

 

разворачивает во всей истории кипучую деятельность по всем трем своим свойствам. Ему нет дела до праведности, он даже не подозревает о святости. Он делает свои дела на земле. Самореализация во всем мире созидает и разворачивает куль- туру. Тирания устраивает среди народов постоянные войны. Объединение, сближение людей мимо Духа Святого создает империи, занимается передвижением масс людей по разным континентам, сближает и смешивает народы. Так развивается линия отступления от Бога, движения народов мимо Христа. В том числе и в самом Израиле.

Но Бог продолжает «соблюдать Себе народ избранный». Патриархи, пророки, праведники. Во времена пророка Илии – семь тысяч невидимых для всех и даже для Илии, но знаемых Богом и соблюдаемых Им во внутренней праведности. Давид, Соломон, Иоаким и Анна, в которых народ, живущий рядом с ними, ничего Божьего не распознавал. Такова сила осужде- ния и заклеймения, если кто-то это творит. Она делает людей слепыми друг ко другу. Затем прав. Иосиф и Матерь Божия, настолько не распознаваемые в народе, на вид как простые со- граждане, как и все вокруг, что готовую вот-вот родить чету никто и не подумал впускать в дом переночевать. Родился Го- сподь в хлеву.

Так и в первые времена христиане распознаваемы были только как странный народ с новой религиозностью, в ко- торой не узнавались никакие обетования. Такова сила пред- убежденной религиозности, удерживаемой человеческим миро- воззрением и сознанием, испорченным в своей основе само- обольщением. Даже страшное событие разрушения Иеруса- лима и гибель двух миллионов израильтян для остальных было потрясением, но не отрясло от самообольщения.

Православие начинает расширяться по земле, но вместе и оскудевать благодатью. И вновь неприметно для всего

219


 

 

человечества и малозаметно для самих христиан начинают уходить от массы народа, уходить по одному, уходить в пу- стыни, в отшельническую жизнь тысячи Богом «соблюдаемых Себе» верных христиан. Начинается в 4-м веке монашество. Невидимое, неслышимое, неприметное для мира. И уже позже часть монашествующих соединяется в общежительные мона- стыри.

Подобные процессы происходят и в Древней Руси. Призы- вом и повелением князя Владимира крестится Русь. И две вет- ви событий разворачиваются в ее истории. Одни, движимые энергией индивидов, в трех их свойствах, делаются причиной бурных событий выживания во время татаро-монгольского ига и в конечном итоге победы над ним. Затем борьбы кня- зей за власть, волнения народной толпы, бунты, в которых проявлялась самореализация и тирания бескультурной массы народа, объединения в многолюдные движения вокруг своих лидеров – Разина, Пугачёва, других, ярость, крушение, разбой, крестьянские волнения из-за новых реформ. Вместе с этим самореализация Руси и России создавала свою сначала хри- стианскую культуру, отчасти самобытную, а со временем все более смешиваемую с западными образцами. Так развивалась и развивается первая ветвь событий.

Вторая ветвь имеет тот же характер, что было и есть во все времена на всем православном востоке и в православной Ев- ропе. Отшельничество, затворы, тихая и скромная жизнь в многолюдных монастырях, при видимом епископстве скрытое подвижничество, почти схима, странники, юродивые, благо- честие во всех слоях общества с верностью Христу, Церкви, преданностью семье, крестьянской общине, Отечеству. Во всём – христианская сила веры, любви, упования. Во всём – крестоношение, жизнью читаемое Евангелие и чаяние Царства Небесного в будущем веке. Во всем – в кротости, смирении

220


 

 

и молитвенности лелеяние Царства Божия внутри себя. Цар- ства, обретаемого в каждом таинстве. И так – до нашего вре- мени и дальше, сколько ни предстояло еще жить на земле.

Что же происходит в первой ветви событий, в которой ин- дивид реализует себя?

Мужской индивид после бурных событий разных прояв- лений тирании на всех уровнях общественного устроения смещается в сторону самореализации в ремесле, предприни- мательстве, разных направлениях культуры, армии, флота, по третьему свойству индивида – в усилиях объединитель- ных, создания во всей Российской империи государственных структур и образований.

Вся эта деятельная доминанта ведет к оскудению во всех слоях общества религиозной ревности, на фоне общего опаде- ния мужской силы и характера. Мельчает мужское население России, гаснут в нем нравственные силы, кроме тех моментов, когда нужно встать и подняться на защиту Отечества от внеш- них сил. В мирное время и время внутренних междоусобиц и гражданской войны много худого, темного, предательского от- крывается в людях.

Во всех этих внешних и видимых событиях все большую силу приобретает отвержение и отрицание индивидом лич- ности в себе, незаметный для сознания перевод отношений с Богом из отношений веры в простую религиозную функцию, которой постепенно отдается время и место по остаточному принципу у одних людей или в рамках распорядка, удержива- емого религиозным долгом, у других. Отношения с ближни- ми и соотечественниками переводятся из области заповедей в область общественных механизмов, регулирующих поведе- ние людей – чувство приличия, правила поведения, душевный страх опрофаниться. Это укрепление позиций индивида перед личностью из поколения в поколение приобретает все  более

221


 

 

характер закрепления навсегда. Индивид делает себя недося- гаемым для Бога, но открытым для некоторой подмены в себе религиозным оживлением. Такое оживление религиозности независимо от вероисповедания нужно антихристу. И дух вре- мени сегодня активно трудится над этим во всем мире.

Что же происходит в России в первой ветви развития со- бытий?

В 17-м веке начинаются в мире порывы женской самореа- лизации и тирании в высших органах власти. В России в это время на царский трон восходит Софья Алексеевна на вре- мя малолетства двух царей-братьев Ивана V и Петра 1. Через 7 лет ее сменяет Петр 1, а после него в 17-м веке начинается сплошная полоса женского самодержавия в России.

При ослаблении нравственных сил в мужском населении России доминирование женщины начинает с высшего слоя общества проникать в народ. Тревогу об этом поднимает Островский, написав драму «Гроза», где девица настаивает на своих греховно-индивидных правах вплоть до самоубийства. Брожение умов в обществе, чувственных стихий в молодежи в конечном итоге, особенно с революцией 17-го года, высво- бождает женщину из патриархального уклада и дает ей рав- ные права с мужчинами. Активно и неудержимо, как знамение времени, начинаются процессы, которые получили  название

«эмансипации женщин». Раньше такого названия не было, по- тому что явление такое для России, да и для всего мира совсем новое.

Получив равные права с мужчинами, женщина получает личную свободу в тирании и самореализации. При этом па- триархальный и богозданный образ жены в одних предан те- перь забвению, у других с возмущением отвергнут, третьим просто привычно и удобно оставаться в создавшемся положе- нии вещей. Семья, утратив силу патриархальности, активно

222


 

 

разрушается. Ее удерживают только плотяно-чувственные, душевные и материальные отношения. В борьбе индивидов за права, власть и доминирование в семье это слишком слабые заступники того, что Бог ждет от семьи.

С рождением детей женская самореализация и тирания вся поворачивается к чувственным отношениям с детьми. До та- кой степени, что мужья с какого-то времени делаются не очень нужными, потом становятся помехой в обладании детьми и в итоге ненужными совсем. Трагедия в том, что мужьям, утра- тившим нравственное в себе, в котором только и лежит образ и сила мужа и отца, такое положение вещей для многих ока- залось на руку. Еще со школы и с детских лет, проведенных в такой же бессильной и безобразной семье, сделавшись людь- ми средними или внешними, они даже вообще не ищут в себе внутреннего нравственного человека.

Мамочки и мамы, разведясь с мужьями и оставшись один на один с одним-двумя детьми, если иногда и говорят, что де- тям нужен отец на один день в неделю или в две недели, но реально не понимают, зачем. Чувство подсказывает, но разу- мения и сознания уже нет. Сами мужья присутствуют в семьях уже не ради отцовства и не ради того, чтобы быть мужем в его нравственно-внутреннем устроении. Биологические, душев- ные и материальные обязательства и потребности и религи- озная связанность венчанием – это единственные удержатели семьи. Увы, во многих случаях до поры до времени.

В несостоявшихся семьях, где нет отцов, или полу-состояв- шихся, где отцы есть, но они не отцы и не мужья, в условиях доминирующих детского сада и особенно школы, в окружении женщин в семье и вне семьи, в школе, а у современного дет- ства нет другого окружения, кроме женского, дети растут, не имея живого образа матерей и отцов. Вместо матерей – мамы или мамочки, которые живут чувственной привязанностью

223


 

 

к детям, превращая их в предмет чувственного потребления, без которого у них и жизни нет. Вместо отцов – в лучшем слу- чае папы. Папам свойственно жить, как и мамам, сегодняш- ним состоянием детского развития и детских дел. Но и на это у большинства пап хронически не хватает времени. Они не хозяева своего положения на земле, тем более в исторической перспективе. Но и папы – редкость, по преимуществу сегодня есть папочки, прилепившиеся к детям чувственными отноше- ниями. Сами они кроме подобных в своем детстве другого и не знали. И то, если у них были собственные папочки. Сегодня большинство детей без пап растут.

Женская эмансипация захватила все пространство жизни детей, отодвинув мужчин, мужской образ и мужскую силу в небытие, в нечто не существующее. И тогда на этом фоне в жизнь детей, подростков и молодежи ворвались экранные образы ковбоев, суперменов, единоборцев, злодеев, разврат- ников, суперзвезд полуженского вида. Свято место пусто не бывает. Детство и отрочество прилепилось к этим образам, не имея что им противопоставить. При том, что в их окружении живых мужчин, которые хотя бы на какое-то время были бы заняты ими, таких мужчин нет. Образ живых мужчин – это взрослые люди, занятые чем-то своим, и им нет дела до незна- комых для них детей. Они стремительно бегут мимо в своих машинах, в метро, на улицах. Никуда не бегут только группы пьяниц, да валяющиеся с перепоя. Но и они живут не мыслью о детях, отроках, юности. Что делают взрослые мужчины на предприятиях, в учреждениях, какие они там и кто они там, этого детство и юность не знают. В итоге из поколения в поко- ление формируется человек, ничего не подозревающий о вну- треннем нравственно-трудовом человеке. Взрослые мужчины не подозревают о таких детях, дети и отроки не подозревают о таких мужчинах.

224


 

 

Разделяй и властвуй. Так действует дух времени. И все, кто с ним согласны, чтобы его силой добиваться своей успеш- ности и своего успеха в мире сем. И это независимо, где – в Церкви, в ограде Церкви или вне ее.

Так период женского равенства с мужчинами, время жен- ской эмансипации – тирании и самореализации, т. е. потери Божьего образа жены, подготавливает период следующий – молодежной свободы. Возраст 17–35 лет делается ведущим в мире. Сейчас старшее поколение предоставляет им все права, возвышает их, открывает возможности деятельной самореа- лизации, активно поддерживает молодежные объединения, в допустимых рамках. Придет время, и тирания юности вырвет- ся на свободу. И это будет юность не просто внешнего и сред- него человека, это будет юность, сформированная в интер- нет-развязках сегодняшних интернетных зрелищ, общений и технологий. На это направлена сегодня вся компьютеризация не только жизни, но особенно компьютеризация детства. Не только школьная и вузовская компьютеризация, но особенно компьютеризация младенчества до семи лет. А этой компью- теризацией заняты уже мамы и мамочки, папы и папочки в семьях и в родственных подарках друг другу разных компью- теров и телефонов. И это на фоне утраты в детях и отроках всех пяти свойств сыновства.

«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» в итоге обернется тотальной катастрофой человечества. Но этого не слышит внешний и средний человек, да и не может слышать. Он жизнью о другом и другим живет.

 

 

225


 

 










Тайна зла

В происхождении ангелов и людей лежит непознаваемая нами страшная тайна зла и беззакония. Священное Писание говорит о трех видах происхождения: творение, произведение и рождение. Ангелы и первый человек Адам сотворены. Ева произведена от Адама. И дети не сотворены, не произведены, но рождаются от родителей. Во всех трех случаях происхож- дения Бог по Своей совершенной благости и любви дарует происходящим дар совершенной свободы. Малейшее ограни- чение этой свободы немедленно прекращало бы всесовершен- ство любви Бога. Но всесовершенна любовь Бога и совершен- на свобода, дарованная Им ангелам и людям.

Поэтому ангелы и люди в этом даре свободы имеют воз- можность направлять свою жизнь во всех четырех ее направ- лениях: вперед-назад, направо-налево.

Вперед – это оставаться в любви Божией, «и в любви Моей,

– говорит Господь, – как и Я пребываю в любви Отца Моего». (Ин. 15, 10). Назад – это жить «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2, 2). Направо – это «приклоните ухо и послушайте моего голоса (пророка)» (Ис. 28, 23), «племя Мое» (Ис.51, 4), «приидите ко Мне» (Ис. 55, 3). Тогда на Страш- ном суде Господь «поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую» (Мф. 25, 33). Налево – «завет Мой, завет жиз- ни и мира, и Я дал его Левию (от которого происходит одно из колен левитов, поставленных Богом на священническое служение), дал ему для страха, и он боялся Меня и благого- вел пред именем Моим, в мире и правде он ходил со мною и многих отвратил от греха, он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего» (Мал. 8, 4-6, 8), как и «некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли скорбям» (1 Тим. 6, 10).

226


 

 

Часть ангелов, будучи духами, в едином акте восстания тем, чем они были, восстанием духа отпали от Бога. Ева в свободе произволения скользит умом и совестью в соблазн, сплетае- мый змием в разговоре с нею. Соблазн превращается в порчу совести и в неразумеваемую для нас и незаметную для самой Евы перемену личности в индивид. С этим и в таком состоя- нии обращается Ева к Адаму. Силою соблазна, исходящего от испорченной совести и ума, она соблазняет, т. е. приводит к порче стремления Адама. В согласии с нею он уклоняется от единения с Богом и в поступке преступления заповеди Бога порывает отношения твари со своим Творцом. Он делает это силою стремления к соблазну «быть как боги». Делает в сво- бодном произволении. В итоге рождается в Раю произвол тва- ри, не изменяемый уже никакими силами и действиями. Если только Сам Бог в лице Сына Божия, в лице Творца, не совер- шит искупления Адама из этого греха.

Дети же, рождаясь от родителей, как индивид от индивида несут в себе возможность вступать в пререкания с родителями и с подросткового возраста, когда пробуждается в них стрем- ление к самостоятельной жизни, они в своем свободном про- изволении могут пойти в любое из четырех движений жизни – вперед-назад, направо-налево. Мы видим, как в наше время начинается и нарастает в подростковом и юношеском возрас- те почти сплошной произвол. Без сыновства, мимо отцовства и материнства. С глубоким неведением в развращенной своей душе патриархальности, верноподданности и святости.

Так вместе с сотворением открылась способность восста- ния и отпадения части ангелов от Самого Творца. После про- изведения Евы из чресл Адама открылся соблазн и сила его в отношениях Евы и Адама. Ева оказалась сильнее. Как и ныне индивидная тирания и самореализация женщины в близких и личных отношениях с мужчиною и с его тиранией и самореа- лизацией оказывается средствами женского соблазна сильнее.

227


 

 

Это явно среди взрослых, но еще более откровенно и прямо происходит в обращении между собою девочек и мальчиков в школе. А в последние пятьдесят лет порча, производимая чувственным соблазном, вошла в отношения мамочек и их сы- ночков, уничтожая в последних все возможные и невозмож- ные мужские силы. В результате этим сыночкам уже и 30, и 40 лет, а они все еще недееспособные мужчины. Неудивитель- но происходящее отсюда такое масштабное изменение поло- вой ориентации в современных людях.

И наконец, само рождение детей от родителей несет в себе возможность пререкания детей с родителями, завершающееся тем же, чем закончились отношения части ангелов с Богом. У ангелов – отпадением, у детей – произволом.

Но собственно суть страшной тайны беззакония не столь- ко в этом, сколько в возможности в недоведомых глубинах че- ловека оборота его свободы от личности к индивиду. Оборот свободы. Никто не знает, как он происходит. Никто не знает, в ком может он произойти, в ком нет. «Мы не знаем, о чем мо- литься, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас возды- ханиями неизреченными. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подоб- ными образу Сына Своего» (Рим. 8, 26–29). В этих словах апо- стола ничего не говорится о самой тайне беззакония и о том, почему и как остаются те, кого она не коснулась. Апостол го- ворит только о том, что знает, в ком совершился превратный оборот свободы, а в ком нет, что знает только Бог.

В Деяниях есть слова: язычники «уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13, 8). То есть сохранились в возможности личности помощью Божией вос- стать из плена индивида. Оборот свободы в сторону индивида

228


 

 

хотя и совершился в них как акт грехопадения Адама и Евы, однако не был самодовлеющим. Власть и сила соблазна, со- блазнять и быть соблазняемым, хотя и вошла в них, однако не стала абсолютной.

В Деяниях же «Анания, муж благочестивый, сказал Савлу:

«Бог отцов наших предизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его. Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.». Когда же я, (говорит апостол Павел) возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и уви- дел Его (Христа), и Он сказал мне: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22, 12–14, 18, 21). Здесь мы въяве слышим о тех, в ком произошел, оборот свободы и привел к неизменной власти тайны беззакония, а в ком произошел все же с возможностью изведения из неё.

Апостол Петр в Деяниях говорит о себе и десяти учениках, кроме Иуды, называя всех «предизбранными от Бога, которые с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10, 41). Пророк Иезекиль говорит: «И было ко мне слово Господне: если и четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зве- рей, и моровую язву пошлю на Иерусалим,  чтобы истребить в нем людей и скот, и если бы нашлись в этой земле три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души, и не спасли бы ни сыновей, ни дочерей (той земли).» (Иез. 14, 21, 14, 16). «И тогда останется остаток, сы- новья и дочери, которые будут выведены оттуда. Они утешат вас, когда вы увидите поведение их и дела их; и узнаете, что Я не напрасно сделал все то, что сделал, говорит Господь Бог»

(Иез. 14, 22–23).

«Итак, молитесь, чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (2 Фес. 3, 2). Так завер- шает эту выжимку апостол Павел.

 

229


 

 

В итоге в силу оборота свободы на небе явилось два вида ангелов: верных и падших, на земле – два вида мужей и жен: патриархальных, верноподданных, живущих святостью и противоположных тому, и два характера детей, первые из них Авель и Каин.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.154 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь